События, описанные в этой главе, обязывают нас оглянуться назад.
I. Мы уже читали о женщине сонамитянке, которая благотворила Елисею; а здесь мы узнаем, как она вознаграждается за свою доброту: сначала ей дает полезный совет Елисей, а затем царь оказывает ей милость ради пророка (ст. 1−6).
II. Мы уже узнали, что Азаилу было суждено стать царем Сирии (3Цар 19:15), и здесь находим сообщение о его восхождении на престол, как он силой проложил путь к таковому, умертвив своего господина (ст. 7−15).
III. Мы уже читали о царствовании Иорама над Иудой вместо своего отца Иосафата (3Цар 22:50), а теперь узнаем краткую печальную историю его недолгого нечестивого правления (ст. 16−24), а также начало истории царствования его сына Охозии (ст. 25−29).
Стихи 1−6. Здесь мы узнаем:
I. Как нечестие Израиля было наказано длительным голодом одним из тяжких судов Божьих, угроза о которых звучит в законе. Ханаан земля плодородная превратилась в солончатую, за нечестие живущих на ней. Голод в Самарии, связанный с осадой, быстро прошел, когда таковую сняли, но ни наказание, ни милость не произвели на израильтян должного впечатления, и поэтому призвал Господь голод еще раз, ибо, когда Бог судит, Он победит. Если меньшие суды не привели людей к покаянию, то Господь пошлет суд более серьезный и длительный. В Его распоряжении любой суд, и таковой придет, когда Бог призовет. Сначала через Своих служителей Господь призывает людей к исправлению и послушанию, а если мы не обращаем на эти призывы внимание, то нас ждет та или иная кара, которую призовет Бог, ибо Он желает быть услышанным. Упомянутый здесь голод длился семь лет как и голод во времена Илии; ибо если люди хотят идти против Господа, то Он растопит печь еще жарче.
II. Как вознаграждена доброта сонамитянки по отношению к пророку: во время голода о ней позаботились; чудесное обеспечение пищей, как в ситуации с вдовой из Сарепты, не подразумевалось, но (1) сонамитянка получила известие о голоде до того, как он наступил, чтобы подготовиться должным образом, а вместе с известием и указание перебраться в какую-нибудь другую страну; где угодно, только не в Израиле, она найдет изобилие. Еще во времена Иосифа заблаговременное извещение о голоде дало огромное преимущество Египту, подобным же образом посчастливилось и сонамитянке. Другим тоже придется в конечном счете переехать, но это произойдет после долгих страданий от голода, они истратят все свое состояние и не смогут устроиться на новом месте на таких же благоприятных условиях, как сонамитянка, перебравшаяся раньше до того, как в другие страны устремились толпы людей; к тому же она прихватила с собой неистраченные еще запасы. Предвидеть беду большая удача для нас, а если мы, узнав о грозящей беде, стараемся укрыться от нее, то проявляем мудрость.
(2) Провидение помогло ей хорошо устроиться в земле Филистимской, жителей которой Давид хотя и покорил, но полностью не искоренил. По-видимому, голод коснулся исключительно Израиля, а в других примыкавших к нему странах было в то же время изобилие; данное обстоятельство явно указывает на непосредственное участие в этом Божьей руки (как было в ситуации с казнями египетскими, когда проводилось различие между египтянами и израильтянами) и свидетельствует, что грехи сынов Израилевых, которых этот голод безжалостно уничтожал, раздражали Господа больше, чем грехи их соседей; ибо израильтяне исповедовали, что имеют к Богу особое отношение. Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши (Ам 3:2). В других странах выпадал дождь, которого совсем не было в Израиле; на их поля не нападала саранча и гусеницы, тогда как в Израиле эти вредители съели все; ибо существует мнение, что речь идет о голоде, упоминаемом Иоилем (Иоиль 1:3−4). Странно, что при всем изобилии в соседних странах никто не занялся ввозом зерна в землю Израиля, ведь тогда ее жителям не пришлось бы переезжать; но поскольку они потеряли разум от своих идолов, то не додумались до простого решения в целях защиты интересов граждан своей страны.
III. О прошении сонамитянки, с которым она обратилась к царю по возвращении; причем время обращения оказалось благоприятным.
1. Когда голод закончился, возвратилась эта женщина из земли Филистимской; эта страна перестала быть подходящим местом жительства для израильтянки, равно как и отпала необходимость оставаться в ней, ибо там она не смогла бы соблюдать новомесячие и субботу, как привыкла делать на своей земле поблизости от пророческих школ (4Цар 4:23).
2. По возвращении она обнаружила, что ее лишили принадлежащего ей имения, которое было либо конфисковано в пользу государства, либо присвоено в ее отсутствие кем-то из соседей; или, возможно, она доверила управление человеку, который оказался нечестным и не собирался возвращать имение законной владелице или не желал явиться к ней с отчетом о прибыли так трудно найти людей, на которых можно положиться в день бедствия (Притч 25:19; Мих 7:5).
3. С прошением о возвращении имения она обратилась к самому царю; ибо, по-видимому (что весьма похвально для него), доступ к нему был простым и он сам знакомился с жалобами своих пострадавших подданных. Было время, когда эта женщина чувствовала себя в безопасности, живя среди своего народа, и у нее не возникало повода, чтобы о ней говорили с царем или с военачальником (4Цар 4:13). Но теперь, когда свои же близкие друзья, которым она доверяла, оказались нечестными и недоброжелательными, она с радостью обратилась к царю с жалобой на них. Творение не может дать нам уверенность, что не подведет нас, когда мы сильнее всего на него полагаемся; а помочь сможет то, в чем, как нам казалось, мы никогда не будем нуждаться.
4. Она застала царя беседующим с Гиезием о чудесах Елисея (ст. 4). К стыду царя, он только сейчас заинтересовался таковыми, тогда как мог узнать о них от самого Елисея, когда тот совершал их, если бы сознательно не закрывал глаза на убедительные доказательства миссии пророка. Тем не менее похвально, что хотя бы теперь его отношение улучшилось и он готов говорить об этом с владеющим достоверной информацией прокаженным, чтобы не оставаться в неведении. Закон не запрещал общения с прокаженными, не позволяя лишь жить вместе с ними. В Израиле в то время священников не было, и, наверно, царь или кто-то по его поручению осматривал прокаженных и делал заключение, благодаря чему царь мог познакомиться с Гиезием.
5. Удачное совпадение событий по времени благоприятствовало как рассказу Гиезия, так и обращению женщины. Мы должны видеть руку Провидения в распоряжении обстоятельствами событий, ибо некоторые из них, длящиеся всего минуту, имеют важные последствия, как в данном случае, ибо:
(1) Когда непосредственные участники событий подтвердили рассказ Гиезия, царь охотнее поверил ему: «это та самая женщина и тот самый сын ее, пусть они сами расскажут» (ст. 5). Таким образом Бог просто заставил Царя поверить в то, в чем он мог засомневаться, если бы выслушал только Гиезия, прослывшего лжецом (свидетельством чему служила его проказа).
(2) Благодаря этому стечению обстоятельств царь с большей готовностью откликнулся на просьбу женщины; ибо кто откажет в благосклонности людям, пользующимся такой благосклонностью небес, и не поддержит жизнь, данную и подаренную вновь благодаря чуду? Учитывая это, царь распорядился, чтобы женщине вернули землю вместе с доходом, который она принесла в отсутствие владелицы. Если земля и прибыль были конфискованы в пользу самого царя, то в полном возмещении таковых он проявил благородство и доброту. Он не желал (в отличие от фараона во времена Иосифа) обогащать царство за счет своих подданных, попавших в беду. Если же собственность женщины захватил кто-то другой, то, вернув ее владелице, царь совершил акт правосудия и сделал то, что входило в его обязанности по должности (Пс 81:3−4; Притч 31:9). Для власть предержащих мало не делать зла самим, но они должны защищать права пострадавших.
Стихи 7−15. I. Наверно, нас интересует, что привело Елисея в Дамаск, главный город Сирии. Был ли он послан к кому-то, кроме погибших овец дома Израилева? По-видимому, да. Возможно, он нанес визит новообращенному Нееману, чтобы утвердить того в выборе истинной религии, что было так необходимо теперь, когда он оказался не у дел (ибо, предположительно, начальником сирийского войска стал Азаил). Нееман либо сам ушел в отставку, либо его отстранили от руководства, так как теперь он не кланялся в доме Риммона или кланялся без прежнего усердия. Существует мнение, что Елисей ушел в Дамаск по причине голода или, более вероятно, отправился туда, подчинившись распоряжениям, которые Бог дал Илии: «пойди... в Дамаск и помажь, ты сам или твой преемник, Азаила в царя» (3Цар 19:15).
II. Наверно, наше внимание привлек тот факт, что Венадад великий, богатый и могущественный царь, заболел. Ни честь, ни богатство, ни власть не могут уберечь людей от недугов и бед обычных явлений в человеческой жизни; дворцы и престолы открыты для болезней и смерти так же, как и жалкие лачуги.
III. Наверно, нас удивляет то обстоятельство, что, заболев, царь Сирии пожелал услышать пророческое слово от Елисея.
1. Царю сразу сообщили, что человек Божий (ибо именно под этим званием Елисей был хорошо известен в Сирии с тех пор, как исцелил Неемана) прибыл в Дамаск (ст. 7). «Как нельзя кстати, говорит Венадад, пойди... и вопроси Господа чрез него». Когда царь был здоров, то поклонялся в доме Риммона, а теперь, заболев, он не доверяет своему идолу, а посылает вопросить Бога Израилева. Скорби приводят к Господу тех, кто относился к Нему легкомысленно, пока процветал; подчас болезни открывают людям глаза и помогают избавиться от заблуждений. Это обстоятельство тем более примечательно, потому что (1) не так давно царь Израиля, заболев, посылал вопрошать божество аккаронское (4Цар 1:2), как будто не было Бога в Израиле. Следует заметить: подчас Господь побуждает иноземцев приносить честь, в которой Ему отказал, отвратившись от Него, Его собственный народ, заявлявший о своей вере в Него.
(2) Не так давно Венадад посылал огромное войско, чтобы расправиться с Елисеем как с врагом (4Цар 6:14). Теперь же он обходится с ним учтиво как с пророком. Следует заметить: наряду с другими свидетельствами изменений, происшедших в душе человека под влиянием болезни и скорби, зачастую меняется его отношение к Божьим служителям, и тогда он начинает ценить советы и молитвы тех, кого раньше ненавидел и презирал.
2. Чтобы оказать пророку честь:
(1) Царь посылает своих людей к нему, а не за ним, словно, подобно сотнику (см. Мф 8:5−9), считая себя недостойным, чтобы человек Божий вошел под кров его.
(2) Царь отправляет к Елисею премьер-министра своего государства, а не простого посланника. Самые великие люди не должны считать унижением почтительное отношение к пророкам Господа. Азаилу надлежит пойти и встретиться с Елисеем в том месте, где он назначил встречу своим друзьям.
(3) Царь посылает ему достойный дар из всего лучшего в Дамаске, причем такой большой, что нагрузили сорок верблюдов (ст. 9), и таким образом он засвидетельствовал свои чувства к пророку, считая его желанным гостем в Дамаске и заботясь о средствах к существованию во время странствия. Вероятно, Елисей принял дар (почему бы и нет?), хотя от Нееманова дара отказался.
(4) Царь велел Азаилу, чтобы тот, обращаясь к пророку, сказал о нем «сын твой Венадад», сообразуясь с традициями израильтян, называвших пророков отцами.
(5) Царь относится к Елисею с уважением, которого достоин человек, знакомый с тайнами небес, и спрашивает: выздоровею ли я? Наше желание узнать о том, что произойдет со временем, кажется вполне естественным, тогда как люди редко задумываются или спрашивают о том, что будет в вечности.
IV. Особого внимания заслуживает то, что произошло между Елисеем и Азаилом.
1. Елисей ответил на вопрос Азаила о выздоровлении царя, ибо речь шла не о смертельной болезни; тем не менее он умрет другим образом не естественной, а насильственной смертью (ст. 10). Существует много путей, чтобы покинуть этот мир; и подчас, избегая одного, человек погибает на другом.
2. Елисей смотрел на Азаила с необычайной тревогой в глазах, пока сам не заплакал и не привел того в смущение (ст. 11). Человеку Божию удалось сконфузить мужа брани. Но о делах Азаила Елисей узнал не по его лицу просто в это время Бог открыл пророку, что произойдет, и это заставило Елисея прослезиться. Чем больше люди способны увидеть наперед, тем сильнейшей скорби они подвергаются.
3. Когда Азаил спросил Елисея, почему он плачет, тот ответил, что предвидит, какое большое зло принесет Азаил Израилю Божию: разрушит твердыни и будет жестоко уничтожать мужчин, женщин и детей (ст. 12). Грехи Израиля побудили Бога предать израильтян в руки злейших врагов, тем не менее Елисей плачет при одной мысли о страданиях своих соотечественников; ибо, хотя пророк и предсказал, сам он не желал бедственного дня. Видите, какое опустошение приносит война, какое опустошение причиняет грех и как сильно изменилась природа человека в результате грехопадения: в нем не осталось гуманности.
4. Азаил очень удивился этому предсказанию и сказал: что такое раб твой, пес, чтобы мог сделать такое большое дело? (ст. 13). Он называет это дело большим, потому что (1) для его совершения требуется большая власть, которой обладает только коронованная особа. «Одержать такую победу над Израилем под силу лишь могущественному монарху, значит, речь идет не обо мне». Многие достигли таких вершин власти, о которых даже не думали, и зачастую власть оказывается во вред им (Еккл 8:9).
(2) Это крайнее проявление варварства, на которое способен лишь тот, кто совсем лишился чести и достоинства. «Поэтому, говорит Азаил, никогда я не найду в своем сердце вины за это дело; что такое раб твой, пес, чтобы разрывать на части и пожирать? Я же не собака, чтобы делать это». Видите:
[1] Какое плохое мнение он имел о грехе; Азаил считал его огромным злом, на которое способен дикий зверь, хищник, но не человек. Следует заметить: вполне может быть, что нечестивец под влиянием обличающей и сдерживающей его природной совести заявляет о своем сильном отвращении к греху, тем не менее впоследствии легко примиряется с ним.
[2] Какого хорошего мнения он был о себе гораздо лучшего, чем заслуживал; Азаил считал, что не способен на варварские деяния, которые предвидел пророк. Следует заметить: мы склонны думать, что хорошо вооружены против грехов, которым впоследствии уступаем; так было и с Петром (Мф 26:35).
5. В ответ на это Елисей лишь сказал Азаилу, что он станет царем Сирии; тогда у него появится власть делать все, что душе угодно. Почести изменяют нрав и повадки людей, причем чаще всего к худшему. «Ты не знаешь, что захочешь сделать, когда придешь к власти, я же тебе говорю, чего именно ты пожелаешь». Люди незначительные и незнатные в мире не могут представить, сколь сильно искушение властью и преуспеванием, и если они таковых когда-нибудь достигнут, то смогут убедиться, как лживы были их сердца и насколько они оказались хуже, чем о них думали.
V. Какое зло после этого причинил Азаил своему господину. И если поводом к этому поступку послужило услышанное им от Елисея, то виноват сам Азаил, а не слово.
1. Он подло обманул своего господина и исказил сказанное пророком: он говорил мне, что ты непременно выздоровеешь (англ. пер., ст. 14). Это было мерзкой ложью, потому что Елисей сказал, что царь умрет (ст. 10). Действуя нечестно и вероломно, Азаил утаил это либо потому, что не хотел вывести царя из себя плохой новостью, либо потому, что неведение царя способствовало более легкому осуществлению кровавого замысла, который возник у него, когда Азаил узнал, что станет преемником Венадада. И дьявол губит людей, когда внушает им, что они скоро выздоровеют и дела пойдут хорошо; он убаюкивает их до состояния беспечности, тогда как нет ничего более фатального. Азаил причинил вред царю, который, не получив предупреждения, не смог подготовиться к смерти, и навредил Елисею, которого могли счесть лжепророком.
2. Азаил жестоко убил своего господина и таким образом исполнил слово пророка (ст. 15). Он погрузил плотную ткань в воду и положил ее на лицо царя под предлогом, что хочет охладить и освежить его, но сделал это так, что тот не мог дышать и вскоре задохнулся, поскольку был слаб (не в состоянии помочь себе) или, наверно, спал. Жизнь величайших людей подобна мыльному пузырю, а правители сильно рискуют стать жертвой насилия. Азаил, который был доверенным лицом Венадада, стал его убийцей; и существует мнение, что на него не пало подозрение и правда так и не всплыла наружу только лишь из-под пера вдохновленного свыше историка. Мы находим (3Цар 20 гл., что надменный монарх Венадад, как сильный, был ужасом на земле живых, тем не менее и он сошел в преисподнюю... и осталось беззаконие его на костях его (Иез 32:27).
Стихи 16−24. Здесь приводится краткое описание жизни и царствования Иорама одного из самых нечестивых царей Иуды, хотя он был сыном и наследником Иосафата одного из лучших. Следует заметить:
(1) Родители не могут дать своим детям благодать. Многие отличавшиеся благочестием испытывали скорбь и стыд, видя нечестие и пороки тех, кто произошел из их чресл. Да не сочтут это странным семьи, которым приходится переживать нечто подобное.
(2) Если дети благочестивых родителей оказались нечестивцами, то они, как правило, хуже остальных. Нечистый дух приводит с собой семь других, злейших себя (Лк 11:26).
(3) Подчас народ несет заслуженное наказание в виде плохого правительства и бед, с ним сопряженных, за то, что пренебрегал благословениями и преимуществами при благочестивом царе. Что же касается Иорама, то примите во внимание:
I. Общее представление о его нечестии, которое здесь дается: и ходил путем царей Израильских, как поступал дом Ахавов (ст. 18). Что может быть хуже? Особенности его характера были обусловлены плохим примером, которому он следовал, ибо люди соответствуют обществу, в котором вращаются, и являются копиями своих образцов для подражания. Самая фатальная ошибка молодых людей заключается в неправильном выборе тех, чьего одобрения они ищут, чьими мерками пользуются и чьим мнением дорожат, когда оценивают себя. Иорам выбрал в качестве образца для подражания дом Ахавов, а не дом своего отца, и этот выбор стал для него губительным. Мы располагаем подробным описанием его нечестия: убийства, идолопоклонство, гонения все плохое, что только может быть (2Пар 21 гл.)
II. Что стало причиной его нечестия. Отец Иорама был очень благочестивым человеком и, вне всякого сомнения, позаботился преподать ему верные знания о Господе. Тем не менее (1) Иосафат совершил ошибку, когда женил своего сына на дочери Ахава; ничего хорошего не выйдет из союза с семьей идолопоклонников только зло могла принести Гофолия истинная дочь своей матери Иезавели. Вырождение древнего мира началось с неравных браков верующих с безбожниками. Не подходящие друг другу пары уже наполовину погубили себя.
(2) Сомневаюсь, что Иосафат был прав, когда сделал Иорама царем еще при своей жизни. Здесь говорится, что Иорам начал царствовать в царствование Иосафата (англ. пер., ст. 16); таким образом его гордыня была удовлетворена (а это самое пагубное для молодых людей), а честолюбие взлелеяно, тогда как отец надеялся, что, ублажая своего сына, поможет ему исправиться, но при этом навлек проклятие на собственную семью, как в свое время Илий, который знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их. Иосафат однажды поставил этого нечестивого сына своим наместником, когда сам отправился с Ахавом в Рамоф Галаадский, и на этом основании второй год Иорама (4Цар 1:17) отсчитывается от семнадцатого года Иосафата (3Цар 22:51); но впоследствии на двадцать втором году своего правления Иосафат сделал Иорама соправителем, и именно отсюда должен идти отсчет восьми годам царствования Иорама, за три года до смерти отца. Для многих молодых людей вступление во владение наследством в столь раннем возрасте оказалось пагубным. И Самуил ничего не выиграл от того, что поставил сыновей своих судьями.
III. Обличения со стороны Провидения, которым подвергался Иорам за свое нечестие.
1. Восстали идумеи, подвластные царям Иуды со времен Давида на протяжении около 150 лет (ст. 20). Иорам пытался подчинить их и нанес им поражение (ст. 21), но не смог воспользоваться одержанной победой, чтобы восстановить господство над ними: и выступил Едом из-под руки Иуды (ст. 22); и после этого идумеи стали злейшими врагами иудеев, как очевидно из пророчества Авдия и Пс 136:7. Теперь-то и исполнилось пророчество Исаака о том, что старший Исав будет служить младшему Иакову, но со временем воспротивится и свергнет иго его с выи своей (Быт 27:40).
2. Восстала Ливна. Речь идет о городе в самом сердце Иуды, о городе священников; жители Ливны вышли из-под власти царя, потому что он оставил Господа Бога и принуждал их к тому же (2Пар 21:10−11). Они учредили для себя независимое положение, чтобы сохранить религию. Возможно, и другие города поступили так же.
3. Царствование Иорама было коротким. Бог умертвил его в расцвете дней, когда ему было всего сорок лет, и правил он лишь восемь лет. Кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих.
IV. Милостивую заботу Провидения о сохранении царства Иуды и дома Давидова, несмотря на отступничество и бедствия времен царствования Иорама: однако ж не хотел Господь погубить Иуду (ст. 19). Он с легкостью мог бы это сделать и поступил бы справедливо, ничего не теряя при этом, но не захотел ради Давида, причем не из-за каких-то его заслуг, которые обязывали бы Господа поступить с его домом милостиво, а благодаря обетованию о том, что у него всегда будет светильник (то есть династия царей, наследующих власть из поколения в поколение, чтобы его имя сияло в веках подобно светильнику, который горит, так как в него постоянно подливают свежее масло) и его род не угаснет, пока не родится Мессия, Сын Давидов, на Котором будет висеть вся слава дома Отца Его и в Чьем вечном царстве исполнится обетование, данное Давиду: поставлю светильник помазаннику Моему (Пс 131:17).
V. Как закончилось это бесславное и нечестивое царствование (ст. 23−24). Здесь об этом ничего особенного не говорится, а мы узнаем дальше, что Иорам умер в жестоких страданиях и отошел неоплаканный (2Пар 21:19−20).
Стихи 25−29. Среди обычных людей встречаются такие, о которых говорят маленький человек они ничего собой не представляют, их не ценят и на них мало обращают внимания; точно так же и среди царей найдутся такие, которых по сравнению с остальными можно назвать маленькими царями. Например, описываемый здесь Охозия: с исторической точки зрения он незначителен, а в Божьих глазах отвратителен из-за своего нечестия. Родственные узы между Ахавом и Иосафатом были крепки, доказательством чему служит тот факт, что в их семьях потомкам одновременно давали одинаковые имена; и можно предположить, что таким образом цари старались угодить друг другу. У Ахава было два сына Охозия и Иорам, и престол перешел от одного к другому. А у Иосафата был сын Иорам и внук Охозия, и последний сменил на престоле первого. И хотя в действительности имена не влияют на характер человека, заимствование Иосафатом имен рода Ахавова стало для его семьи дурным предзнаменованием; или же если сам Иосафат побудил Ахава назвать этими именами сыновей, то все равно не смог передать нечестивому роду духовное значение таковых: Охозия схватился за Господа. Иорам Господь высок. Охозия, царь Израиля, правил два года, Охозия, царь Иуды, всего один. Здесь говорится, что родство последнего с семьей Ахава стало причиной:
(1) Его нечестия: и ходил путем дома Ахавова (ст. 27) дома кровожадных идолопоклонников; поскольку матерью Охозии была дочь Ахава (ст. 26), то он «впитал нечестие с молоком». Partus sequitur ventrem — Плод следует за утробой, и можно ожидать, что ребенок будет похож на мать. Когда мужчины выбирают себе жен, они должны помнить, что выбирают матерей для своих детей, и руководствоваться этим при выборе.
(2) Падения Охозии. Иорам, брат его матери, уговорил Охозию присоединиться к нему, чтобы отвоевать Рамоф Галаадский, битва за который стала фатальной для Ахава; фатальной она оказалась и для его сына Иорама, так как во время этого похода он был ранен (ст. 28) и вернулся в Изреель на лечение, оставив свое войско на месте для продолжения военных действий. Охозия тоже возвратился, но отправился в Изреель проведать Иорама (ст. 29). Провидение распорядилось таким образом, чтобы царь, развратившийся под влиянием Ахавова дома, погиб вместе с ним, когда мера беззаконий последнего наполнилась (об этом мы узнаем в следующей главе). Если кто-то участвует вместе с грешниками в их грехах, то пусть будет готов разделить с ними и наказание.
толкование Мэтью Генри на четвертую книгу Царств, 8 глава