Данная глава описывает:
(I) Как дальше Ииуй исполнил данное ему поручение. Он истребил:
(1) Всех сыновей Ахава (ст. 1−10); (2) всех его родственников и близких (ст. 11−14,17); (3) идолопоклонство Ахава. Он взял Ионадава свидетелем его ревности, направленной против идолопоклонства (ст. 15−16), собрал всех поклоняющихся Ваалу на праздничное собрание (ст. 18−23) и убил их (ст. 24−25). Затем он упразднил идолопоклонство (ст. 26−28).
(II) Как Ииуй царствовал и руководил.
1. Старое идолопоклонство Израиля и поклонение тельцам сохранилось (ст. 29−31).
2. Это навлекло на Израиль суды Божьи от руки Азаила, которыми и закончился период его царствования (ст. 32−36).
Стихи 1−14. Мы оставили Ииуя, когда он мирно наслаждался владычеством в Изрееле, одержав победу над Иорамом и Иезавелью, а теперь мы должны проследить за его дальнейшими действиями. Он знал, что должен истребить весь дом Ахава, и поэтому продолжил свое кровавое дело, которое совершал основательно и ревностно (Иер 48:10).
I. Воспитатели сыновей Ахава в Самарии отсекли им головы и доставили их Ииую. Ахав имел семьдесят сыновей (или внуков) столько, сколько имел Гедеон (Суд 8:30), и казалось, что при такой численности членов семьи, носивших его имя, она не будет быстро истреблена. Но она была уничтожена сразу же; даже такой колчан, наполненный стрелами, не смог защитить его дом от божественного мщения. Если многочисленные семьи порочны, то не должны надеяться долго процветать. Сыновья Ахава в то время находились в Самарии укрепленном городе, куда их доставили, возможно, из-за войны с Сирией, посчитав безопасным местом, или из-за восстания Ииуя. Вместе с ними находились правители Изрееля, то есть военачальники, служившие при дворе и приехавшие в Самарию ради собственной безопасности или для участия в совете по поводу дальнейших действий. Сыновей младшего возраста сопровождали воспитатели, которым было поручено заниматься их образованием соответственно их происхождению и положению в обществе; но есть все основания опасаться, что в доме отца их воспитали идолопоклонниками и все они поклонялись Ваалу. Ииуй посчитал неразумным приводить свою армию в Самарию для их истребления, но чтобы в этом действии особым образом была явлена рука Бога, сделал воспитателей сыновей их убийцами.
1. Он бросил вызов их друзьям, чтобы те поддержали их (ст. 2−3). «Так как вы искренно желаете добра дому Ахавову и полностью посвятили себя его интересам, то теперь настало время вам заступиться за него. Самария укрепленный город; вы владеете им; в вашем распоряжении находится армия; вы можете выбрать из всей царской семьи наиболее подходящего человека, чтобы он возглавил вас; вы не обязаны выбирать старшего из них, если только он не лучший и достойнейший из сыновей государя. Если в вас присутствует дух, то покажите его и возведите одного из них на престол их отца и защищайте его своей жизнью и состоянием». Это не значит, что тем самым он действительно хотел, чтобы они так поступили, или надеялся, что они это сделают; нет, так он обличал их в трусости и полной неспособности противостать божественным планам. «Сделайте так, если вы осмелитесь, и посмотрим, что из этого выйдет». Кто оставил свою религию, тот часто вместе с ней лишается разума и смелости и заслуживает порицаний.
2. Тем самым он добился их полного подчинения. Вот как благоразумно они увещевали себя: «Вот, два царя не устояли перед ним, а пали жертвами его ярости; так как же нам устоять?» (ст. 4). Поэтому они отправили сказать, что сдаются и подчиняются ему: «Мы рабы твои, твои подданные, и что скажешь нам, то и сделаем, правильно это или нет; мы никого не поставим соперничать с тобой». Они увидели, что нет смысла сражаться с ним, и поэтому решили, что поступят разумно, если подчинятся ему. И более разумно поступим мы, если подобным образом будем увещевать себя покориться великому Богу. Много царей и великих мужей пало перед Его гневом за свое нечестие; так как же нам устоять? Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его? Нет, нам придется либо склониться, либо Он сокрушит нас.
3. Это было сделано для того, чтобы заставить их стать палачами своих воспитанников (ст. 6): «Если вы мои... то возьмите головы сыновей государя своего и придите ко мне завтра в это время». Хотя Ииуй знал: нужно убить сыновей Ахава, но не хотел делать это сам и не ожидал, что они это сделают. Разве смогут они не оправдать оказанное им высокое доверие? Разве смогут поступить так жестоко с сыновьями своего господина? Но, похоже, они так низко поклонились, выражая свое восхищение восходящим солнцем, что сделали это; они отсекли головы семидесяти принцам и отправили их в корзине в качестве подарка Ииую (ст. 7). На этом примере научитесь не полагаться на друга и не доверять руководителю, который не поступает по совести. Вряд ли можно от человека, предавшего своего Бога, ожидать, что он будет верен своему правителю. Но обратите внимание, как праведен Бог в их неправедности. Эти нечестивые старейшины Изрееля слишком покорно исполнили повеление Иезавели убить Навуфея (3Цар 21:11). Похоже, ей нравилось демонстрировать свою власть над ними; и теперь тот же низкий дух сделал их уступчивыми к требованиям Ииуя и готовыми повиноваться его приказу убить сыновей Ахава. Пусть никто не стремится обладать абсолютной властью, чтобы потом не увидеть, что тот же камень спустя какое-то время катится на них. Правители, превращающие свой народ в рабов, становятся на путь, который делает их мятежниками; а совершая насилие над их совестью, как делала Иезавель, они теряют их приверженность. Когда отделенные от тела головы принесли Ииую, он лукаво обвинил в этой мести их палачей. Головы принцев лежали у ворот, разложенные на две груды вполне подходящее место для суда. Там он оправдал народ перед Богом и миром (ст. 9): «Вы невиновны», и, продемонстрировав, что сделали правители Самарии, в некоторой степени оправдал и себя: «Я убил лишь одного, а они убили всех их; я сделал это с определенным умыслом, а они сделали это, чтобы угодить мне из простого послушания. Поэтому пусть народ Самарии или какие-либо друзья дома Ахавова никогда не порицают меня за то, что я сделал, раз их старейшины и воспитатели сирот совершили этот поступок». Довольно часто люди, совершившие низкий поступок, пытаются смягчить свою вину, побуждая других совершить более тяжкое преступление.
(2) Но он считает все это результатом справедливого суда Божьего (ст. 10): «Господь сделал то, что изрек через раба своего Илию». Бог не является творцом греха, совершенного человеком, но даже то, что совершают люди из плохих побуждений, Бог использует для Своих целей и прославляет Свое имя; Он праведен в том, в чем люди неправедны. Когда царь ассирийский стал жезлом гнева Божьего и инструментом Его справедливости, то не так подумало и не так помыслило сердце его (Ис 10:7).
II. Он продолжил уничтожать всех, кто остался из дома Ахавова, не только его потомков, но и всех, кто состоял с ним в родстве всех начальников царского двора и государственных деятелей, подчинявшихся непосредственно ему и здесь названных его вельможами (ст. 11), всех его родственников и знакомых, участвовавших в его злодеяниях, его священников и придворных служителей, которых он нанял для служения идолам, укреплявших его руки, дабы он не свернул со своего злого пути. Совершив все это в Изрееле, он сделал то же самое в Самарии (ст. 17): убил всех, оставшихся у Ахава в Самарии. Это было кровавое дело, и в наше время на него ни в коем случае нельзя ссылаться. Пусть виновные страдают, но из-за них не должны страдать невиновные. Возможно, это ужасное истребление должно было послужить прообразом окончательного истребления всех нечестивцев. У Бога есть меч, который упивается на небесах; он скоро обрушится на народ, Им проклятый, и наполнится кровью (Ис 34:5−6). И тогда не пощадит око Его и не помилует.
III. Когда Ииуй направляется совершить эту казнь, провидение приводит к нему братьев Охозии, и он убивает их (ст. 12−14). Братьев Охозии убили арабы (2Пар 22:1), а это были сыновья этих братьев (как поясняет ст. 8) правители иудейские, служители Охозии. Некоторые обстоятельства сделали их не защищенными для мести, орудием которой в то время стал Ииуй.
1. Они были отраслью дома Ахавова, так как являлись потомками Гофолии, и поэтому поручение, данное Ииую, касалось и их.
2. Они были запятнаны нечестием дома Ахавова.
3. Они направлялись засвидетельствовать почтение наследникам дома Ахавова и узнать о здоровье сыновей царя и царицы, Иорама и Иезавели, а это говорило о том, что их связывало не только родство, но и привязанность. Эти начальники, всего сорок два человека, были определены стать жертвами и убиты торжественно у колодца Беф-Едека. Познан был Господь по суду, который Он совершил.
Стихи 15−28. Ииуй, совершая порученное ему дело:
I. Подружился с благочестивым человеком Ионадавом, сыном Рихавовым (ст. 15−16). Хотя Ионадав был безразличен к этому миру и мало интересовался его делами (что следует из его призыва не пить вина и не жить в городах (Иер 35:6 и далее), обращенного к потомству, которому они религиозно повиновались на протяжении 300 лет), но в связи со сложившейся ситуацией вышел встретить Ииуя, чтобы ободрить в деле, к которому его призвал Бог. Великие люди, если они мудры, в высшей степени ценят одобрение благочестивых людей и согласно ему оценивают себя. Давид молился: «Да обратятся ко мне боящиеся Тебя» (Пс 118:79). Хотя Ионадав не был пророком, священником, левитом, правителем или начальником, но мы можем предположить, что он был известен своим благоразумием и благочестием и уважаем за самоотречение и свой образ жизни, наполненный религиозными обрядами, ибо хотя Ииуй был солдатом, но знал и уважал его. Конечно, он не думал посылать за ним, но, встретив (похоже, в то время он, как всегда, стремительно передвигался), остановился, чтобы поговорить. И в данных стихах рассказывается, что произошло между ними.
1. Ииуй приветствовал его; он благословил его (дословно) и проявил свое уважение, продемонстрировав доброжелательность, которую следовало оказать такому великому примеру трезвого благочестия.
2. Ионадав заверил его в том, что искренне поддерживает его и от всего сердца желает удачи в этом деле. Ииуй продемонстрировал, что сердце его расположено к его сердцу, что он искренне любит этого человека, благоговеет перед венцом этого назорея и желает знать, испытывает ли он такую же привязанность к нему и удовлетворен ли тем, что Бог возложил царский венец на его голову: «Расположено ли твое сердце так?» Этот вопрос мы часто должны задавать себе. «Я благовидно исповедую свою религию, обрел хорошую репутацию у людей, но право ли мое сердце? Искренне ли я люблю Бога?» И сказал Ионадав: «Да» и подал ему руку в качестве залога своего сердца и покорился ему (так воспринималось рукопожатие, 2Пар 30:8), решил сотрудничать и вступил с ним в завет, одобрив тем самым совершаемое им в то время отмщение и реформацию.
3. Ииуй взял его к себе в колесницу, и они вместе поехали в Самарию. Он оказал честь Ионадаву, взяв его к себе в колесницу (так как тот не привык ездить в колесницах, тем более вместе с царем), но еще больше почестей принял от него, получив одобрение своей работы. Все здравомыслящие люди будут думать лучше об Ииуе, если увидят рядом с ним в колеснице Ионадава. Не в первый раз благочестие одних служило благу других, когда предприимчивые люди укрепляли свои позиции, привлекая на свою сторону благочестивых людей. Ионадав был незнаком с приемами плотской мудрости, а жил в простоте и богоугодной искренности, и поэтому, раз Ииуй был слугой Бога и врагом Ваала, он будет его верным другом. «Поезжай со мною, сказал Ииуй, и смотри на мою ревность о Господе, и тогда ты увидишь основание поддержать мое дело». Эти слова часто воспринимают как неправильные слова Ииуя, дающие основание подозревать, что его сердце не право перед Богом, когда он исполнял данное поручение, а ревность о Господе, которую он притворно демонстрировал, на самом деле была ревностью о нем самом и его личном продвижении.
(1) Он хвалился и говорил так, словно Бог и человек были перед ним в величайшем долгу.
(2) Он хотел, чтобы на это обратили внимание и отметили, как фарисеи, которые все делали так, чтобы видели люди. Правое сердце проявляет себя перед Богом и прежде всего желает, чтобы Он принял его. Если больше всего мы стремимся заработать аплодисменты людей, и их похвала наша главная цель, то мы стоим на ложном основании. Но мы не можем судить, заглядывал ли Ииуй дальше; как бы ни было, Ионадав отправился вместе с ним и, скорее всего, вдохновлял и помогал выполнить данное ему поручение (ст. 17) и истребить всех друзей Ахава в Самарии. Человек может ненавидеть жестокость, но любить справедливость; он может не иметь ничего общего с теми, кто жаждет крови, но ему придется омыть стопы свои в крови нечестивого (Пс 57:11).
II. Придумал, как уничтожить всех поклонявшихся Ваалу. Служение Ваалу было вопиющим грехом дома Ахавова; корень идолопоклонства был выдернут, но остались толпы людей, пораженных им, и возникла опасность, что заразятся другие. Закон Божий четко говорил, что их нужно предать смерти, но поклонявшихся Ваалу было очень много, все они были рассеяны по разным частям царства и, возможно, встревожены действиями Ииуя, поэтому было очень трудно обнаружить их там и стало бы бесконечной задачей преследовать и уничтожать их одного за другим. Ииуй задумал уничтожить всех их вместе.
1. С помощью уловки и обмана он собрал их вместе у храма Ваалу, сделав вид, что желает поклоняться этому божеству больше, чем сам Ахав (ст. 18). Возможно, он сказал это с иронией, чтобы испытать народ, противостанет ли он такому решению, выразит ли негодование его угрозой умножить поборы по сравнению со своим предшественником и скажет ли: «Если так, то нет нам части в Ииуе и наследства в сыне Намессиином». Но, похоже, он сказал это преднамеренно, чтобы обмануть поклонявшихся Ваалу, и в таком случае его поступок нельзя оправдать. Истина Бога не нуждается в человеческой лжи. Он обратился с воззванием, требуя, чтобы все поклоняющиеся Ваалу присоединились к нему во время совершения жертвоприношения (ст. 19−20) не только пророки и священники, но и все, кто поклонялся Ваалу в его царстве, хотя их не было так много, как во времена Илии. Мы можем предположить, что друзья Ииуя знали его план и не противились ему, а фанатичные идолопоклонники были счастливы, что вновь возвращаются их золотые дни. Иорам снял статую Ваала (4Цар 3:2), но если Ииуй восстановит ее, то они добьются того, что хотели, и придут в Самарию с радостью со всех частей страны, чтобы отпраздновать это торжественное событие. Они обрадовались, увидев, что дом Ваала наполнен людьми (ст. 21), увидев его священников в одеждах (ст. 22) и таких же, как они сами, с некими значками, подтверждавшими их приверженность Ваалу, ибо облачения хватало всем поклонявшимся.
2. Он позаботился, чтобы среди них не было ни одного служителя Господа (ст. 23). Это было сделано якобы для того, чтобы поклонение Ваалу не было осквернено присутствием посторонних; но удивительно, что, наблюдая за этими приготовлениями, они не догадались, что их увлекают в сеть, и не разгадали планов Ииуя. Неудивительно, что позволившие Ваалу обмануть себя (как идолы вводят в заблуждение всех поклоняющихся им), были обмануты Ииуем и погибли.
3. Он отдал приказ истребить всех, и Ионадав присоединился к нему в этом служении (ст. 23). Когда было проведено тщательное исследование, дабы к ним не присоединился из любопытства или за компанию ни один из служителей Бога чтобы пшеница не примешалась к этим плевелам, когда поставили стражу из восьмидесяти воинов у всех дорог, ведущих к храму Ваала, чтобы никому не удалось сбежать, тогда послали стражников предать всех их мечу и смешать их кровь с их жертвами. Это была справедливая месть, так как они сами иногда во время своего слепого поклонения кололи себя ножами и копьями, так что кровь лилась по ним (3Цар 18:28). Поэтому с ними так и поступили; и хотя это кажется жестоко, но, поразмыслив об их вине, убеждаемся, что на самом деле было справедливо. Имя Бога ревнитель; Он Бог ревнитель.
4. Так идолопоклонники были уничтожены, а идолопоклонство полностью искоренено. Строения вокруг дома Ваала (их было так много и они выглядели настолько величественно, что их назвали городом), где проживали его священники и их семьи, были разрушены; все небольшие истуканы, статуи, изображения или святыни, украшавшие храм, вместе с огромным истуканом, изображавшим самого Ваала, были вынесены прочь и сожжены (ст. 26−27); храм Ваала был разрушен и превратился в отхожее место для нечистот всего города, дабы память о нем стерлась и оно стало позором. Так поклонение Ваалу было основательно уничтожено в Израиле, по крайней мере в то время, хотя в определенный период оно настолько преобладало, что осталось всего 7000 из всех тысяч Израиля, которые не преклонили колен перед Ваалом и были вынуждены скрываться. Подобным образом Бог уничтожит всех богов языческих и рано или поздно восторжествует над ними.
Стихи 29−36. Данные стихи описывают царствование Ииуя, длившееся двадцать восемь лет, которое впоследствии оказалось не таким славным, как вначале.
I. Бог одобрил дела Ииуя. Возможно, многие осуждали его как предателя и человека жестокого, называли мятежником, узурпатором и убийцей, предсказывали ему плохое будущее что семья, поднявшаяся таким образом, будет скоро уничтожена. Но Бог сказал: «Хорошо!» (ст. 30), и поэтому неважно, что говорили другие.
1. Бог возвестил, что он все правильно сделал. У нас есть основания сомневаться в том, что он сделал это, побуждаемый правильными принципами, и не совершил при этом неверных шагов; тем не менее Бог сказал: «Ты сделал то, что было праведно в очах Моих». Уничтожение идолопоклонников и идолопоклонства было справедливым делом в глазах Бога, так как оно является беззаконием, за которое Он посещает и наказывает так же строго, как за другие преступления. Ииуй выполнил все, что было на сердце у Него: все, что Он хотел, и все, что Он планировал. Ииуй исполнил это дело.
2. Бог пообещал ему награду и сказал, что дети его до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом. Тем самым ему была оказана большая честь больше, чем любой другой царской семье этого государства. Правда, что четыре царя были из дома Ахавова: Амврий, Ахав, Охозия и Иорам, но последние два были братьями, поэтому царствовало лишь три поколения, а вся семья оставалась на престоле всего сорок пять лет, в то время как из семьи Ииуя, кроме него самого, было четыре царя, и всего они царствовали 120 лет. Отметьте: ни одно из служений, совершенных для Бога, не останется без награды.
II. Но Ииуй легкомысленно отнесся к тому, что ему надлежало сделать дальше, а из этого следует, что его сердце было неправо перед Богом и он лишь частично изменился.
1. Он не уничтожил все зло. Он удалился от грехов Ахава, но не от грехов Иеровоама избавился от Ваала, но прилепился к тельцам. Конечно, поклонение Ваалу было великим злом, особенно отвратительным в глазах Бога, но поклонение тельцам тоже было большим злом; а истинное обращение заключается в отказе не только от вопиющих грехов, но и от всех грехов не только в отвращении от лживых богов, но и от ложного поклонения. Поклонение Ваалу ослабляло и унижало Израиль, оно делало их обязанными сидонянам, и поэтому он мог легко расстаться с ним; а поклонение тельцам лукавое идолопоклонство, которое было начато и поддерживалось ради государственных целей, чтобы предотвратить возврат десяти колен к дому Давидову, и поэтому Ииуй прилепился к нему. Истинно обратившиеся верующие оставляют не только грехи, причиняющие вред, но и выгодные для них не только грехи, наносящие ущерб мирским интересам, но и те, которые поддерживают и содействуют им, и отказ от них является великим испытанием, сможем ли мы отречься от себя и довериться Богу.
2. Он изгнал зло, но не возражал против того, что приносило пользу (ст. 31): он не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева. Он уничтожил поклонение Ваалу, но не поддерживал поклонение Богу и не ходил в Его законе. Он проявил большое старание и рвение ради искоренения ложной религии, но в отношении истинной религии:
(1) Не прилагал никаких усилий, жил так, как ему нравится, не старался угодить Богу и исполнить свой долг, не обращался к Писанию, пророкам и собственной совести, а любил рисковать. Есть основания опасаться, что люди неосторожные лишены благодати, ибо если в сердце присутствует добрый принцип, то он сделает людей осторожными и предусмотрительными, желающими угодить Богу и ревностными ко всему, что может обидеть Его.
(2) Он не проявил никакого рвения; то, что он сделал для религии, не исходило от его сердца; он не переживал всем сердцем об уничтожении идолопоклонства и идолопоклонников и поступал так, словно вообще не участвовал в этом; в его действиях не было энергии и переживания. Казалось, что он вообще не был религиозным человеком, и тем не менее Бог использовал его в качестве инструмента реформации Израиля. Жаль, что делающие добро для других не всегда делают добро для себя.
III. Во время его правления на Израиль обрушился суд. Есть основания опасаться, что так как Ииуй сам не старался ходить путем закона Божьего, то и народ был таким же безразличным, как он, в обрядах поклонения и своем образе жизни. Наблюдалось всеобщее угасание благочестия и возрастание безбожия, поэтому неудивительно, что следующая новость, которую мы услышим, звучит так: «В те дни начал Господь отрезать части от Израильтян» (ст. 32). Со всех сторон соседние народы стали посягать на их территорию; они не исполняли свой долг перед Богом, и за это Бог лишал их земли, здоровья и власти. Больше всех беспокойства и зла причинил им Азаил, царь Сирии: он поражал их во всем пределе Израилевом. Особенно подвергались опасности колена, расположенные по ту сторону Иордана, рядом с ним; Азаил постоянно совершал на них набеги и вскоре полностью опустошил. Теперь колена Рувимово и Гадово были наказаны за выбор, сделанный их предками, когда те решили получить наследство по ту сторону Иордана, за что Моисей порицал их (Чис 32). Теперь Азаил совершил то, что предвидел и предсказал Елисей. Тем не менее за это Бог наказал его и его царство, о чем мы читаем в Книге Амоса 1:3−4. Бог говорит: «За то, что Дамаск молотил Галаад железными молотилами, Я пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он чертоги Венадада». И наконец, в заключительной части главы (ст. 34−36) подводится итог царствования Ииуя. Обращается внимание в общем на его могущество, но так как он не старался служить Богу, то память о его могуществе и достижениях вполне справедливо погребена в забвении.
толкование Мэтью Генри на четвертую книгу Царств, 10 глава