Все события, описываемые в данной главе, приближают гибель Иерусалима и делают его созревшим для нее. На престоле Иудеи находился Иоаким, которого поставил царь Египта; и данная глава повествует:
(I) О бедах, сопутствовавших его царствованию: как он стал подданным царя Вавилона и был сурово наказан за попытку избавиться от этого ярма (ст. 1−6), как Египет также был завоеван Навуходоносором (ст. 7).
(II) Об опустошении во время царствования его сына, которое длилось три месяца; затем он сам и его вельможи были вынуждены подчиниться и уведены пленниками в Вавилон (ст. 8−16).
(III) О царствовании следующего царя, которое оказалось последним, о сопутствующих ему обстоятельствах, приведших к полной гибели Иерусалима, описание которой приводится в следующей главе (ст. 17−20).
Стихи 1−7. В данной главе впервые упоминается имя человека, сыгравшего важную роль в истории и пророчествах Ветхого Завета. Этим человеком был Навуходоносор, царь Вавилона (ст. 1) голова из золота. Он был могущественным правителем и одним из тех сильных, которые были ужасом на земле живых; тем не менее его имя не упоминалось бы в Священном Писании, если бы он не был задействован в уничтожении Иерусалима и пленении евреев.
I. Он сделал Иоакима своим данником и в течение трех лет держал его в подчинении (ст. 1). Навуходоносор взошел на престол в четвертый год царствования Иоакима. В восьмой год его царствования он сделал его своим пленником, но затем вернул свободу, когда тот пообещал хранить ему верность. Он исполнял это обещание три года, а затем восстал, возможно, надеясь на помощь царя Египта. Если бы Иоаким служил своему Богу (как должен был делать), то не стал бы слугой царя вавилонского; но так Бог хотел дать ему почувствовать разницу, каково служить Ему и служить царствам земным (2Пар 12:8). Если бы он смирился со своим рабством и оставался верным своему слову, то его условия не стали бы хуже, но, восстав против царя вавилонского, он вверг себя в большее бедствие.
II. Когда он восстал, Навуходоносор послал свои войска уничтожить его страну. Это были отряды халдеев, сирийцев, моавитян, аммонитян, которые в то время служили и платили дань царю Вавилона (ст. 2), к тому же нанятые им, и теперь они проявили свою древнюю вражду к Израилю Божьему. Тем не менее не говорится, что они получили приказ царя Вавилона; это был приказ Царя царей: послал на него Господь все эти полчища (ст. 2), и вновь (ст. 3): «По повелению Господа было это с Иудою», в противном случае повеление Навуходоносора не было бы исполнено. Многие служат Божьим планам, но не знают об этом. Допуская, чтобы Иуду подобным образом изнуряли, Бог хотел:
(1) Наказать грехи Манассии, за которые теперь Бог посещал третье и четвертое поколение. Так долго Он откладывал Свое посещение, чтобы посмотреть, не покается ли страна; но они продолжали оставаться нераскаявшимися, несмотря на усилия Иосии изменить их, и при первом случае оказались готовыми вернуться к прежнему идолопоклонству. И теперь, когда была предъявлена старая закладная, им вынесли прежний приговор; теперь восстановилось то, что Бог запечатал в хранилищах Своих (Втор 32:34; Иов 14:17); и, вспомнив об этом, Он отверг Иуду от лица Своего и продемонстрировал миру, что время не стирает вину за грех и отсрочка не является прощением. Вспомнилось все, что сделал Манассия, но особенно кровь невинная, им пролитая, большую часть которой (как мы можем предположить) составляла кровь Божьих свидетелей и поклоняющихся Ему; этого Господь не захотел простить. Есть ли какой-то непростительный грех, кроме хулы на Святого Духа? Здесь имеется в виду освобождение от временного наказания. Хотя Манассия покаялся и у нас есть основания полагать, что даже был прощен за совершенные им убийства и преследование, в результате чего избавлен от грядущего гнева, тем не менее в этих грехах был виновен весь народ, и земле все еще предъявлялись они в качестве обвинения, требуя наказания для всего государства. Возможно, еще живы были люди, поощрявшие и помогавшие в этом; а нынешний царь, как оказалось (Иер 22:17), также был виновен в пролитии невинной крови. Посмотрите, каким отвратительным, побуждающим к отмщению грехом является убийство, как громко он вопиет и как громко взывает. Посмотрите: народы должны оплакивать грехи своих отцов, чтобы их не наказывали за них. Тем самым Бог хотел, чтобы исполнились пророчества; все это делалось по слову Господа, которое Он изрек чрез рабов Своих пророков. Скорее Бог отвергнет Иуду от лица Своего, более того, скорее небо и земля прейдут, чем не исполнится слово Бога. Не только обетования, но и угрозы обязательно исполнятся, если только грешники не покаются.
III. Царь Вавилона также подчинил царя Египта и отнял у него большую часть страны (ст. 7). Совсем недавно тот угнетал Израиль (4Цар 23:33), а теперь сам покорен и даже не пытается возместить нанесенный ему ущерб или оказать помощь союзникам. Он не выходил более из земли своей. Чуть позднее он пытался оказать помощь Седекии, но был вынужден отказаться от своих попыток (Иер 37:7).
IV. Иоаким, увидев, что его страна опустошена, а он сам почти оказался в руках врага, похоже, умер от разрыва сердца в расцвете сил (ст. 6). Так почил Иоаким с отцами своими, но не сказано, что он был похоронен с ними, ибо должно было исполниться пророчество Иеремии, гласившее, что его не будут оплакивать, как оплакивали его отца, а ослиным погребением будет он погребен (Иер 22:18−19), и труп его будет выброшен (Иер 36:30).
Стихи 8−20. Хотя в данном месте должна бы излагаться история царствования царя Иехонии, но, увы, рассказывается лишь история пленения царя Иехонии, как она названа в Книге Иезекииля 1:2. Он получил венец не для того, чтобы за счет него прославиться, а чтобы опозориться, потеряв его. Ideo tantum venerat, ut exiret — Он пришел лишь для того, чтобы уйти.
I. Его правление было коротким и незначительным. Он царствовал всего три месяца, а затем был смещен и уведен в плен в Вавилон, как и, скорее всего, был бы уведен его отец, если бы прожил дольше. Каким же неудачником был этот молодой правитель, которому удалось ворваться в дом, когда тот уже разрушался, и воссесть на престол царства, которое уже погибало! Каким же жестоким был его отец, который родил его для страданий и из-за своего греха и безрассудства не оставил сыну ничего, кроме бедствий! Тем не менее этот молодой правитель прожил достаточно долго, чтобы показать, что его справедливо поражали за грехи отцов, ибо он пошел по их стопам (ст. 9): «И делал он неугодное в очах Господних, как и они»; он не сделал ничего, чтобы избавиться от проклятия и трудностей, выпавших на его долю, и поэтому (transit cum onere — трудности приходят вместе с венцом) вместе с его преступлениями ему засчитали беззакония его отцов.
II. Бедствия, обрушившиеся на него, его семью и народ, были весьма скорбными.
1. Царь вавилонский обложил осадой Иерусалим (ст. 10−11). Он послал свои войска, чтобы опустошить страну (ст. 2), а теперь пришел сам и подверг осаде город. Тогда исполнилось слово Бога: «Пошлет на тебя Господь народ издалека, народ наглый, который вначале съест плод земли твоей, а затем будет теснить тебя во всех жилищах твоих» (Втор 28:49 и далее).
2. Иехония сразу сдался на милость победителя. Как только он услышал, что царь Вавилона лично выступил против города (а его имя в то время вызывало у всех ужас), он вышел к нему и вступил с ним в переговоры (ст. 12). Если бы он был в мире с Богом и поступил так же, как Езекия в подобной ситуации, то ему не пришлось бы бояться царя вавилонского, а он смело мог бы выступить против него, прославиться и добиться успеха (один поражал бы тысячу); но так как ему не хватало веры и благочестия израильтянина, то в нем не было решительности мужчины, воина и царя. Он и его семья мать, жены, слуги и князья стали добровольными узниками войны; это было следствием того, что они стали узниками греха.
3. Навуходоносор ограбил сокровищницы церкви и государства и увез их серебро и золото (ст. 13). Теперь исполнилось слово Бога, изреченное через Исайю (4Цар 20:17): «...взято будет все, что в доме твоем, в Вавилон». Он вывез и начал разрезать даже сосуды храма, сделанные Соломоном и хранившиеся для использования в нем, как только старые станут непригодными, но, поразмыслив, оставил для собственного употребления, ибо мы читаем, что позже Валтасар пил из них вино (Дан 5:2−3).
4. Он увел в плен большую часть жителей Иерусалима, чтобы ослабить город и с большей уверенностью владычествовать в нем; тем самым он стремился не допустить вторичного мятежа и обогатиться за счет имущества или служения пленников. Часть жителей города была уведена в плен восемь лет назад в первый год правления Навуходоносора и третий год царствования Иоакима, среди которых были Даниил и его друзья (см. Дан 1:1,6). Они оказались настолько полезными для страны, что хитрый правитель решил привести еще. Теперь он вывел из Иерусалима:
(1) Молодого царя и его семью (ст. 15); и позднее мы читаем (4Цар 25:27−29), что в течение тридцати семи лет он оставался узником.
(2) Всех знатных людей, вельмож и военачальников, чье богатство сберегалось во вред им (Еккл 5:12), искушая врагов сделать их своей добычей в первую очередь.
(3) Всех воинов: все храброе войско (ст. 14), сильных земли (ст. 15), всех храбрых, ходящих на войну (ст. 16). Они не смогли защитить себя, и завоеватели не позволили им защищать их страну, а увели, чтобы заставить служить себе.
(4) Всех плотников и кузнецов, делавших оружие для войны; таким образом Навуходоносор фактически разоружил город, как в свое время поступили филистимляне (1Цар 13:19). Во время этого пленения был уведен пророк Иезекииль (Иез 1:1−2) и Мардохей (Есф 2:6). Иехонию презрительно назвали Кония (Иер 22:24, англ. пер.) в пророчестве, где предсказывалось его пленение.
III. Так как Бог записал Иехонию бездетным (Иер 22:30), то вместо него царь Вавилона назначил преемника; так правление было вверено его дяде. Царь вавилонский сделал Матфанию, сына Иосии, царем; а для того, чтобы мир знал, что тот его творение, и чтобы он сам помнил об этом, Навуходоносор изменил его имя и стал называть его Седекия (ст. 17). Бог несколько раз обвинял Свой народ в том, что они поставляли царей сами, без Него (Ос 8:4), и теперь, чтобы наказать их за это, царь вавилонский назначал им царей. Справедливо лишены свободы те, которые используют ее против власти Бога и усердствуют в этом. Седекия был последним царем Иуды. Имя, данное ему царем вавилонским, означает «справедливость Господа», и оно было предзнаменованием того, что Бог прославится его гибелью.
1. Посмотрите, каким нечестивым был Седекия. Хотя наказания Божьи, постигшие его трех непосредственных предшественников, могли быть предостережением, чтобы он не ходил по их стопам, тем не менее делал он неугодное так же, как остальные (ст. 19).
2. Посмотрите, каким неразумным он был. Его предшественник потерял свою смелость, а он сам мудрость вместе с религией, ибо отложился от царя Вавилонского (ст. 20), чьим данником был; тем самым он разгневал Навуходоносора, бороться с которым не мог, но, оставаясь верным ему, мог бы рассчитывать на его защиту. Это был самый безрассудный поступок, который он мог совершить, ибо тем самым он приблизил свою гибель. Причиной тому был гнев Господень, потому что Он отверг его от лица Своего. Отметьте: когда те, кому вверены судьбы народа, поступают неразумно и вопреки своим интересам, то в этом мы должны увидеть недовольство Бога. Именно из-за грехов народа Бог отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла и скрывает от их глаз то, что может содействовать гражданскому миру. Бог лишает разума тех, кого собирается уничтожить.
толкование Мэтью Генри на четвертую книгу Царств, 24 глава