В данной главе приводится печальное описание царствования двух царей Иудеи Манас-сии и Аммона.
I. Все, сказанное о Манассии в этой главе, можно вкратце изложить так:
(1) Он предал себя греху, всевозможному нечестию, идолопоклонству и убийству (ст. 1−9,16).
(2) Поэтому Бог предал его и Иерусалим погибели (ст. 10−18). В Книге Паралипоменон описываются его бедствия и покаяние.
II. В адрес Аммона сказано лишь, что он жил во грехе (ст. 19−22), умер быстро от меча и оставил после себя наследником благочестивого Иосию (ст. 23−26). Во время этих двух правлений Иерусалим значительно развратился и ослабел и тем самым ускорил свое уничтожение, которое не дремало.
Стихи 1−9. Как приятно было рассуждать о последнем царствовании! Как приятно было созерцать Сион во славе (т.е. в чистоте и ликовании), а царей во всей красоте! Исайя в своей Книге (Ис 33:17), ссылаясь на Езекию, пишет (ст. 20), что Иерусалим был жилищем мирным, ибо был городом правды (Ис 1:26). Но теперь наши руки будут заняты печальной работой, ибо по этой земле неприятно путешествовать, не испытывая тяжести. Как потускло золото, изменилось золото наилучшее! Красота Иерусалима запятнана, его слава и радость потускнела и исчезла. Эти стихи описывают данное правление во всех смыслах противоположное предыдущему, а также его гибель.
I. Манассия начал царствовать молодым. Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился (ст. 1), то есть он родился, когда его отцу было сорок четыре года три года спустя после его болезни. Если раньше у Езекии и были сыновья, то они умерли или были оставлены без внимания как не подающие надежд. Вначале в Манассии не было замечено ничего плохого, и надеялись, что он окажется благочестивым; но он стал очень нечестивым и, возможно, причина заключалось в том, что он рано взошел на престол; но это ни в коей мере не оправдывало его, так как его внук Иосия приступил к царству еще более молодым, но правил хорошо. Так как он был молод, (1) то возгордился от почестей и, считая себя очень мудрым благодаря занимаемому положению, посчитал вправе отменить то, что сделал его отец. Очень часто начинающие возносятся из-за своей гордости и подпадают осуждению с дьяволом.
(2) На него было легко воздействовать и увлечь с правильного пути, чем и воспользовались искусители, ожидавшие возможности обмануть его. Враги реформации Езекии, сохранившие привязанность к прежнему идолопоклонству, начали льстить ему и таким образом добились его внимания, а затем использовали его власть в своих целях. Многие из тех, кто слишком быстро добился почестей и богатства, погибли.
II. Он царствовал долго дольше любого царя Иудеи, пятьдесят пять лет. Это был единственный случай, когда нечестивое правление длилось долго; Иорам царствовал восемь лет, а Ахаз шестнадцать; что же касается Манассии, то мы надеемся, что в начале его царствования в течение некоторого времени дела обстояли так же, как его отец оставил их, и что в конце царствования, после его покаяния, религия вновь подняла голову; и, несомненно, когда дела обстояли наихудшим образом, Бог имел Свой остаток, сохранивший непорочность. Хотя он царствовал долго, но в течение некоторого времени был узником в Вавилоне, и эти года вполне можно было не засчитывать; но они причислены к периоду его царствования, ибо тогда он покаялся и начал изменяться.
III. Он царствовал очень плохо.
1. В общем:
(1) Делал он неугодное в очах Господних, хотя не мог не знать об этом благодаря своему воспитанию (ст. 2). Он много сделал неугодного в очах Господа, словно специально старался прогневить Его (ст. 6). Он подражал мерзостям народов (ст. 2), как сделал Ахав (ст. 3), не приняв предостережений, когда за идолопоклонство были уничтожены народы Ханаана и дом Ахава. Более того (ст. 9), он поступал хуже тех народов, которых истребил Господь. Когда святое потомство деградирует, то чаще всего становится хуже наихудших мирских людей.
2. Более детально:
(1) Он снова устроил высоты, которые уничтожил отец его (ст. 3). Так он топтался по праху и оскорблял память своего достойнейшего отца, хотя знал, как сильно Бог благоволил к нему и как почитали его люди. Возможно, он считал так же, как Рабсак (4Цар 18:22), что Езекия поступил плохо, уничтожив высоты, и, восстанавливая их, сделал вид, что тем самым желает почтить Бога и делает это для назидания и удобства людей. С этого он начал, а закончил намного хуже.
(2) Он поставил других богов Ваала и Астарту (которые в анл. пер. переведены как роща), поклонялся и служил всему воинству небесному солнцу и луне, другим планетам и созвездиям (ст. 3); он назвал их именами истуканов, которые сделал, а затем начал воздавать им почести и молиться им о помощи. Он построил им жертвенники (ст. 5) и, несомненно, приносил на них жертвы.
(3) Он проводил сына своего через огонь, тем самым посвящая его Молоху; так он выражал свое презрение к печати обрезания, которая посвящала его Богу.
(4) Он сделал дьявола своим пророком и, презирая урим и пророчество, ворожил и завел вызывателей мертвецов (ст. 6), как Саул. Волшебники и предсказатели будущего, делавшие вид, что по звездам и облакам, счастливым и несчастливым дням, хорошим и плохим знамениям, по полету птиц и внутренностям животных, могут предсказывать будущее, в то время были великими людьми, его близкими друзьями и доверенными лицами. Их искусство льстило его фантазиям и обрело его доверие, и он планировал соответственно их указаниям.
(5) Позже мы увидим (ст. 16), что он пролил много невинной крови из мести и желания потакать своим страстям; возможно, одни были убиты тайно, другие уничтожены со ссылкой на закон. Возможно, большая часть пролитой им крови принадлежала тем, кто противодействовал идолопоклонству и свидетельствовал против него, не желая преклоняться перед Ваалом. Кровь пророков в определенном смысле возлагается на Иерусалим, и вполне возможно, что он предал смерти многих из них. Предания евреев рассказывают, что именно он велел распилить пророка Исайю на части; и многие считают, что на него ссылается апостол, когда говорит о тех, кто подобным образом пострадал (Евр 11:37).
3. В данных стихах упоминаются три момента, которые усугубляют идолопоклонство Манассии.
(1) Он соорудил истуканов и жертвенники в доме Господнем (ст. 4), на обоих дворах храма (ст. 5), хотя о каждом доме, стоявшем там, Бог сказал Соломону: «В доме сем Я полагаю имя Мое навек» (ст. 7). Тем самым он бросил вызов Богу и дерзко оскорбил Его вместе с Его соперниками прямо у Него на глазах как человек, который не боится Божьего гнева и не стыдится собственного безрассудства и нечестия. Так он лишил посвященности то, что было посвящено Богу, и фактически выгнал Его из собственного дома, отдав его в собственность мятежникам. И когда верные поклонники Бога пришли на место, которое Он определил для исполнения их долга перед Ним, то к своему великому ужасу и скорби увидели, что другие боги готовы принять их приношения. Бог сказал, что здесь Он напишет имя Свое и здесь положит его навек, и здесь оно соответственно хранилось, в то время когда жертвенники идолопоклонников строились вдалеке. Но Манассия принес их в дом Божий и сделал все, что в его силах, чтобы сменить владельца, дабы имя Бога Израилева больше не упоминалось.
(2) Тем самым он оказал великое пренебрежение слову Божьему и Его завету, заключенному с Израилем. Обратите внимание на благоволение Бога к тем, кто учредил Его имя в своем народе: он желал им добра, чтобы никто не изгнал их из этой доброй земли; и Его требования к ним были весьма благоразумными: «...чтобы только они поступали согласно со всем тем, что Он повелел им» (ст. 7−8). На таких условиях Израиль договорился с Богом, и все говорило, что они будут счастливы, если будут соблюдать их. Но они не послушались (ст. 9). Они не хотели быть близко к Богу, благодаря Его заповедям или обетованиям; и то и другое они забросили за хребет.
(3) Тем самым он соблазнил народ Божий, развратил его и вовлек в идолопоклонство (ст. 9). Он ввел Иуду в грех (ст. 11), как Иеровоам ввел Израиля в грех. Одного его примера было достаточно, чтобы растлить большинство легкомысленных людей, поступавших, как их царь, правильно это или нет. Все, стремившиеся к продвижению, поступали так, как при царском дворе; а некоторые пошли на уступки ради своей безопасности, боясь сделать царя своим врагом. Так святой город стал блудницей, и таким сделал его Манассия. За многое придется ответить тем, кто не только поступал нечестиво, но и помогал стать нечестивыми другим.
Стихи 10−18. В данных стихах выносится приговор Иудее и Иерусалиму; это печальный приговор. Вначале им послали пророков, чтобы наставить в познании Бога, напомнить об их долге и направить исполнять его. Раз это не помогло, то затем их следовало обличить в грехах и поставить их перед ними, чтобы они могли покаяться, измениться и вернуться к своему долгу. Но это тоже не достигло своей цели; грешники упрямо продолжали идти своим путем. Тогда им следовало предсказать, какие суды Божьи обрушатся на них за это, чтобы ужас перед ними пробудил к покаянию тех, кто не осознал своих обязательств перед Его любовью, или их своевременное исполнение продемонстрировало божественность миссии пророков, предсказавших их. Пророки были делегированными судьями для тех, кто не желал слушать и принимать их в качестве учителей.
I. Описание их вины. Предъявлено обвинение, на основании которого выносится приговор. Манассия поступал нечестиво, хотя знал, как должен вести себя; он даже оправдал аморреев, последователем которых стал, но превзошел их в безнравственности и развратил народ Божий, которого научил грешить и заставлял жить во грехе. Помимо этого (хотя этого уже достаточно) он наполнил Иерусалим невинной кровью (ст. 16), поощряя убийства, совершавшиеся на каждом углу города: наполнил до краев чашу кровопролития Иерусалима (Мф 23:32). Все это совершалось против венца и славы Царя царей, нарушало мир в его царстве, а закон в подобных случаях не соблюдался.
II. Предсказание суда, который Бог обрушит на них за это: «За то, что они делали неугодное, Я наведу зло на Иерусалим и на Иуду (ст. 12); оно придет и не замедлит».
1. Этот суд будет ужасным и поразительным; кто услышит рассказы о нем, зазвенит в обоих ушах у того (ст. 12), то есть их сердца затрепещут. Он произведет много шума в мире и породит много предположений.
2 Он повторит то, что случилось с Самарией и домом Ахавовым (ст. 13), ибо Иерусалим виновен в тех же грехах. Когда Бог поставит правду мерилом, то это будет мерная вервь Самарии, и она отмерит Иерусалиму жребий Самарии; когда Он поставит суд весами, то это будет отвес дома Ахавова, и он определит Иерусалиму ту же гибель, которая постигла эту несчастную семью (см. Ис 28:17). Отметьте: кто подражает грехам других людей, тот должен быть готов, что его постигнет та же участь.
3. Это будет полное истребление: «Я вытру Иерусалим так, как вытирают чашу». Эти слова подразумевают, (1) что все придет в беспорядок и их государство будет свергнуто; все будет поставлено с ног на голову, и это коснется всех их оснований.
(2) Что город лишится своих обитателей, которые по своей сути были его грязью, подобно тому, как пустой становится вытертая чаша: «Все они будут уведены в плен, удовлетворит себя земля за субботы свои и будет отставлена в сторону, как вытертая чаша». Сравните эти слова с описанием кипящего котла (Иез 24:1−14), и вы увидите, что они не очень отличаются.
(3) Что, тем не менее, это сделано для очищения, а не для уничтожения Иерусалима. Чаша не упадет и не разобьется и не расплавится, а только будет вытерта. В результате из него будут вначале уведены грешники, а потом он избавится от греха.
4. Они будут уничтожены, так как Бог оставит их (ст. 14): «Я отвергну остаток удела Моего». Бог поступает справедливо, оставляя тех, кто оставил Его; Он никого не оставляет прежде, чем оставят Его. Но когда Бог оставляет Свой народ, то он лишается защиты и становится легкой добычей для всех своих врагов. Здесь говорится, что грех был альфой и омегой их бедствий.
(1) Вспоминается старая вина, которая начала наполнять меру их беззаконий (ст. 15): «Они прогневляли Меня, как народ, с момента зачатия и рождения, с того дня, как вышли отцы их из Египта». Данное поколение пошло по стопам своих отцов, и поэтому ему вполне справедливо вменяются грехи отцов.
(2) Последняя вина пролитие невинной крови наполнила чашу их беззаконий (ст. 16). Ничто не вопиет громче ее и не навлекает более суровую месть. Вот и все, что здесь рассказывается о Манассии; ему предъявили обвинение и вынесли приговор. Но мы надеемся в Книге Паралипоменон услышать о его покаянии и примирении с Богом, а пока должны удовлетвориться лишь одним намеком на его покаяние (ибо так нам хотелось бы воспринять это) упоминанием о том, что он был погребен (похоже, по его приказу) в саду при доме его (ст. 18), ибо, смирившись и истинно раскаявшись в своих грехах, он счел себя недостойным называться сыном, сыном Давидовым, и не заслуживающим того, чтобы его похоронили в гробницах отцов своих. Истинно раскаявшиеся грешники стыдятся себя, а не прославляют; тем не менее, потеряв репутацию невинного, следующее наилучшее звание, которое мы можем получить, раскаявшийся грешник. Но несомненно, лучше и почетнее грешнику умереть раскаявшимся и быть погребенным в саду, чем умереть нераскаявшимся и быть погребенным в монастыре.
Стихи 19−26. В данных стихах вкратце описывается бесславное и кратковременное правление Аммона сына Манассии. То ли Манассия, ослепленный жестокой ревностью по своим идолам, принес своих остальных сыновей в жертву, то ли народ отказался принимать их, так как они были посвящены идолу, но в результате его наследником стал сын, родившийся, когда ему исполнилось сорок пять лет. И здесь рассказывается, (1) что его царствование было очень нечестивым: он оставил Господа, Бога отцов своих (ст. 22), не исполнял заповеди, данные его отцам, отрекся от завета, заключенного с его отцами, и не ходил путем Господним, а ходил тою точно дорогою, которою ходил отец его (ст. 20−21). Он пошел по стопам своего отца-идолопоклонника и восстановил то, что он свергнул в последние дни своего правления. Отметьте: хотя человек, ставший плохим примером для других, может покаяться, но не может быть уверен в том, что покаются те, кого он своим примером втянул в грех; часто бывает наоборот.
(2) Что его кончина была очень трагичной. Он восстал против Бога, и его слуги составили заговор против него (ст. 23), возможно, испытывая к нему личное отвращение. Он царствовал всего два года. Его убили слуги, которые должны были охранять его, и поэтому дом, который должен быть его крепостью, стал для него местом казни. Он осквернил дом Бога своими идолами, и теперь Бог допустил, чтобы его дом осквернился его кровью. Как бы неправедны ни были совершившие данный поступок, но Бог, допустивший это, был праведен. В связи с этим событием полномочные представители народа действовали следующим образом:
(1) Они поступили справедливо с предателями, убившими царя, и предали их смерти, ибо хотя он был плохим царем, но был их царем, и, оставаясь верными ему, они должны были отомстить за его смерть. Тем самым они оправдали себя от участия в этом преступлении и исполнили возложенную на них обязанность отпугнули других от подобных подлых поступков.
(2) Они оказали милость себе, поставив Иосию, сына царя, вместо него. Возможно, заговорщики хотели обойти его, но народ, ободренный благочестивыми задатками царского сына, проявившимися в раннем возрасте, поддержал его и посадил на престоле. Так произошла счастливая перемена, когда одного из наихудших царей Иудеи сменил один из ее наилучших царей. «Хорошо, сказал Бог, я испытаю их еще раз реформацией; если она будет успешной, то хорошо; если нет, то я уничтожу их». Аммон был похоронен вместе со своим отцом в том же саду (ст. 26). Раз его отец подверг себя такому унижению, то люди последовали его примеру.
толкование Мэтью Генри на четвертую книгу Царств, 21 глава