8:1 женщине, сына которой воскресил он. См. 4:8−37.
призвал Господь голод. Повествователь не уточняет, сколько времени прошло между событиями, изложенными в гл. 4 и в данной главе.
8:2 в земле Филистимской. Т.е. на юго-западной равнине, где осадки выпадали в количестве, достаточном для ведения сельского хозяйства.
8:3 просить царя о доме своем и о поле своем. В качестве гаранта правосудия царь лично рассматривал особые спорные случаи (см. ком. к 3Цар 3:16). Возвращение имущества по истечении семилетнего срока предусматривалось израильскими обычаями (Исх 21:2; Исх 23:10−11; Втор 15:1−8), но поскольку ее муж умер (4:14) женщина должна была обосновать свои притязания.
8:4 Царь. Если это — Иорам (1:17; 3:13), то странно, что ему ничего не известно о деяниях Елисея. Возможно, данный эпизод имел место вскоре после событий, описанных в 4:8−37, либо упомянутый здесь царь не Иорам, а Ииуй (ст. 9).
Гиезием. См. ком. к 4:12.
8:7 И пришел Елисей в Дамаск. Здесь ему надлежит исполнить первое из повелений, данных Господом на горе Хорив (3Цар 19:15−16).
Венадад, царь Сирийский. По-видимому, царь Венадад II (см. ком. к 3Цар 20:1).
8:8 Азаилу. Бог велел Илии помазать Азаила в цари сирийские, дабы его руками исполнился суд над домом Ахава.
8:9 всего лучшего в Дамаске. Город Дамаск являлся крупным центром международной торговли.
сын твой Венадад. Дипломатическая формула, свидетельствующая, как высоко Венадад ценит Елисея (см. ком. к 2:12).
8:13 что такое раб твой, пес. Выражение самоуничижения. См. сходную формулу в 1Цар 17:43; 2Цар 3:8). В одной из ассирийских надписей Азаил назван «ничьим сыном», т.е. безродным простолюдином.
8:15 А на другой день он взял одеяло. Азаил решил, что пророчество Елисея дало ему право на убийство. Но эту мысль ему подсказал его вероломный и жестокий нрав, но отнюдь не пророк.
8:16 В пятый год Иорама... за Иосафатом, царем Иудейским, воцарился Иорам. Прежде чем стать единоличным властителем Иудеи, Иорам, по-видимому, в течение пяти лет являлся соправителем своего отца Иосафата (1:17; 3Цар 22:42).
8:17 восемь лет царствовал в Иерусалиме. Т.е. в 848−841 гг. до Р.Х. (см. ком. к ст. 16).
8:18 ходил путем царей Израильских. Сопоставление Иорама с представителями «дома Ахавова» не случайно, если Ахав внедрял и санкционировал поклонение Ваалу в Израильском царстве, то Иорам то же самое делал в Иудее.
дочь Ахава. Правящие династии севера и юга были связаны теперь как идеологически, так и кровно: Гофолия, жена Иорама, внедряла культ Ваала в Иудее точно так же, как это делала ее мать (Иезавель) в Израиле (3Цар 16:31; 3Цар 18:4; 3Цар 19:2).
8:19 ради Давида, раба Своего. Из любви к Давиду Господь проявляет долготерпение в отношении Иудеи (см. 2Цар 7:12−16 и ком.; 3Цар 11:4).
Он обещал дать ему светильник. См. ком. к 3Цар 11:36.
8:22 до сего дня. См. 3Цар 8:8 и ком.
выступила и Ливна. Ливна находилась вблизи филистимской границы, приблизительно в двадцати четырех километрах к юго-востоку от Азота.
8:23 написано в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар 11:41.
8:24 Охозия. Не следует путать Охозию, сына Иорама и Гофолии, с его дядей царем израильским (1:2−18; 3Цар 22:40,51−53).
8:25 В двенадцатый год Иорама, сына Ахавова. Т.е. в 841 г. до Р.Х.
8:26 Гофолия. См. ком. к ст. 18.
8:27 И ходил путем дома Ахавова, и делал неугодное в очах Господних. Как и его отец Иорам, Охозия подражал религиозной политике Ахава и насаждал в Иудее поклонение хананейскому божеству Ваалу. См. ком. к 3Цар 16:31−33.
8:28 И пошел он с Иорамом, сыном Ахавовым, на войну. Ранее Иосафат, царь иудейский, выступил вместе с Ахавом, царем израильским, против сирийцев в Рамо-фе Галаадском (3Цар 22). Данный совместный поход, как и предыдущий, окончился поражением (3Цар 22:32−37).
8:29 И возвратился Иорам царь... в Изрееле. В Изрееле находилась одна из резиденций северных царей (3Цар 18:45).
в Рамофе. Т.е. в Рамофе Галаадском.
комментарии Женевской Библии на четвертую книгу Царств, 8 глава