2:1 Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо. В Библии только два праведника, Илия и Енох (Быт 5:24), не умерли на земле, а были вознесены Господом на небеса.
Илия с Елисеем. См. ком. к 3Цар 17:1.
из Галгала. Город в долине реки Иордан, немного севернее Иерихона.
2:2 Вефиль. См. ком. к З Цар. 12:29.
2:8 ударил ею по воде. Илия так же, как до него Моисей и Иисус Навин, по воле Господа раздвигает воду, чтобы Божий избранники могли продолжить свой путь посуху (Исх 14:13−31; Нав 3:1−17).
2:9 дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. В Израиле лишь старший сын получал двойную долю в наследстве (Быт 25:31; Втор 21:17; Лк 15:12). Просьба Елисея, таким образом, была крайне дерзкой (ст. 1).
2:10 трудного ты просишь. Не от Илии, а только от Господа зависело, будет ли исполнена необычная просьба Елисея.
2:11 колесница огненная и кони огненные. Небесные слуги Господа вознесли пророка Илию «в вихре на небо». В рассказе о служении Илии огонь фигурирует несколько раз, символизируя всеохватывающее могущество Божие (1:10,12,14; З Цар. 18:38; ср. З Цар. 19:12).
2:12 отец мой, отец мой. Эти слова служили почтительным обращением к священникам, вероучителям и религиозным наставникам (Быт 45:8; Суд 17:10; Мф 23:9); вскоре подобным образом будут обращаться и к Елисею (6:21; 13:14). Пророк Малахия объявил позднее, что Илия вновь явится на землю перед наступлением «дня Господня» (Мал 4:5,6), чтобы приготовить людей к пришествию Господа (см. ком. к 1:8).
2:13 И поднял милоть Илии. Илия набросил свою милоть на Елисея в знак того что тот будет его преемником (3Цар 19:19). Пророчество это теперь исполнилось.
2:14 она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. Господь указал на Иисуса Навина как на избранного преемника Моисея (Чис 27:18−23; Втор 31:1−8; Втор 34:9; Нав 1:1−9), посуху проведя его во главе народа Израиля через реку Иордан в землю обетованную, так же как ранее Он провел Моисея и народ Израиля через Чермное море (Исх, гл. 14; 15; Нав, гл. 3). Теперь Господь подтверждает, что Елисей наследует служение Илии, чудесным образом переводя его через Иордан, как незадолго до этого Он перевел Илию и сопутствующего ему Елисея (ст. 8).
2:15 И увидели его сыны пророков... И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли. См. ком. к 3Цар 20:35. Этот эпизод знаменует собой начало служения Елисея как избранного Господом преемника Илии.
2:19 жители того города. Очевидно, речь идет о Иерихоне (ст. 18). От имени всех его жителей к Елисею обратились старейшины города.
2:20 новую чашу. Т.е. сосуд, которым еще не пользовались в быту и, следовательно, чистый.
положите туда соли. Соль являлась средством, предотвращающим гниение, а также символизировала верность Господа Своим обетованиям (Лев 2:13; Чис 18:19; 2Пар 13:5; Иез 43:24). Кроме того, соль символизировала премудрость, скрытую в притче или ином иносказании (Мк 9:49−50), т.е. утаенную от «глупцов», и открытую тем, кто «имеет уши, чтобы слышать» (Мф 5:13).
2:23 Вефиль. См. ком. к З Цар. 12:29.
он шел дорогою. То же древнееврейское выражение употреблено в рассказе о вознесении Илии (ст. 11). Это обстоятельство дает основание полагать, что насмешки этих людей касались пророческого служения Елисея.
малые дети. Скорее всего, вполне взрослые люди, которые разумом и поведением уподоблялись неразумным детям.
плешивый. В отличие от Илии, Елисей был лыс. По древнеизраильским представлениям, красивым считался человек, имеющий густые и длинные волосы (2Цар 14:25−26). Таким образом, «малые дети», оправдывая такое определение, оценивали Елисея исключительно по его внешности.
2:24 проклял их. Елисей проклял тех, кто сам навлек на себя проклятие своей инфантильностью и нежеланием «взрослеть»: народ-младенец уже однажды избрал себе царя, руководствуясь его внешними данными, теперь же он изгонял пророка опять-таки, судя о нем по внешности и игнорируя его избрание Господом.
комментарии Женевской Библии на четвертую книгу Царств, 2 глава