18:1 В третий год Осии. Т.е. в 729 г. до Р.Х. По-видимому, в течение некоторого времени Езекия являлся соправителем своего отца Ахаза (ср. 16:1; 17:1; см.: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы).
18:2 двадцать девять лет царствовал. Единоличное правление Езекии продолжалось с 715 по 686 г. до Р.Х.
18:3 И делал он угодное в очах Господних. Из всех царей Иудеи именно Езекия получает самую положительную оценку библейского автора (см. ком. к ст. 4−7).
как делал Давид, отец его. О царствовании Давида как критерии оценки всех прочих царствований см. ком. к 3Цар 11:4.
18:4 он отменил высоты. В отличие от многих своих предшественников на иудейском престоле, Езекия проводит преобразование богослужебной практики народа и разрушает беззаконно воздвигнутые святилища (см. ком. к 3Цар 3:2).
разбил статуи, срубил дубраву. См. ком. к 3Цар 14:23.
истребил медного змея. Изваяние медного змея хранилось израильтянами в память о милости, оказанной им Господом во время странствования в пустыне (Чис 21:6−9). Однако со временем оно превратилось в объект поклонения, т.е. в идол (см. Ин 3:14−15).
18:7 отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему. Отец Езекии Ахаз был вассалом Ассирии. «Отложение» Езекии от ассирийцев заключалось видимо, в отказе платить им дань.
18:8 Он поразил Филистимлян. Ранее, в царствование Ахаза, филистимлянам удалось захватить часть территории Иудеи (2Пар 28:18).
до Газы и в пределах ее. Газа находилась практически у самого побережья Средиземного моря; Езекия, таким образом, вторгся глубоко на территорию филистимлян.
18:9−37 Ассирийцы вторгаются в Иудею, осаждают Иерусалим и требуют у Езекии сдать город.
18:9−12 Автор кратко упоминает о падении Самарии, о котором он более подробно рассказал в 17:1−6 и которое объяснил в 17:7−23 (см. ком. к указанным стихам).
18:13 В четырнадцатый год царя Езекии. Т.е. в 701 г. до Р.Х.
Сеннахирим, царь Ассирийский. Сеннахирим сменил Саргона II на ассирийском престоле в 705 г. до Р.Х. С некоторыми отличиями об этом походе Сеннахирима и об осаде им Иерусалима сообщается в Ис 36−37 гл.
против всех укрепленных городов Иуды. В составленной по указанию Сеннахирима летописи содержатся повествования о походах царя против Финикии, Иудеи Филистинии и Египта. Согласно этому источнику, ассирийцы захватили сорок шесть крупных городов и «бессчетное множество небольших». В летописи также приводится похвальба Сеннахирима, говорившего, что он запер Езекию в Иерусалиме «как птицу в клетке».
18:14 что наложишь на меня, я внесу. Езекия предлагает Сеннахириму богатые дары за то, чтобы тот увел свою армию из Иудеи. Он не первым из иудейских царей использует сокровища храма и дворца для подкупа иноземных владык: до него так поступали Аса (3Цар 15:18) и Ахаз (16:8−9). Летопись Сеннахирима подтверждает факт получения ассирийским царем богатых даров от Езекии.
18:17 И послал царь Ассирийский. Некоторые исследователи полагают, что речь здесь идет о следующем походе Сеннахирима против Езекии, имевшем место двенадцать или тринадцать лет спустя после первого. Такое предположение вполне допустимо, но не имеет документальных подтверждений.
из Лахиса. Иудейская крепость в сорока пяти километрах к юго-западу от Иерусалима (Мих 1:13).
Военные действия Ассирии против Иудеи (701 г. до Р.Х.).
18:18 начальник дворца... писец... дееписатель. К ассирийцам вышли три высших сановника Иудейского царства (2Цар 8:16; 3Цар 4:6).
18:23 две тысячи коней, можешь ли достать себе всадников на них? Следует полагать, что Иудея понесла значительные убытки от предыдущего вторжения ассирийцев (ст. 15 и 16) и, таким образом, эта насмешка имела реальное основание (Мих 5:1).
18:26 говори рабам твоим по-арамейски. Арамейский (язык древних сирийцев) в описываемое время был распространен на Ближнем Востоке в качестве международного языка.
18:32 пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля. Эта фраза звучит пародией на обетование Господа Израилю земли ханаанской. То есть, по сути дела, царь ассирийский предлагает израильтянам изменить Божиему обетованию ради своих собственных обещаний. Езекия и все жители Иерусалима воспримут эти слова ассирийских посланников как богохульство (19:1−6).
будете жить, и не умрете. Это выражение употреблено здесь в смысле, противоположном тому, какой оно имеет во Втор 30:15−20.
18:33 Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? В Библии постоянно подчеркивается, что Господь Бог Израиля не имеет ничего общего с «богами» других народов. Ассирийские же военачальники считают Его одним из этих божеств и потому уверены, что если другие боги не спасли свои народы от ассирийцев, то и Господь не спасет от них Израиль.
18:34 Емафа... Сепарваима... Иввы. См. ком. к 17:24.
Арпада. Сирийский город Арпад находился неподалеку от Емафа, однако точное его расположение неизвестно. Этот город был захвачен Ассирией в 740 г. до Р.Х.
36 И молчал народ. Попытки ассирийцев восстановить население Иерусалима против Езекии (ст. 29:31−32) не увенчались успехом.
37 в разодранных одеждах. В данной ситуации разодранные одежды означают подавленное состояние духа израильских сановников (см. ком. к 3Цар 21:27).
комментарии Женевской Библии на четвертую книгу Царств, 18 глава