3:1−12 По всей вероятности, данные стихи представляют собой отдельное наставление. Оно начинается с обращения «Сын мой», повторенного в ст. 11, и выражается в обычных для наставления повелительных (ст. 1:3,5−7,9,11) и причинно-следственных (ст. 2:4,8,10) предложениях. Стих 12 поясняет смысл наказания и тем самым склоняет мудрого следовать предписаниям ст. 11.
3:1 наставления. Соответствующее древнееврейское слово употребляется также в значении «закон». См. ком. к 2:20−22; статью «Введение в поэтические книги».
заповеди. Это слово часто употребляется в тех случаях, когда речь идет о законе, здесь же оно относится к мудрости и означает «настоятельный (см. 1:25) совет».
3:2 долготы дней, лет жизни. Мудрость является залогом долгой и благополучной жизни, которой Господь благословляет послушных Ему (Исх 20:12).
мира. Евр: «шалом» — гармония полноты жизни, здравия и процветания (ст. 8). В Ветхом Завете о благословении Божием говорится преимущественно в связи с земной жизнью человека, ибо еще не совершилось окончательное откровение о полноте будущей жизни по воскресении.
3:3 Милость и истина. Значение соответствующего древнееврейского выражения связано с понятием завета. Учительное наставление (ст. 1) становится подлинным руководством в жизни, лишь основываясь на знании о Боге, открывающем Себя в милости и истине завета.
обвяжи ими шею твою. Метафорический образ, осмысливающий мудрость как украшение жизни.
напиши... сердца твоего. Милость и истина должны навсегда остаться в памяти, сделаться как бы частью разума человека и подчинить себе его чувства.
3:4 милость. Или благодать (Быт 6:8). В Ветхом Завете этим словом называется дар Божий, полученный человеком независимо от каких-либо личных заслуг. В данном случае речь идет о любви Божией, на которой зиждется завет (ст. 3).
3:5 Надейся на Господа. Т.е. верь слову Господнему и Его обетованиям, открывающимся мудрым (2:6; 16:20). См. ком. к 1:7.
не полагайся на разум твой. Эти слова противопоставляют два типа мироощущения: убежденность в том, что слово Господне есть мерило всякой истины, и самонадеянная уверенность во всесилии человеческого интеллекта.
3:6 познавай Его. Так на деле проявляется тот образ мыслей человека, для которого Бог — основа всего и который знает Бога.
Он направит стези твои. Господь будет вести человека к главной цели его жизни. Природа водительства по стезям мудрости имеет два аспекта: дар мудрости от Господа и соотнесение человеком своих поступков с повелениями Божиими.
3:7 мудрецом в глазах твоих. Предостережение против самообольщения и переоценки возможностей человеческого разума.
бойся Господа. См. ком. к 1:7.
3:9 Чти Господа. Понятие богопочитания, тесно связанное с понятиями надежды на Бога и страха Господня, предваряет наставление, данное в ст. 11.
от начатков всех прибытков. Первые плоды урожая предназначались Господу (Лев 23:10; Чис 18:12−13).
3:11 Наказания. Обучение в известной мере предусматривает наказание. С большей определенностью об этом говорится в Евр 12:4−7, где апостол Павел сравнивает отношения Бога и человека с отношениями отца и сына.
3:12 Божия любовь проявляется и в наказании, ибо оно всегда идет во благо человеку, даже когда нарушает его сиюминутное благополучие.
3:13−20 Эта часть главы по форме более напоминает похвальное слово мудрости, нежели наставление.
3:13 Блажен. Понятие, обозначаемое данным словом, не имеет никакого отношения к субъективному чувству. Соответствующее древнееврейское слово, означающее счастливую жизнь, дарованную по благословению Божиему, встречается только в книге Псалмов и в библейских книгах мудрости.
3:16 См. ком. к ст. 2.
3:18 древо жизни. Образ древа жизни встречается в книге Притчей в 11:30; 13:12; 15:14, и тема жизни представляется здесь наиболее существенной. Библейское понимание жизни проникнуто осознанием ее зависимости от ее единственного Подателя — Бога и от соблюдения надлежащих отношений с Ним, нарушение которых равносильно смерти (Быт 2:17). Из этого следует, что мудрость, непосредственно связанная с этими отношениями, связана и с жизнью (2:20−22).
3:19−20 Учительные книги Ветхого Завета нередко ссылаются на понятия закона и откровения или определенно подразумевают их. Учение о мудрости основывается на следующем богословском положении: установленный миропорядок творения не полностью разрушен грехом. В данных стихах мудрость, знание и понимание выступают как качества Самого Бога, которые получили свое выражение в акте творения, в его целесообразности и упорядоченности (см. 8:22−31).
3:21−26 В этих стихах, отличающихся единообразием построения, осмысливается тема промысла Божия в отношении каждой человеческой жизни.
3:23 Умение человека руководствоваться в своих поступках верными умозаключениями рассматривается как результат водительства Божиего.
3:24 Мудрость помогает избежать опасностей, которые подстерегают нечестивых, поскольку мудрый следует путями Божиими и подчиняется Его водительству.
3:27−35 Данная часть главы состоит из запретов, регулирующих отношения между людьми. После ст. 31 следует обоснование нравственного смысла этих запретов как соблюдение воли Божией.
3:33 Здесь имеет место типичное в пословицах-притчах противопоставление добродетели пороку (10:2; 3:6,7,11,16), Божиих благословений и проклятий. Прослеживается сходство с богословием завета во Второзаконии, где верность Богу вознаграждается благословением (см. Втор 11:26−29; Втор 28:1−19).
3:34−35 В этих стихах углубляется противопоставление безрассудства мудрости, которая, прежде всего, означает праведный образ жизни, заповеданный Богом Своему народу.
комментарии Женевской Библии на притчи Соломона, 3 глава