11:1−31 Как и в гл. 10, большинство пословиц этой главы противопоставляют праведность бесчестию.
11:1 Неверные весы. Этика завета основывается на доверии во взаимоотношениях. Именно воля Божия находится в центре внимания автора.
11:2 гордость... посрамление. Мудрость включает в себя смирение.
со смиренными — мудрость. Смирение, в отличие от гордости, ведет не к славе, а к мудрости. Смирение означает умение правильно оценивать себя и свое место в мире. Таким образом познается высший смысл истинного миропорядка, к чему и стремится мудрость.
11:3 Непорочность. Первоначальное значение соответствующего древнееврейского слова — «цельность». Оно указывает на нравственное совершенство.
11:9 прозорливостью. Мудрость и прозорливость позволяют человеку избежать бесчестия (см. ст. 4:6,8).
11:10 Общество может быть жизнеспособным только если ему известны понятия добра и зла, награды и возмездия. Гибель тех, кто несет зло, разрушение и нищету, является закономерным плодом их деяний.
11:11 Сказанное в ст. 9 здесь распространяется на все общество. Под благословением праведных подразумевается то благотворное влияние, которое они оказывают на общество в целом.
11:12 См. ст. 9 и ком. Человек не может завоевать доброе имя, унижая другого презрением.
11:14 попечения. См. 15:22; 20:18; 24:6.
советниках. Политическая жизнь времен правления Давида характеризовалась наличием большого числа советников, что говорит о значении, которое придавалось мудрости (2Цар 15:30 — 17:23).
11:15 См. 6:1 и ком.
11:17 милосердый. Забота человека о самом себе выражена в словах: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18). Всякое благо для ближнего становится благом и для нас.
11:18 См. 10:2,16; 2Кор 9:6−11. Награда, о которой идет речь, может быть как материальной, так и духовной. Главное здесь — непреходящая ценность наград, которые ожидают праведников.
11:19 Ср. Втор 30:15−20. Однако понятия праведности и зла используются здесь в более общем смысле и указывают на богоданный порядок бытия, который познается на опыте.
11:20 Это утверждение основывается на завете и вытекает не из житейского опыта, а непосредственно из Божественного откровения (см. 3:32).
11:21 не останется ненаказанным. Имеется в виду не только человеческое возмездие, но и суд Божий.
семя же праведных спасется. Здесь, как и в предыдущем случае, речь идет о суде Божием и грядущем спасении праведников.
11:24 Щедрость дающего является залогом его благополучия, поскольку не менее щедро ему воздает Бог.
11:27 См. ст. 17 и ком. Слова «кто стремится к добру» относятся либо к человеку, который своей заботой о других приобретает добрую славу, либо к тому, кто, стремясь к праведной жизни, становится угоден Богу.
11:28 Надеющийся на богатство свое упадет. Надежда на богатство подменяет упование на Господа. См. ком. к ст. 24.
праведники, как лист, будут зеленеть. Т.е. будут полны жизни (в том смысле, в каком понимает это слово библейская литература мудрости).
11:29 Расточительство не однозначно щедрости. Расточительство — это бессмысленные траты ради удовлетворения своих прихотей. Щедрость — удовлетворение потребностей других людей.
11:30 Плод праведника — древо жизни. Несмотря на некоторую неопределенность метафоры, смысл ее очевиден: праведность дарует жизнь (см. ком. к ст. 28).
привлекает души. Букв.: «забирает души» или «забирает жизни». Очевидное значение этого выражения — «лишать жизни», и некоторые комментаторы, дабы устранить возникающее противоречие, вместо стоящего рядом слова «мудрый» предлагают переводить соответствующее ему слово из древнееврейского текста как «беззаконный» (Септуагинта) или «жестокий». В любом случае перевод этого выражения не является бесспорным.
11:31 праведнику воздается. Даже праведники не избегнут строгого суда, каждый получит по заслугам. В соответствующем месте Септуагинты сказано: «праведник едва спасается». Ср. 1Пет 4:18.
тем паче нечестивому. Провозглашаемый здесь принцип ответственности человека за свои поступки очевиден: если даже праведники должны держать ответ, то нечестивцы тем более подлежат суду.
комментарии Женевской Библии на притчи Соломона, 11 глава