Автор
Книга притчей Соломоновых представляет собой собрание изречений, принадлежащих нескольким авторам. Имя Соломона встречается в первых стихах 1-й, 10-й и 25-й глав, а главы 30 и 31 приписываются соответственно Агуру и Лемуилу. На Соломона как основного автора указывает 3Цар 4:29−34, но он не является автором всей Книги притчей в том ее виде, в котором она известна нам. Стихи же 1−7 1-ой главы указывают на то, что книга в целом является не случайным собранием разрозненного литературного материала, а обдуманным и цельным произведением, имеющим определенные задачи. Безусловное влияние личности Соломона сказывается на всем содержании книги, а принадлежность его перу большей ее части не подлежит сомнению. Вполне возможно, что имя Соломона в названии книги не закрепляет его авторства на всю книгу, а служит лишь обозначением общего характера того жанра, к которому она принадлежит.
Время и обстоятельства написания
Содержание и литературные формы Книги притчей позволяют считать временем ее написания период, предшествовавший падению Иерусалима и вавилонскому пленению, однако определить, когда именно книга обрела теперешнюю свою форму, не представляется возможным. Ясно только, что это не могло произойти ранее времени царствования Езекии (25:1).
По иудейскому преданию, Соломон писал Книгу притчей в помещении храма. Возможно, это справедливо в отношении какой-то ее части. Но что касается раздела, охватывающего главы 25−29, то в него входят «притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского» (29:1). Предположительно этими мужами были пророк Исаия, Елиаким, Севна и Иох (4Цар 18:26). Следовательно, не сам Соломон собрал все свои изречения в отдельную книгу, названную его именем.
Характерные особенности и темы
Книга притчей Соломоновых в еврейской Библии находится в третьей части канона, среди т.н. агиографов (исторических и учительных книг): после Псалтири и перед Книгой Иова. Отнесение этой книги к данному разряду объясняется как ее содержанием, так и литературной формой.
По содержанию книга принадлежит к назидательно-поучительной литературе и содержит рассуждения по извечному вопросу, занимающему человечество: что есть мудрость и как жить мудро?
Эти рассуждения облечены в традиционную для древних литературную форму — притчу, что как нельзя более соответствует содержанию, поскольку иносказание, предполагающее подтекст или второе значение, позволяет соотносить явления мира физического с миром духовным, причем второе уясняется через первое.
В основе параболы-притчи лежит сравнение, подобие, но его логическая интерпретация может варьироваться, что порождает различные виды притчей: 1) синонимический — вторая половина стиха является переосмысленным повторением первой; 2) антитетический — вторая часть стиха противопоставляется первой; 3) параболический — первая часть является аллегорией, которую раскрывает часть вторая.
Совокупность изречений, содержащихся в Книге притчей, являет «мудрость» (евр.: «хокма»), в основе которой лежит премудрость Божия. Поэтому Притчи Соломоновы от подобных литературных памятников Ближнего Востока отличаются своей религиозной направленностью и запечатленным в них откровением, выражением которого они и являются.
Подобные характерные особенности Книги притчей рассматриваются в статье «Введение в поэтические книги».
Как и книги Моисеевы, Книга притчей свидетельствует о Христе. Но если темой книг закона является праведность и святость великого Потомка Авраамова, Который унаследует благословения завета Божиего, то Книга притчей показывает Его мудрость и проницательность. Как следует из Нового Завета, Иисус Христос — воплощенная премудрость Божия (1Кор 1:24,30; Кол 2:2−3).
Содержание
I. Вступление: назначение книги (1:1−7)
II. Наставления в мудрости (1:8−9,18)
А. Характер мудрости (1:8−9)
Б. Предупреждение против насилия (1:10−19)
В. Увещевания мудрости (1:20−33)
Г. Мудрость как Божий дар и как цель человека (2:1−22)
Д. Наказание Господнее (3:1−12)
Е. Славословие мудрости (3:13−20)
Ж. Наставления на пути жизни (3:21−26)
3. Предписания о человеческих взаимоотношениях (3:27−35)
И. Похвалы мудрости (4:1−27)
К. Предостережение против прелюбодеяния (5:1−23)
Л. Предупреждающие наставления (6:1−19)
М. Новые предупреждения против прелюбодеяния (6:20 — 7:27)
Н. Зов мудрости (8:1−36)
О. Соперничество мудрости и безрассудства (9:1−18)
III. Притчи Соломона (10:1 — 22:16)
IV. Наставления мудрых (22:17 — 24:22)
V. Новые изречения мудрых (24:23−34)
VI. Притчи Соломона, собранные людьми Езекии (25:1 — 29:27)
VII. Слова Агура (30:1−33)
VIII. Слова Лемуила (31)
А. О добродетельном царе (31:1−9)
Б. О добродетельной жене (31:10−31)
комментарии Женевской Библии на притчи Соломона, введение