22:1 Доброе имя. Хорошая репутация является одним из плодов мудрости.
лучше большого богатства. Не объявляя богатство чем-то безусловно дурным, эта пословица лишь отводит ему надлежащее место на шкале ценностей (см. 16:16 и ком.).
22:2 того и другого. В древнееврейском тексте — «вместе». Иначе говоря, в каждом обществе находятся свои богатые и бедные, и данный стих не утверждает их равенства, а лишь отмечает этот неизбежный факт человеческого существования, которое всецело находится во власти Бога Творца.
22:3 Здесь подчеркивается практическая ценность мудрости.
Благоразумный... неопытные. См. 1:4 и ком.
22:4 За смирением следует страх Господень. См. 1:7 и ком.; 15:33.
богатство и слава и жизнь. Мудрость ведет к благополучию. Богословское осмысление мудрости свидетельствует, что ее вершиной является соблюдение надлежащих отношений с Богом (3:2,18; 8:18 и ком.).
22:5 Терны и сети. См. 15:19. Данные слова являются метафорой житейских неудач, которые проистекают из нарушения справедливых законов жизни.
бережет душу свою. Т.е. устраивает свою жизнь на основе мудрости.
22:6 Наставь. Древнееврейский текст допускает здесь мысль о посвящении в жизнь. Подразумевается, что человек должен идти путем мудрости. На протяжении всей жизни подлинная мудрость содействует смиренному стремлению все больше и больше совершенствоваться в ней.
22:7 Ср. 10:15 и ком. Стих констатирует, что в миру богатство равнозначно власти.
22:8 Смысл данного стиха в том, что неразумный человек, нарушая справедливый миропорядок, в конечном счете терпит крушение (Ос 8:7; Гал 6:7−9).
22:11 царь. См. 8:15; 14:35; 16:12−13; 20:26 и ком. В идеале царь является хранителем истины и мудрости.
22:12 Очи Господа. См. 15:3; 20:8,27 и ком.
22:14 См. 5:3−5; 6:24; 7:5,14,21. Падение глупца объясняется гневом Божиим.
22:15 Глупость привязалась к сердцу юноши. По природе своей человек склонен, скорее, к неразумию, чем к мудрости, поскольку неразумие не требует, в отличие от мудрости, никаких усилий.
исправительная розга. Слово «розга» может означать здесь самые разнообразные наказания (в т.ч. и телесные, ср. 13:25; 29:15).
22:16 Древнееврейский текст не совсем ясен. NIV вместо «тот» предлагает прочтение «оба» и тем самым безоговорочно относит предсказание бедности и к той, и к другой ситуации. Тем не менее данный стих может представлять собой обычное противопоставление богатства, приобретенного путем насилия, и нищеты, к которой приводят тщетные попытки купить расположение богача.
22:17 — 24:22 Этот раздел книги представляет собой собрание поучительных высказываний, которые в большинстве своем имеют форму наставлений (см. Введение: Характерные особенности и темы). В 22:16 — 23:11 слышатся отзвуки египетской учительной традиции. Если такое предположение верно, то необходимо признать, что все притчи этого раздела подверглись основательной переработке в соответствии с канонами древнееврейской словесности. Сама египетская учительная литература, столь близкая по форме к древнееврейскому жанру наставлений (см. гл. 1−9), бесспорно доказывает, что содержание этих глав не является позднейшей переработкой пословиц, подобно гл. 10−22.
22:17−21 Образуя своего рода вводный раздел к следующей части книги, эти стихи призывают к сосредоточенности и вниманию, а также представляют некоторые преимущества будущего учения.
22:17 сердце твое обрати. Т.е. «направь свои мысли» (см. 2:1−2 и ком.).
22:18 сердце. Евр: «сокровенная часть».
в устах твоих. Знание необходимо не только сохранять, но и делиться им с другими.
22:19 Данное высказывание отражает древнееврейское понимание мудрости (3:5 и ком.).
22:20 Не писал ли я тебе трижды. Более точный перевод: «Не написал ли я тебе тридцать поручений». Прочтение «тридцать» более предпочтительно, поскольку эта часть книги Притчей как бы состоит из тридцати фрагментов.
22:21 посылающим тебя. Вероятно, речь идет об иудейских учителях мудрости.
22:22−23 Данные стихи представляют собой краткое наставление, темой которого является божественное возмездие. Господь изображен как верховный Защитник бедных и притесняемых.
22:26−27 См. 6:1−5 и ком.
22:28 В 23:10−11 это указание получает богословское обоснование. Здесь же причина его остается невысказанной; лежащая в основе данного стиха мысль может исходить из представлений об общественном порядке, устои которого подрывает подобная несправедливость.
22:29 Он будет стоять перед царями. Т.е. добьется высокого положения в обществе.
комментарии Женевской Библии на притчи Соломона, 22 глава