51:1−19 Бог пошлет беспощадного губителя на Вавилон («Леб Камай» — эвфемизм, означающий «сердце тех [или посреди тех], кто восстает против Меня»). Этим Бог покажет, что не овдовел Израиль и Иуда, что Он не забыл Свой народ. Вавилон был в руке Господней золотой чашей, из которой народы пили и пьянели. Но теперь он познает отмщение Господа. Стихи 9,10 — речь иудейских пленников в Вавилоне, которые говорят от имени всех завоеванных халдеями народов. Ничтожеству идолов противопоставляется величие Господа — истинного Бога Израиля и Иуды.
51:20−37 Стихи 20−23 — обращение к персам, а стих 24, по всей видимости — к Иуде. Стих 25 снова возвращает нас к Вавилону, называя его «горой губительной»; он будет опустошен навсегда, станет грудой развалин без жителей, прибежищем для диких животных. В стихах 34−35 опять звучит голос жителей Иуды и Иерусалима.
51:38−44 Частичное исполнение этих стихов произошло в 539 г. до Р. Х. Персы захватили Вавилон, когда Валтасар с придворными пировал и пьянствовал (Дан 5). Но город на этот раз пощадили и не разграбили. Упоминаемое в этих стихах море символизирует армии, которым в будущем захватят Вавилон.
51:45−51 Пленные иудеи заранее предупреждены, что нужно покинуть Вавилон до начала осады и вернуться в Иерусалим как можно скорее.
51:52−58 Гордый город падет; его истуканы будут повержены; хвастовству вавилонян будет положен конец. Вождей Вавилона убьют, а стены сравняют с землей.
51:59−64 Иеремия повелевает Сераии взять с собой, в место пленения записанные о Вавилоне пророчества. Прочитав их, он должен утопить свиток в Евфрате — книга пойдет на дно, символизируя участь Вавилона. Хронологически, эти стихи относятся к главе 29.
комментарии МакДональда на книгу пророка Иеремии, 51 глава