Д. Вопрос о власти Сына Человеческого (20:1−8)
20:1−2 Что за картина! Великий Учитель неутомимо провозглашает Благую Весть в тени храма, а старейшины Израиля дерзко подвергают сомнению Его право учить. Для них Иисус был простым плотником из Назарета. Он не имел требуемого образования, полученного в учебном заведении, академических званий, аккредитации церковных властей. Какие у Него были верительные грамоты? Кто дал Ему эту власть учить и проповедовать другим и очищать храм? Они желали знать!
20:3−8 Иисус ответил вопросом на вопрос; и если бы они правильно на него ответили, то получили бы ответ и на свой вопрос. Было ли крещение Иоанново одобрено Богом или же совершалось исключительно по человеческой воле? Они попались. Если они признают, что Иоанн был помазан на проповедь Богом, то почему же тогда они не послушались его слов, не покаялись и не приняли Мессию, о Котором он провозгласил? Если же они скажут, что Иоанн был всего лишь еще одним профессиональным проповедником, то вызовут гнев масс, которые признавали Иоанна Божьим пророком.
Поэтому они сказали: «Не знаем, откуда Иоанн получил свою власть».
Иисус ответил: «В таком случае и Я не скажу вам, какою властью учу». Если они ничего не могли сказать об Иоанне, то почему они ставили под сомнение власть Того, Кто был больше, чем Иоанн? Этот отрывок показывает, что главная составная проповеди Слова Божьего заключается в исполнении Святым Духом. Имеющий это дарование побеждает тех, чья власть заключена в званиях, степенях и человеческих почестях.
Где вы получили свой диплом? Кто вас рукополагал? Эти старые вопросы, в основе которых, вероятно, лежит зависть, задаются и сейчас. Квалификация или действительность рукоположения успешного проповедника Евангелия, который не учился на богословском факультете какого-либо знаменитого университета или еще где-нибудь, ставится под сомнение.
Е. Притча о злых виноградарях (20:9−18)
20:9−12 О том, что Бог постоянно скорбит о народе израильском, еще раз повествуется в притче о винограднике.
Бог — это один человек, который отдал свой виноградник (Израиль) в пользование виноградарям (начальникам народа — см. Ис 5:1−7). Он посылал к виноградарям рабов, чтобы они дали Ему плодов из виноградника; эти рабы — пророки Божьи, такие как Исаия и Иоанн Креститель, которые призывали Израиль к покаянию и вере. Но правители Израиля неизменно преследовали пророков.
20:13 Наконец Бог послал Сына Своего возлюбленного, надеясь на то, что они постыдятся Его (хотя Бог конечно же знал, что Христос будет отвержен). Заметьте, что Христос отличается от всех остальных. Они были рабы, Он — Сын.
20:14 Верные своему прошлому, виноградари решили разделаться и с наследником. Как начальствующие и учителя народа, они хотели обладать исключительными правами — «и наследство его будет наше». Они ни за что не хотели уступить Иисусу свои религиозные должности. Если Его убить, считали они, то ничто не будет угрожать их власти над Израилем.
20:15−17 И выведя его вон из виноградника, убили. Здесь Иисус спросил у Своих еврейских слушателей, что же сделает господин виноградника с этими злыми виноградарями. В Евангелии от Матфея первосвященники и старейшины сами осудили себя, ответив, что он их убьет (Мф 21:41).
Здесь Господь Сам дал ответ: «Придет и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим». Это означало, что отвергающие Христа евреи будут истреблены, а Бог отдаст привилегированные места другим. «Другие» может относиться к язычникам или к возрожденному Израилю последних дней.
Евреи отшатнулись, услышав подобные слова. «Да не будет!» — сказали они. Господь подтвердил это предсказание, процитировав Пс 117:22. Еврейские строители отвергли Христа, Камень. В их планах для Него не нашлось места. Однако Бог решил, что Он будет превыше всех, и соделал Его главою угла, Камнем, без Которого невозможно обойтись и Которому дана величайшая честь.
20:18 В этом стихе есть указание на два пришествия Христа. (Другие, говоря о камне, имеют в виду кающегося грешника, который, падая в раскаянии перед Иисусом, разбивается и получает спасение. Тот, кто отвергает Христа, будет растерт в пыль во время грядущего суда.) Его первое пришествие обозначено как камень на земле; люди преткнулись о Его уничижение и смирение и разбились на куски за то, что отвергли Его. Во второй части этого стиха камень показан падающим с небес и растирающим неверующих в прах.
Ж. Что отдавать кесарю, а что Богу (20:19−26)
20:19−20 Первосвященники и книжники поняли, что Иисус сказал это о них, поэтому еще больше искали возможности наложить на Него руки. Они подослали лукавых людей, чтобы те спровоцировали Иисуса на слова, за которые Его можно было бы арестовать и передать в суд римского правителя.
Эти лукавые люди сначала похвалили Его за непреклонную верность Богу и безбоязненность перед людьми, надеясь, что Он скажет что-нибудь против кесаря.
20:21−22 И они спросили Его, правильно ли то, что евреи дают подать кесарю. Если бы Иисус ответил отрицательно, то они обвинили бы Его в измене и отдали в руки римлян для суда. Если бы Он ответил положительно, то за такие взгляды от Него отвернулись бы иродиане (и огромная масса евреев).
20:23−24 Иисус понял, что против Него заговор. Он попросил, чтобы Ему дали динарий; возможно, у Него не было собственной монеты. Тот факт, что у них были эти монеты и они ими пользовались, показывал их зависимое положение от языческой власти.
«Чье на нем изображение и надпись?» — спросил Иисус. Они отвечали: «Кесаревы».
20:25−26 Тогда Иисус заставил их замолчать следующим повелением: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божье Богу». Их, очевидно, чрезвычайно занимали интересы кесаря, но они были очень далеки от заботы о Божьем. «Деньги принадлежат кесарю, а вы принадлежите Богу. Пусть мир обладает своими монетами, а у Бога пусть будет Его творение». Так легко придираться к мелким делам, закрывая при этом глаза на главное в жизни.
И так легко отдавать долги таким же, как сам, людям и в то же время обворовывать Бога в том, что принадлежит Ему по праву.
З. Саддукеи и их загадка о воскресении (20:27−44)
20:27 Поскольку попытка уловить Иисуса в политическом вопросе провалилась, пришли к Нему некоторые из саддукеев с богословской головоломкой. Они полностью отрицали возможность воскресения мертвых, поэтому с помощью крайнего примера стремились представить учение о воскресении из мертвых в смешном виде.
20:28−33 Они напомнили Иисусу, что по закону Моисея холостяк должен был жениться на вдове своего брата для продолжения рода и сохранения семейного имущества (Втор 25:5). Согласно их истории, некая женщина последовательно выходила замуж за семерых братьев. Когда умер седьмой, умерла и она, не оставив детей. «Итак, в воскресение которого из них будет она женою?» — вот что хотели они знать. Они думали, что были очень умны, представив такую неразрешимую проблему.
20:34 Иисус сказал в ответ, что брачные отношения установлены лишь для этой жизни; они не продолжаются на небесах. Он не сказал, что на небесах мужья и жены не узнают друг друга, но там их взаимоотношения будут строиться на совершенно ином основании.
20:35 Выражение «сподобившиеся достигнуть того века» не предполагает, что любой человек может сам удостоиться небес: единственная заслуга, которую могут иметь грешники, — это заслуга Господа Иисуса Христа. «Лишь те почитаются достойными, которые судят себя, которые принимают Христа и которые соглашаются с тем, что все заслуги принадлежат Ему». (Coates, Luke's Gospel, p. 252.) Словосочетание «воскресение из мертвых» касается лишь воскресения верующих. Оно буквально означает «воскресение из среды тех (по-гречески «ек»), кто мертв».
Мысль о всеобщем воскресении, при котором все мертвые, как спасенные, так и неспасенные, воскреснут одновременно, в Библии не встречается.
20:36 Далее отмечается превосходство небесного состояния. Смерти более нет; в этом отношении люди будут равны ангелам. Они также суть сыны Божьи. Верующие уже являются сынами Божьими, но внешне это не видно. На небесах они зримо являются как сыны Божьи. Тот факт, что они стали участниками первого воскресения, удостоверяет это. «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин 3:2). «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3:4).
20:37−38 Для обоснования воскресения Иисус ссылается на Исх 3:6, где Моисей назвал Господа Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова. Если бы только саддукеи задумались, то поняли бы, что: (1) Бог не есть Бог мертвых, но живых; (2) Авраам, Исаак и Иаков были мертвы. Непременно следует вывод, что Бог должен был воскресить их из мертвых. Господь не сказал: «Я был Богом Авраама...», но: «Я есть...» Свойство Бога как Бога живых требует воскресения.
20:39−44 Некоторым из книжников пришлось признать силу Его аргументов. Однако Иисус не закончил, Он еще раз обратился к Слову Божьему. В Пс 109:1 Давид назвал Мессию своим Господом. Все евреи соглашались, что Мессия будет сыном Давида. Как же мог Он быть Господом Давида и одновременно сыном Давида? Сам Господь Иисус был ответом на этот вопрос. Он произошел от Давида как Сын Человеческий; и все же Он был Создателем Давида. Однако они были слишком слепы, чтобы понять это.
И. Предостережение против книжников (20:45−47)
Тогда Иисус при всех предостерег народ против книжников. Они ходят в длинных одеждах, чтобы казаться набожными. Они любят, чтобы их называли звучными титулами, когда они проходят по многолюдному базару. Они ухищряются получить почетные места в синагогах и на пиршествах. Однако они отбирают у беззащитных вдов их средства на жизнь, прикрывая свои пороки долгими молитвами. Тем более строго будет наказано подобное лицемерие.
комментарии МакДональда на евангелие от Луки, 20 глава