I. Ответ Христа на вопрос первосвященников относительно Его власти, ст. 1−8.
II. Притча о винограднике, отданном неправедным, мятежным виноградарям, ст. 9−19.
III. Ответ Христа на вопрос о законности выплаты подати кесарю, ст. 20−26.
IV. Его защита великой фундаментальной доктрины иудаизма и христианства относительно воскресения из мертвых и будущей жизни от глупых придирок саддукеев, ст. 27−38.
V. Замешательство, в которое Христос привел книжников Своим вопросом относительно Мессии как Сына Давидова, ст. 39−44.
VI. Предупреждение, данное Христом Своим ученикам, чтобы они остерегались книжников, ст. 45−47. Все эти повествования мы уже встречали у Матфея и Марка, поэтому нет нужды подробно останавливаться на них, рассмотрим только те детали, которые там отсутствуют.
Стихи 1−8. В этом отрывке не добавлено ничего нового к тому, что мы уже читали у других евангелистов, за исключением первого стиха, где говорится следующее:
I. Что Он учил народ в храме и благовествовал. Христос был проповедником Своего собственного Евангелия.
Примечание. Христос не только приобрел спасение для нас, но и провозглашал нам его, что является великим подтверждением истинности Евангелия и великим ободрением для нас к тому, чтобы мы приняли его, ибо это признак того, что Христос сильно желал, чтобы оно было принято нами. Это также делает честь проповедникам Евангелия, их служению и труду, как бы ни презирал их суетный мир. В том числе и народным проповедникам; Христос снисходил до уровня понимания простого народа, проповедуя ему Евангелие и уча его. И заметьте: когда Он проповедовал Евангелие народу, именно тогда Его прервали.
Примечание. Сатана и его помощники делают все возможное, чтобы помешать проповеди Евангелия народу, ибо ничто другое так не ослабляет его царство.
II. Что враги Его, как сказано здесь, приступили к Нему. Это слово используется только здесь, и оно означает:
1. Что они хотели поразить Его своим вопросом, они приступили к Нему неожиданно, надеясь захватить Его врасплох, чтобы Он не мог ответить, — как будто Христос прежде об этом не думал.
2. Что они думали испугать Его этим вопросом. Они приступили к Нему в полном составе, разговаривали с Ним с позиции силы. Но мог ли испугать Его гнев человеческий, если в Его власти было укротить его и обратить во славу Себе? Из этой истории мы можем извлечь для себя следующие уроки:
(1) Ничего странного нет в том, когда люди, умышленно закрывающие глаза свои от света, оспаривают даже очевидные истины, ставят их под вопрос как нечто сомнительное. Чудеса Христа ясно показали, какой властью Он это делает, и подтвердили Его полномочия это делать и тем не менее они обвиняют Его за это.
(2) Подвергающие сомнению власть Христа, когда их всего лишь наставляют в самых простых и очевидных духовных истинах, обнаруживают свое безумие пред всем народом. Христос ответил на вопрос священников и книжников вопросом относительно крещения Иоанна Крестителя. Вопрос был прост, на него мог бы ответить любой человек из простого народа: Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Они все знали, что оно было с небес, в нем не было ничего земного, никакого земного привкуса или устремления, оно все было исключительно небесным, Божественным. Этот вопрос поставил их в тупик, в полное замешательство, и они опозорились перед всем народом.
(3) Не стоит удивляться тому, что люди, заботящиеся только о своей репутации и мирских интересах, способны заключить в темницу самую ясную истину, задушить самые сильные убеждения, как сделали это священники и книжники, которые, ради сохранения своей репутации, не хотели признавать, что крещение Иоанново было с небес, и не сказали, что оно было от человеков, только из страха перед народом. Что доброго можно ожидать от подобных людей?
(4) Кто закапывает знание, дарованное ему, тот по справедливости лишается всякого дальнейшего познания. Христос совершенно справедливо отказался дать отчет о Своей власти тем, кто знал, что Иоанново крещение было с неба, и не хотел верить ни Ему, ни своему собственному знанию, ст. 7−8.
Стихи 9−19. Эта притча Христа направлена против тех, кто решил не признавать Его власти, несмотря на полноту и убедительность доказательств. Она была сказана очень своевременно и показала им, что, оспаривая Его власть, они теряют свою собственную.
I. Притча практически ничего не добавляет к тому, что мы уже читали у Матфея и Марка. Цель ее состоит в том, чтобы показать, как иудейский народ, подвергая гонениям пророков, а в конце концов, и самого Христа, провоцировал Бога лишить их всех церковных привилегий и оставить их на погибель. Она учит нас тому, что:
1. Пользующиеся привилегиями видимой церкви подобны арендаторам и фермерам, которые, имея на своем попечении виноградник, обязаны ухаживать за ним и своевременно платить арендную плату за него. Бог, дав религию путем откровения свыше и установив порядки в мире, насадил виноградник и поручил его народу, в среде которого находилась Его скиния, ст. 9. Они получили виноградник, чтобы совершать в нем работу, ежедневную и необходимую, и в то же время приятную и полезную. В то время как человек за свой грех был осужден обрабатывать землю, они, получившие место в Церкви, были восстановлены до положения Адама до его грехопадения, когда в его обязанности входило возделывать сад и хранить его. Ибо Церковь — это рай, а Христос — древо жизни посреди него. Они должны были также представлять плоды из виноградника Господину его. Существуют ренты, подлежащие оплате, и работы, которые необходимо выполнять, и хотя они несоразмерны с ценностью земли, однако все должно быть сделано и выплачено.
2. Труд Божьих служителей состоит в том, чтобы призывать пользующихся привилегиями церкви приносить соответствующие плоды. Они являются Божьими сборщиками ренты, напоминающими земледельцам об их недоимках или, вернее, о том, что у них есть землевладелец, ожидающий услышать и получить от них признание своей зависимости от него и своего долга перед ним, ст. 10. Ветхозаветные пророки были посланы с этим поручением к иудейской церкви, чтобы потребовать от нее исполнения долга и послушания, которые составляли их обязанность перед Богом.
3. Уделом верных служителей Божьих нередко бывает грубое, оскорбительное отношение со стороны собственных арендаторов. Виноградари, решившие отослать их ни с чем, били и ругали их. Кто решил не исполнять своих обязанностей перед Богом, тот не может переносить, когда его к этому призывают. Самые лучшие люди в этом мире терпели самое жестокое обращение от него за свое наилучшее служение.
4. Бог послал Сына Своего в мир выполнить тот же самый труд, что выполняли пророки, — собрать плоды из виноградника для Него. Можно было ожидать, что Он будет принят и удостоен чести. Пророки говорили мы рабы: Так сказал Господь, но Христос говорил как Сын в доме Своем: истинно говорю вам. Казалось бы, что Бог, так почтивший их, что послал Своего Сына к ним, должен был склонить их на Свою сторону.
5. Отвергающие служителей Христовых отвергнут и самого Христа, когда Он придет к ним, ибо это уже проверено и установлено на опыте: гонители и убийцы Его рабов пророков были гонителями и убийцами Его Самого. Они сказали: это наследник, пойдем убьем его... Когда они убили одних рабов, то вместо них были посланы другие. «Если же мы убьем сына, другого сына к нам не пошлют, и никто не будет более досаждать нам этими требованиями, мы сможем полностью завладеть виноградником». Книжники и фарисеи тешили себя надеждой, что если они смогут убрать с дороги Христа, то навсегда останутся хозяевами в иудейской церкви, поэтому предпринимают смелый шаг: они вывели его вон из виноградника и убили.
6. Предание Христа смерти переполнило меру беззаконий иудеев и навлекло на них неизбежную гибель. Ничего другого нельзя было ожидать, как только того, что Бог погубит тех виноградарей. Они начали с того, что не захотели платить ренту, далее они стали избивать и убивать рабов, а в конце в концов убили своего юного Господина.
Примечание. Пренебрегающие своими обязанностями перед Богом не сознают, в какую бездну греха и погибели они устремляются.
II. В применении этой притчи здесь добавлено то, чего нет у предыдущих евангелистов, — протест слушателей против гибели, предсказанной в притче (ст. 16): Слышавшие же это сказали: да не будет! То есть: да не будет этого сделано. Они не могли не признать, что за этот грех такое наказание вполне справедливо и следует ожидать его, но они не могли слышать об этом.
Примечание. Это пример безумия и тупости грешников, продолжающих следовать по своим греховным путям, хотя они предвидят и боятся гибели, ожидающей их в конце этого пути. Подумайте, как они обманывали сами себя, надеясь избежать гибели, ничего не делая для того, чтобы предотвратить ее, и равнодушно заявляя: да не будет. Но могут ли их слова лишить данную им угрозу ее силы? Нет, они убедятся, чье слово сильно, их или Бога. Заметьте, что сказал Христос в ответ на их ребячливое пренебрежение собственной гибелью.
1. Он взглянул на них. Только евангелист Лука отмечает это, ст. 17. Он взглянул на них с жалостью и состраданием, опечаленный тем, что они обманывают сами себя к собственной погибели. Он взглянул на них, чтобы увидеть, не покраснели ли они от стыда за свою глупость, или чтобы заметить какое-нибудь смягчение в выражении их лиц.
2. Он отсылает их к Писанию: «Что значит сие, написанное? Как вы можете избежать Божьего осуждения, если не можете предотвратить возвышения Того, Кто отвержен и пренебрежен вами? Это говорит Божье слово, что камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла». Господь Иисус будет вознесен одесную Отца Небесного. Он будет судить всех, Ему дана всякая власть, Он краеугольный камень и венец Церкви, и если это так, то Его враги не могут ожидать для себя ничего иного, кроме гибели. Даже те, кто пренебрегает Им, соблазняется и претыкается на Нем, разобьются, и это будет их погибелью. Но на тех, кто не только отвергает Его, а также ненавидит и преследует Его, как это делали иудеи, Он упадет и разобьет их на куски — того раздавит. Осуждение злобных преследователей будет значительно более суровым, чем осуждение беспечных неверующих.
Наконец, мы читаем о том, как первосвященники и книжники вознегодовали на эту притчу (ст. 19): ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу. Так оно и было в действительности. Виновная совесть не нуждается в обвинителях; но они, вместо того чтобы внять обличениям совести, разъярились на Того, Кто разбудил в их сердцах спящего льва, и искали... чтобы наложить руки на Него. Их нечестие восстало против сознания греховности и одержало победу. И только из-за страха перед народом, а не перед Богом и Его гневом, они не наплевали Ему в лицо и не схватили Его за горло. Они уже готовы были исполнить Его слова: это наследник, пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
Примечание. Если сердца сынов человеческих всецело преданы тому, чтобы делать зло, то самое честное предупреждение о грехе, который они готовы совершить, и о его последствиях не окажет на них никакого воздействия. Христос говорит им, что вместо целования Сына Божия, они хотят убить Его. В ответ на это они должны были бы сказать: «Разве раб Твой пес?» Но они, в сущности, сказали: «Да, мы так бы именно и сделали если бы имели Его сейчас в своих руках». Хотя они и протестовали против наказания за грех, однако тут же защищают совершение его.
Стихи 20−26. Здесь повествуется о том, как Христос избегает ловушки, которую расставили для Него Его враги, задав Ему вопрос об уплате подати кесарю. Мы уже читали об этом как у Матфея, так и у Марка.
I. Зло, которое они замышляли против Него. Лука пишет об этом заговоре более подробно, чем другие евангелисты. Они рассчитывали предать Его начальству и власти правителя, ст. 20. По закону сами первосвященники не имели права казнить Его, кроме как руками мятежного народа, на что они не могли рассчитывать. Не имея возможности быть Его судьями, они добровольно опустились до положения Его гонителей и обвинителей и захотели лично сами быть осведомителями против Него. Они надеялись добиться своей цели, возбудив против Него гнев правителя.
Примечание. Это распространенная хитрость гонителей-церковников: они делают светскую власть орудием своей злобы и заставляют царей земных осуществлять свою тяжелую задачу. Если бы этих царей никто не подстрекал, то они позволили бы своим соседям жить спокойно, как поступал Пилат в отношении Христа, пока первосвященники и книжники не представили Его ему. Но таким образом, благодаря их злобной политике, должно было исполниться слово Христа, что Он предан будет в руки язычников.
II. Лица, через которых они действовали. Матфей и Марк писали, что это были ученики фарисеев с несколькими иродианами. Лука добавляет, что это были лукавые люди, притворившиеся благочестивыми.
Примечание. Это не ново, когда нечестивые люди притворяются праведными и прикрывают самые злые намерения самыми благовидными предлогами. Сатана принимает вид ангела света, а фарисеи предстают в облачении учеников Христа и говорят их языком. Лукавые люди должны маскироваться. В данном случае они должны были показать, что очень ценят суждение Христа и доверяют Ему как пророку, и поэтому просят у Него совета в вопросах совести.
Примечание. Задача служителей — стоять на страже против притворяющихся праведными людьми и быть мудрыми, как змеи, находясь среди порождений ехидниных и скорпионов.
III. Вопрос, предложенный ими Христу с целью уловить Его.
1. Вступление было очень учтивым: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь, ст. 21. Они надеялись с помощью лести склонить Его к свободному откровенному разговору и таким образом добиться своего. Люди гордые, любящие похвалу, готовы сделать все для тех, кто польстит им и скажет о них доброе. Но очень ошибались те, кто думал таким путем обмануть Иисуса. Ему не угодны свидетельства лицемеров, Он не считает их честью для Себя. Верно, Он не смотрит на лица, но также верно и то, что Он знает сердца всех, знал и их сердца, знал, что в них находилось семь мерзостей хотя говорили они нежно. Действительно, Он истинно пути Божию учил, но знал, что они были недостойны того, чтобы Ему учить их, Он пришел, чтобы ловить Своим словом, а не для того, чтобы быть уловленным ими.
2. Вопрос был очень хороший: «Позволительно ли нам (это слово добавлено только здесь) давать подать кесарю — нам, иудеям, семени Авраама, платящим подать Богу, можно ли давать подать кесарю?» Они уклонялись от уплаты податей по гордости и алчности, почему и поставили вопрос о законности ее. Итак, если бы Христос сказал, что позволительно, то это не понравилось бы народу, ибо он ожидал, что Мессия, в первую очередь, освободит их от римского гнета и поддержит их в отказе платить подать кесарю. А если бы Он сказал, что это непозволительно, на что они и рассчитывали (они думали что будь Он другого мнения, народ не любил бы Его так сильно), то тогда у них будет основание для обвинения Его перед правителем, к чему они и стремились.
IV. Христос избегает ловушки, расставленной для Него: Он же, уразумев лукавство их, ст. 23. Отметим: самые хитрые замыслы против Христа не могут быть сокрыты от Его ведения. Он видит сквозь самую искусную маску и таким образом прорывается через самые опасные ловушки, ибо в глазах всех птиц напрасно расставляется сеть. Христос не дает им прямого ответа, но укоряет их за попытку обмануть Его — что вы Меня искушаете? — и требует показать монету, бывшую тогда в обращении, — покажите Мне динарий. Он спрашивает у них, чья это монета и чье изображение отчеканено на ней. Они отвечают: кесаревы. «Почему же тогда, — говорит Христос, — вы не спрашиваете прежде всего, позволительно ли вам употреблять кесаревы деньги между собою, платить ими и получать их, и допускать их в качестве средства обмена в вашей торговле. Но, допустив это по общему согласию, вы тем самым обязались и поэтому должны платить подать тому, кто обеспечивает вас этим средством торговли, защищает ваши права в ней и своей авторитетной санкцией сообщает ценность вашим деньгам. Вы должны отдавать кесарево кесарю. В гражданских делах вы должны подчиняться государственной власти, и если кесарь защищает ваши гражданские права посредством закона и органов правосудия, то вы должны платить ему подать. Однако в священных вопросах только Бог является вашим Царем. Вы не обязаны воздавать поклонение кесарю, но должны отдавать Божие Богу, поклоняться только Ему и никакому золотому изображению, воздвигаемому кесарем». И мы должны поклоняться Богу согласно Его установлениям, а не изобретениям кесаря. Только Бог имеет власть сказать: Сын Мой, отдай сердце твое Мне.
V. Они были приведены в смущение таким ответом, ст. 26.
1. Сеть разорвана: И не могли уловить Его в слове пред народом... Они не смогли найти в Нем ничего, что настроило бы против Него правителей или народ.
2. Христос прославлен, даже человеческий гнев послужил к Его славе. Они удивились ответу Его, таким он был благоразумным и безупречным, так ясно доказывал ту мудрость и чистоту, которые делали Его лицо сияющим.
3. Уста их закрылись, они замолчали. Им нечего было возразить, и они не осмелились больше ни о чем Его спрашивать, чтобы Он не поверг их в еще больший стыд и позор.
Стихи 27−38. Точно такую же беседу с саддукеями мы уже имели прежде, только здесь Христос более полно и подробно описывает будущее состояние человека.
I. Во все времена встречаются люди превратного ума, старающиеся исказить фундаментальные основы Божественного откровения. Как в настоящее время существуют деисты, которые называют себя свободомыслящими, в действительности же являются ложномыслящими, так во времена нашего Спасителя существовали саддукеи. Они насмехались над учением о воскресении мертвых и жизни в загробном мире, хотя об этом ясно учил Ветхий Завет и это составляло часть иудейского вероисповедания. Саддукеи отрицали воскресение и загробную жизнь, не признавали не только возвращение тела к жизни, но и вечную жизнь души, наличие мира духов, воздаяние и возмездие за то, что было совершено в теле. Исключать все это значит разрушать основы религии.
II. Стремящиеся подорвать какую-нибудь истину Божью обычно стараются запутать и усложнить. Именно так поступили в данном случае саддукеи: желая ослабить веру людей в учение о воскресении, они поставили вопрос, основанный на предполагаемой ситуации, и думали, что на него невозможно дать удовлетворительного ответа. Возможно, эта история о женщине, имевшей семь мужей, была реальной, по крайней мере, могла быть реальной. Итак, в воскресение, которого из них она будет женою? Хотя это совершенно неважно, чьей женой она была, ибо когда смерть положит конец брачным отношениям, то они уже не будут восстановлены.
III. Между состоянием сынов человеческих на земле и состоянием детей Божьих на небе существует очень большая разница, этот и тот век совершенно несхожи между собой. Мы ошибаемся сами и извращаем истину Христа, когда формируем представление о мире духов, основываясь на чувственном опыте этого мира.
1. Сыны человеческие в мире этом женятся и выходят замуж, υἱοὶ τοῦ αἰῶνος τούτου — чада века сего, рода сего, как добрые, так и злые, женятся сами и женят своих детей. Одной из главных наших задач на земле является создание и построение семьи и ее обеспечение. Одним из наибольших утешений в этом мире является утешение, которое нам доставляют наши родственники, наши жены и дети; наша природа испытывает естественное влечение к нему. Брак установлен для утешения человека в этой жизни на земле, в нашем настоящем телесном состоянии. Он также является средством против блуда, чтобы естественные желания не превращались в скотские, но держались под управлением и контролем. Чада века сего умирают и оставляют его, поэтому они женятся и выходят замуж, чтобы обеспечить человеческий мир новым пополнением, чтобы одно поколение сменялось другим, чтобы оставить своему потомству плоды трудов своих и чтобы, главным образом, в будущих веках были избранные Божьи, ибо Бог ищет благочестивого семени от брака (Мал 2:15), семени, которое будет служить Ему, будет потомством для Него.
2. Грядущий мир будет совершенно иным, он выразительно называется тот век. Отметим: существует не один мир, а два — настоящий видимый мир и будущий невидимый. Каждый из нас должен сравнить эти миры, этот и тот, и отдать предпочтение в своих помыслах и заботах тому миру, который заслуживает их. Итак, заметим:
(1) Кто будет обитать в том веке: сподобившиеся достигнуть его, то есть воспользовавшиеся заслугами Христа, приобретшего его для нас, и достигшие святого подобия ему, которое Дух Святой произвел в них, ибо задача Его состоит в том, чтобы готовить нас для того века. Имеется в виду не достоинство по закону, основанное на добрых качествах или делах закона, но евангельское достоинство, основанное на дорогой цене, которую уплатил Христос ради искупления удела Его. Это вмененное достоинство, которым мы прославляемся, подобно вмененной праведности, которой мы оправдываемся; καταξιωθέντες — сделавшиеся соответствующими тому веку. Всякое несоответствие тому веку, присущее испорченной природе, удаляется, и наклонности души благодатью Божьей делаются сообразными с ним. Только благодать делает ее достойной, сподобившейся достигнуть того века; это означает наличие некоторых трудностей на пути достижения его и определенной опасности лишиться его. Поэтому нам следует бежать так, чтобы получить. Они достигнут воскресения из мертвых, то есть блаженного воскресения, ибо воскресение осуждения (по выражению Христа, Ин 5:29) скорее является воскресением к смерти, к второй, вечной смерти, чем воскресением из мертвых.
(2) Каким будет блаженное состояние обитателей того века, мы не можем ни выразить, ни даже представить себе, 1Кор 2:9. Смотрите, как об этом говорит здесь Христос.
[1] Там ни женятся, ни замуж не выходят. Те, кто войдут в радость Господина своего, будут целиком поглощены ею и не будут нуждаться в той радости, которой жених радуется о своей невесте. В том мире любви будет совершенно неземная любовь, она затмит и вытеснит самую чистую и лучшую любовь, какой мы наслаждаемся в этом чувственном мире. Там, где даже тела станут духовными, чувственным удовольствиям не будет места. Там, где обитает совершенная святость, нет причины для брака как защиты от греха. В тот Новый Иерусалим не войдет ничто нечистое.
[2] Там уже не могут умереть, и это одна из причин того, почему там не будут жениться. В этом смертном мире брак необходим, для того чтобы восполнять потери, произведенные смертью. Но там, где не бывает похорон, нет нужды и в свадьбах. Венцом утешений того мира будет отсутствие смерти, которая пятнает всякую красоту и омрачает все утешения в этом мире. Здесь она царствует, но там навсегда будет исключена.
[3] Сподобившиеся достигнуть того века будут равны Ангелам. У других евангелистов сказано, что они будут как Ангелы — ώς άγγελοι, здесь же говорится, что они равны Ангелам, ἰσάγγελοι подобные Ангелам; их слава и блаженство ничуть не ниже славы и блаженства святых ангелов. Они будут наравне с ангелами видеть то же самое и делать то же самое и разделят с ними одну и ту же радость. Когда святые придут на небо, они будут приняты в его гражданство, и хотя по своей природе они чужды небу тем не менее, получив свободу за огромную цену, заплаченную за них Христом, они будут иметь равные во всех отношениях права со свободнорожденными, с ангелами, уроженцами и аборигенами небесной страны. Они будут товарищами ангелам, будут общаться с благословенными духами, горячо любящими их, и с тем неисчислимым сонмом, с которым в настоящее время они соединяются верой, надеждой и любовью.
[4] Они суть сыны Божии, поэтому и равны ангелам, которые называются сынами Божиими. Усыновление сынов завершится, когда они вступят в наследство. Поэтому верующим сказано ожидать усыновления, равно как и искупления тела, Рим 8:23. Пока тело не будет искуплено от смерти, усыновление не совершится. Мы теперь дети Божии, 1Ин 3:2. Мы все имеем природу и положение сынов Божьих, но не достигнем в этом совершенства, пока не придем на небеса.
[5] Они суть сыны воскресения, то есть наделены способностью пользоваться и наслаждаться будущим состоянием. Они рождены для того века, принадлежат к той семье, они воспитывались в этом веке для того века и в нем получат свое наследство. Будучи сынами воскресения, они являются сынами Божиими. Отметим, Бог признает Своими чадами только сынов воскресения, рожденных свыше, тесно связанных с миром духов, подготовленных к тому миру, сынов той семьи.
IV. Это бесспорная истина, что после этой жизни существует другая. Еще в первые века Церкви были даны откровения относительно этой истины (ст. 37−38): А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, он показал это нам, когда назвал Господа так, как Он Сам называл Себя — Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Авраам, Исаак и Иаков были тогда уже мертвыми для этого мира, они покинули его много лет тому назад, и их тела уже превратились в прах в пещере Махпела. Как же тогда Бог мог сказать: не Я был, а Я есмь Бог Авраама? Это абсурд, что живой Бог, источник жизни, остается их Богом, если от них не сохранилось ничего, кроме праха в пещере, не отличимого от обычной пыли. Из этого следует заключить, что они существовали тогда в ином мире ибо Бог не есть Бог мертвых, но живых. Лука прибавляет при этом: ибо у Него все живы, то есть все истинно верующие, подобные им. Хотя они умерли, тем не менее они живы, их души, возвратившиеся к Богу, Который дал их (Еккл 12:7), живут у Него, у Отца духов. Их тела снова оживут силой Божьей в конце времени, ибо Он называет несуществующее как существующее, потому что Он — Бог, животворящий мертвых, Рим 4:17. Но это еще не все. Когда Бог называет Себя Богом этих патриархов, Он подразумевает под этим, что Он составляет их блаженный удел, Он есть их Бог всемогущий (Быт 17:1), их весьма великая награда, Быт 15:1. Из их истории явствует, что в этом мире Бог не сделал для них того, что отвечало бы истинному намерению и полному объему того великого обязательства. Следовательно, после этой жизни должна существовать другая, в которой Бог осуществит в полной мере Свое обетование, что Он будет для них Богом, Он может его осуществить, ибо у Него все живы и у Него есть все для того, чтобы сделать блаженной каждую душу, которая живет для Него, достаточно для всех, достаточно для каждого.
Стихи 39−47. Книжники изучали закон и толковали его народу; они пользовались репутацией мудрых и почтенных людей, однако большинство из них были врагами Христа и Его Евангелия. Здесь мы видим некоторых из книжников, слушающих Христа; четыре замечания сделаны относительно них, с которыми мы уже встречались прежде.
I. Они похвалили ответ Христа, данный Им саддукеям относительно воскресения: некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал, ст. 39. Христос получил свидетельство от Своих противников, что Он хорошо сказал. Книжники были Его врагами потому, что Он не хотел сообразовываться с преданиями старцев, однако когда Он отстаивал фундаментальные основы вероучения, то даже книжники одобряли Его действия и признавали правильность Его учения. Именно этого недостает многим, называющим себя христианами.
II. Ими овладел благоговейный страх перед Христом, перед Его мудростью и властью (ст. 40): И уже не смели спрашивать Его ни о чем, потому что, говорили они, Он был слишком сильным соперником для всех спорящих с Ним. Его собственные ученики, хотя и слабые, желали понять Его учение и поэтому дерзали спрашивать Его обо всем, а саддукеи, противоречившие Его учению и придиравшиеся к нему не осмеливались Его спрашивать ни о чем.
III. Они были озадачены и приведены в тупик вопросом относительно происхождения Мессии, ст. 41. Многие места Священного Писания ясно свидетельствуют о том, что Христос должен быть Сыном Давидовым; даже слепой знал это, Лк 18:39. И в то же время было известно, что Давид называл Мессию своим Господом (ст. 42, 44), своим владетелем, повелителем и благодетелем: Сказал Господь Господу моему... Это слова Бога к Мессии, Пс 109:1. Итак, если Христос его Сын, почему же тогда он называл Его своим Господом? Если Он его Господь, то почему мы называем Его сыном Давида? Иисус заставил их задуматься, но они не смогли разрешить этого кажущегося противоречия. Мы же, благодарение Богу, можем: Христос как Бог был Господом Давида, а как человек — Сыном Давида. Он корень и потомок Давида, Откр 22:16. По человеческой природе Он был потомком Давида, отраслью его рода, а по Божественной природе — корнем Давида, от которого Давид получил свое существование и жизнь, а также все обеспечение благодатью.
IV. Далее описывается нечестивый характер книжников. Христос публично предостерегает Своих учеников против них, ст. 45−47. Об этом мы уже читали в Mк 12:38 и более подробно — в Мф 23 гл. Христос повелевает ученикам остерегаться книжников, то есть:
1. «Остерегайтесь, чтобы они не ввели вас в грех, не учитесь их путям, не следуйте их меркам; остерегайтесь того духа, которым они водятся. Не будьте такими в христианской Церкви, какими были они в иудейской».
2. «Остерегайтесь, чтобы они не подвергли вас бедствиям, — в том смысле, как об этом сказано в Мф 10:17: Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища... Остерегайтесь книжников, ибо они будут это делать. Остерегайтесь их, ибо:
(1) Они гордые и высокомерные. Они любят ходить по улицам в длинных одеждах, как люди, ставящие себя выше труда (тот, кто трудится, препоясывает чресла), как имеющие положение в обществе и занимающие почетные места». Cedant arma togae пусть руки преклонятся перед сутаной. Они любят приветствия в народных собраниях, чтобы многие могли увидеть, каким уважением они пользуются. Они очень гордились тем, что председательствовали на всех собраниях. Они любили председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, и при этом смотрели на себя с большим самодовольством, а на всех окружающих — с большим презрением. Сижу царицею.
(2) «Они алчны, они притесняют, угнетают других и используют религию как маску для прикрытия своих преступлений». Они поедают домы вдов, то есть берут в свои руки их имущество и с помощью того или иного трюка делают его своей собственностью; либо живут за их счет, съедают то, что у них имеется. Вдовы — легкая добыча для них, потому что их легко ввести в заблуждение благовидными предлогами, ибо они лицемерно долго молятся, возможно, вместе с вдовами, переживающими скорби, как бы не только сострадая им, но и заботясь об их благочестии. Таким образом они старались снискать их расположение и завладеть их деньгами и имуществом. Таким набожным людям можно, конечно, доверить несметные сокровища, а уж они отчитаются за них так, как найдут нужным. Христос предвещает их гибель несколькими словами: они примут тем большее осуждение, двойное проклятие, и за злоупотребление доверием бедных вдов, чьи дома обкрадывали, и за злоупотребление религией и, в частности, молитвой, которую они использовали для более успешного осуществления своих мирских нечестивых целей. Притворное благочестие — это удвоенное беззаконие.
толкование Мэтью Генри на евангелие от Луки, 20 глава