Ж. Молитва учеников (11:1−4)
Между главами 10 и 11 есть интервал, который описан у Иоанна (9:1 -10:21).
11:1 Это еще одно из частых указаний Луки на молитвенную жизнь нашего Господа. Оно соответствует цели Луки представить Христа как Сына Человеческого, всегда зависящего от Бога, Его Отца. Ученики ощущали, что молитва — это реальная и жизненно важная сила в жизни Иисуса. Когда они слышали Его молитву, у них возникало желание молиться так же. Поэтому один из Его учеников попросил, чтобы Господь научил их молиться. Он не сказал: «Научи нас, как молиться», но: «Научи нас молиться». Как бы там ни было, просьба, конечно же, включает в себя как действие, так и метод.
11:2 Пример молитвы, которую Господь Иисус дал им в это время, несколько отличается от так называемой молитвы Господней в Евангелии от Матфея. Эти различия имеют цель и значение. Ни одно из них не случайно.
Прежде всего, Господь научил учеников обращаться к Богу «Отче наш!»
Подобные близкие семейные взаимоотношения были неизвестны верующим ВЗ. Это просто означает, что отныне верующие должны говорить с Богом как с любящим Небесным Отцом. Далее мы научены молиться о том, чтобы Божье имя святилось. В этом выражено стремление сердца верующего, чтобы к Богу было обращено почитание, прославление и поклонение.
Прося «да приидет царствие Твое», мы молимся о том, чтобы скорее пришел день, когда Бог низведет враждебные силы и в Личности Христа воцарится превыше всех над землей, когда будет Его воля и на земле, как на небе.
11:3 Ища прежде Царства Божьего и Его праведности, молящийся научен сообщать о своих собственных нуждах и желаниях. Здесь отражена постоянная нужда в пище как физической, так и духовной. Мы должны жить в ежедневной зависимости от Него, признавая Его источником всех благ.
11:4 Далее следует молитва о прощении грехов на основании того факта, что мы явили дух прощения ближнему. Это, вполне очевидно, не относится к прощению от наказания за грех. Такое прощение основывается на совершенном Христом на Голгофе и принимается лишь верою. Здесь мы имеем дело с родительским или правительственным прощением. Если мы простили других, Бог обращается с нами как с детьми. Если Он обнаруживает в наших сердцах дух холодности и непрощения, Он будет подвергать нас наказанию, пока мы не смиримся и вновь не вернемся в общение с Ним. Подобное прощение связано с общением, а не с отношениями с Богом.
Мольба «и не введи нас во искушение» для некоторых людей представляет затруднение. Мы знаем, что Бог никогда никого не искушает грехом.
Однако Он допускает, чтобы мы испытали в своей жизни трудности и проверки, которые предназначены для нашего блага. Здесь очевидна та мысль, что нам надлежит постоянно быть бдительными, поскольку мы склонны блуждать и впадать в грех. Нам надлежит просить Господа удерживать нас от согрешения, даже если мы сами можем желать совершить его. Нам надлежит молиться о том, чтобы возможность греха и желание греховных поступков никогда не совпадали. Эта молитва выражает здравое недоверие нашим собственным способностям сопротивляться соблазнам. Молитва заканчивается просьбой избавить нас от лукавого. (Лука приводит самый сжатый вариант молитвы «Отче наш»; вероятно, она не пересказана слово в слово.)
З. Две притчи о молитве (11:5−13)
11:5−8 Продолжая тему молитвы, Господь привел пример, предназначенный показать, что Бог желает слышать прошения Своих детей и давать на них ответ. В этой истории речь идет о человеке, к которому в полночь пришел гость. К сожалению, у него под рукой не оказалось достаточно пищи. Поэтому он отправился к соседу, постучал в дверь его дома и попросил у него взаймы три хлеба. Сначала сосед огорчился, что прервали его сон, и не потрудился встать с постели. Однако, слыша продолжительный стук и громкие призывы обеспокоенного хозяина, он в конце концов все же встал и дал ему, сколько тот просил.
Мы должны быть осторожны в применении этого примера, чтобы избежать некоторых выводов. Этот пример не означает, что Бог досадует на наши настойчивые просьбы. И отсюда вовсе не следует, что единственный способ получить ответ на свои молитвы — это настойчивость.
Этот отрывок учит, что если человек готов помочь другу по неотступности его, то Бог намного больше желает услышать вопль Своих детей.
11:9 Здесь дано наставление о том, что мы не должны утомляться или разочаровываться в нашей молитвенной жизни. «Продолжайте просить... продолжайте искать... продолжайте стучать...» (В греческом языке глагол настоящего времени в повелительном наклонении передает продолжающееся действие.) Иногда Бог отвечает на молитвы после первой нашей просьбы.
Но бывают случаи, когда Он отвечает лишь после продолжительных просьб. Бог отвечает на молитвы:
Иногда, когда сердца наши немощны,
Он дает именно те дары,
В которых нуждаются верующие;
Но часто наша вера должна усвоить
Более серьезный урок
И научиться доверять молчанию Бога,
Когда Он ничего не говорит;
Он, имя Которого Любовь,
Пошлет все самое лучшее.
Могут погаснуть звезды,
Разрушиться каменные стены,
Но верен Бог;
Его обетования надежны.
(Он — наша сила. — М.Г.П.)
Эта притча ясно учит о возрастающей степени неотступности — просите, ищите, стучите.
11:10 Этот стих учит, что всякий просящий получает, ищущий находит и каждому стучащему отворят дверь. Здесь нам дано обетование того, что, когда мы молимся, Бог всегда дает нам просимое или даже нечто лучшее. Ответ «нет» означает: Ему известно, что наша просьба не будет для нас чем-то самым лучшим; в таком случае Его отказ лучше, чем наше прошение.
11:11−12 Здесь говорится о том, что Бог никогда не обманет нас, дав камень, когда мы просим о хлебе. В те дни хлеб делали в форме круглой плоской лепешки, напоминающей камень. Бог никогда не посмеется над нами, давая что-нибудь несъедобное, когда мы просим о пище. Если мы попросим о рыбе, Он не подаст нам змею, то есть что-то такое, что может нас уничтожить. И если мы попросим о яйце, Он не даст нам скорпиона, то есть нечто, способное вызвать мучительную боль.
11:13 Земной отец не дает злых подарков; хотя у него и грешная природа, он умеет даяния благие давать детям своим. Тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него. Дж. Г. Беллет говорит: «Показательно, что дар, отмеченный Им как наибольшая наша нужда и который Он больше всего желает дать нам, — это Святой Дух». Когда Иисус произносил эти слова, Святой Дух еще не был дан (Ин 7:39). Мы не должны ныне молиться о том, чтобы Святой Дух был нам дан как постоянно обитающая в нас Личность, поскольку Он приходит и поселяется в нас во время нашего обращения (Рим 8:9; Еф 1:13−14).
Однако будет, конечно же, уместно и необходимо молиться о Святом Духе несколько иначе. Нам надлежит молиться о том, чтобы быть научаемыми Святым Духом, чтобы быть водимыми Духом и чтобы Его сила изливалась на нас во всем нашем служении для Христа. Вполне возможно, что когда Иисус учил учеников просить о Святом Духе, Он указывал на силу Святого Духа, позволяющую им жить жизнью ученичества, о котором Он учил их в предыдущих главах. К этому времени они, вероятно, осознавали, насколько они неспособны справиться с испытаниями ученичества своими собственными силами.
И это действительно так. Дух Святой — это сила, дающая человеку способность проводить христианскую жизнь. Итак, Иисус представляет Бога страстно желающим дать такую силу просящим.
В греческом оригинале в ст. 13 перед словами «Святой Дух» не стоит определенный артикль. Профессор X. Б. Свит отмечает, что когда такой артикль есть, он указывает на саму Личность, а когда артикль отсутствует, то это указание на Его дары и Его действие в нас. Следовательно, в данном отрывке молитва не столько о Личности Святого Духа, сколько о Его служении в нашей жизни. Это более раскрывается через параллельное место в Мф 7:11, которое гласит: «...тем более Отец ваш небесный даст блага просящим у Него».
И. Иисус отвечает Своим критикам (11:14−26)
11:14−16 Изгнав беса, который был нем, Иисус вызвал среди людей целый переполох. В то время как некоторые удивлялись, другие открыто воспротивились Господу. Противление приняло две основные формы. Некоторые обвинили Его в том, что Он изгоняет бесов силой веельзевула, князя бесовского.
А другие требовали, чтобы Он явил им знамение с неба; вероятно, они считали, что это может снять выдвинутое против Него обвинение.
11:17−18 Ответ на обвинение в том, что Он изгнал демонов, так как в Него вселился Веельзевул, дан в ст. 17−26. На просьбу о знамении дан ответ в ст. 29. Прежде всего Господь Иисус напомнил им, что всякое царство, разделившееся само в себе, разрушится и дом, разделившийся сам в себе, падет. Если Он — орудие сатаны в изгнании бесов, то сатана сражается против своих собственных подручных. Смешно подумать, что дьявол таким образом будет сам себе противиться и препятствовать своим же целям.
11:19 Затем Господь напомнил Своим критикам, что их же соотечественники в то же самое время изгоняли злых духов. Если Он совершал это силой сатаны, то из этого обязательно следует, что и они должны это делать той же силой. Евреи, конечно же, ни за что не признали бы это. И все же, как они могли отрицать силу аргументов? Сила для изгнания бесов пришла либо от Бога, либо от сатаны. Или одно, или другое; и то, и другое не могло быть одновременно. Если Иисус действовал силой сатаны, тогда евреи, изгоняющие бесов, зависели от той же силы. Осудить Его означало осудить также и их.
11:20 Истинное объяснение таково: Иисус изгонял бесов перстом Божьим. Что Он имел ввиду, когда говорил «перстом Божьим»? В Евангелии от Матфея (12:28) мы читаем следующее: «Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царство Божье». Из этого можно заключить, что перст Божий — то же самое, что и Дух Божий. То, что Иисус изгонял бесов Духом Божьим, однозначно свидетельствовало о том, что Царство Божье достигло людей этого поколения. Царство пришло в Личности самого Царя. Сам факт, что Господь Иисус находился среди них, совершая подобные чудеса, был решительным доказательством того, что на арене истории появился помазанный Богом Правитель.
11:21−22 До нынешнего момента сатана был «сильный с оружием», который неоспоримо владычествовал над своим имением. Люди, одержимые бесами, были накрепко им связаны, и никто не оспаривал его власти. Его имение было в безопасности, то есть ни у кого не было силы оспаривать его власть. Господь Иисус был сильнее сатаны, напал на него, победил его, взял все оружие его и разделил похищенное у него.
Даже критики Иисуса не отрицали, что Он изгнал злых духов. Это могло лишь означать, что сатана был побежден, а его жертвы отпущены на свободу. В этом суть данных стихов.
11:23 Далее Иисус добавил, что всякий, кто не с Ним, тот против Него, и кто не собирает с Ним, тот расточает. Кто-то сказал: «Человек находится либо на пути, либо в пути». Мы уже упоминали о кажущемся противоречии между данным стихом и 9:50. Если вопрос в Личности и деле Христа, то нейтралитет невозможен. Человек, который не за Христа, против Него. Но если речь идет о христианском служении, то люди, которые не против служителей Христа, будут за них. В первом стихе — вопрос спасения; во втором — вопрос служения.
11:24−26 Господь, похоже, переводит тему разговора на Своих критиков. Они обвинили Его в одержимости бесом. Он же сравнивает израильский народ с человеком, который был временно излечен от одержимости. Это действительно было в их истории. До своего пленения народ израильский был одержим бесом идолопоклонства.
Однако плен избавил евреев от этого злого духа, и с того времени они никогда больше не предавались идолопоклонству. Они нашли свой дом выметенным и убранным, но отказались пригласить в него Господа Иисуса как владельца. Следовательно, Он предсказал, что в грядущий день нечистый дух возьмет с собой семь других духов, злейших себя, и они войдут в дом и будут жить там. Это указывает на ужасную форму идолопоклонства, которую примет еврейская нация в период великой скорби; они признают богом антихриста (Ин 5:43), а наказание за этот грех будет большим, чем народ когда-либо переживал.
Хотя этот пример касается в первую очередь истории народа израильского, он также указывает на недостаточность простого покаяния или преобразования в жизни отдельного человека. Недостаточно просто перевернуть чистую страницу. Нужно принять в сердце и жизнь Господа Иисуса Христа. В противном случае человек открыт для входа более злых форм греха, чем это было когда-либо прежде.
К. Более благословенная, чем Мария (11:27−28)
Некая женщина вышла из среды собравшегося народа, чтобы прославить Иисуса словами: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Ответ нашего Господа имеет огромное значение. Он не отвергал, что Мария, Его мать, благословенна, но Он сказал, что есть нечто больше этого: еще более важно слышать Слово Божье и соблюдать его. Иными словами, Мария еще более благословенна, уверовав в Христа и последовав за Ним, чем просто потому, что она — Его мать. Физические взаимоотношения не имеют такой важности, как духовные. Этого должно быть достаточно, чтобы умолкли те, кто делает из Марии объект почитания.
Л. Знамение Ионы (11:29−32)
11:29 В стихе 16 некоторые искушали Господа Иисуса, требуя от Него знамения с неба. Теперь Он отвечает на эту просьбу, говоря, что она исходит от этого лукавого рода. Его слова в первую очередь касались поколения евреев, живших в то время. Сын Божий почтил их Своим присутствием. Они слышали Его слова и были свидетелями Его чудес. Однако этого им было недостаточно. Сейчас они заявляли, что если бы только увидели великое, сверхъестественное знамение на небесах, то поверили бы в Него. Ответ Господа состоял в том, что никакое знамение не дастся им, кроме знамения Ионы пророка.
11:30 Он указывал на Свое воскресение из мертвых. Подобно тому как Иона был спасен из морской пучины, пробыв три дня и три ночи в чреве кита, так и Господь Иисус воскреснет из мертвых, пробыв в могиле три дня и три ночи. Иными словами, последним и завершающим чудом в земном служении Господа Иисуса будет Его воскресение. Иона был знамением для жителей Ниневии. Когда он отправился на проповедь в этот языческий город, он пошел туда, как человек, который, образно говоря, восстал из мертвых.
11:31−32 Царица южная, языческая царица Савская, преодолела огромное расстояние, чтобы послушать мудрости Соломоновой. Она не увидела ни единого чуда. И если бы она обладала привилегией жить в дни Господа, то с какой готовностью приняла бы Его! Поэтому она восстанет на суд против этих злых людей, которые имели привилегию видеть сверхъестественные дела Господа Иисуса и все же отвергли Его. Больший, чем Иона, и больший, чем Соломон, выступил на арену человеческой истории. В то время как ниневитяне покаялись от проповеди Иониной, израильтяне отказались покаяться от проповеди Того, Кто больше Ионы.
Сегодня неверие насмехается над историей об Ионе, относя ее к еврейской легенде. Иисус говорил об Ионе как о реальной исторической личности, так же как и о Соломоне. Люди, которые говорят, что поверят, если увидят чудо, заблуждаются. Вера основывается не на доказательствах органов чувств, но на живом Слове Божьем.
Если человек не верит Слову Божьему, то он не поверит, даже если кто-то воскреснет из мертвых. Требование знамений не угодно Богу. Это не вера, а видение. Неверие говорит: «Покажите, а затем я поверю». Бог говорит: «Уверуйте, а потом увидите».
М. Притча о зажженной свече (11:33−36)
11:33 На первый взгляд кажется, что между этими и предыдущими стихами нет связи. Но при более тщательном изучении мы обнаружим весьма существенную связь. Иисус напомнил Своим слушателям, что никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, под сосудом. Он ставит ее в подсвечник, где ее можно увидеть и где она дает свет всем входящим.
Применение таково: Тот, Кто зажег светильник — Бог. В Личности и в деяниях Господа Иисуса Христа Он обеспечил сияние света для мира. И если кто-то не видит Свет, то не по вине Бога. В главе 8 Иисус говорил об ответственности, возложенной на Его учеников: распространять веру, а не прятать ее под сосудом. Здесь, в 11:33, Он разоблачает неверие ищущих от Него знамения критиков, поиск которого вызван алчностью и страхом посрамления.
11:34 Результатом их нечистых побуждений было неверие. В физической реальности око дает свет всему телу. Если глаз здоров, то человек может увидеть свет. Но если глаз болен, то есть слеп, тогда свет не может проникнуть. Так же и в духовном мире. Если человек искренен в своем желании познать, является ли Иисус Христом Божьим, то Бог откроет ему это. Если же его побуждение нечисто, если он хочет держаться своей алчности, если он продолжает бояться того, что скажут другие, то он слеп перед истинным достоинством Спасителя.
11:35 Люди, к которым обращался Иисус, считали себя очень мудрыми. Они полагали, что в них весьма много света. Но Господь Иисус посоветовал им учесть тот факт, что свет, который в них, на самом деле является тьмой.
Мудрость, на которую они претендовали, и их собственное превосходство не пускали их к Нему.
11:36 Человек с чистыми побуждениями, открывающий перед Иисусом — Светом мира — все свое существо, будет наполнен духовным озарением.
Его внутренняя жизнь будет просвещена Христом точно так же, как бывает освещено тело человека, когда он сидит под прямыми лучами светильника.
Н. Внешняя и внутренняя чистота (11:37−41)
11:37−40 Когда Иисус принял приглашение одного фарисея прийти на обед, Он изумил Своего хозяина тем, что не умыл рук перед обедом. Иисус прочел его мысли и укорил его за подобное лицемерие и приверженность к внешнему. Иисус напомнил ему о том, что действительное значение имеет не внешняя чистота чаши, а внутренняя. Внешне фарисеи казались вполне праведными, но внутри они были исполнены хищения и лукавства. Тот же Бог, Который сотворил внешнее, сотворил также внутреннее. Он заинтересован в том, чтобы наша внутренняя жизнь была чистой.
«Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1Цар 16:7).
11:41 Господь понимал, насколько алчными и себялюбивыми были фарисеи, поэтому Он велел этому хозяину прежде подавать милостыню из того, что у него есть. Если бы он мог выдержать эту главнейшую проверку любви к ближнему, тогда все у него было бы чисто.
Г. А. Айэнсайд комментирует:
«Когда Божья любовь наполнит сердце настолько, что человек заботится о нуждах ближних, тогда только это внешнее правило приобретет подлинную ценность. Человек, непрестанно собирающий для себя и относящийся с крайним безразличием к окружающим его бедным и нуждающимся людям, свидетельствует о том, что в нем не обитает любовь Божья». (Harry A. Ironside, Addresses on the Gospel of Luke, p. 390.)
Неизвестный автор обобщает:
«Записанные в стихах 39−52 строгие слова против фарисеев и законников были произнесены за трапезой у фарисея (ст. 37). То, что мы называем «хороший вкус», зачастую заменяет верность истине; мы улыбаемся, когда нам следует хмуриться; и мы храним молчание, когда нам надлежит говорить. Лучше прервать трапезу, чем нарушить верность Богу».
О. Укор фарисеям (11:42−44)
11:42 Фарисеи были приверженцами внешнего. Они проявляли щепетильность в отношении мельчайших подробностей обрядовых законов, таких как десятина с мелких трав. Однако они не заботились о своих взаимоотношениях с Богом и с людьми. Они угнетали бедных и не любили Бога. Господь не укорял их за внесение десятины с мяты, руты и всяких овощей, но просто указал, что они не должны быть настолько педантичными в исполнении мелочей, пренебрегая главнейшими обязанностями жизни, такими как суд и любовь Божья. Они выделяли второстепенное, а упускали главное. Они совершенствовались в том, что могли увидеть другие люди, но не радели о том, что видел лишь Бог.
11:43 Они любили выставлять себя напоказ, занимать важное положение в синагогах и привлекать как можно больше внимания на рыночной площади. То есть они были виновны не только в приверженности к внешнему, но и в гордыне.
11:44 И наконец, Господь сравнил их с гробами скрытыми. По закону Моисея всякий прикоснувшийся к гробу семь дней был нечист (Чис 19:16), даже если, прикасаясь, он не знал, что это был гроб. Фарисеи внешне производили впечатление преданных религиозных вождей. Однако им надлежало носить на себе предупреждающий знак, что прикосновение к ним грозит людям осквернением. Они были, как гробы скрытые, полные морального разложения и нечистоты, которые заражают других инфекцией показухи и гордости.
П. Обличение законников (11:45−52)
11:45 Законники были книжниками — экспертами в толковании закона Моисеева. Однако их умение ограничивалось тем, что они рассказывали другим, что им нужно делать. Сами они этого не практиковали. Один из законников почувствовал обличительную остроту слов Иисуса и напомнил Ему, что, критикуя фарисеев, Он также задевает и специалистов-законников.
11:46 Господь воспользовался этим как поводом, чтобы указать на некоторые грехи законников. Прежде всего, они угнетали людей всевозможными бременами закона, но ничего не делали, чтобы помочь им нести эти бремена. Келли отмечает: «Они были известны своим презрением к тем людям, на которых строилась их значимость». (William Kelly, An Exposition of the Gospel of Luke, p. 199.) Многие их правила были установлены людьми и касались вопросов, не имеющих реальной важности.
11:47−48 Законники были лицемерными убийцами. Они делали вид, что восхищались пророками Божьими. Они доходили даже до того, что воздвигали памятники на гробницах ветхозаветных пророков. Безусловно, они считали это доказательством глубокого почтения. Но Господь Иисус знал о другом. Хотя внешне они отмежевывались от своих иудейских предшественников, которые избивали пророков, на деле они шли за ними след в след. Одновременно со строительством гробниц для пророков они замышляли смерть величайшего Пророка Божьего, Самого Господа. И они будут продолжать убивать верных пророков и апостолов Божьих.
11:49 Сравнив этот стих с Матфея 23:34, мы увидим, что премудрость Божья — это Сам Иисус. Здесь Он приводит слова премудрости Божьей, которая сказала: «Пошлю к ним пророков».
В Евангелии от Матфея Он не приводит это как цитату из ВЗ или какоголибо другого источника, но просто излагает как Свое утверждение. (См. также 1Кор 1:30, где о Христе говорится как о мудрости.) Господь Иисус пообещал, что пошлет пророков и апостолов людям их поколения, а те будут убивать и изгонять их.
11:50−51 Он взыщет от рода сего кровь всех, кто свидетельствует о Боге, начиная с самого первого записанного в ВЗ случая, то есть Авеля, вплоть до последнего случая, то есть Захарии, убитого между жертвенником и храмом (2Пар 24:21). Вторая книга Паралипоменон была последней книгой в еврейском перечне книг ВЗ. Следовательно, Господь Иисус включил всю вереницу мучеников, упомянув Авеля и Захарию. Произнося эти слова, Он хорошо знал, что живущее тогда поколение предаст Его смерти на кресте, возведя на ужасающую высоту все свои предшествующие гонения на мужей Божьих. Именно по той причине, что они убьют Его, кровь всех убитых в предшествующие времена падет на них.
11:52 И наконец, Господь Иисус обличил законников в том, что они взяли ключ разумения, то есть отобрали у народа Слово Божье. Хотя внешне они исповедовали верность Священному Писанию, они, тем не менее, упрямо отказывались принимать Того, о Ком Писание говорит. И они воспрепятствовали другим прийти ко Христу. Они сами не желали Его и не хотели, чтобы другие приняли Его.
Р. Ответ книжников и фарисеев (11:53−54)
Книжники и фарисеи явно пришли в ярость от прямых обвинений Господа. Они начали сильно приступать к Нему и умножили свои усилия, чтобы поймать Его на слове. Всевозможными ухищрениями они стремились уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его и предать смерти. Поступая так, они лишь доказывали, с какой точностью Он прочел их характеры.
комментарии МакДональда на евангелие от Луки, 11 глава