Эта длинная глава (как ранее гл. 16 и 20) посвящена истории отступничества от Бога Его народа, причем описанные в ней отягчающие обстоятельства уподобляются плотскому блуду и прелюбодеянию. Израиль и Иудея — царство десяти и царство двух колен, вместе с их столицами Самарией и Иерусалимом, — рассматриваются по отдельности.
Здесь описывается:
(I) Отступничество от Бога Израиля и Самарии (ст. 1−8), а также их разорение по этой причине (ст. 9−10).
(II) Отступничество от Бога Иудеи и Иерусалима (ст. 11−21) и вынесенный им приговор, гласящий, что они будут уничтожены за это подобным же образом (ст. 22−35).
(III) Общее нечестие и тех и других (ст. 36−44) и общий крах и тех и других (ст. 45−49). Все это написано в качестве предостережения от грехов идолопоклонства, упования на мышцу плотскую и заключения греховных союзов и заговоров с нечестивыми людьми (именно эти грехи подразумеваются здесь под блудом), чтобы и другие услышали и боялись и не грешили по примеру преступлений Израиля и Иудеи.
Стихи 1−10. Бог часто говорил на эту тему с Иезекиилем, а через него — с народом, но теперь Его слово пришло снова (англ. пер., ст. 1). Ибо Бог говорит об одном и том же однажды, даже дважды, неоднократно, и все равно этого недостаточно, совсем недостаточно, ибо люди того не замечают. Следует заметить: чтобы убедить грешников в злостности греха, его опасности и в несчастье, которое он причиняет, необходимо повторять правило на правило, — так сильно мы не хотим знать наихудшее о себе. Здесь идет речь о разоблачении двух грешниц — двух женщин, двух царств, царств-сестер, Израиля и Иуды, дочерей одной матери, которые долгое время являлись одним народом. Царство Соломона было столь огромным и густонаселенным, что сразу же после смерти царя разделилось на два.
Примите во внимание:
(1) Их репутацию, когда они были вместе: и блудили они в Египте (ст. 3), ибо виновны в идолопоклонстве, о котором мы читали выше (Иез 20:8). То обстоятельство, что грехи, которые более всего раздражают Бога и сильнее всего губят людей, сравниваются с блудом, дает четкое представление о чрезмерной греховности, омерзительности и губительности греха нечистоты. Несомненно, речь идет об одном из злейших пороков, ибо здесь, а зачастую и в других местах с ним сравнивается наихудший из грехов, что должно усилить наше отвращение и страх перед всякого рода плотскими похотями в любых проявлениях, при каждом их приближении, ибо они восстают на душу, внушают грешникам сильную страсть, обольщают их, отчуждая от Бога и благочестия, развращают совесть (от чего грешники становятся омерзительными в глазах чистого и святого Бога) и приводят в конечном счете к разрушению и погибели.
(2) Их имена, когда их стало двое. Царство Израиля названо старшей сестрой (англ. пер., ст. 4), потому что оно первым инициировало раскол и отделилось как от царского, так и от священнического рода, определенного Богом, или большей сестрой (дословно), потому что в это царство входило десять колен, тогда как во второе — только два. Бог говорит относительно обеих сестер: «...были они Моими», ибо являлись семенем Его друга Авраама и Его избранного Иакова; обе были в завете с Богом и носили на себе знамение такового — обрезание, печать завета. И были они Моими, а посему их отступничество стало вопиющей несправедливостью. По сути, это — отчуждение Божьей собственности и проявление черной неблагодарности к наилучшему из благодетелей, а также вероломное нарушение самых священных обязательств. Следует заметить: кто заявлял о своей принадлежности к Божьему народу, но отступил от Господа, тому предстоит отвечать больше, по сравнению с людьми, никогда не делавшими подобных заявлений. «И были они Моими, Моими законными супругами, именно Мне они рождали сыновей и дочерей». Многие из них были посвящены Господу и занимались служением Ему, являясь силой и красой этих царств, как дети, которые являются гордостью семьи. В данной притче Самария и царство Израиля будут носить имя Огола — своя собственная скиния, потому что места поклонения в этом царстве были собственным изобретением его жителей, они сами их выбирали и сами придумывали, как поклоняться; Бог никогда не признавал их Своими. Сама себе скиния (существует и такой перевод). «Пусть она забирает ее себе и довольствуется ею». Иерусалим и царство Иуды будет носить имя Оголива — Моя скиния в ней, потому что храм иудеев был именно тем местом, которое избрал Сам Господь, чтобы пребывать имени Его там. Он признавал храм Своим и почтил его знаками Своего присутствия. Следует заметить: некоторые из людей, состоящих в отношениях с Богом и исповедующих Его имя, имеют, по сравнению с другими, больше преимуществ, а кому больше дано, с того больше и спросится, и поэтому отступничество таковых от Бога не имеет оправдания, в отличие от случая с получившими меньше.
(3) Вероломное отступничество царства Израиля от Бога: и стала Огола блудить от Меня (ст. 5). Несмотря на то что десять колен отошли от дома Давидова, Бог все равно считал их Своими; хотя Иеровоам, воздвигнув золотых тельцов, согрешил сам и ввел в грех Израиля, тем не менее, пока израильтяне поклонялись только Богу Израилеву, пусть и посредством образов, Господь не отверг их совсем. Однако путь греха ведет по наклонной вниз. Огола блудила и ввела поклонение Ваалу (3Цар 16:31), поставила иного бога, ничтожного бога, в соперники Иегове (3Цар 18:21) и, как ужасная прелюбодейка, пристрастилась к своим любовникам, потому что те хорошо одеты и выглядят важными, потому что они молоды и красивы, одеваются в ткани яхонтового цвета, областеначальники и градоправители, красивые юноши (ст. 6), они благородны и сходят за людей чести; так она пристрастилась к своим соседям, особенно к ассирийцам, которые в своих завоеваниях приблизились к израильтянам. Огола восхищалась их идолами и поклонялась им, восхищалась их правителями и военной мощью и добивалась союза с ними на любых условиях, как будто бы ей недостаточно полагаться на собственного Бога. Мы находим сообщение о том, как один из израильских царей дал ассирийскому царю тысячу талантов серебра, чтобы заручиться его поддержкой (4Цар 15:19). Огола пристрастилась ко всем отборным из сынов Ассура, считая их достойными доверия и полезными в делах государства, и оскверняла себя всеми идолами их (ст. 7). Следует заметить: к какой бы твари мы ни пристрастились, платя ей дань уважения и удостоив доверием, мы делаем из этой твари идола; а из чего бы мы ни делали идола, тем мы оскверняем себя. И теперь здесь снова звучит обличение, относящееся ко времени зарождения нации: не переставала блудить и с Египтянами (ст. 8). Тот факт, что израильтяне были идолопоклонниками в Египте, забвению не подлежит. Ведь они любили египетских идолов, даже будучи во власти постоянного страха перед египетскими тиранами и приставниками! Но (согласно некоторым наблюдениям) по этой причине, когда сатана хвастался, что расхаживает по земле, как по своей собственной. Бог не сказал ему, чтобы опровергнуть его притязания: обратил ли ты внимание твое на народ Мой Израиль в Египте? (Ибо они стали идолопоклонниками, и не было чем хвалиться). Но спросил: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова в земле Уц? Склонность к порочности, проявившаяся у израильтян, когда они только образовались в народ, является символом первородной порочности, которая рождается вместе с нами и вплетается в наш характер, наделяя нас сильным влечением к миру и плоти. Таким было влечение израильтян к идолопоклонству. Оно пустило в них глубокие корни, и много лет спустя им вменилось в вину то, что они не переставали блудить и с Египтянами. Это так и не искоренилось из их плоти, несмотря на то что Египет прежде был для них домом рабства. Подобным же образом и мы не лишились порочных страстей и склонностей, которые приносим в этот мир вместе с собой, мы не очистились от них, но до сих пор храним, несмотря на то что грех, с которым мы родились, стал источником всех бед, происходящих в жизни человека.
(4) Уничтожение царства Израиля за отступничество от Бога: за то Я и отдал ее в руки любовников ее (ст. 9−10). Сначала Бог справедливо предал Оголу ее похотям (привязался к идолам Ефрем; оставь его!), а потом отдал ее в руки любовников. Соседние народы, с идолопоклонством которых она сообразовалась и на дружбу которых полагалась, бросая и в том и в другом случае дерзкий вызов Богу, теперь превратились в орудия ее уничтожения. Ассирийцы, к которым она пристрастилась, вскоре разведали наготу ее земли, обнаружили слабые места, где следует нападать, отняли у нее все украшения и лишили ее всякой защиты, обнажили ее, сделав нагою и непокрытою, и увели в плен сыновей ее и дочерей ее, а ее убили мечом; и таким образом полностью уничтожили царство, положив ему конец. Существует подробное описание этой истории (4Цар 17:6 и след.), в котором приводится причина гибели от рук ассирийцев этого некогда процветавшего царства, а заключается она в том, что израильтяне оставили Бога Израилева, стали чтить богов иных и поступать по обычаям языческих народов; именно за это прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего (4Цар 17:18). Весьма примечательно и то обстоятельство, что ассирийцы, которыми израильтяне так восторгались, будут задействованы в совершении судов, ибо оно показывает, как Бог, производя справедливый суд, зачастую делает бичом для грешников именно то, к чему они привязались всем сердцем. Дьявол станет вечным мучителем нераскаявшихся грешников, которые сейчас прислушиваются к нему и поддаются его искушениям. Таким образом Самария сделалась позором между женщинами, стала притчей во языцех: случившееся с ней часто обсуждали, превратив в тему для разговора (подобно тому как сообщения о разорениях городов и государств заполняют газеты), но, помимо этого, крушение Самарии за идолопоклонство послужило in terrorem — для устрашения всех людей, чтобы остерегались поступать по ее примеру; так же и публичная казнь злостных преступников делает их притчей во языцех, злой притчей, чтобы другим неповадно было идти нечестивыми путями злодеев, приведшими тех к столь жалкому и позорному концу. И все Израильтяне услышат и убоятся (Втор 21:21).
Стихи 11−21. Пророк Осия в свое время заметил, что два колена в большой мере сохранили свою непорочность, тогда как десять колен стали отступниками: окружил Меня Ефрем ложью... Иуда держался еще Бога и верен был со святыми (Ос 11:12). Причем этого и следовало ожидать: если ты, Израиль, блудодействуешь, то пусть не грешил бы Иуда (Ос 4:15), однако так продолжалось не долго. Из-за неудачных браков, заключенных между домом Давидовым и домом Ахава, в иудейское царство пришел культ Ваала, с которым, тем не менее, боролись цари-реформаторы. И когда в правление Езекии произошло пленение десяти колен, состояние дел в Иудее было хорошим, но и это длилось не долго. Вскоре после того как иудейское царство стало свидетелем уничтожения царства Израиля, а именно — в правление Манассии, иудеи превзошли в своей порочности Израиль из-за чрезмерной любви к идолам (ст. 11). Вместо того чтобы стать лучше, вняв предостережению в виде гибели Израиля, они стали хуже, как будто бы опечалились, что Господь поразил Израиля, и поэтому настроились против Бога и служения Ему. Вместо того чтобы благоговеть перед Ним, ибо Он — Бог ревнитель, они отдалились от Господа и полюбили богов тех народов, которые согласились на сотрудничество с ними. Следует заметить: кто не желает внимать предостережению в виде судов над другими и продолжает легкомысленно относиться к греху, хотя видел, к какому концу он приводит, тот заслужил и может ожидать Божьих судов над собою. И по-настоящему худо тем, кто становится хуже в результате событий, предназначавшихся для исправления, тем более, если допустили разжигание похотей, вместо того чтобы подчинить и подавить их. Иерусалим превзошел в блуде свою сестру Самарию. Об этом говорилось прежде: Самария половины грехов твоих не нагрешила (Иез 16:51).
I. Иерусалим, некогда верная столица, сделался блудницей (Ис 1:21). Она тоже пристрастилась к сынам Ассуровым (ст. 12), вступила с ними в союз, стала вместе с ними поклоняться, полюбила их областеначальников и градоправителей и превозносила их как более изысканных и совершенных джентльменов по сравнению с когда-либо рождавшимися в земле Израиля. «Посмотрите, как богато и аккуратно они одеты, пышно одеты; как хорошо они держатся в седле; они — всадники, ездящие на конях; как очаровательно они выглядят, все они — отборные юноши». Таким образом, иудеи научились любить все иноземное и презирать свой собственный народ; даже своя религия казалась им ничтожной и обыденной, не идущей ни в какое сравнение с вычурностью и помпезностью языческих храмов. Так Оголива умножила блудодеяния свои, так она влюбилась и вступила в союз с халдеями. В этом есть и вина Езекии: он гордился почтением, которое оказал ему вавилонский царь, и удостоил послов последнего чести посмотреть все его сокровища (Ис 39:2). Подобные наклонности продолжали развиваться и далее: она влюбилась в изображения вавилонских военачальников (ст. 14), вступила в союз с этим царством, пригласила их прийти и обосноваться в Иерусалиме, чтобы они облагородили дух иудейского народа, сделали иудеев более утонченными (ст. 15,16). Более того, были отправлены послы, чтобы доставить образцы изваяний, жертвенников и храмов, а потом использовать их в поклонении. Таким образом она осквернила себя ими (ст. 17) и открыла наготу свою (ст. 18), свою сильную склонность к идолопоклонству. И когда Оголива пресытилась халдеями и те ей надоели так, что она настроилась разорвать союз (как поступили Иоаким и Седекия), поскольку отвратилась от них душа ее, тогда стала ухаживать за египтянами и пристрастилась к любовникам своим (ст. 20), пожелала вступить в союз с ними и, чтобы укрепить таковой, принимала участие в их идолопоклонстве, надеясь, что они будут защищать ее от всех других народов; ибо столь мудрым, богатым и сильным было египетское государство и достигло такого совершенства в служении идолам, что не было теперь иной страны, которая удовлетворила бы иудеев, как Египет. Поэтому они вспомнили дни молодости своей (ст. 19) и распутство молодости своей (ст. 21).
1. Иудеи наслаждались этими воспоминаниями. Когда их любовь к Египту только разгоралась, они воодушевляли друг друга довериться этому царству по причине старого знакомства, как будто до сих пор ощущали вкус и запах лука и репчатого лука, который ели там, а скорее — идолопоклонства, которому научились там и принесли с собой. Завязав дружбу с Египтом, они вспомнили, с каким весельем их отцы поклонялись золотому тельцу, какая музыка и танцы сопровождали эти забавы, которым они научились в Египте. И они надеялись, что у них теперь есть законный предлог возобновить это. Таким образом Оголива умножала блудодеяния свои, повторяла прежние блудодеяния и воодушевляла себя на то, чтобы поддаться новым искушениям, вспоминая дни молодости своей. Следует заметить: если люди, вместо того чтобы размышлять о своих прежних грехах со стыдом и сожалением, размышляют о них с наслаждением и гордостью, то они навлекают на себя новую вину, усиливают собственную порочность и фактически презирают покаяние. Это — не что иное, как возвращение вместе с псом на блевотину свою.
2. Они привели это на память Богу и побудили Его припомнить им. Бог на самом деле говорил, что посчитается с народом за золотого тельца, идола египетского (см. Исх 32:34). Но Господь проявил такое терпение, что казалось, будто Он забыл, пока иудеи своим нынешним союзом с египтянами против халдеев не напомнили Ему об этом. И теперь наступает день посещения, когда Бог, как Он сказал, посетит их за грех их. Легко заметить, как эта прелюбодейка меняет своих любовников: сначала она пристрастились к ассирийцам, затем решила, что халдеи — утонченнее, и стала обхаживать их; какое-то время спустя отвратилась от них душа ее, и она подумала, что египтяне могущественнее (ст. 20) и ей следует вступить в тесный союз с ними.
Это показывает безумие:
(1) Плотских похотей; когда им потакают, они становятся более капризными и непостоянными, быстро пресыщаются, но никогда не удовлетворяются; им нужно разнообразие, и то, что они любят сегодня, становится ненавистным для них завтра. Unis adulterium matrimonium vocant — одно прелюбодеяние называется супружеством, как заметил Сенека.
(2) Идолопоклонства. Кто думает, что одного Бога слишком мало, тому и сотни недостаточно, он будет продолжать поиски, так и не добившись успеха.
(3) Взывания к твари о помощи. Мы идем от одной к другой, но разочаровываемся во всех и не успокоимся до тех пор, пока не обратимся за помощью к Богу Израилеву.
II. Верный Бог справедливо дает разводное письмо этому неверному теперь городу, который сделался блудницей. В своей ревности Господь обнаружил похотливость Оголивы: Я видел, что она осквернила себя (ст. 13), что она развратилась, увидел ее склонности и то, что у обеих сестер одна дорога и что Иерусалим стал хуже Самарии. Ибо если бы мы простерли руки наши к богу чужому, то не взыскал ли бы сего Бог? — Непременно взыщет. А когда взыщет, будет ли Он доволен этим? — Нет. Тогда и от нее отвратилась душа Моя, как отвратилась душа Моя от сестры ее (ст. 18). Сможет ли чистый и святой Бог и далее находить радость в таком похотливом роде? Следует заметить: грех отвращает душу Бога от грешника, причем справедливо, потому что и сам грех — это отвращение души человека от Господа. Но горе, страшное горе, тому, от кого отвратилась душа Бога! Ибо от кого Он отвращается, против того Он обратится.
Стихи 22−35. Иерусалим предстал перед судом под именем Оголива, которая обвиняется в том, что стала вероломной предательницей своего владыки Господа Бога небес и, не имея страха перед глазами, по наущению дьявола взбунтовалась против Него, нарушив клятву верности, стремясь и замышляя свергнуть правление Господа. Она поддерживала связь и вступила в союз с Его врагами и притворными божествами с презрением к Его венцу и достоинству. На данное обвинение она ответила: «Я не виновна. Я не осквернила себя, я не ходила во след Ваала». Но против нее найдены общеизвестные доказательства факта преступления, и она предстала перед судом, не имея достойных внимания возражений против вынесения и исполнения приговора в соответствии с законом. А посему в данных стихах звучит приговор.
I. Палачами Оголивы станут ее бывшие союзники; те, кого она прежде соблазняла, чтобы были ее вождями в грехе, теперь будут задействованы как орудия наказания Оголивы: «Я возбужу против тебя любовников твоих (ст. 22) халдеев, которыми ты сначала восхищалась и искала дружбы, а потом отвратилась от них душа твоя и ты вероломно нарушила завет с ними». Они названы любовниками твоими (ст. 22), которых ты, тем не менее, возненавидела (ст. 28). Следует заметить: для греховной любви превращаться в ненависть — обычное дело; например, так было у Амнона с Фамарью. Упрямцы, пребывающие во власти безумных страстей, зачастую вспыльчивы в отношениях с людьми, к которым незадолго до этого пылали любовью. Безумцы впадают в крайности, более того, и мудрецы могут увидеть основания для изменения своих чувств. А посему мы должны любить и ненавидеть, как если бы не любили и не ненавидели, по аналогии с данным нам советом, чтобы были и плачущие, как не плачущие, и радующиеся, как не радующиеся, Ita ama tanquam osurus — Люби, как человек, у которого может возникнуть обоснованное отвращение.
II. Предстоящая ей казнь будет весьма ужасной.
1. Враги выступят против нее со всех сторон (ст. 22); речь идет о представителях разных народов, составлявших халдейское войско, все они сановные и именитые (ст. 23), чье богатство, величие и ослепительная внешность делали их привлекательными, когда они приходили как друзья, чтобы защитить и покровительствовать Иерусалиму, теперь же эти качества делают их грозными, ибо они пришли наказать его за вероломство и нацелены ни много ни мало на разрушение.
(1) Они придут со множеством военной силы, с конями и колесницами (ст. 24), обеспеченные всем необходимым для военного стана, с оружием и боеприпасами, с мешками и багажом, с огромной и хорошо вооруженной армией.
(2) На их стороне справедливость: «Отдам им тебя на суд (они обладают не только силой, но и правом, ибо у вавилонского царя есть законное основание объявить войну иудейскому царю, поскольку тот разорвал с ним союз), и поэтому они, являясь орудиями Божьего правосудия, будут судить тебя не только в соответствии с Божьими судами, чтобы наказать за недостойное поведение по отношению к Господу, но и своим судом, по законам народов, чтобы наказать за вероломные действия по отношению к ним».
(3) Они будут вести войну с большой долей ярости и негодования. И поскольку речь идет о войне возмездия, то они поступят с тобою жестоко (ст. 29). По этой причине казнь станет столь суровой, что их мечи будут опущены в яд. Ты ненавидишь их, и они будут обращаться с тобой о ненавистью; кто ненавидит сам, того ждет ненависть и ненавистное обращение со стороны других.
(4) Врагов поведет Сам Бог, к их гневу примешается Его гнев: и обращу ревность Мою против тебя (ст. 25). Этот огонь зажжет Моя ревность, и тогда они поступят с тобою яростно. С какой бы сильной ненавистью и яростью ни обращались с нами люди, если на нашей стороне Бог, нам нечего бояться, ибо они не смогут причинить нам настоящего вреда. Но если люди действуют против нас с яростью и Бог обратил на нас ревность Свою, то что с нами будет?
2. Частные детали приговора, вынесенного этой злостной прелюбодейке, таковы:
(1) Отберут все, что она имеет. С нее снимут одежды и наряды, в которых она старалась понравиться своим любовникам (ст. 26). Иудеи лишатся всего, что было украшением их государства: «Возьмут у тебя все, нажитое трудами, все плоды твоих трудов и оставят тебя нагою и непокрытою» (ст. 29). Обнищание постигнет и город, и деревню, все их богатства унесут подчистую.
(2) Ее дети отправятся в плен. «Возьмут сыновей твоих и дочерей твоих и сделают из них рабов (ст. 25), ибо они — дети блуда, недостойные почестей и привилегий израильтян» (Ос 2:4).
(3) Ее заклеймят и искалечат: «Отрежут у тебя нос и уши, поставят на тебе клеймо блудницы и обезобразят навеки» (ст. 25). Здесь подразумеваются многочисленные проявления жестокости халдейских воинов по отношению к попавшим к ним в руки иудеям, с которыми, по всей вероятности, обращались варварски. Существует мнение, что это сказано образно: под словом нос следует понимать царское достоинство, а под словом уши — достоинство священников.
(4) Ее подвергнут позору: и открыта будет срамная нагота твоя (ст. 29); так поступают, наказывая злодея: к его позору, зачитываются и неоднократно повторяются все совершенные им преступления; и тогда тайное становится явным и припоминаются давние дела.
(5) Ее ждет полное истребление и крах: «...остальное твое — люди, пережившие голод и язву, — от меча падет; и остатки твоих домов, которые не были разрушены у тебя на глазах, сожжет огонь» (ст. 25). Таков будет конец Иерусалима.
III. Поскольку она шла по стопам Самарии и повторяла ее грехи, то и ждет ее ничто иное, как участь Самарии. Во время суда обычно ссылаются на прецеденты, так же поступает и Бог, вынося приговор Иерусалиму: «Ты ходила дорогою сестры твоей, несмотря на данные тебе предупреждения о фатальных последствиях нечестия, поэтому Я дам в руку тебе чашу ее, ее долю несчастий, чашу Господней ярости, которая станет для тебя чашей исступления» (ст. 31 и след.).
Итак:
(1) Об этой чаше сказано: глубокая и широкая (ст. 32), она вмещает в себя избыток Божьего гнева и избыток несчастий — плодов Его гнева. Речь идет о чаше, подобной той, о которой мы уже читали (Иер 25:15−16). Вместительность чаши Божьего возмездия огромна, в этом убедятся те, в чьи руки она попадет.
(2) Их заставят пить дрожжи из этой чаши, как сказано о нечестивых (Пс 74:9). «И выпьешь ее, и осушишь, не потому что она приятна, а потому что тебя заставят (ст. 34); и черепки ее оближешь, и груди твои истерзаешь в негодовании на горечь этой чаши, исполненной гнева Господа (Ис 51:20), подобно тому как люди в сильных муках рвут на себе волосы и разбрасывают все, что под руку попадет. Убедившись, что выхода нет и чашу придется испить (ибо Я сказал это, говорит Господь Бог), ты лишишься всякого терпения, пока будешь пить».
(3) Они опьянеют от выпитого, заболеют и пребудут в замешательстве, как случается с пьяными, станут шататься и спотыкаться, чуть не падая: опьянения и горести будешь исполнена (ст. 33). Следует заметить: опьянению сопутствует горечь, причем такая сильная, что приводит к описанному здесь крайнему замешательству и изумлению. Кто бы мог подумать, что такое насилие и насмешка над естеством, лишающая людей рассудка и приводящая их к полному расстройству, а следовательно — к явным и сильным мукам, станет излюбленным грехом многих, вплоть до проклятия души и болезни собственного тела! У кого вой? у кого стон, как у них? (Притч 23:29).
(4) Когда они подвергнутся такому опьянению, их постигнет участь, достойная пьяниц: они станут объектом насмешек для всех окружающих: и подвергнешься посмеянию и позору (ст. 32), действуя нелепо во всем, за что бы ни взялась. Когда Бог собирается погубить какой-либо народ. Он судей их делает глупыми и покрывает стыдом знаменитых (Иов 12:17,21).
IV. Бог будет оправдан во всех Своих действиях, которые к тому же направлены на исправление иудеев; в результате даже такие события будут содействовать Божьей славе и благу народа.
1. Иудеи были порочны, весьма порочны, и этот факт оправдывает Бога во всем, что Он навел на них: это будет сделано с тобою за блудодейство твое с народами (ст. 30) и за то, что ты забыла Меня и отвратилась от Меня (ст. 35). Следует заметить: забвение Бога и пренебрежение к Нему, к Его оку, взирающему на нас, и к Его власти над нами лежит в основе любого вероломного и прелюбодейного ухода от Него. Люди блудят вслед идолов именно потому, что забывают Бога и свои обязательства перед Ним, причем приманка на крючке греха была бы не столь желанной и привлекательной, если бы они сначала не отвратились от Господа, посчитав Его недостойным внимания. И если люди бросают столь дерзкий вызов Богу, то могут ли они рассчитывать на то, что это в конечном счете не обернется против них? Поэтому терпи за беззаконие твое и за блудодейство твое; то есть ты потерпишь наказание за это и только ты несешь вину. Люди тонут лишь под тяжестью собственных грехов, и кто не желает расставаться со своими похотями и блудодейством, тот будет терпеть за них.
2. Иудеи станут лучше, намного лучше, и огонь, хотя в нем и сгорят многие, послужит для очищения остатка: и положу конец распутству твоему (ст. 27). Наведенные на них по причине их грехов суды прошли между народом и грехами и разделили их, научив людей наконец говорить: что нам еще за дело до идолов?
Примите во внимание:
(1) Сколь продолжительной была болезнь: блужение твое, принесенное из земли Египетской. Склонность иудеев к идолопоклонству была им присуща издавна, они практиковали его еще в старину и приобрели на него своего рода право давности в связи с долгой традицией.
(2) Выздоровление, тем не менее, будет полным: «Несмотря на то что оно укоренилось, ему будет положен конец, так что ты уже не будешь обращать глаз твоих к идолам и о Египте уже не вспомнишь с удовольствием». Они будут избегать повода для этого греха и не станут смотреть на идолов, чтобы их сердце не следовало невольно за глазами. Они избавятся от склонности к этому греху: «Они о Египте уже не вспомнят, не сохранят прежней привязанности к идолам, которая у них была с самого зарождения нации». Они приобрели таковую по причине тленности естества во время рабства в Египте, а утратили благодаря Божьей благодати во время пленения в Вавилоне, благословенным плодом которого стало снятие греха, этого греха. Так что, если перед пленением ни один народ (учитывая все обстоятельства) не испытывал столь страстной, как иудеи, привязанности к идолам, то после пленения ни одни народ не был столь сильно, как они, настроен против идолов и идолопоклонства. И поскольку в наши дни католическая церковь практикует поклонение перед образами, то это обстоятельство, наряду с другими, укрепляет предубеждения иудеев против христианской религии.
Стихи 36−49. После пленения десяти колен и сильного разорения их царства остаток последнего постепенно входил в иудейское царство и многие нашли пристанище в Иерусалиме; таким образом две сестры фактически стали одной снова; а посему в данных стихах пророк принимается за обвинение вновь объединившихся: «Хочешь ли судить Оголу и Оголиву вместе? (ст. 36). Не собираешься ли ты придумывать им оправдание? Видишь ли, дело столь плохо, что не потерпит никакого оправдания». Или: «Теперь ты будешь судиться с ними от Божьего имени (Иез 20:4). После их слияния дело приняло скорее худший, а не лучший, оборот».
I. Заставь их увидеть грехи, в которых они повинны: выскажи им открыто мерзости их.
1. Они виновны в вопиющем идолопоклонстве, названном здесь прелюбодейством. С идолами своими прелюбодействовали (ст. 37), нарушили брачный завет с Богом, стремились потакать плотскому сладострастному уму в поклонении Богу. Это — первая и наихудшая мерзость, в которой они обвиняются.
2. Они совершали самые чудовищные убийства, принося своих детей в жертву Молоху; этот грех столь противоестествен, что совершавшие его заслуживают, чтобы им напоминали о нем по любому поводу: и кровь на руках их, невинная кровь — кровь собственных детей, которых они через огонь проводили (ст. 37) не просто для посвящения, а в пищу идолам — верный знак того, что идолов они любили больше самого дорогого в мире.
3. Они бесчестили святыни, которыми Бог удостоил их, в отличие от остальных народов: еще вот что они делали Мне (ст. 38), такую непристойность, такое оскорбление. Каждое проявление пренебрежения к святыне бросает тень на Того, Кто является источником святости и от Кого берет свое начало все именуемое святым. Бог воздвиг у них Себе святилище, а они осквернили его, сделав домом торговли, вертепом разбойников. Более того (что намного хуже), они установили там своих идолов и поклонялись им и там же проливали кровь Божьих пророков. Бог открыл им Свои святые субботы, но они осквернили их, выполняя в эти дни тяжелую работу разного рода или, возможно, забавляясь и развлекаясь, что не только позволялось, но и поощрялось властями. Оскверняли святилище в тот же день, в который нарушали субботы. Осквернять святилище — большой грех в любой день, но осквернение в субботу являлось отягчающим обстоятельством. У нас есть поговорка: чем лучше день, тем лучше деяния. Здесь же получилось наоборот: чем лучше день, тем хуже деяния. Господь принимает во внимание обстоятельства греха, которыми мы усугубляем вину. И Он показывает, как именно они оскверняли святилище и субботу: убивали детей своих и приносили их в жертву идолам (ст. 39), чем ужасно бесчестили и Бога, и человеческое естество. А затем приходили в тот же день в Божье святилище со следами крови собственных детей на руках и на одежде, причем не для того чтобы попросить прощения за содеянное, но представали пред Богом, как это делали другие израильтяне, рассчитывая, что Он их примет, невзирая на злодеяния, в которых были повинны; как будто бы Бог не знал об их нечестии или не испытывал ненависти к таковому. Таким образом они оскверняли святилище, как будто бы оно было прибежищем для наихудших из злодеев. Ибо это происходило в середине дома Божия (англ. пер., ст. 39). Следует заметить: святые таинства Господни подвергаются осквернению, когда к их отправлению и привилегиям становятся причастными люди, отличающиеся вопиющим и неприкрытым нечестием, дерзкие в своей порочности и не желающие каяться. Не давайте святыни псам. Друг! как ты вошел сюда?
4. Они искали расположения иноземных союзников, гордились ими и уповали на них. Об этом снова образно говорится как о грехе прелюбодеяния, ибо, по сути, они ушли от Бога, тогда как только Ему одному, а не идолам, надлежало платить дань почтения и только на Него одного, а не на тварь, уповать. Израиль был избранным народом, которому надлежало жить отдельно и между народами не числиться. А израильтяне обесчестили свой венец, попирали честь свою во прахе, когда стремились стать как другие народы или желали союза с ними. Этого — то они теперь и добились: вступили в тесный союз с ассирийцами, халдеями и египтянами, самыми известными и сильными царствами того времени; однако они презирали союзы с небольшими царствами и странами, располагавшимися рядом с ними, которые могли бы оказать больше реальной помощи. Следует заметить: предпочтение, отданное знакомству и связям с сильными мира сего, зачастую становилось сетью для добрых людей. Давайте посмотрим, как Иерусалим искал расположения своих союзников, думая таким образом придать себе важности.
(1) Частным образом Иерусалим просил, чтобы к нему направили государственных послов: посылали за людьми, приходившими издалека (ст. 40). По-видимому, в то время соседи не хотели вступать в союз с Иерусалимом, но он навязывался им и вел закулисные игры, чтобы у тех появилось желание искать его расположения: и вот, они приходили. Самые мудрые и лучшие люди могут оказаться втянутыми в компанию и в общение со злыми и нечестивыми, однако в стремлении к тесным отношениям с последними отсутствуют малейшие признаки мудрости и благочестия.
(2) К приему иноземных представителей, к публичной встрече и аудиенции велись тщательные приготовления, которые сравниваются с усилиями, прилагаемыми прелюбодейкой для улучшения своего внешнего вида. Подобно Иезавели, ты сурьмила глаза твои и украшалась нарядами (ст. 40). Царь и князья обзавелись новой одеждой, подготовили парадные комнаты, украсили обстановку, придав ей свежий вид. И садились на великолепное ложе (ст. 41), на величественный трон, перед которым приготовляем был стол и на котором предлагала ты благовонные курения Мои и елей Мой.
Речь идет:
[1] Либо об угощении для послов, почетной трапезе в составе прочих приготовлений. При этом использовали благовонные курения для приятного запаха в помещении и елей для помазания голов.
[2] Либо о жертвеннике, специально приготовленном для послов, чтобы те использовали его в поклонении своим идолам и знали, что израильтяне проявляют веротерпимость и позволяют у себя иноземцам свободно отправлять свои религиозные обряды, готовят для них места для поклонения и даже удостаивают их собственным участием в ритуалах. Несмотря на то что закон Бога Израилева против этого, они с легкостью освобождают себя от обязательств перед ним, чтобы угодить друзьям. Бог называет курения и елей Своими не только потому, что те являлись даром Его провидения, но и потому, что их следовало бы приносить на Его жертвенник; и своими действиями израильтяне усугубили грех служения идолам вместе с идолопоклонниками (см. Ос 2:8).
(3) Прибытие послов сопровождалось огромной радостью, как будто бы Иерусалим посетило невиданное доселе благословение: и раздавался голос народа, ликовавшего у нее (ст. 42). Люди были беспечны, ибо думали, что теперь, когда у них есть столь могущественные союзники, они счастливы и защищены от опасности, поэтому послов приветствовали громкими возгласами радости и одобрения. По такому случаю в царском дворе было большое скопление народа. Даже людям из толпы народной благосклонно позволили присутствовать на церемонии и создать толпу. И вместе с ними привели звездопоклонников из пустыни (англ. пер., ст. 42). На полях написано: вводимы были пьяницы из пустыни, которые пили за здравие и процветание великого союза и принуждали к этому и других, создавая немыслимый шум и крики по данному поводу. Люди, о которых здесь идет речь (кем бы они ни были), возлагали на руки их (послов) запястья и на головы их красивые венки, что придавало шествию особое великолепие.
(4) Бог через Своих пророков предостерегал израильтян против создания таких опасных альянсов с иноземцами: «Тогда сказал Я об одряхлевшей в прелюбодействе, которая с самого начала склонялась к союзам с язычниками, к брачным союзам (Суд 3:6), а потом и к альянсам между царствами, и, несмотря на частые разочарования, она так и не позволила переубедить себя (речь идет о прелюбодействе, в котором она одряхлела). Я сказал: не станут ли они теперь совершать блуд вместе с нею, а она — с ними? (англ. пер., ст. 43). Несомненно, опыт и наблюдения могли бы к этому времени убедить как ее, так и их, что альянсы между иудеями и языческими государствами никогда не дадут преимуществ ни тем, ни другим». Они — как железо и глина, которые не смешиваются, да и Бог не благословит подобный альянс и не одобрит его. Но по-видимому, то обстоятельство, что она одряхлела в прелюбодеяниях, не только не отлучило ее от таковых, как следовало бы ожидать, но и сделало ее более дерзкой и ненасытной. Ибо, несмотря на неоднократные увещевания о неразумности альянсов, все равно приходили к ней (ст. 44). Сделку заключали наспех, создавали союз сначала с одним, потом с другим иноземным государством. Так поступала Самария, так поступал Иерусалим, подобно распутным женщинам. Они не могли довольствоваться покоем объятий Божьего закона и заботы и заверениями в защите, которые давал им Господь. Они не могли представить, что Его завет с ними обеспечивает достаточную безопасность. Нет, они должны, заключая договоры и союзы, причем (как они думали) благоразумные и вполне согласованные, бросаться в объятия иноземных правителей и ставить свои интересы под их защиту. Следует заметить: если человек находит удовольствие в роскоши этого мира и надеется на его богатство и на мышцу плотскую, то его сердце блудит от Бога (Иер 17:5).
II. Заставь их заранее увидеть суды, грядущие ни них за эти грехи: мужи праведные будут судить их (ст. 45). Существует мнение, что орудием их уничтожения станут праведные мужи, которые будут судить их. Сравнительно справедливыми были погубившие Самарию ассирийцы и погубившие Иерусалим халдеи, ибо они имели представление о правосудии в гражданских делах, и их обида на вероломство Иудеи была обоснованной. Как бы там ни было, они совершали Божьи суды, которые (в чем мы уверены) всегда праведны. Согласно другому мнению, речь идет о пророках, в чьи обязанности входило судить народ и выносить ему приговор от Божьего имени. Или, возможно, звучит призыв ко всем праведным мужам, которым присуще чувство беспристрастности. Все они будут судить Иерусалим и Самарию и придут к согласию в своем вердикте: поскольку названные города были виновны в прелюбодеянии и убийстве, причем вина лежит на всем народе, то им предстоит нести тяготы и наказания, предусмотренные законом для женщин, которые, будучи в здравом уме, совершают прелюбодеяния и проливают кровь. Праведные мужи спросят: «Почему эти негодные и жестокие города должны избежать участи негодных и жестоких людей? Рассудите! (Ис 5:3)». И поскольку праведные мужи произведут суд, то Бог удостоит их чести привести приговор в исполнение.
Здесь примите во внимание:
(1) Какой будет казнь (ст. 46−47) — Такой же, как и прежде (ст. 23 и далее). Бог созовет на них собрание, которое будет служить Его святым намерениям (хотя одновременно послужит и собственной алчности и греховным страстям). Враги легко одержат победу, ибо Господь предаст Самарию и Иерусалим в их руки, предаст озлоблению и грабежу. Упомянутое собрание побьет их камнями, как злодеев, и изрубит их мечами своими и, как подчас поступали во время суровых казней (например, в случае с Аханом), убьет сыновей их и дочерей их, и домы их сожжет огнем.
(2) Каковы будут результаты.
[1] Таким образом они пострадают за свои грехи: и возложат на вас ваше распутство (ст. 49); они понесут наказание за грехи с идолами своими (ст. 35,49). Таким образом Бог защитит честь Своего закона, который нарушили» и правления, которым пренебрегали, и тогда весь мир узнает, какой Он справедливый и ревнивый Бог.
[2] Таким образом они порвут со своими грехами: положу конец распутству на сей земле (ст. 27,48). Гибель Божьего города, как и смерть Божьих святых, сделает для народа то, чего не удалось добиться прежде посредством таинств и провидения: она устранит грех народа, так что Иерусалим восстанет из пепла совершенно новым, подобно тому как золото выходит из печи очищенным от примесей.
[3] Таким образом другие города и страны получат честное предупреждение хранить себя от идолов. И все женщины примут урок и не будут делать срамных дел подобно вам. Именно такова конечная цель наказания злодеев: чтобы их пример научил других, которые увидят и убоятся. Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным. Божьи суды над одними служат для вразумления других; и как блаженны принявшие такое наставление, чтобы не идти по стопам грешников и не попасть в их сети! Кто усвоит это, тот узнает, что Бог есть Господь (ст. 49), что Он — Владыка мира и Судия всей земли, у Которого нет лицеприятия.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 23 глава