Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иезекииль | 34 глава

Толкование Мэтью Генри


Беззакония и бедствия Божьего Израиля подробно и патетически оплакивались ранее в данной книге. В этой же главе призываются к отчету пастыри Израиля — руководители Церкви и государства, которые в значительной степени способствовали распространению греха и гибели Израиля своим пренебрежением к исполнению обязанностей, которого требовало их положение.

В данной главе:

(I) Им предъявлено суровое обвинение в небрежности, непрофессионализме и неверности при управлении государственными делами (ст. 1−6,8).

(II) Их освобождают от вверенных им обязанностей за предательство и неисполнение их (ст. 7−10).

(III) Дается милостивое обетование о том, что Бог позаботится о Своем стаде, хотя они этого не делали; оно не всегда будет страдать, как раньше, из-за их неправильного руководства (ст. 11−16).

(IV) Еще одно обвинение выдвинуто в адрес тех, которые были тучны и сильны, за зло, причиненное ими слабым и немощным (ст. 17−22).

(V) Приводится еще одно обетование о том, что Бог при полноте времени пошлет Мессию, и Он будет великим и добрым Пастырем для овец, Который компенсирует все скорби и учредит в стаде все по правилам (ст. 23−31).

Стихи 1−6. Нам не известна дата, когда было написано пророчество, изложенное в данной главе, равно как и следующие за ним до главы 40. Возможно, оно было произнесено после того, как Иерусалим был полностью разрушен, когда весьма своевременным был вопрос о причине его разрушения.

I. Пророку велено пророчествовать на пастырей Израиля — руководителей и представителей гражданской власти, священников и левитов, великого Синедриона, или органа государственной власти: против всех, кто руководит государственными делами в высших и низких сферах, особенно против царей, ибо в тот момент двое из них были пленниками в Вавилоне, которым, как и всему народу, нужно было показать их преступления, чтобы они могли покаяться, как это сделал Манассия в плену. Бог хотел обратиться к пастырям, ибо они подвластны Ему и должны давать отчет великому Пастырю Израиля (Пс 79:1). Вот что Он говорит им: «Горе пастырям Израилевым!» Хотя они были пастырями, пастырями Израиля, но Он не должен был щадить их и льстить им. Отметьте: если достоинства и власть человека не удерживают его от греха, то они не избавят его от обличений, не освободят от покаяния и не спасут от судов Божьих, если он не покается. Мы встречались с ситуацией, когда пастырям возвещалось горе (Иер 23:1). Бог особым образом взыщет с них, если они не оправдают оказанное им доверие.

II. Ему велено, какое обвинение он должен предъявить пастырям во имя Бога в качестве основания для противостояния им Бога, ибо эта ссора не была беспричинной. Они обвинялись в двух вещах:

(1) В том, что прежде всего стремились возвыситься и обогатиться и сделать себя великими людьми, в то время как они должны были в первую очередь заботиться о тех, кто был вверен их попечению: «Не стадо ли должны пасти пастыри?» Безусловно, это было их главное дело; они не оправдывают оказанного им доверия, если не делают этого. Это не значит, что они должны вкладывать пищу в их рот, но обеспечивать ею и доставлять их к ней. Но эти пастыри меньше всего беспокоились об этом; они сами ели: придумывали, как бы доставить себе удовольствие и удовлетворить свой аппетит, как сделать себя богатыми и великими, тучными и беспечными. Они прилагали меры, чтобы, благодаря занимаемым должностям, получать прибыль и действительно ели тук — сливки (в некоторых переводах), ибо кто пасет стадо, тот ест молоко от него (1Кор 9:7), а они уверены, что получат сливки с молока. Они старались получать шерсть и волною одевались, при этом прибирая к рукам все, что можно, из имущества, принадлежавшего их подданным, и откормленных овец закалали, чтобы употребить себе в пищу. Подобным образом Навуфей был предан смерти из-за своего виноградника. Отметьте: горе тем. кто, занимая государственные должности, принимает во внимание только личные интересы, кто больше заботится о выгоде, чем о служении: каким образом можно добыть побольше денег, а не что хорошего можно сделать. С древних времен известна эта жалоба: «Все ищут своего, а многие — более того, что им принадлежит».

(2) В том, что они не заботились о выгоде и благополучии тех, кто был вверен их попечению: «Вы стада не пасли». Они то ли не знали, как это делать — настолько были невежественны, то ли не желали для этого прилагать никаких усилий — такими были ленивыми и медлительными; более того, они не стремились к этому и не делали это своей целью — такими были вероломными и неверными.

(I) Они не исполняли свой долг по отношению к подопечным, нуждавшимся в помощи: не укрепляли их, не исцеляли и не перевязывали их (ст. 4). Когда кто-то из стада заболевал, был ранен, озабочен или страдал, им было все равно, выживут они или умрут; они никогда не ухаживали за ними. Руководители и судьи никогда не прилагали усилий для оправдания тех, кто страдал от несправедливости, или для защиты тех, кто был невинно осужден. Они не заботились о бедных и не стремились помочь им — пусть умирают от голода. Священники не прилагали усилий, чтобы наставить невежественных и исправить упущения тех, кто ошибался, чтобы предостеречь неуправляемых и утешить малодушных. Служители государства не стремились остановить возрастающие беспорядки в царстве, хотя это могло нарушить его жизненно важные функции. Все делалось неправильно, шло вопреки правильному ходу событий, и ничего не делалось, чтобы исправить положение вещей.

(2) Они не исполняли свои обязанности по отношению к рассеянным овцам, которые были уведены врагами, напавшими на их страну, и вынуждены искать убежища в другом месте. которые блуждали в поиске по всем горам и высоким холмам (ст. 6), где они подвергались опасности со стороны хищников и могли стать пищею всякому полевому зверю (ст. 5): всякий готов напасть на заблудшего бродягу. Одни отправились в другие страны и просили подаяние, другие — торговали, и в результате их страна стала малонаселенной, обеднела и ослабла; ей не хватало рук, чтобы работать на полях и выращивать хлеб, а также рук, чтобы сражаться: для жатвы и для битвы. По всему лицу земли рассеялись овцы Мои (ст. 6). Ими никто не интересовался, их никогда не ободряли вернуться на родину: никто не искал их. Более того, они правили ими с насилием и жестокостью, что побуждало их покинуть эту землю и разубеждало оказавшихся в чужой стране думать о возвращении. Плохая ситуация у тех, у кого есть основания надеяться, что чужеземцы будут к ним относиться лучше, чем их сограждане. Возможно, здесь подразумеваются те овцы, которые ушли от Бога и своего долга, а священники, которые должны были наставлять их в добром познании Господа, не использовали никаких средств, чтобы обличить и вернуть их, и в результате они стали легкой добычей для совратителей. Так рассеялись они без пастыря (ст. 5). Были те, которые называли себя пастырями, но на самом деле таковыми не являлись. Отметьте: те, которые не исполняют обязанности пастыря, не достойны этого имени. И если принявшие решение быть пастырями являются глупыми пастухами (Зах 11:15), если они горды и считают себя выше этого служения, если они ленивы и не любят своего дела или являются неверными и легкомысленно к нему относятся, то стадо находится в трудном положении, словно у него нет пастыря. Лучше не иметь пастыря, чем иметь таких пастырей. Христос жалуется, что Его стадо — как овцы, не имеющие пастыря (Мф 9:36), в то время когда книжники и фарисеи па Моисеевом седалище сели. Плохи дела у больного, если его врач является его наихудшей болезнью; плохи дела у стада, если его пастухи разгоняют его, правя ими с насилием и жестокостью.

Стихи 7−16. Читая вышеприведенные статьи обвинения, выдвинутые во имя Бога пастырям Израиля, мы не можем взирать на них без негодования, а на стадо — без нежного сострадания. В данных стихах Бог через пророка выражает и то и другое в наивысшей степени, Пастыри же призваны выслушать слово Господне (ст. 7−8) — услышать это слово. Пусть услышат, что Он совсем не уделяет внимания им — тем, которые слишком много внимания уделяют себе, — но проявляет большую заботу о стаде, которое для них ничего не значит; и то, и другое должно смирить их. Кто не желает слышать слово Господне, которое их наставляет, тот будет вынужден услышать слово Господне, когда им будут зачитывать приговор.

Здесь обратите внимание:

I. Насколько сильно Бог недоволен этими пастырями. Им вновь зачитывается обвинение (ст. 8). Стадо Божье стало добычей обманщиков, которые вначале втянули его в идолопоклонство, а затем сделали добычей губителей, которые увели их в плен; а пастыри не прилагали усилий, чтобы предотвратить эти беды, поэтому народ был как овцы, не имеющие пастырей; поэтому Бог говорит (ст. 10), подтверждая Свои слова клятвой (ст. 8): «Я — на пастырей». Они имели поручение от Бога питать стадо и использовали это имя всегда, что бы ни делали, надеясь, что Он будет помогать им. «Нет, — говорит Бог, — все будет наоборот, Я — на пастырей».

Отметьте: использование нами имени и власти, которой обладают пастыри, не побуждает Бога заступиться за нас, если мы не делаем работу, предписанную нам, и не оправдываем оказанное нам доверие. Бог — против них, и они знают об этом, ибо (1) им придется отчитаться, по какой причине они не справились со своими обязанностями; «Я взыщу овец Моих от руки их и обвиню их в том, что они потеряли многих». Отметьте: в судный день за многое придется ответить тем, кто должен был заботиться о душах, но не делал этого. Служители должны наблюдать и трудиться, ибо обязаны дать отчет (Евр 13:17).

(2) Они будут лишены officio ei beneficioработы и платы и не будут более пасти овец, то есть делать вид, что пасут их. Отметьте: Бог поступает справедливо, лишая людей власти, которой они злоупотребляли, и доверия, которое они не оправдали. Но если наказание заключалось только в этом, то они легко отделались, поэтому добавлено: «... и не будут более пастыри пасти самих себя, ибо Я исторгну овец Моих из челюстей их, которых, вместо того чтобы защищать, они сделали добычей». Отметьте: кто обогащает себя за счет того, что грабит народ, тому не стоит надеяться, что ему всегда будет позволено делать это. Бог также не допустит, чтобы по Его народу всегда топтались те. которые должны помогать ему, а найдет время, чтобы спасти их от пастырей, оказавшихся их ложными друзьями, равно как и от львов — их явных врагов.

II. Как сильно Бог беспокоился о Своем стаде; Он особенно беспокоился о них, ибо видел, что ими пренебрегают. У Него милосердие для сирот. В данной ситуации им даются ценные обетования, которые должны были исполниться, когда евреи вернутся из плена и вновь поселятся на своей земле. Пусть пастыри выслушают слово Господне и узнают, что эти обетования их не касаются. Пусть бедные овцы также услышат его и утешатся. Отметьте: хотя гражданские власти и служители не исполняли свой долг, трудясь на благо Церкви, но Бог исполнит Свой долг; Он скорее возьмет руководство Церковью в Свои руки, чем позволит, чтобы Церковь лишилась предназначенных для нее милостей. Подчинявшиеся Ему пастыри могут оказаться недобросовестными, но главный Пастырь не дремлет и не спит. Они могут оказаться лжецами, но Бог пребывает верен.

1. Бог соберет вместе рассеянных овец и приведет обратно в овчарню тех, кто, блуждая, удалился от нее: «Я Сам — единственный, кто может сделать это и получит за это всю славу, — отыщу и осмотрю овец Моих (ст. 11), как пастух проверяет стадо свое (ст. 12) и возвращает заблудших, неся их на своих плечах; он высвобождает их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный». Бывают дни облачные и мрачные, ветреные и буйные, которые рассеивают овец Божьих и разгоняют их в разные отдаленные места в поисках безопасности и убежища.

(1) Но где бы они ни находились, глаз Божий найдет их, ибо Его очи осматривают всю землю из благоволения к ним. «Я пересмотрю овец Моих, — говорит Бог, — и ни одна из тех, что принадлежат Моему стаду, не потеряется». Господь знает Своих, Он знает их дела, где они живут (Откр 2:13) и где скрываются.

(2) Когда настанет Его время. Он приведет их домой (ст. 13): «Я выведу их из народов». Своей благодатью Бог склоняет сердца прийти к Нему, а Своим провидением открывает для них двери и удаляет всякое препятствие, лежащее на их пути. Они не будут возвращаться поодиночке, тайно и скрытно, а вернутся вместе, большой группой: «Я соберу их из стран, в которые они рассеяны, и не только их самые значительные семьи, а каждого человека в отдельности. Я потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу» (ст. 16). Это обетование исполнилось, когда многие тысячи иудеев с торжеством вышли из Вавилона под предводительством Зоровавеля. Ездры и других. Когда отступившие от Бога и ставшие на путь греха покаются и вернутся к Богу, когда заблуждавшиеся познают истину, а Божьи изгнанники соберутся и вновь объединятся в один народ, когда религиозные собрания, которые были разогнаны. вновь соберутся, так как прекратятся преследования, и церкви обретут покой и свободу, тогда это обетование полностью исполнится.

2. Бог будет питать Свой народ, как овец Своей пажити, которые страдали от голода. Он благополучно приведет вернувшихся пленников на их землю (ст. 13), будет пасти их на горах Израилевых, которые являются хорошей и тучной пажитью (ст. 14); там они будут пастись и там они будут отдыхать в хорошем загоне. Там Бог будет не только пасти, но и покоить их (ст. 15); эти слова подразумевают, что они будут иметь благоприятный покой и постоянное место для обитания, после того как устанут от своих блужданий; больше их не выгонят с этих добрых зеленых пажитей, как раньше, и никто не будет беспокоить их; они будут покоиться и сладко почивать, и некому будет пугать их. Он покоит меня на злачных пажитях (Пс 22:2). Сравните данные стихи с похожим обетованием (Иер 23:3−4), когда Бог пообещал вернуть им не только молоко и мед, которыми изобиловала их земля, не только возможность наслаждаться ее плодами, но и привилегии Его святилища на горе Сион — главной горе Израиля. И когда у них вновь появился жертвенник и храм и они смогли получать пользу от установленного священства, тогда они начали питаться на доброй пажити.

3. Он будет помогать страждущим: пораненную перевяжет и больную укрепит; Он утешит скорбящих на Сионе и с Сионом. Если служители, которые должны утешать своих подопечных, скорбящих духом, пренебрегают своим долгом, то Святой Дух Утешитель будет верно исполнять Свои обязанности. «А (как следует далее) разжиревшую и буйную истреблю», — говорит Господь. Он утешит и успокоит обеспокоенных святых, но при этом вызовет ужас у самоуверенных грешников. Не только всякий дол наполнится, но и всякая гора и холм понизятся (Лк 3:5).

Стихи 17−31. Больше пророк ничего не должен был говорить пастырям; теперь у него было послание для паствы. Бог велел ему говорить с ними ласково и заверить в том, что для них у Него хранится милость. Но в данных стихах ему также велено провести различие между овцами, отделить драгоценных от порочных, а затем дать им обетование о Мессии, с помощью которого это разделение эффективно совершится частично во время Его первого пришествия (ибо на суд пришел Он в мир сей, Ин 9:39), чтобы алчущих исполнить благ и богатящихся отпустить ни с чем (Лк 1:53)); но полностью это обетование исполнится при Его втором пришествии, когда Он, как здесь сказано, будет судить между овцою и овцою, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую (Мф 25:32−33); похоже, это место из Евангелия ссылается на данный отрывок.

I. Слова обличения предназначены для той части паствы, представители которой были тучными и сильными — для баранов и козлов (ст. 17), для тех, которые хотя и не обладали властью, как пастыри и руководители, чтобы с ее помощью притеснять других, но были богатыми и состоятельными и использовали всякую возможность, чтобы обижать своих бедных соседей. Имеющие много хотели иметь больше; и если они делали это своей целью, то добивались ее, ибо имели много способов, с помощью которых могли посягать на права своих бедных соседей и отнимать у них единственную овечку (2Цар 12:4). Не богатые ли притесняют бедных только с помощью своего богатства и влекут их в суды? (Иак 2:6). Богатые землевладельцы и господа жестоко обращались со слугами и арендаторами. Бараны и козлы не только хранили для себя добрую пажить, ели тук и пили чистую воду, но и не позволяли бедным стада радоваться тем незначительным утешениям, которые были оставлены им. Они топтали остальное на пажити своей и мутили оставшуюся воду, в результате стадо было вынуждено питаться тем, что они втоптали в грязь, и пить ту воду, которую они возмутили (ст. 18−19). Эти слова подразумевают, что люди, занимавшие важное положение, не только вымогательством и притеснением делали своих соседей бедными и не давали им возможности улучшить свое положение, оставляя им достаточно лишь для того, чтобы они выжили, но и постоянно досаждали им, чтобы еще больше наполнить горечью их и без того трудную жизнь. Им казалось, что в этом нет ничего страшного; они думали, что не причиняют никому вреда, словно их положение давало им привилегию причинять зло всем своим соседям. Отметьте: многие, живущие в роскоши и комфорте, не обращают внимания на бедственное положение окружающих, хотя не могут не замечать этого. Люди подменные и гордые недовольны, когда ближайшие соседи живут в комфорте. Но это еще не все: они не только грабят бедных, чтобы те стали еще беднее, но и причиняют беспокойство больным и слабым (ст. 21): «Они толкают боком и плечом немощных (ибо слабейший идет к степе) и рогами своими бодают всех слабых, ибо знают, что те для них являются слишком слабыми соперниками, не осмеливаясь иметь дело с равными себе». Наблюдающие за поведением овец пришли к заключению, что если одна овца слаба и немощна, то остальные заботятся и оберегают ее, насколько это в их силах, и укрывают от палящего жара солнца; эти же поступали наоборот и особенно причиняли вред больным. Они старались изгнать из страны тех. которые сами не могли улучшить свое положение, и таким образом выталкивали их вон, словно бедные, в адрес которых Христос сказал, что мы всегда будем иметь их, были помехой для государства, и им не нужно было помогать, а отсылать подальше. Отметьте: жестоко поступают те, которые добавляют страдания страждущим. Возможно, эти бараны и козлы должны были символизировать книжников и фарисеев, ибо они представляли собой такую значительную помеху для Церкви, что самому Христу пришлось прийти, чтобы избавить ее от них (ст. 23). Они поедали дома вдов, отбирали ключ познания, загрязняли чистую воду божественных истин, угнетали совесть людей, придерживавшихся традиций старейшин; кроме того, постоянно причиняли неприятности и вред бедным из овец, ожидающим Господа (Зах 11:11). Отметьте: не в первый раз пастве Божьей значительный ущерб и зло причиняют те, которые сами являются членами стада и занимают в нем высокое положение (Деян 20:30).

II. Утешительные слова обращены к слабым и немощным стада, которые ожидают утешения Израиля (ст. 22): «Я спасу овец Моих, и больше никто не будет обижать их. как это раньше делали хищники, их пастыри или бараны и козлы, находящиеся среди них». В связи с этим (как это часто бывает у пророков) он далее переходит к предсказанию о пришествии Мессии и учреждении Его царства, о драгоценных привилегиях, которыми будет наслаждаться Церковь, находясь под защитой и влиянием этого царства. Обратите внимание, что здесь предсказано:

1. О самом Мессии.

(1) Он получит Свое поручение от самого Бога: «Я поставлю Его (ст. 23), Я произведу... (ст. 29)». Он освятил и запечатлел Его, назначил и помазал Его.

(2) Он будет великим Пастырем овец. Который сделает для Своего стада то, что никто не мог сделать. Он — тот один Пастырь, под руководством Которого иудеи и язычники станут одной паствой.

(3) Он — раб Божий. нанятый Им и работающий для Него, совершающий все из послушания Его воле и взирая на Его славу; Он — раб Его, Который пришел, чтобы восстановить Свое царство среди людей и содействовать интересам этого царства.

(4) Он — Давид, раб по сердцу Бога, поставленный Царем на святой горе Сион, ставший главой угла, именно с Ним заключен завет царства и Ему Бог даст престол отца Его Давида. Он — корень и отрасль Давида.

(5) Он — насаждение славное, ибо является Отраслью праведной (Иер 23:5). отраслью Господа. Который явится в красоте и чести (Ис 4:2). Его имя превыше всех имен. Его престол превыше всех престолов, и поэтому Его можно назвать насаждением славным. Некоторые считают, что здесь речь идет о Церкви — насаждении Господа (Ис 61:3). Ее имя будет памятным (Пс 44:18), и в ней — имя Христа.

2. О правах, на основании которых будет учреждено и будет существовать царство Мессии (ст. 25): «Я заключу с ними завет мира». Завет благодати — это завет мира. Заключив Его, Бог пребывает в мире с нами, содействует нашему миру, заверяет в том. что мы будем иметь мир и все блага, которые необходимы, чтобы сделать нас счастливыми. Смысл данного завета таков: «Я, Господь, буду их Богом, их вседостаточным Богом (ст. 24); они будут принадлежать Мне, и Я буду принадлежать им; для этого раб Мой Давид будет князем среди них. чтобы склонить их быть верными, принимать их почитание, царствовать над ними, в них и для них». Отметьте: те, и только те, для которых Господь Иисус является князем. имеют Господа Иегову своим Богом. И тогда они — дом Израилев — будут Моим народом. Если мы принимаем Бога своим Богом, то Он принимает нас Своим народом. Результатом этого завета между Богом и Израилем является исповедание: «Я, Господь Бог их, — с ними, чтобы поддерживать общение с ними; они узнают об этом и получат от этого утешение».

3. О привилегиях верных подданных царства Мессии, с которыми заключен завет мира. Таковые здесь фигурально представлены как благословение паствы. Мы также имеем ключ для понимания этого (ст. 31). Хотя здесь говорится как об овцах о тех, кто принадлежит этому стаду, но в действительности речь идет о мужах, для которых Господь является их Богом и состоит в завете с ними.

И здесь таковым обещано:

(1) Что они насладятся святой безопасностью под божественной защитой. Христос, наш добрый Пастырь, удалит с земли лютых зверей (ст. 25), победит всех духовных врагов, сокрушит их силу и восторжествует над ними: рыкающий лев больше не будет для них рыкающим пожирающим львом; они не будут уже добычею для народов, и язычники не вызовут в них ужас, равно как и полевые звери не будут пожирать их. Грех и сатана, смерть и ад побеждены, и поэтому они будут жить безопасно не только в овчарнях, но и в полях, в степи и в лесу, где обитают хищники. Там они будут не только обитать, но и спать; эти слова подразумевают не только отсутствие опасности, ибо лютые звери будут удалены, но и то, что совесть не будет беспокоить их опасениями, так как будет очищена и умиротворена; они будут не только спасены от зла, но успокоены и лишены страха перед злом. Отметьте: ложиться и спать спокойно, чувствуя себя в безопасности, могут только те, которые имеют Христа своим князем, ибо Он будет их защитником и даст возможность жить безопасно. Никто не причинит им зла, более того, никто не будет устрашать их. Если Бог за нас, то кто будет против нас? Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля. Через Христа Бог спасает Свой народ не только от того, что имеет основание для страха, но и от страха перед самой смертью, от всех страхов, которые в себе имеют мучение. Им обещана защита от зла (ст. 27): «Будут они безопасны на земле своей»; не будет опасности, что они подвергнутся нападению и станут рабами, хотя их великое изобилие окажется искушением для соседей, которые будут желать их земли; они будут думать, что находятся в безопасности благодаря своему упованию на мудрость, силу и милость Бога: «И узнают, что Я Господь». Все беспокойные страхи возникают из-за нашего невежества и ошибочного представления о Боге. Ранее приобретенные знания о Его особой заботе о Своем народе ободряют их уповать на Него: «Я сокрушил связи ярма их, в которые они были заключены, находясь в угнетении, и освободил их из рук поработителей их»; исходя из всего этого они могут сделать вывод, что избавивший их избавляет и избавит их. и поэтому они будут жить безопасно. Эта истина поясняется и применяется к нам — живущим во времена Евангелия (Лк 1:74): «Чтобы дать паи по избавлению от руки врагов наших небоязненно служить Ему, как те, кто верой служит Ему».

(2) Что они будут радоваться духовному изобилию всех благ, наилучших благ для своего утешения и блаженства: «Они не будут уже погибать от голода на земле» (ст. 29). Когда суд обрушился на Израиль, то голод и недостаток стали поводом для порицания их среди язычников, так как о плодородии Ханаана много говорили; но теперь они уже не будут терпеть посрамления от народов, ибо дождь буду ниспосылать в свое время и даже дожди благословения (ст. 26). Христос является Пастырем, Который питает Свой народ; они будут входить и выходить и пажить найдут.

[1] Они не будут голодать, так как не сделали своей частью этот мир, который не является хлебом и не насыщает, а оставляет тех, кто прежде всего ищет его благ, погибать от голода. Постановления церемониального закона названы бедными вещественными началами, ибо в них содержалось мало благ по сравнению с постановлениями христиан, которыми жнец наполняет руку свою, и вяжущий снопы — горсть свою. Алчущие и жаждущие правды не будут погибать от голода, ибо они насытятся. А пьющий воду, которую ему дает Христос, тихую воду, к которой Он водит Своих овец, не будет жаждать вовек.

[2] На них прольются дожди благословений (ст. 26−27). Небеса дадут свою росу, и полевые деревья будут давать плод свой. Престол этого изобилия — Божья гора, святая гора Сион, ибо на этой горе в евангельской Церкви Бог устроит праздник для всех народов, в котором будут участвовать все, кто желает стать сопричастником евангельских привилегий. Причиной этого изобилия будет дождь, который Бог пошлет в свое время, сходящий на горы Сиона; это благодати Христа. Его доктрина, которая как роса источает плоды и утешения Его Духа, благодаря которым мы становимся плодоносными и приносим плоды праведности. Проявлениями этого изобилия являются благословения небесные, пролитые на нас, и благодати, проявленные нами, когда мы утешаемся Божьим благоволением и Бог получает славу за счет того, что мы приносим плоды. Это изобилие распространится очень далеко — до окрестностей холма Моего. говорит Господь; ибо от Сиона выйдет закон и даст свет миру, находящемуся во тьме, даст воду, которая напитает высохший и пустынный мир; участь всех ближайших к Сиону народов станет благодаря этому лучше, ибо чем ближе Церковь, тем ближе ее Бог. И наконец, результатом этого изобилия будет то, что Бог сделает их благословением, выдающимся, достойным подражания благословением, примером блаженства (Ис 19:24). Или эти слова означают, что они будут благословением для всех окружающих, полезным для всех. Отметьте: благословенные от Господа должны учиться делать себя благословением для мира. Кто благ, тот пусть делает благо; кто принял дар и благодать, путь служит тем же.

Обетование о Мессии и Его царстве несет большое утешение тем, кому оно предназначено, ибо они могли быть уверены, что Бог полностью не уничтожит их народ, в какое бы ничтожное положение он ни был ввергнут, ибо в нем — благословение (Ис 65:8). Но еще большее утешение это обетование дает нам, для которых оно исполнилось, ибо мы являемся овцами этого доброго Пастыря, питаемся на Его пажитях и в Нем благословлены всяким духовным благословением в небесах.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 34 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.