В данной главе описывается:
(I) Видение о святом потоке; как он понимался, разливался, становился глубже; он обладал исцеляющей силой, в нем водилось множество рыбы, и по берегам этого потока росли деревья (ст. 1−12).
(II) Указание о границах земли Ханаанской, которую нужно было с помощью жребия разделить между коленами Израиля и пришельцами, присоединившимися к ним (ст. 13−23).
Стихи 1−12. Данная часть видения Иезекииля явно имела мистическое и духовное значение, и, исходя из этого, мы делаем вывод о том, что другие части этого видения тоже имели мистический и духовный характер, ибо его нельзя связать с водой, которая с помощью труб доставлялась в храм для омовения жертв и поддержания храма в чистоте и затем уносилась прочь, ибо в таком случае этот чистый поток превратился бы в сточную канаву или канализацию. Это может пояснить пророчество Захарии (3ах 14:8) о живых водах, которые потекут из Иерусалима: половина их к морю восточному и половина их к морю западному. На это четко ссылается св. Иоанн в своем видении о чистой реке воды жизни (Откр 22:1). Похоже, то видение символизирует славу и радость, в которых совершенствуется благодать, а это — благодать и радость, с которых начинается слава. Многие толкователи согласны с тем, что эти воды символизируют Евангелие Христа, которое пришло от Иерусалима и распространилось во всех близлежащих странах, а также дары и силу Святого Духа, Который сопутствовал ему и благодаря Которому оно далеко распространилось и произвело чудесные и благословенные плоды. Иезекииль вновь и вновь обходил храм, пока наконец не заметил эти воды, ибо Бог дает познать Свои мысли и намерения Своему народу не сразу, а постепенно.
Обратите внимание:
I. На подъем воды. Ему не нужно было проследить, откуда брал свое начало этот поток — он сразу был приведен к его источнику (ст. 1): «Из-под порога храма течет вода на восток... вода текла из-под правого бока храма, то есть по южную сторону жертвенника». И опять мы читаем (ст. 2): «Вода течет по правую сторону»; это должно символизировать, что от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима (Ис 2:3). Именно там Дух излился на апостолов, наделил их даром языков, чтобы они могли нести эти воды всем народам. Вначале они стояли в храме и проповедовали все сии слова жизни (Деян 5:20). Они должны были проповедовать Евангелие всем народам, но начать с Иерусалима (Лк 24:47). Но это еще не все; Христос — это храм; Он — дверь; от Него течет эта живая вода, из Его пронзенного бока. Именно эта вода, которую Он дает нам, сделается источником воды (Ин 4:14). Уверовав в Него, мы принимаем от Него реки живой воды: сие сказал Он о Духе (Ин 7:38−39). Источник этой воды находился не на поверхности, а под порогом храма, откуда текла вола, ибо источник жизни верующего — это тайна, и она сокрыта со Христом в Боге (Кол 3:3). Некоторые обращают внимание на тот факт, что она текла из-под правого бока храма: это подразумевает что евангельские благословения — это благословения правой руки. Это также ободрение для тех, кто приходит к вратам Мудрости, к вереям этих дверей, и желает пребывать у порога дома Божьего, как Давид, возлежать у источника утешения и благодати; даже преддверие к слову Божьему дает свет и жизнь (Пс 118:130). Чтобы прославить Сион, Давид говорит: «Все источники мои в тебе» (Пс 86:7). Вода текла по южную сторону жертвенника, ибо в Иисусе Христе и через Него наш Жертвенник, Который освящает наши дары Богу, — Бог благословил нас всяким духовным благословением в небесах. От Бога, как от источника, и в Нем. как в русле, текут речные потоки, которые веселят град Божий, святое жилище Всевышнего (Пс 45:5). Но обратите внимание, насколько блаженство и радость прославленных святых на небесах превосходят блаженство и радость наилучших и самых счастливых святых на земле; из-под порога текут потоки нашего утешения; они исходят от престола Бога и Агнца (Откр 22:1).
II. На разрастание и умножение этих потоков: «Они шли на восток (ст. 3). в восточную сторону земли (ст. 8), ибо туда были направлены». Пророк и муж, который вел его. пошли вдоль потока, в том направлении, куда он направлялся, стекая со святых гор: и когда они прошли около тысячи локтей, то пересекли его, чтобы измерить его глубину: воды было по лодыжку (ст. 3). Они пошли далее вдоль потока по другой его стороне и прошли еще тысячу локтей, и затем, чтобы измерить его глубину, перешли его вторично: воды было по колено (ст. 4). Они прошли дальше еще одну тысячу локтей и затем перебрели его вброд в третий раз: воды было по поясницу. Они пошли дальше и прошли еще тысячу локтей и попытались в четвертый раз перейти поток, но убедились, что эта задача неосуществима: вода была так высока — то ли за счет впадавших в нее дополнительных ручьев, то ли за счет подземных источников, — что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток (ст. 5).
Отметьте:
(1) Воды святилища движутся, как движется вода в реке, а не представляют собой стоячие воды, как вода в пруду. Когда Евангелие впервые было проповедано, то начало повсюду распространяться. Благодать в душе продолжает стремиться вперед; это активная движущаяся сила, которая plus ultra — продолжает двигаться, пока не придет к совершенству.
(2) Эти воды умножаются. Так как эта река движется постоянно, то чем дальше она течет, тем больше наполняется. Евангельская Церковь в самом начале была очень маленькая, как маленький журчащий ручей, но постепенно его глубина дошла до лодыжек, затем до колен, ибо много людей каждый день присоединялось к ней, и из горчичного зерна выросло большое дерево. Дары Духа возрастают по мере того, как их проявляют; благодать, если она истинна, возрастает, как утренний свет, который более и более светлеет до полного дня.
(3) Нам было бы очень хорошо следовать за этими водами и двигаться вместе с ними. Обратите внимание на распространение Евангелия в этом мире, на достижения работы благодати в сердце человека; будьте внимательны к движениям благословенного Духа и следуйте за ними под божественным водительством, как делал Иезекииль.
(4) Хорошо было бы часто исследовать Божьи истины и испытывать их глубину: не только смотреть на поверхность этих вод, но и достичь их дна, насколько это в наших силах, часто докапываться и вникать в тайны царства небесного, как делают те, кто жаждет близко ознакомиться с ними.
(5) Если мы вникаем в Божьи истины, то увидим, что некоторые из них легкие и доступные, как вода, дошедшая лишь до лодыжек; другие — более сложные, требующие более глубокого исследования, как вода, дошедшая до колен или до поясницы; а третьи — недоступны для нашего понимания, вникнуть или описать которые мы не можем, но, отчаявшись достать до дна, мы должны, как св. Павел, сесть на берегу и восхититься их глубиной (Рим 11:33). Ранее часто говорилось, что в Писании присутствуют некоторые настолько мелководные места, похожие на эти воды святилища, что даже ягненок может перейти их, а некоторые настолько глубокие, что даже слон может плавать в них. И мы поступим мудро, если последуем примеру пророка в данной ситуации, когда он начал с самого легкого, и омоем свои сердца этими истинами, прежде чем приступить к истинам непонятным и трудно воспринимаемым; хорошо, когда ты видишь предстоящую тебе работу.
III. На протяженность этой реки: вода текла в восточную сторону земли, и там она то ли разделялась на несколько потоков, то ли разливалась и сходила на равнину и входила в море — в мертвое море на юго-востоке или в море Галилейское, расположенное на северо-востоке, или в Великое море, расположенное на западе (ст. 8). Это пророчество исполнилось, когда Евангелие начало с успехом проповедоваться во всех районах Иудеи и Самарии (Деян 8:1), а позже — и среди соседних народов, более того, среди наиболее удаленных народов, даже тех, которые проживали на островах в море: благодаря этому они были просвещены и подверглись его воздействию. Звук Евангелия был слышен до конца земли, и его враги больше не могли остановить его продвижение, как невозможно остановить движение реки.
IV. На исцеляющие свойства этой реки. Когда потоки святилища выйдут и свободно потекут, то окажется, что они обладают чудесными восстановительными свойствами. Когда они войдут в море, зеленовато-желтое озеро Содомское, оставшееся монументом божественного мщения, то даже его воды сделаются здоровыми (ст. 8); они станут свежими, приятными на вкус и полезными. Эти слова подразумевают чудесную и благословенную перемену, которую совершит Евангелие, куда бы оно ни пришло во всей своей силе, — великую перемену, которая затронет и сущность, и условия, подобно превращению мертвого моря в садовый источник. Когда чада гнева стали чадами любви, а мертвые по своим преступлениям и грехам ожили, тогда это пророчество исполнилось. Евангелие было подобно соли, которую Елисей бросил в источник воды у Иерихона и тем самым сделал ее здоровою (4Цар 2:20−21). Христос пришел в этот мир, чтобы быть его целителем, и послал Свое Евангелие как великое исцеляющее средство — panpharmacon; в нем присутствует средство от любой болезни. Более того, куда бы эти потоки ни пришли, все будет живо там (ст. 9): и растения, и животные, ибо это вода жизни (Откр 22:1,17). Христос пришел, чтобы мы имели жизнь, и для этого послал Свое Евангелие. Куда войдет этот поток, все будет живо там. Благодать Бога делает мертвых грешников живыми, а живых святых — более энергичными; благодаря ей все расцветает и начинает плодоносить. Но результат будет соответствовать тому, как ее приняли, как разум подготовлен и расположен принять ее. ибо (ст. 11) что касается болот и луж, расположенных в трясине собственной греховности и питающихся собственной праведностью, полагающих, что они не нуждаются в исцелении, то они не будут исцелены и их приговор таков: «Они не сделаются здоровыми». То же Евангелие, которое для одних является запахом живительным к жизни, для них будет запахом смертоносным на смерть; они будут оставлены для соли, чтобы вечно быть бесплодными (Втор 29:23). Кто не будет напитан благодатью Бога и не станет плодородным, тот будет предоставлен похотям собственного сердца и навсегда останется бесплодным. Кто нечист, тот пусть остается нечистым. И плодов не будет у тебя никогда. Они будут оставлены для соли, чтобы быть монументами божественной справедливости, как жена Лота, превратившаяся в соляной столб для назидания других.
V. В этой реке будет водиться много рыбы. Каждое живущее существо, найденное в ней, будет живо (ст. 9); они будут преуспевать и процветать, это будут твари наилучшего вида, и они будут быстро размножаться, так что рыбы будет весьма много. Рыба будет в своем виде и, как в большом море, рыбы будет весьма много. Речной рыбы будет так много и она будет ходить такими огромными косяками, что напомнит морскую рыбу (ст. 10). В Церкви не будет большого количества христиан, но они умножатся, как рыба, среди подрастающего поколения, как роса денницы. При сотворении вода произвела в изобилии рыб (Быт 1:20−21), они так и продолжают жить в воде и у воды, которая произвела их; так и верующие были рождены словом истины (Иак 1:18) и от слова Божия (1Пет 1:23) — рекой Бога; в ней они живут, и она дает им все необходимое для существования; в потоках святилища они пребывают в своей среде, а вне ее становятся похожи на рыбу, выброшенную на сушу; таким ощущал себя Давид, когда жаждал и стремился к Богу, к живому Богу. Там, где водится много рыбы, собирается много рыбаков, и там они забрасывают свои сети; поэтому, чтобы показать, что вода будет пополняться и окажется весьма полезной, в данных стихах предсказано, что по берегам этой реки будут стоять рыбаки от Ен-Гадди, расположенного на границе Мертвого моря, до Еглайма — другого города, расположенного на берегу этого моря, и на протяжении всего этого пути они будут забрасывать свои сети. Мертвое море, которое раньше избегали, как место отвратительное и нездоровое, теперь будут часто посещать. Божья благодать делает людей и места, которые раньше были бесполезными и ни на что не годными, полезными для Бога и человека.
VI. На деревья, которые росли по берегам этой реки; было много деревьев по ту и другую сторону (ст. 7), которые украшали вид и делали его приятным для глаза; тень, создаваемая этими деревьями, также способствовала рыболовству. Но это еще не все (ст. 12): эти деревья доставляют пищу, и плоды на них не будут истощаться, ибо они каждый месяц будут производить новые плоды. Листья этих деревьев, употребляемые для лекарств, не будут увядать. Эта часть видения очень точно повторяется в видении Иоанна (Откр 22:2), где говорится, что дерево жизни, растущее по ту и другую сторону реки, дает плод свой на каждый месяц, и листья дерева — для исцеления народов. Предполагается, что христиане должны быть этими деревьями, особенно служители — сильными правдою, насаждением Господа (Ис 61:3): деревьями, посаженными при потоках вод, вод святилища (Пс 1:3), привитыми ко Христу — дереву жизни, и, благодаря объединению с Ним, также ставшие деревьями жизни, укорененными в Нем (Кол 2:7). Этих деревьев очень много, и все они разные, так как все наделены различными дарами, которые производит один и тот же Дух. Они растут у потока по берегам его, или тщательно соблюдают святые постановления и через них получают живительные силы Христа и добродетели. Это плодовые деревья, подобные смоковнице и маслине, и своими плодами чествуют Бога и человека (Суд 9:9). Плоды их будут употребляемы в пищу, ибо уста праведного пасут многих. Плоды праведности во всех отношениях полезны. Даже листья этих деревьев употребляются для врачевания, для повреждений и ран (написано на полах). Хорошие христиане своими благочестивыми речами, которые подобны их листьям, равно как и своими благотворительными поступками, которые являются их плодами, творят добро всем окружающим: они укрепляют слабого и перевязывают сокрушенного сердцем. Их веселое сердце благотворно, как врачевство, не только для них самих, но и для окружающих. А благодать Бога даст им силы быть стойкими в благочестии и полезности; их лист не увянет и не утеряет своих целительных свойств, так как имеет не только жизнь в своем корне, но и жизненный сок в своих ветвях; их исповедание не увянет (Пс 1:3), и плоды их не будут истощаться, то есть они не потеряют движущую силу своей плодоносности, но и в старости будут плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь (Пс 91:14−15); или эти слова означают, что награда за обилие их плодов пребудет вовеки; они приносят плод — плод в жизнь вечную — изобилуют, и это зачтется им в великий день; несомненно, плоды на них не будут истощаться. Каждый месяц будут созревать плоды новые: одни — в один месяц, и другие — в другой, и поэтому обязательно найдется тот или другой плод, который послужит славе Божьей так, как предназначалось. Или эти слова означают, что каждый месяц каждое дерево будет приносить плоды, что указывает на их поразительную способность плодоносить (они никогда не устанут творить добрые дела), и хороший климат — постоянную весну и лето. Причиной такой поразительной производительности является то, что вода для них течет из святилища: они производят много плодов не потому, что имеют что-то особенное в себе, а за счет постоянного пополнения божественной благодати, которая каждое мгновение напаяет их (Ис 27:3), ибо кто бы ни посадил их. именно благодать взращивает.
Стихи 13−23. Теперь мы переходим от дел, связанных со святилищем, к делам государства, а именно — от города к периферии.
1. Данные стихи заверяют в том, то земля Ханаанская дается им в наследство (ст. 14): «Я, подняв руку Свою, клялся отдать ее отцам вашим, с клятвой пообещал ее им и их потомкам». Хотя на какое-то время они лишились этих владений, но Бог не забыл Свою клятву, которой Он клялся их отцам. Хотя иногда кажется, что Божье провидение противоречит Его обещаниям, но в конце обетования исполнятся, ибо Бог вечно помнит завет Свой. «Я поднял руку Свою, чтобы отдать ее, и поэтому она обязательно будет наследием вашим». Подобным образом небесный Ханаан будет принадлежать всем потомкам, так как Бог, Которому невозможно лгать, пообещал это.
2. В данных стихах обозначены ее пределы и границы, которые они не должны переходить, посягая на права своих соседей, и которые их соседи не должны нарушать, посягая на них. Мы уже сталкивались с подобным планом границ Ханаана, когда Иисус Навин распределял ее владения (Чис 34:1 и далее). Та земля начиналась от соленого моря на юге, обходила его вокруг и закачивалась там же. Эта земля начиналась с Емафа, недалеко от Дамаска на севере, обходила кругом и заканчивалась там же (ст. 20). Отметьте: именно Бог определяет границы нашего обитания; и у Его Израиля всегда будет повод сказать, что межи его прошли по прекрасным местам. Озеро Содомское здесь названо восточным морем, ибо оно после исцеления водами святилища уже не будет называться соленым морем, как в Книге Числа.
3. Велено, чтобы эта земля была разделена между коленами Израиля, считая Иосифа двумя коленами, чтобы общее число колен равнялось двенадцати, раз колено Левия было взято для служения во святилище и его удел был присоединен к общему (ст. 13,21): «Наследуйте его. как один, так и другой» (ст. 14). Все колена получат равные уделы. Так как это совершится после того, как колена вернутся из Вавилона, то подобное распределение кажется несправедливым. ибо одни по численности будут значительно превосходить других — особенно Иуда и Вениамин, и совсем незначительными будут остальные десять колен. Но так как двенадцать колен являются прообразом и видением евангельской Церкви — Израиля Божьего, то это было справедливо, ибо в другом видении мы обнаружим равное число представителей из каждого колена, запечатленными для живого Бога, — по 12 000 от каждого (Откр 7:5 и далее). И данные уделы принадлежат этим запечатленным. Это также подразумевает, что все подданные царства Христа приняли равно драгоценную веру. Мужчины и женщины, иудеи и язычники, рабы и свободные граждане — все в равной степени приглашены ко Христу и стали Его сопричастниками.
4. Иноземцы, живущие среди них, которые родили у них детей, построили семьи и таким образом помогли их народу, должны получить наследие вместе с коленами, словно они по происхождению были израильтянами (ст. 22−23), что не позволялось делать при разделении земли Иисусом Навином. Это было действие всеобщей натурализации, которое должно было научить иудеев, кто является их ближним: это не только их соотечественники и единоверцы, но и каждый (кем бы он ни был), кому они могут оказать милость, ибо от них они также ожидали получить милость. Это также должно было побудить чужеземцев прийти и поселиться у них и вверить себя под крылья божественного Величия. Но несомненно, это пророчество также касается евангельских времен, когда будет свергнута разделительная стена между иудеями и язычниками и во Христе между ними не будет различия (Рим 10:12). Эта земля была прообразом небесного Ханаана — лучшей страны (Евр 11:16), в которой верующие язычники получат благословенный удел вместе с верующими иудеями (Ис 56:3).
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 47 глава