Этот псалом содержит молитву Давида к Богу об избавлении от переживаемых им опасностей при преследовании врагов. Общность описания своего состояния и отсутствие каких-либо точных исторических указаний на время происхождения псалма дают одинаковое основание считать его написанным или в гонения от Саула, или от Авессалома. Последнее вероятней, так как восставших на него Давид называет «скопищем мятежников» (Пс 85_14), каковыми были все его враги в восстание Авессалома, так как они шли против своего законного царя.
Услышь и защити, Господи, меня уповающего только на Твою милость, так как Ты благ ко всем призывающим Тебя (1−6). В день скорби я обращаюсь к Тебе, как единому истинному Богу, пред которым преклонятся все народы (7−10). Наставь меня, Господи, следовать истине Твоей и я восхвалю Тебя за Твое спасение (11−13). Враги мятежные восстали на меня и я обращаюсь к Тебе многомилостивому: помилуй, спаси меня и устыди врагов (14−17).
Пс 85:1. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ.
«Беден и нищ» — нахожусь в бедственном, материально-обездоленном положении и беззащитном.
Пс 85:4. Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою,
Дай мне веселье, спаси меня от врагов. Ищу защиты у Тебя, так как только Тебе одному я посвятил свою жизнь («к Тебе возношу душу мою») и Тебе ее вверяю.
Пс 85:7. В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.
Так как моя надежда на Тебя искренняя и глубокая, то я уверен, что Ты услышишь мою молитву.
Пс 85:8. Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.
Пс 85:9. Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое,
Пс 85:10. ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.
Содержат ясное и точное исповедание веры Давида — Ты, Господи, единый и истинный Бог, неизмеримо превосходящий языческих божеств. Эта истина, содержимая сейчас только евреями, со временем сделается достоянием всего мира и всех народов.
Пс 85:11. Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.
«Настави мя, Господи, на путь Твой» (слав.) — научи следовать Твоим заповедям. — «Утверди сердце мое в страхе имени Твоего» — пусть благоговение пред Тобою будет главным основанием моей внутренней жизни. В этих немногих словах ярко выражена благочестивая настроенность Давида, полагающего счастье и радость жизни в постоянной и непрерывающейся благочестивой настроенности.
Выражение «утверди» дает основание предполагать, что Давид не всегда был «тверд», т. е. иногда отступал от заповедей Бога. Намек на преступление с Вирсавией и косвенное подтверждение происхождения псалма из эпохи гонений от Авессалома.
Пс 85:13. ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.
«Избавил душу мою от ада» — спас, или точнее, спасал несколько раз мою жизнь от гибели.
Пс 85:14. Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.
«Не представляют они Тебя пред собою» — см. Пс 53:5.
Пс 85:16. призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей;
«Даруй крепость» — силу перенести преследования. «Даруй» эта сила есть дар Божий, а не заслуг Давида.
Псалмы 83,84 и 85 составляют содержание 9-го часа, посвященного воспоминанию смерти Спасителя. Крестная смерть Спасителя освободила человека от власти диавола и греха, вывела из «долины плача» (Пс 83:7), из плена греха (Пс 84:2), даровав ему новозаветные милости и блага (Пс 84:11). Великое дело искупления человека будет сопровождаться обращением к Богу всех язычников (Пс 85:9) и будет достойно восхваляться «во век» (Пс 85:12). Эти псалмы, выяснением на примере евреев, выведенных из плена, значения жертвы Христовой, имеющей быть принесенной на литургии, служат хорошим руководством для создания соответственного настроения в молящемся и присутствующем на литургии.
комментарии Лопухина на Псалтирь, псалом 85