Означенный псалом можно считать написанным Соломоном при перенесении Кивота Завета из скинии Давидовой во вновь сооруженный им храм. На это событие указывает, напр., Пс 131_8 ст., где писатель обращается к Господу с молитвой стать с Ковчегом на «место покоя», чем Господь покажет благоволение к своему помазаннику «ради Давида» (Пс 131_10). Стихи Пс 131_8−10, кроме того, приводятся в содержании молитвы Соломоновой при освящении храма (2Пар 6:41−42). Да и все содержание псалма представляет торжественную песнь, более всего соответствующую указанному времени.
Господи, вспомни все сокрушение Давида, озабоченного построением скинии, которая тогда стояла на полях Иарима (1−6). Теперь пойдем все к подножию места постоянного пребывания Господа и пусть все радуются (7−9). Не отврати, Господи, Твоего Лица от помазанника Твоего, из потомства Давида, которому Ты обещал Свое благоволение, если оно будет верно Тебе (10−12). Вот Господь избрал Сион Своим жилищем навеки и будет изливать Свое благоволение на всех людей. Он возрастит рог Давида и постыдит всех его врагов (13−18).
Пс 131:1. Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его:
«Сокрушение» — сетование Давида по тому поводу, что он не видел Ковчега Завета, этой величайшей Святыни еврейского народа, в жилище, достойном его, и об устроении достойного Иеговы помещения он и сокрушался.
Пс 131:3. «не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое;
Пс 131:4. не дам сна очам моим и веждам моим — дремания,
Пс 131:5. доколе не найду места Господу, жилища — Сильному Иакова».
Указывают на неусыпное старание Давида в отыскании достойного Иеговы места сооружения Ему скинии.
Пс 131:6. Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.
Ефрафа — название города в области Кариафиаримской, а Иарим, с евр. Иахар, что значит «лес», местечко около Кариафиарима, из которого Давидом был перенесен Кивот Завета в Иерусалим.
Пс 131:7. Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его.
«Подножие ног Его» — Кивот Завета, на котором невидимо присутствовал сам Господь и который, потому, являлся подножием Его ног.
Пс 131:8. Стань, Господи, на место покоя Твоего, — Ты и ковчег могущества Твоего.
«Место покоя» — место постоянного пребывания Господа (сл. 14 ст.). — «Ковчег могущества» — Кивот Завета, с которым евреи выходили на сражение и с которого Господь оказывал евреям чудесную помощь.
Пс 131:9. Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются.
Пусть священники Твои будут всегда глашатаями правды, неуклонно следующими Твоим повелениям, и этой правде, этому ведению закона да научают весь народ своим словом, путем его разъяснения, а жизнью — да показывают пример достойного исполнения закона. — «Святые» — весь еврейский народ, призванный быть народом святым. Они «возрадуются» так как будучи научены своими пастырями знанию закона и проводя жизнь в согласии с заповедями Господа, они вызовут с Его стороны излияние на себя богатых милостей.
Пс 131:10. Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.
«Помазанник...» — Соломон. Выражение, чтобы Господь не отвратил от него своих милостей «ради Давида» показывает необыкновенное смирение Соломона, по которому он не считает себя так ценным пред Богом, чтобы мог указывать на какие-либо заслуги пред Ним и за них просить награды, как платы; этих милостей для себя он просит ради заслуг своего отца.
Пс 131:11. Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем.
Пс 131:12. Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем».
Клятва Господа «в истине, которой Он не отречется», состоит в обетовании Давиду происхождения от него непрерывного ряда царей. Но это обетование Божие обусловливается постоянством и прочностью привязанности потомков Давида к Господу, т. е. обязательство Бога покоится не на внешней верности своему обетованию, а на нравственной ценности тех, кому оно дается. История еврейского народа прекрасно иллюстрирует это обетование, когда показывает, что Господь награждал всех верных Ему потомков Давида и поддерживал их на престоле, но потом, когда они отступили от Него, царский род Давида прекратился.
Пс 131:14. «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.
Иерусалим — «покой Божий на веки», на все время верности Ему еврейского народа, которому Он будет изливать свои милости. Выражение «на веки» имеет и другой смысл. С отвержением древнего Израиля и заменой его новозаветным, Иерусалим явился священным городом в глазах всех христиан и, пока христианство живо и действенно, а оно, по обетованию Христа, вечно, дотоле этот город является священным местом для всего мира, местом явления и рождения новой жизни, местом, прославленным делами, учением и смертью Спасителя мира.
Пс 131:16. священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.
Сл. ст. 9.
Пс 131:17. Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему.
«Рог» — символ силы, крепости. Рог Давида заключался, конечно, не в тех военных удачах, которыми он обезопасил и сделал свой народ грозным для соседей язычников, и не внутренние реформы, внесшие порядок и спокойствие в жизнь народа, так как то и другое имело лишь временное значение и переходящую ценность, а под рогом нужно разуметь его вечную силу и вечную ценность. Последняя же состояла в происхождении от него Мессии, основателя нового царства, несокрушимого ни для каких сил ада и происков людей, и внесшего в жизнь новый свет, привлекший к себе весь мир. В этом смысле Ап. Петр применяет слова означенного псалма прямо ко Христу (Деян 2:30).
комментарии Лопухина на Псалтирь, псалом 131