Из содержания видно, что псалом написан по поводу нападения на евреев союза враждебных им народов под главенством «сынов Лотовых» (Пс 82_9), т. е. аммонитян и моавитян, как происшедших от сыновей Лота. Такой эпохой в жизни еврейского народа было царствование Иосафата, при котором напали на него моавитяне и аммонитяне с некоторыми из страны «Маонитской» и обитателями горы Сеир (2Пар 20:1−2,10). Гора же Сеир, или гора Идумейская, в разных своих частях имела населения разных племен, куда входили, напр., Идумеяне («сыны Едомовы») (Пс 82_7), амаликитяне и гевал, обитавшие на северном склоне Сеирского хребта, к югу от Мертвого моря. Под упоминаемыми в кн. Паралипоменон «Маонитянами» можно разуметь Аравитян, к которым принадлежали измаильтяне и агаряне, указанные в псалме.
Упоминаемые в псалме филистимляне, всегда враждебно настроенные по отношению к иудеям, легко могли принять участие в коалиции этих народов, равно как и тиряне, мирные отношения которых за смертью Соломона совершенно прекратились. Таким образом со временем Иосафата совпадают указания псалма на народы, которые тогда теснили евреев. Название имени Асафа в надписании псалма тоже отвечает данному времени. Когда жители иудеи молились пред Господом о спасении от врагов, то пророк Иозиил (из потомков Асафа) получил откровение от Бога, ободрившее евреев обещанием чудесной помощи (2Пар 20:14−17). Он-то, вероятно, и был писателем этого псалма.
Боже! Защити нас от врагов, соединившихся для полного нашего уничтожения (2−5). Сговорились единодушно многочисленные племена под главенством сынов Лотовых (6−9). Порази их, как Ты поразил некогда хананеев и мадианитян, развей их как пыль, сожги, как огонь сжигает все, да постыдятся они, погибнут и да познают Тебя, единого над всею землею (10−19).
Пс 82:2. Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
Смысл образных выражений — не замедли, Господи, своей помощью нам.
Пс 82:4. против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
«Составили коварный умысел» — в смысле скрытый, так как нападение их на Иудею было для Иосафата совершенно неожиданным (2Пар 20:2).
Пс 82:5. сказали: «пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
Нападение являлось тем более грозным, что враги задавались целью полного уничтожения народа Божия — «чтобы не вспоминалось более имя Израиля» (2Пар 20:11).
Пс 82:6. Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
«Сговорились единодушно», т. е. была составлена коалиция, союз, и нападение было одновременным. Указание на союз свидетельствует, что псалом не может быть относим ни ко времени Давида, ни ко времени плена вавилонского, ни ко временам Маккавейским, так как ни в одно из этих времен не было такого союза и с таким составом племен.
Пс 82:7. селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
Пс 82:8. Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
Пс 82:9. И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
См. введение к псалму.
Пс 82:10. Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
Пс 82:11. которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
Пс 82:12. Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
Иавин был царь хананейский, Сисара — его полководец, уничтоженные судьею Вараком. Мадианитяне с царями Зевеем и Салманом и полководцами Оривом и Зивом были разбиты Гедеоном. Аендор лежал недалеко от Фавора, вблизи места победы Барака.
Пс 82:13. которые говорили: «возьмем себе во владение селения Божии».
«Возьмем себе во владения селения Божии» — завладеем и поселимся в стране народа, которому покровительствует Бог. Богатая добыча, которая досталась Иосафату после гибели врагов, указывала, что движение их на Иудею было переселением со всем своим имуществом и семьями. Очевидно, враги были уверены в победе и стремились не только к завоевательным целям для расширения своего политического влияния и обогащения, но и к полному уничтожение Иудейского царства.
комментарии Лопухина на Псалтирь, псалом 82