25:1 — 32:32 Пророки нередко предсказывали исход того или другого сражения (3Цар 20:13−14,22; 3Цар 22:6−7; 4Цар 9:6−7; Иер 28:8). Пророчества против чужих народов фактически участвуют в священной войне. Слова Иезекииля напоминаю пророчества с поля сражения, которые его предшественники нередко произносили по ходу реальных военных действий.
Иезекииль строит свои пророчества как бы по географическому принципу: он начинает с Аммана, расположенного на севере, и далее, по ходу часовой стрелки, продвигается к югу, чтобы затем вновь вернуться к северу, к финикийским государе — вам. Потом он обращается к великой державе на юге, к Египту. Иезекииль делает большинство древних государств Ближнего Востока прямым предметом своих пророчеств. Однако в своих обличениях Иезекииль ни разу не назвал Вавилон и не призвал на него суд Божий (см. ком. к 38:2).
25:1−7 Ср. 21:28−32. Длительные взаимоотношения израильтян с аммонитянами носили изменчивый характер, но все же превалировал конфликт (Втор 2:19,37; Суд 3:13; 1Цар 11:1−11; 3Цар 11:7,33; 2Пар 20:1,10,22,23; 2Пар 26:8; 2Пар 27:5; Иер 27:3; Иер 40:11).
25:5 узнаете, что Я Господь. Некоторые из пророчеств против чужих народов завершаются «формулой признания» (ст. 7,11,17; см. ком. к 6:7). Народы в конце концов признают, что Господь Бог владычествует и над ними.
25:6−7 за то... за то вот, Я простру руку Мою на тебя. Наказание соответствует преступлению: за то, что радовались погибели Иерусалима, аммонитяне сами подпадут под власть иностранной державы. Хотя многие из малых государств региона и избежали разрушения во время вавилонского нашествия 587−586 гг. до Р.Х., все же небиблейские источники свидетельствуют, что Навуходоносор уже в 582 г. приказал обезглавить каждого десятого аммонитянина и моавитянина. Пророк Иезекииль намекает на это событие в 21:28−32.
25:9 открою бок Моава. Взаимоотношения между Израилем и моавитянами также состояли по большей части из конфликтов (Исх 15:15; Исх 24:17; Исх 25:1; Руфь 1:1−2; 1Цар 22:3−4). Моав в итоге разделит судьбу Аммона.
25:12 за то, что Едом жестоко мстил. Едомские цари стали вторгаться в Иудею сразу после падения Иерусалима (35:15). Враждебность между Израилем и Едомом имеет глубокие исторические корни (см. Быт 25:23,30; ср. Чис 24:18; Втор 23:7; Суд 11:17−18; 1Цар 14:47). Иезекииль произнесет еще одно пророчество против Едома (гл. 35).
25:15 Филистимляне поступили мстительно. Филистимляне захватили приморскую долину на западном побережье Иордана и контролировали жизненно важный приморский торговый тракт. Взаимные территориальные притязания и противоположные стратегические интересы привели к тому, что отношения между двумя народами были далеки от дружественности (см. 16:27,57).
25:16 истреблю Критян. Можно предположить, что массовое переселение филистимлян в Ханаан началось в последней половине тысячелетия до Р.Х. и было частью миграции народов из средиземноморского региона. В египетских летописях они называются «морским народом». Одно из племен или родов филистимлян носило имя критян: возможно, они действительно переселились с острова Крит. Критян нередко отождествляют с фелефеями. В качестве наемников они служили в войске царя Давида (2Цар 8:18; 2Цар 15:18; 3Цар 1:44).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иезекииля, 25 глава