13:1 Глава 13 представляет нам двух больших зверей: одного зверя, выходящего из моря, и другого, выходящего из земли, или страны, то есть из Израиля. Нет сомнения в том, что эти звери символизируют людей, которые будут играть выдающиеся роли в период великой скорби. Они сочетают черты четырех зверей из Даниила 7:3−7.
Первый зверь — глава восстановленной Римской империи, которая будет существовать в виде десяти государств.
Он выходит из моря, прообраза языческих народов. Он имеет десять рогов.
Даниил предсказал, что Римская империя будет восстановлена в виде десяти государств (Дан 7:24). Он имеет семь голов. В 17:9−10 о них сказано, что это семь царей, вероятная ссылка на семь различных правителей или на семь разных стадий империи. Он имеет десять диадем на своих рогах. Они говорят о власти управлять, данной ему драконом, сатаной. На его головах богохульные имена, и он заявляет о себе, что он не просто человек, а Бог.
13:2 Зверь похож на барса, ноги у него, как у медведя, и пасть, как у льва.
У Даниила (7) барс является прообразом Греции; медведь — прообраз Мидо-Персии; а лев представляет Вавилон.
Таким образом, восстановленная Римская империя похожа на своих предшественников в том, что быстро побеждает, как барс; сильна, как медведь; и ненасытна, как лев. Короче говоря, она сочетает в себе все греховные черты предыдущих мировых империй. Эта империя и ее правитель получают сверхъестественную силу от сатаны.
13:3 У этого зверя на одной из его голов есть смертельная рана. Скоуфилд объясняет: «Осколки древней Римской империи никогда не переставали существовать как отдельные государства. Перестала существовать имперская форма правления — одна голова, раненая насмерть». (The Scofield Reference Bible, p. 1342.) Смертельная рана исцелена. Иными словами, империя восстановлена во главе с императором, называемым зверем.
13:4 Люди поклонились зверю. Они не только удивляются ему, они фактически поклоняются ему, как Богу. Также они поклоняются дракону.
13:5−6 Зверь гордо хвалится и произносит невыразимые богохульства.
Ему позволено действовать, или вести войну, сорок два месяца. Он выказывает грубую непочтительность к имени Бога, Его скинии и к живущим на небе.
13:7 Он ведет войну с народом Божьим и побеждает многих. Они предпочитают лучше умереть, чем покориться ему. Его власть простирается на весь мир — последнюю мировую империю до Царства Христа.
13:8 Те, кто не был истинно верующим, с готовностью поклонились зверю, потому что они никогда не верили Христу, их имена никогда не были записаны в книге жизни Агнца. А поскольку их имена не были найдены среди искупленных, то они были преданы своему заблуждению. Они отказались поверить истине, а теперь поверили лжи.
13:9 Это должно стать предупреждением для всех: принять свет Слова Божьего, пока еще есть возможность.
Результат отказа от света — отступление от света.
13:10 Истинные верующие могут быть уверены, что их гонители сами пойдут в плен и будут убиты мечом.
Это дает святым силу ждать с верой и терпением.
13:11 Второй зверь — еще одно главное действующее лицо в великой скорби. Он действует в тесном содружестве с первым зверем, даже организовывает международную кампанию поклонения первому зверю и громадному идолу, представляющему римского императора. Второй зверь выходит из земли, или страны. Если имеется в виду страна Израиль, то этот правитель, по всей вероятности, еврей. Он — лжепророк (см. 16:13; 19:20; 20:10). Он имеет два рога, похожих на рога агнца, придающих ему благородный и невинный вид, а также наводящих на мысль о том, что он олицетворяет Агнца Божьего. Он говорит, как дракон, показывая этим, что его сила и вдохновение исходят непосредственно от сатаны.
13:12−14 Он действует со всей властью первого зверя; это значит, что римский император даст ему неограниченную власть действовать вместо него. Он обладает сверхъестественной силой, так что может даже низвести огонь с неба. Конечно, цель этих чудес — обмануть людей, чтобы они поклонились человеку, как Богу.
13:15 Он вкладывает дух в этот большой образ, отвратительную мерзость запустения, так что он действительно может говорить. Возмездие за отказ поклониться — смерть.
13:16 Второй зверь настаивает, чтобы люди доказали свою преданность римскому императору, приняв знак, — начертание зверя на правую руку или чело.
13:17 Кроме этого знака, у зверя есть имя и таинственное число. Если человек не примет начертание, имя или число зверя, он не сможет ни купить, ни продать. Это попытка экономическими методами вынудить людей изменить Христу ради идолопоклонства. Это жестокое испытание, но истинные верующие предпочтут смерть отречению от своего Спасителя.
13:18 Число зверя — 666. Шесть — число человеческое. Тот факт, что оно на один меньше семи, может служить предположением, что человек отпал от славы Божьей или Божьего совершенства. Три шестерки — это грешная троица.
Один из самых важных вопросов, возникающих в связи с главой 13: кто в действительности антихрист, первый зверь или второй. По сути, аргумент в пользу того, что антихрист — первый зверь, таков: именно он настаивает, чтобы ему поклонились, как Богу. Те, кто придерживается мнения, что антихрист — второй зверь, ссылаются на то, что никакой еврей никогда не принял бы язычника за Мессию, а поскольку второй зверь — еврей, лжемессией должен быть он.
комментарии МакДональда на Откровение Иоанна, 13 глава