Когда мы читаем слова Пророчества сего, наши сердца должны преисполниться хвалой нашему Господу за благодать, спасшую нас от всего того, что грядет в этом веке. Другим благословением для нас служит уверенность в окончательной победе и славе. Арно С. Габелин
Введение
I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ
Уникальность последней книги Библии очевидна из самого первого слова — «Откровение», или, в оригинале, «Апокалипсис «. Это слово, означающее «раскрытые тайны», — эквивалент нашего слова «апокалипсис», разновидность письма, которую в ВЗ мы находим у Даниила, Иезекииля и Захарии, а в Новом Завете — только здесь. Оно относится к пророческим видениям будущего и использует символы, образы и другие литературные приемы.
Откровение не только видит исполнение всего предсказанного и окончательный триумф Бога и Агнца в будущем, оно также соединяет несвязные окончания первых 65 книг Библии. Фактически, эту книгу можно понять, только зная всю Библию. Образы, символы, события, числа, цвета и т. п. — почти со всем этим мы встречались ранее в Слове Божьем. Некто справедливо назвал эту книгу «большой главной станцией» Библии, потому что к ней прибывают все «поезда».
Какие же поезда? Поезда мышления, которые берут свое начало в книге Бытие и прослеживают проходящую через все последующие книги красной нитью идею искупления, представления об израильском народе, язычниках, Церкви, сатане — враге Божьего народа, Антихристе и многом другом.
Апокалипсис (с IV века так часто ошибочно называемый «Откровением святого Иоанна» и так редко «Откровением Иисуса Христа», 1:1) — необходимая кульминация Библии. Он повествует нам о том, как все произойдет.
Даже беглое его чтение должно послужить для неверующих строгим предупреждением покаяться, а для народа Божьего — ободрением оставаться стойкими в вере!
II. АВТОРСТВО
Сама книга говорит нам о том, что ее автор — Иоанн (1:1.4.9; 22:8), пишущий по повелению своего Господа Иисуса Христа. Давние убедительные и широко распространенные внешние свидетельства подтверждают точку зрения, что Иоанн, о котором идет речь, — апостол Иоанн, сын Зеведея, который много лет провел трудясь в Ефесе (Малая Азия, где находились все семь церквей, которым адресовано обращение в главах 2 и 3). Он был сослан Домицианом на Патмос, где и описал те видения, которые его удостоил видеть наш Господь. Позднее он вернулся в Ефес, где умер в доброй старости, насыщенный днями. Юстин Мученик, Ириней, Тертуллиан, Ипполит, Климент Александрийский и Ориген — все приписывают эту книгу Иоанну. Сравнительно недавно в Египте найдена книга под названием «Апокриф Иоанна» (около 150 г. н.э.), которая вполне определенно приписывает Откровение Иоанну, брату Иакова.
Первым противником авторства апостола был Дионисий Александрийский, но он не хотел признать Иоанна автором Откровения по той причине, что был против учения о Тысячелетнем Царстве (Откр 20). Его неясные, необоснованные ссылки сначала на Иоанна Марка, а потом на «Иоаннапресвитера» как возможных авторов Откровения не смогли устоять против столь убедительного свидетельства, хотя многие современные более либеральные богословы тоже отвергают авторство апостола Иоанна. В церковной истории нет доказательств, подтверждающих существование такой личности, как Иоанн-пресвитер (старец), разве только автор 2 и 3 посланий Иоанна. Но эти два послания написаны в том же стиле, что и 1 Иоанна, а также очень схожи по простоте и лексике с Ев. от Иоанна.
Если внешние свидетельства, приведенные выше, довольно сильны, то внутренние свидетельства не столь бесспорны. Словарный запас, скорее, грубого «семитского» греческого стиля (есть даже несколько выражений, которые филологи назвали бы солецизмами, стилистическими ошибками), а также порядок слов убеждают многих, что человек, написавший Апокалипсис, не мог написать Евангелие.
Однако эти различия объяснимы, кроме того между этими книгами есть немало и сходств.
К примеру, некоторые считают, что Откровение было написано гораздо раньше, в 50-е или 60-е годы (время правления Клавдия или Нерона), а Евангелие Иоанн написал намного позже, в 90-х годах, когда усовершенствовал свои знания греческого языка. Однако это объяснение сложно доказать.
Вполне возможно, что, когда Иоанн писал Евангелие, у него был писец, а во время ссылки на Патмос он был совершенно один. (Этим ни в коей мере не нарушается учение о богодухновенности, поскольку Бог использует личный стиль автора, а не обобщенный стиль всех книг Библии.) И в Евангелии от Иоанна, и в Откровении находим общие темы, такие как свет и тьма. Слова «Агнец», «побеждать», «слово», «верный», «живые воды» и другие также объединяют эти два труда. Кроме того, и у Иоанна (19:37), и в Откровении (1:7) цитируется Захария (12:10), при этом в значении «пронзили» используется не то слово, которое находим в Септуагинте, а совершенно другое слово с тем же значением. (В Евангелии и Откровении используется глагол ekkentesan; в Септуагинте у Захарии его форма katorchesanto.)
Еще одним основанием для различий в лексике и стиле Евангелия и Откровения являются очень разные литературные жанры. Кроме того, в Откровении большая часть еврейских фразеологизмов заимствована из описаний, широко распространенных во всем ВЗ.
Итак, традиционное мнение, что апостол Иоанн, сын Зеведея и брат Иакова, действительно написал Откровение, имеет исторически твердое основание, а все возникающие проблемы можно разрешить, не отвергая его авторства.
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Ранняя дата написания Откровения, по мнению некоторых, — 50-е или конец 60-х годов. Как было отмечено, это отчасти объясняет менее искусный художественный стиль Откровения.
Кое-кто считает, что число 666 (13:18) было предсказанием об императоре Нероне, который якобы должен был воскреснуть.
(В еврейском и греческом языках буквы имеют и числовое значение. Например, алеф и альфа — 1, беф и бета — 2 и т.д. Таким образом, любое имя можно изобразить с помощью цифр. Довольно интересно, что греческое имя Иисус (Iesous) обозначается 888. Число восемь — число нового начала и воскресения. Считается, что числовое обозначение букв имени зверя соответственно 666. Пользуясь этой системой и несколько изменив произношение, «кесарь Нерон» можно изобразить числом 666. Этим числом можно изобразить и другие имена, однако нам нужно избегать таких необдуманных предположений.)
Это дает основание предполагать раннюю дату. Факт, что это событие не произошло, не отражается на восприятии книги. (Возможно, он доказывает, что Откровение написано значительно позже времени правления Нерона.) Отцы Церкви вполне конкретно указывают на конец правления Домициана (около 96 г.) как на время, когда Иоанн находился на Патмосе, где и получил Откровение. Поскольку это мнение более раннее, обоснованное и широко распространенное среди ортодоксальных христиан, есть полное основание принять его.
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА
Ключ к пониманию книги Откровения прост — представить себе, что она делится на три части. Глава 1 описывает видение Иоанна, где он видел Христа в одеянии Судьи, стоящим посреди семи церквей. Главы 2 и 3 охватывают эпоху Церкви, в которую мы живем. Остальные 19 глав относятся к будущим событиям, последующим за окончанием эпохи Церкви. Разделить книгу можно следующим образом:
1. Что видел Иоанн, то есть видение Христа как Судьи церквей.
2. Что есть: обзор эпохи Церкви от смерти апостолов до того времени, когда Христос возьмет Своих святых на небо (гл. 2 и 3) .
3. Что будет после сего: описание будущих событий после восхищения святых в Вечное Царство (гл. 4−22).
Содержание этого раздела книги несложно запомнить, составив следующий схематический план: 1) главы 4−19 описывают великую скорбь, период, охватывающий, по меньшей мере, семь лет, когда Бог будет судить неверующий Израиль и неверующих язычников; этот суд описывается с помощью таких образных предметов: а) семь печатей; б) семь труб; в) семь чаш; 2) Главы 20−22 охватывают второе пришествие Христа, Его царствование на земле, Суд у великого белого престола и Вечное Царство.
В период великой скорби седьмая печать вмещает семь труб. А седьмая труба — еще и семь чаш гнева. Поэтому великую скорбь можно изобразить в виде следующей схемы:
ПЕЧАТИ | 1−2-3−4-5−6-7 |
ТРУБЫ | 1−2-3−4-5−6-7 |
ЧАШИ | 1−2-3−4-5−6-7 |
Вставные эпизоды в книге
Приведенная выше схема показывает главную линию замысла всей книги Откровения. Однако в ходе повествования часто встречаются отступления, цель которых — представить читателю различные важные личности и события великой скорби. Некоторые писатели называют их интермедиями, или вставными эпизодами. Вот основные из интермедий:
1. 144 000 запечатленных еврейских святых (7:1−8).
2. Верующие язычники в этот период (7:9 -17).
3. Сильный Ангел с книгой (гл. 10).
4. Два свидетеля (11:3−12).
5. Израиль и дракон (гл. 12).
6. Два зверя (гл. 13).
7. 144 000 со Христом на горе Сион (14:1−5).
8. АнгелсвечнымЕвангелием (14:6−7).
9. Предварительное объявление о падении Вавилона (14:8).
10. Предупреждение поклоняющимся зверю (14:9−12).
11. Жатва и сбор винограда (14:14−20).
12. Уничтожение Вавилона (17:1 — 19:3).
Символика в книге
Язык Откровения большей частью символичен. Числа, цвета, полезные ископаемые, драгоценные камни, звери, звезды и светильники — все это символизирует людей, вещи или различные истины.
К счастью, некоторые из этих символов объясняются в самой книге. Например, семь звезд — это Ангелы семи церквей (1:20); большой дракон — дьявол, или сатана (12:9). Ключи к пониманию некоторых других символов находим в других частях Библии. Четыре животных (4:6) почти такие же, как и четыре животных у Иезекииля (1:5−14). А у Иезекииля (10:20) сказано, что это — херувимы. Барс, медведь и лев (13:2) напоминают нам Даниила (7), где эти дикие животные представляют мировые империи: Грецию, Персию и соответственно Вавилон. Другие символы не имеют четкого объяснения в Библии, поэтому нужно быть очень осторожными в их интерпретации.
Цель написания книги
Изучая книгу Откровения, да и всю Библию, мы должны помнить, что между Церковью и Израилем существует различие. Церковь — это люди, принадлежащие небу, их благословения духовные, их призвание — разделить славу Христа как Его Невеста. Израиль — древний Божий народ, живущий на земле, которому Бог обещал землю израильскую и буквальное Царство на земле под руководством Мессии. Истинная Церковь упоминается в первых трех главах, а потом мы не видим ее до брачного пира Агнца (19:6−10).
Период великой скорби (4:1 — 19:5) по своему характеру преимущественно период евреев.
В заключение остается добавить, что не все христиане толкуют Откровение так, как указано выше. Некоторые считают, что пророчества этой книги полностью исполнились в период истории ранней Церкви. Другие же учат, что Откровение представляет собой продолжающуюся картину Церкви всех времен, от Иоанна и до самого конца.
Эта книга учит всех детей Божьих тому, что жизнь ради преходящего бессмысленна. Она побуждает нас свидетельствовать погибающим и ободряет на терпеливое ожидание возвращения нашего Господа. Для неверующих это важное предупреждение о том, что всех, отвергающих Спасителя, ожидает ужасная погибель.
План
I. Что видел Иоанн (Гл. 1)
А. Тема книги и приветствие (1:1−8)
Б. Видение Христа в судейском одеянии (1:9−20)
II. Что есть: послания от Нашего Господа (гл. 2−3)
А. Послание ефесской церкви (2:1−7)
Б. Послание смирнской церкви (2:8−11)
В. Послание пергамской церкви (2:12−17)
Г. Послание фиатирской церкви (2:18−29)
Д. Послание сардийской церкви (3:1−6)
Е. Послание филадельфийской церкви (3:7−13)
Ж. Послание лаодикийской церкви (3:14−22)
III. Что будет после сего (гл. 4−22)
А. Видение Божьего престола (гл. 4)
Б. Агнец и книга, запечатанная семью печатями (гл. 5)
В. Снятие семи печатей (Гл. 6)
Г. Спасенные во время великой скорби (гл. 7)
Д. Седьмая печать. Семь труб начинают трубить (гл. 8−9)
Е. Сильный Ангел с книгой (гл. 10)
Ж. Два свидетеля (11:1−14) З. Седьмая труба (11:15−19)
И. Основные действующие лица в великой скорби (гл. 12−15)
К. Семь чаш гнева Божьего (гл. 16)
Л. Падение великого Вавилона (гл. 17−18)
М. Пришествие Христа и Его Тысячелетнее Царство (19:1 — 20:9).
Н. Суд над сатаной и всеми неверующими (20:10−15)
О. Новое небо и новая земля (21:1 — 22:5)
П. Заключительные предупреждения, утешения, приглашения и благословения (22:6−21)
комментарии МакДональда на Откровение Иоанна, введение