Апостол, сказав в конце предыдущей главы о воскресении и втором пришествии Христа, теперь говорит о бесполезности исследования конкретного времени пришествия Христова, которое будет внезапным и ужасным для нечестивых, но утешительным для святых, ст. 1−5. Затем он призывает их бодрствовать, трезвиться и пребывать в вере, любви и надежде, как подобает их положению, ст. 6−10. В последующих стихах он увещевает их исполнять свой долг по отношению к другим и друг к другу (ст. 11−15), а также предписывает еще ряд важных христианских обязанностей (ст. 16−22), после чего делает заключение к посланию, ст. 23−28.
Стихи 1−5. I. Апостол говорит фессалоникийцам, что пытаться узнать конкретное время пришествия Христа — ненужное и бесполезное занятие: О временах же и сроках нет нужды писать к вам... ст. 1. То, что Христос придет, непреложный факт, и он будет иметь место в назначенное для него время, но апостолу не было нужды писать об этом, поэтому оно не было открыто ему. Следовательно, ни фессалоникийцам, ни нам не следует пытаться проникнуть в эту тайну о временах или сроках, которые Бог положил в Своей власти. О дне том и часе никто не знает. Христос не открывал этого, когда был на земле, это не входило в Его миссию как великого Пророка церкви, Он не открыл этого Своим апостолам: в этом не было нужды. Существуют времена и сроки, определенные для нашего труда, их нам должно и полезно знать и соблюдать, но времени, когда мы должны будем дать отчет, мы не знаем, и нам не нужно знать об этом. Заметим: существует много вопросов, в которые желает проникнуть наше пустое любопытство, но нам совершенно не нужно знать их, знание их не сделает нас лучше.
II. Далее он говорит, что для большинства людей пришествие Христа будет совершенно неожиданным, ст. 2. Об этом они должны знать, потому что Сам Господь говорил об этом: Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, прийдет Сын Человеческий, Мф 24:44. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома... чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими, Мк 13:35−36. Несомненно, апостол говорил им как о пришествии Христа, так и о неожиданности его, что подразумевается под словами как тать ночью, Откр 16:15. Как вор приходит обычно в самое глухое время ночи, когда его меньше всего ожидают, так и день Господень наступит внезапно — таким неожиданным и потрясающим будет Его явление. Знать об этом гораздо полезнее для нас, чем знать точное время, так как это должно побуждать нас стоять на страже, чтобы быть готовыми встретить Его, когда бы Он ни пришел.
III. Он говорит о том, каким ужасным будет пришествие Христа для нечестивых, ст. 3. День Господень принесет им погибель. Праведный Бог истребит тех, кто является врагами Его и Его церкви. И поскольку это истребление их будет всеобщим и окончательным, то:
1. Оно будет внезапным. Оно постигнет и поразит их среди их плотской беспечности и довольства, когда они будут говорить в сердце своем: ...мир и безопасность, когда будут грезить о блаженстве и ублажать себя пустыми развлечениями, какие только способны изобрести их воображение и чувственность; когда они совершенно не будут думать об этом дне, он постигнет их, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, то есть в положенное время, во время, какого, может быть, еще не ожидали, но очень боялись его.
2. Оно будет также неизбежным: ..мне избегнут, никоим образом не избегнут. Никакими средствами невозможно будет избежать ужасов этого дня. Не будет такого места, где могли бы скрыться делатели неправды, не будет убежища от бури, ни тени от палящего зноя, что будет жечь нечестивых.
IV. Он говорит им, каким утешительным будет этот день для праведных, ст. 4−5. Заметим:
1. Характер этих людей и их привилегии. Они не во тьме, они сыны света и сыны дня. Таким счастливым было положение фессалоникийцев, как и всех истинных христиан. Они, в отличие от языческого мира, не были в состоянии греха и неведения. Некогда и они были тьма, но теперь стали свет в Господе. Они были удостоены божественного откровения о невидимом и вечном, в частности, относительно пришествия Христа и его последствий. Они были сынами дня, ибо утренняя звезда взошла в сердцах их, более того, Солнце правды взошло над их головой, и исцеление в лучах его. Они уже не находились ни во тьме язычества, ни под тенями закона, но под благодатью Евангелия, явившего жизнь и нетление.
2. На этом основании они имели великое преимущество — день тот не застанет их, как тать, ст. 4. Если же он постигнет их внезапно, то это будет исключительно по их вине. Они получили ясное предупреждение и необходимую помощь, для того чтобы встретить этот день и надеяться предстать пред Сына Человеческого с уверенностью и радостью. Он должен быть для них днем отрады от лица Господа, Который во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение, как друг, приходящий днем, а не как вор ночью.
Стихи 6−10. На основании вышесказанного апостол делает ряд соответствующих увещаний, призывает к соблюдению необходимых обязанностей.
I. Бодрствовать и трезвиться, ст. 6. Это разные обязанности, хотя они и взаимосвязаны. Ибо, будучи окружены многочисленными искушениями, ввергающими нас в состояние невоздержанности и возбуждения, мы не сохраним трезвости, если не будем на страже, а не сохранив трезвость, мы не сможем бодрствовать.
1. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать... Мы не должны быть самоуверенны и беспечны, не должны предаваться духовной лени и праздности. Мы должны не спать, но постоянно быть на страже против греха и искушений к нему. Большинство людей слишком легкомысленно относятся к своему долгу и беспечны по отношению к духовным в— агам. Они говорят: «Мир и безопасность», тогда как находятся в состоянии величайшей опасности, упускают драгоценные моменты, от которых зависит вечность, предаются мечтам, не помышляют и не заботятся об ином мире, подобно спящим людям. Либо они вовсе не принимают во внимание существование иного мира, потому что спят, либо неправильно понимают его, потому что предаются мечтам. Но мы будем бодрствовать подобно людям, пробудившимся и вставшим на свою стражу.
2. Будем также трезвиться, то есть будем уравновешенными и воздержанными. Будем ограничивать свои природные желания и влечения к земному. Трезвость обычно противопоставляется неумеренности в вопросах еды и пития, в данном тексте — пьянству, но она распространяется и на все другие земные занятия. Так наш Спаситель предупреждал Своих учеников: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, Лк 21:34. Кроме того, бодрствование и трезвость наиболее соответствуют характеру и чести христиан как сынов дня, потому что спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью, ст. 7. Наибольшего укора заслуживают люди, которые спят в дневное время, предназначенное для труда, а не для сна, когда они упиваются днем, на виду у всех людей, к своему стыду и позору. Не удивительно, когда люди, не получившие божественного откровения, позволяют диаволу усыплять себя иллюзией безопасности, не обуздывают своих плотских аппетитов, предаются всем видам излишества и неумеренности, ибо они пребывают в ночи. Они не сознают своей опасности и поэтому спят, не сознают своего долга и поэтому упиваются, но христианину едва ли пристало поступать подобным образом. Как может христианин, просвещенный светом Евангелия, быть беспечным по отношению к своей собственной душе и не помышлять об ином мире? Находящиеся на виду у всех должны вести себя особенно благопристойно.
II. Не только бодрствовать, но и хорошо вооружиться: облечься во всеоружие Божие. Это необходимо, чтобы сохранять трезвость, подобающую нам и делающую нас готовыми ко дню Господню, потому что у нас много духовных врагов, сильных и злобных. Они многих подчиняют своему влиянию и держат в своей власти, делая их беспечными, самоуверенными, надменными, заставляя их упиваться — упиваться гордостью, страстями, самодовольством, чувственными похотями. Поэтому мы должны вооружиться против их покушений, облекшись в духовную броню для защиты своего сердца и в духовный шлем для защиты головы. Это духовное оружие состоит из трех главных добродетелей христианина — веры, надежды и любви, ст. 8.
1. Мы должны жить верой, и это поможет нам бодрствовать и трезвиться. Если мы верим, что око Бога (Который есть Дух) всегда над нами, что нам надлежит сражаться с духовными врагами, что существует мир духов, к которому нам надо подготовиться, то мы будем понимать, почему нам надо бодрствовать и трезвиться. Вера — это наша лучшая защита против нападений врага.
2. Мы должны приобрести сердце, горящее любовью. Любовь тоже является нашей защитой. Истинная и горячая любовь к Богу и всему Божьему сохранит нас бодрыми и трезвыми и не даст нам отступить в период скорби и искушения.
3. Мы должны иметь надежду на спасение, и эта надежда должна быть живой. Добрая надежда на вечную жизнь подобна шлему, что защищает голову, сохраняет от опьянения греховными наслаждениями, длящимися в течение лишь короткого времени. Имея надежду на спасение, будем остерегаться делать что-нибудь такое, что может поколебать ее или сделать нас недостойными того великого спасения, на которое мы надеемся. Упомянув о спасении и надежде на него, апостол показывает, на чем основывается эта надежда. Заметьте: он ничего не говорит об их заслугах. Учение о наших заслугах совершенно небиблейское, оно противоречит Священному Писанию. В наших заслугах нет никакого основания для истинной надежды. Наши надежды должны основываться на:
(1) Божием определении, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения... ст. 9. Если бы мы проследили свое спасение до его первопричины, то обнаружили бы, что ею является Божие определение. Те, что живут и умирают во тьме и неведении, спят и упиваются, как упивающиеся ночью, определены на гнев, это совершенно ясно. Но что касается тех, кто принадлежит к свету, если они бодрствуют и трезвятся, то очевидно, что они предназначены ко спасению. Верность и твердость божественного определения являются большой поддержкой и ободрением для нашей надежды. Если бы мы должны были достигать спасения своими собственными заслугами или своей силой, то у нас было бы очень мало или совсем не было бы надежды получить его. Но когда мы видим, что наше спасение основывается на Божием определении, которое не может быть поколеблено (ибо изволение Божие в избрании стоит твердо), то можем строить на нем непоколебимую надежду, особенно когда принимаем во внимание:
(2) Заслуги Христа и благодать и то, что мы спасены нашим Господом, умершим за нас. Нашим спасением мы обязаны как Божьему определению, так и Христову искуплению, наша надежда на спасение основана на том и на другом. Мы должны помышлять как о благодатном определении Божием, так и о смерти и страданиях, что претерпел Христос ради его осуществления, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим (живем или умираем, ибо смерть для верующего это всего лишь сон, как намекал выше апостол) жили вместе со Христом, сейчас — в союзе с Ним, а потом — в славе с Ним навеки. Так как спасение, на которое надеется христианин, состоит в том, чтобы всегда быть с Господом, то единственным основанием для их надежды в настоящее время является жизнь в постоянном союзе с Ним. И если они соединены со Христом и живут в Нем и для Него здесь, то сон смерти не будет препятствием для духовной жизни и, тем более, для будущей жизни славы. Наоборот, Христос умер за нас, чтобы, живя или умирая, мы были Его, чтобы здесь мы жили для Него, а придя на небо — жили с Ним.
Стихи 11−15. В этих стихах апостол дает фессалоникийцам ряд наставлений об их обязанностях:
I. По отношению к тем, с кем они близко связаны. Они должны увещевать (или утешать) и назидать друг друга, ст. 11.
1. Они должны утешать, или увещевать друг друга, так как в оригинале это слово имеет оба значения. Заметим: те наиболее способны и склонны утешать других, кто сам имеет утешение; путь, каким мы можем утешить себя или послужить утешению других, состоит в повиновении увещаниям слова Божьего. Отметим: мы должны заботиться не только о своем собственном духовном благополучии, но также и о благополучии других. Каин сказал: ...разве я сторож брату моему? Мы же должны носить бремена друг друга, и таким образом исполним закон Христов.
2. Они должны назидать друг друга, искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию, Рим 14:19. Будучи живыми камнями, устрояющими из себя духовный дом, христиане должны содействовать благу всей церкви путем назидания друг друга. Долг каждого из нас — искать, чем можно послужить назиданию тех, с кем мы общаемся, чтобы угождать всем людям ради их настоящего блага. Мы должны делиться с другими своими знаниями и опытом. Должны объединяться в своих прошениях и хвалениях. Должны подавать друг другу добрый пример. Утешать и назидать друг друга— это долг особенно тех, кто живут по соседству, в одной семье. Это обеспечит самые лучшие добрососедские отношения и лучше всего будет содействовать интересам общества. Состоящие в близком родстве и связанные взаимной привязанностью располагают наибольшими возможностями оказывать такую помощь друг другу, поэтому на них лежит наибольшая ответственность. Фессалоникийцы так и поступали (как вы и делаете), и именно так Павел увещевает их поступать и далее и преуспевать в этом. Заметьте: тот, кто поступает хорошо, нуждается в том, чтобы его к этому еще более поощряли, чтобы он еще более преуспевал в добрых делах, а не прекращал их делать.
II. Он говорит им об их долге по отношению к служителям, ст. 12−13. Хотя самому апостолу пришлось удалиться от них, однако среди них трудились другие, в отношении которых они и должны были исполнять этот долг. Апостол обращает внимание фессалоникийцев на то:
1. Что служителей Евангелия характеризует совершаемый ими труд, поэтому и они должны более думать о труде и долге, к которым они призваны, чем стремиться к почетным именам, какими они могут называться. Их труд весьма важен, почетен и полезен.
(1) Служители должны трудиться среди народа Божьего с усердием, до изнеможения (так звучит в оригинале). Они должны трудиться в слове и учении, 1Тим 5:17. Они названы трудящимися, поэтому им не следует бездельничать. Они должны трудиться среди своего народа, наставлять, утешать и назидать их.
(2) Служители поставлены, кроме того, начальствовать над народом Божиим (согласно переводу слова «предстоятели» в 1Тим 5:17). И начальствовать не с суровостью, но с любовью. Они должны не господствовать, как это делают земные господа, но управлять как духовные руководители, подавая пример стаду. Они поставлены над народом Божиим как его предстоятели в Господе, что отличает их от гражданских правителей, и это означает, что они всего лишь служители Христовы, поставленные Им, и поэтому должны управлять народом Божиим по законам Христа, а не по своим собственным законам. Это подразумевает также цель их служения и труда, а именно: служить Господу и прославлять Его.
(3) Они должны также вразумлять народ Божий, и не только в общем собрании, но и индивидуально, по домам, когда в этом есть необходимость. Они должны учить их, как надо поступать, и обличать, когда они поступают неправильно. Их долг состоит не только в том, чтобы давать добрые советы, но и вразумлять, предупреждать об опасности, угрожающей детям Божиим, обличать за нерадение и ошибки.
2. Каковы обязанности детей Божиих по отношению к служителям. Существуют взаимные обязанности между служителями и народом Божиим. Если служители должны трудиться среди народа Божиего, то:
(1) Народ Божий должен уважать их (англ. знать их. — Прим. переводчика). Как пастырь должен знать свое стадо, так и стадо должно знать своего пастыря. Они должны признавать его за своего пастыря и с уважением относиться к его поучениям, наставлениям, управлению.
(2) Они должны с любовью почитать своих служителей, с большим уважением относиться к их служению и лично к ним питать любовь и почтение, проявляя свое уважение и любовь практически, надлежащим образом. И все это они должны оказывать им за их труд, потому что они содействуют славе Христа и благополучию человеческих душ. Примечание: к верным служителям нельзя относиться с пренебрежением, их следует глубоко уважать за совершаемый ими труд. Дело служения не только не бесчестит тех, кто заслуживает уважения по каким-либо другим критериям, но, наоборот, тем, кто верен и усерден, приносит честь (на которую иначе они не могли бы претендовать) и обеспечивает им такое уважение и такую любовь среди народа Божия, каких иначе они не могли бы ожидать.
III. Апостол перечисляет взаимные обязанности христиан по отношению друг к другу.
1. Будьте в мире между собою, ст. 13. Некоторые понимают это увещание как относящееся к долгу народа Божьего по отношению к их служителям: чтобы они жили в мире с ними, не возбуждали и не поддерживали разногласий между служителем и народом, которые, несомненно, препятствуют успеху дела служителя и назиданию народа. Безусловно, служители и народ Божий должны избегать всего, что содействует отчуждению между ними. И дети Божии должны жить в мире между собою, делая все возможное, чтобы воспрепятствовать возникновению или продолжению разногласий в их среде, используя все допустимые средства для сохранения мира и согласия.
2. Вразумляйте бесчинных... ст. 14. В каждом обществе встречаются люди, поступающие бесчинно, выходящие за пределы своих прав и своего положения, и долг не только служителей, но и рядовых христиан — предупреждать и увещевать их. Таковых следует обличать в их грехе, предупреждать о грозящей им опасности и объяснять, какой вред они наносят своей собственной душе и также душам других. Их надо вразумлять, как им следует поступать, и обличать за неправильное поведение.
3. Утешайте малодушных... (ст. 14), боязливых и робких или удрученных и опечаленных душой. Некоторые так трусливы, что пугаются трудностей, падают духом при мысли об опасностях, потерях, бедствиях. Таковых следует ободрять, не презирать, а утешать, — кто знает, какую пользу может принести им доброе слово утешения?
4. Поддерживать слабых... ст. 14. Некоторые не способны справиться со своим трудом и не могут нести свое бремя, поэтому мы должны поддерживать их, помогать им в их немощах, взявшись за один конец их ноши, чтобы облегчить ее для них. В сущности укрепляет и поддерживает их при этом благодать Божия, и мы должны сказать им об этом и постараться послужить им этой благодатью.
5. Будьте долготерпеливы ко всем... ст. 14. Мы должны терпеть и снисходить. Должны быть долготерпеливыми и подавлять гнев, когда он возникает в ответ на причиненное нам оскорбление или повреждение; по крайней мере, мы должны уметь сдерживать свой гнев. И должны вести себя так по отношению ко всем людям — хорошим и плохим, благородным и простым. Мы не должны быть слишком требовательными, злопамятными, жесткими в своих обвинениях, но должны стараться видеть все в наилучшем свете и думать о каждом человеке самым наилучшим образом.
6. Не воздавайте злом за зло... ст. 15. Мы должны усердно следить за собой и быть очень осторожными, чтобы всячески воздерживаться от мести за себя. То, что другие причиняют нам вред, не оправдывает нас в нашем возмездии за это, когда мы делаем им то же самое, или нечто подобное, или причиняем какой-нибудь другой вред. Нам следует прощать своих обидчиков, так как сами надеемся на Божие прощение.
7. Всегда ищите добра... ст. 15. В общем, мы должны исполнять свой долг и угождать Богу во всех обстоятельствах, независимо от того, чем люди воздают нам, добром или злом. Что бы они ни делали нам, мы должны делать им добро. Мы должны всегда стараться содействовать благополучию других, искать добра как своим (прежде всего своим по вере), так, по возможности, и всем людям, Гал 6:10.
Стихи 16−22. В этом отрывке апостол дает ряд кратких наставлений, не обременяющих нашу память и, в то же время, очень полезных для управления нашим сердцем и нашей жизнью. Это чрезвычайно важные обязанности, и мы можем проследить, как они взаимосвязаны между собой.
1. Всегда радуйтесь, ст. 16. Под этим следует понимать духовную радость, ибо о земных благах мы должны радоваться так, как не радующиеся, и не должны рассчитывать на то, что будем долго жить и все дни будем радоваться. Если же мы радуемся в Боге, то можем радоваться всегда. В Нем радость наша будет полной, и если жизнь наша не является непрерывным праздником, то вина в этом наша. Мы можем всегда радоваться, даже если имеем скорби по плоти, 2Кор 6:10. Жизнь с Богом — это чудесная жизнь, жизнь постоянной радости.
2. Непрестанно молитесь, ст. 17. Чтобы всегда радоваться, надо всегда молиться. Если мы хотим больше радоваться, то должны больше молиться. Надо соблюдать определенное время для молитвы и не медлить, не отлагать время молитвы. Мы должны молиться всегда и не ослабевать в молитве; не оставлять и не прекращать молитвы, до тех пор пока не придем в тот мир, где молитву сменит хвала. Это не значит, что мы ничего не должны делать, как только молиться, но ничто не должно препятствовать нам соблюдать часы молитвы. Молитва будет лишь содействовать, а не препятствовать всем прочим нашим занятиям и добрым делам.
3. За все благодарите... ст. 18. Если мы будем непрестанно молиться, то у нас всегда будет достаточно оснований, чтобы за все благодарить. Как все наши желания мы должны открывать Господу в молитве, так не должны упускать и того, чтобы за все благодарить Его, Флп 4:6. Мы должны быть благодарны за все обстоятельства, как благоприятные, так и неблагоприятные. Никогда не бывает настолько плохо, чтобы не могло быть еще хуже. Хотя у нас всегда найдется достаточно поводов для смиренных жалоб перед Богом, однако у нас не может быть никаких причин, чтобы жаловаться на Бога, но всегда имеется множество поводов, чтобы славить и благодарить Его. Апостол добавляет: ...ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе, то есть чтобы мы за все благодарили, потому что Иисус Христос примирил нас с Богом. Он дает нам в Нем, через Него и ради Него возможность всегда радоваться и велит за все благодарить. Это угодно Богу.
4. Духа не угашайте (ст. 19), ибо Он есть Дух благодати, поддерживающий нас в немощах наших и помогающий нам в наших молитвах и благодарениях. О христианах говорится как о крещенных Духом Святым и огнем. Дух Святой действует, как огонь, просвещая, оживляя и очищая души людей. И мы должны остерегаться, чтобы не угасить этот святой огонь. Как потухает пламя, когда нет топлива, так и Дух Святой угашается, если наш дух, наш внутренний человек не откликается на Его побуждения. И как пламя гасится потоками воды или кучами грязи, так и мы должны остерегаться, чтобы не угасить Святого Духа, предаваясь плотским похотям и вожделениям и помышляя только о земном.
5. Пророчества не уничижайте, ст. 20. Если мы пренебрегаем этим средством благодати, то лишаемся Духа благодати. Под пророчеством здесь следует понимать проповедь слова, толкование и применение Священного Писания. Это должно не уничижать, но высоко ценить как средство, установленное Самим Богом для нашего преуспевания и возрастания в познании и благодати, в святости и утешении. Мы не должны уничижать проповедь, если даже она проста, лишена убедительных слов человеческой мудрости и не содержит ничего для нас нового, чего бы мы не слышали прежде. Чрезвычайно полезно и совершенно необходимо возбуждать наш ум напоминанием, затрагивать наши чувства и нашу волю, направляя их к тому, что уже было известно нам прежде, к нашим преимуществам и обязанностям.
6. Все испытывайте, хорошего держитесь, ст. 21. Это предупреждение необходимо, так как хотя к проповеди надо относиться с уважением, однако не следует все слова проповедника принимать на веру, но надо проверять их в свете закона и завета. Необходимо исследовать Писание, чтобы знать, говорит ли проповедник истину или нет. Мы не должны верить всякому духу, но должны испытывать духов, от Бога ли они. Однако не следует все время испытывать и всегда оставаться неутвержденными, в конце концов мы должны определиться и держаться хорошего. Когда мы убедимся в чем-то, что оно является правильным, истинным, добрым, то должны твердо держаться его и не уклоняться и не отступать под влиянием оппозиции или преследований, могущих постигнуть нас за приверженность истине. Примечание: учения о человеческой непогрешимости, о слепом доверии и о безотчетном повиновении — это не библейские учения. Каждый христианин имеет, и должен иметь, собственное суждение и чувства, навыком приученные к различению добра и зла, истины и фальши, Евр 5:13−14. Все испытывать надо с той целью, чтобы твердо держаться хорошего. Мы не должны без конца искать и колебаться своим умом, подобно младенцам, увлекающимся всяким ветром учения.
7. Удерживайтесь от всякого рода зла, ст. 22. Наивернейший путь избежать обольщения лжеучением или колебания в вере состоит в том, чтобы удерживаться от зла. Порочные наклонности, каким дозволено гнездиться в сердце, злые поступки, допускаемые в жизни, сильно содействуют пагубным заблуждениям разума, в то время как чистота сердца и непорочность жизни располагают человека любить и принимать истину. Поэтому мы должны удерживаться от зла, от всякого зла, удерживаться от греха и всего, что выглядит греховным, что ведет к греху или граничит с ним. Кого не пугает вид греха, кто не отстраняется от того, что может послужить поводом к греху, кто не избегает искушений и не удаляется от греха, тот недолго удержится от совершения самого греха.
Стихи 23−28. В этих заключительных стихах послания содержится:
I. Молитва Павла о фессалоникийцах, ст. 23. В начале своего послания апостол говорил им, что постоянно помнит их в своих молитвах и теперь, во время написания его, он тоже возносит свое сердце к Богу в молитве за них. Заметьте:
1. Кому молится апостол: Сам же Бог мира... Он есть Бог благодати, а также Бог мира и любви. Он есть источник мира, Он любит согласие. И лучшей гарантией получения того, о чем апостол молится за фессалоникийцев, является их миролюбие и единодушие, источник которых в Боге.
2. Предметом молитвы Павла за фессалоникийцев является их освящение, чтобы Бог освятил их во всей полноте, и их сохранность, чтобы они были сохранены без порока. Он молится о том, чтобы они могли быть всецело освящены, чтобы весь человек был освящен, и тогда весь человек, дух, душа и тело, может быть сохранен. Или, может быть, он молится о том, чтобы они были полностью освящены, то есть более совершенно, ибо пока мы находимся в этом мире, то освящены, в лучшем случае, лишь отчасти. Поэтому мы должны молиться о полном освящении и стремиться к нему. Где доброе дело благодати началось, там оно будет продолжаться, защищаться и охраняться; и все освященные во Христе Иисусе будут сохранены до дня пришествия нашего Господа Иисуса Христа. Мы должны просить Бога, чтобы Он совершил Свой труд и сохранил нас непорочными, свободными от греха и нечистоты, до тех пор пока мы не будем поставлены пред славою Его непорочными в радости.
II. Утешительная уверенность Павла, что Бог услышит его молитву: Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие, ст. 24. Призвавший их к познанию истины явил в этом Свое милосердие и благость, и Его верность является гарантией того, что Он сохранит их до конца. Поэтому апостол уверяет их в том, что Бог исполнит желаемое им. Он совершит то, что обещал, совершит все благоволение благости Своей к ним. Примечание: наша преданность Богу основана на Его верности нам.
III. Просьба Павла к фессалоникийцам, чтобы они молились о нем: Братия! молитесь о нас, ст. 25. Мы должны молиться друг за друга и таким образом проявлять братолюбие. Великий апостол не считал унизительным для себя называть фессалоникийцев братьями и просить их молиться о нем. Служители нуждаются в молитвах народа Божьего, и чем больше народ Божий молится о служителях, тем лучших служителей пошлет им Бог и тем больше пользы они получат от их служения.
IV. Его приветствия: Приветствуйте всех братьев лобзанием святым, ст. 26. Павел посылает дружеский привет от себя, Силуана и Тимофея и хочет, чтобы и они приветствовали друг друга от имени их и выражали взаимную любовь и расположение друг к другу лобзанием любви (1Пет 5:14), названным здесь святым лобзанием. Под этим подразумевается, что они должны остерегаться всякой нечистоты при лобзании, которое в те времена было широко распространенным обычаем. Оно не должно так же быть предательским, каким был поцелуй Иуды, или похотливым, как поцелуй блудницы Притч 7:13.
V. Торжественное повеление о прочтении этого послания, ст. 27. Это не просто призыв, а заклинание именем Господа. Послание должно было быть прочитано всем святым братьям. Простым людям не только дозволено, не только не запрещено читать Писание, но это вменяется им в обязанность, и к этому их надо побуждать. Чтобы эта цель могла осуществиться, святые истины Писания не должны оставаться закрытыми для народа по причине незнакомого им языка, но должны быть переведены на родные языки всех людей, чтобы они могли читать их и знакомиться с ними. Публичное чтение Священного Писания составляло часть богослужения по субботам в синагогах иудейских, так же следует поступать и на общих христианских собраниях.
VI. Апостольское благословение, обычное для всех его посланий: Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь, ст. 28. Чтобы быть счастливыми, нам не надо ничего больше, кроме того, чтобы познать благодать, что явил Господь Иисус Христос, чтобы быть участником благодати, приобретенной Им, и причастником благодати, обитающей в Нем как Главе церкви. Это неиссякаемый, бьющий через край источник благодати, способный восполнить все наши нужды.
толкование Мэтью Генри на 1-е послание Фессалоникийцам, 5 глава