Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


1-е Фессалоникийцам | 2 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе апостол напоминает фессалоникийцам о том, как он проповедовал среди них, ст. 1−6. Затем о том, как он вел себя среди них, ст. 7−12. Об успехе своего служения, о результатах, какие оно имело для него самого и для них (ст. 13−16), и, наконец, объясняет причины своего отсутствия, ст. 17−20.

Стихи 1−6. Здесь мы имеем отчет Павла о его проповеди среди фессалоникийцев и отрадные воспоминания о его входе к ним. Его собственная совесть свидетельствовала ему о его искренности, кроме того, он мог апеллировать к фессалоникийцам в подтверждение того, какими верными были он и его помощники, Сила и Тимофей, в служении Господу среди них: Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный, или, как читают некоторые, не был принужденным. Заметьте: каким великим утешением является для служителя то, что его собственная совесть и совесть других свидетельствуют ему, что он хорошо вел себя, из чистых намерений и принципов; что его проповедь не была бездейственной. Апостол утешает себя мыслью, что его служение не было бесплодным, или тщетным (согласно англ. переводу), или, как другие понимают, напрасным и пустым, или неискренним и коварным. Содержанием апостольской проповеди были не пустые и праздные спекуляции по бесплодным и бессмысленным вопросам, но здравая и чистая, без всякой примеси, истина, приносившая пользу слушателям. Это добрый пример для всех служителей Евангелия. Тем более его проповедь не была пустой и обманчивой. Он мог бы фессалоникийцам повторить слова, сказанные им коринфянам (2Кор 4:2): ...отвергнувши скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия... В своей проповеди Евангелия он не преследовал никаких корыстных или мирских целей; он напоминает им, что он проповедовал:

I. С дерзновением и подвигом: ..мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие... ст. 2. Апостол был исполнен святого дерзновения, его не обескураживали встречавшиеся на пути трудности или противодействие. Он пережил жестокое гонение в Филиппах, что было хорошо известно фессалоникийцам. Он и Сила подверглись унизительному обращению, ноги их были закованы в колоды, и тем не менее, как только их освободили, они тотчас ушли в Фессалонику и проповедовали там Евангелие с еще большим дерзновением. Заметим: страдания во имя доброго дела скорее оттачивают, чем затупляют лезвие святого дерзновения. Евангелие Христово в начале его распространения в мире встречалось с большим противодействием, и те, кто проповедовал его, должны были проповедовать с большим дерзновением, с великим подвигом, под чем можно понимать подвижничество апостолов либо в их служении проповедью, либо в борьбе с оппозицией, с которой они сталкивались. Это было утешением Павла; ничто не устрашало его, и он никогда не отступал.

II. С великой простотой и благочестивой искренностью: ...в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства, ст. 3. Несомненно, сознание своей искренности было для апостола предметом величайшего утешения и причиной его успеха. Евангелие, которое он проповедовал им, убеждая их верить и повиноваться ему, было чистым и неповрежденным. В его намерения не входило поднимать мятежи или привлекать людей на свою сторону, но проповедовать чистое учение и хранить себя неоскверненным перед Богом Отцом. Евангелие, проповедуемое им, было свободно от заблуждений, это было истинное и верное учение. В нем не было ничего обманчивого, никаких хитросплетенных басен. Не было в нем и никаких нечистых побуждений. Его благовестив было чистым и святым, достойным его святого Автора, и было направлено против всякой нечистоты. Слово Божие чисто. Никаких нечистых примесей нет в нем; и поскольку предмет проповеди апостола был таким истинным и чистым, то и речь его была свободна от всякого лукавства. Он не притязал на то, что не соответствовало его намерениям. Он веровал, и потому говорил. У него не было злых намерений и мирских целей, он действительно был тем, кем казался. Апостол не только отстаивает свою искренность, но и приводит причины и доказательства ее. Они содержатся в ст. 4.

1. Они были домостроителями, которым вверено благовествование, от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Евангелие, проповедуемое Павлом, было не его собственным, а Божиим. Заметим: служители удостаиваются великого благоволения, им оказывается честь, и на них возлагается ответственность. Они не должны дерзать искажать слово Божие; они должны усердно употреблять то, что вверено им, зная, что будут призваны к отчету, и если окажутся неверными, то будут устранены от управления.

2. Их целью было угодить Богу, а не человекам. Бог есть Бог истины, и Он требует истины в сердце. Если нам недостает искренности, то что бы мы ни делали, не сможем угодить Богу. Евангелие Христа не поощряет пустые прихоти и похоти человека, не угождает их вожделениям и страстям, напротив, оно призвано умерщвлять порочные наклонности человека, освобождать его от власти прихотей и покорять вере. Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым, Гал 1:10.

3. Они действовали в сознании всеведения Божьего, как пред очами Того, Кто испытывает сердца. Действительно, сознание того, что Бог не только видит все, что мы делаем, но и знает все наши мысли и испытывает сердца наши, является великим стимулом к искренности. Он знает все наши намерения и цели так же хорошо, как и наши дела. Именно от Бога, испытующего сердца, мы должны получить вознаграждение. Далее следуют доказательства искренности апостола:

(1) Он избегал лести: Ибо никогда не было у нас (пред вами) ни слов ласкательства, как вы знаете... ст. 5. Павел и его сотрудники проповедовали Христа, и Христа распятого, они не стремились завоевать человеческие симпатии, льстя им, раболепствуя перед ними или ублажая их. Нет, он был далек от этого, он не потворствовал их греховным наклонностям, не тешил их пустыми надеждами.

(2) Он избегал корысти. Он не делал свое служение прикрытием для корысти: Бог свидетель! (ст. 5). Он не стремился обогатиться за счет проповеди Евангелия, но был настолько далек от подобной мысли, что даже куска хлеба не брал от них. Он не был похож на тех лжеапостолов, которые из любостяжания уловляют людей льстивыми словами, 2Пет 2:3.

(3) Он избегал честолюбия и тщеславия: Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других, ст. 6. Они не ждали от людей ни их денег, ни их похвал. Они не стремились обогатиться через них, не искали от них ни ласки, ни почтения, ни того, чтобы их называли Равви. Апостол наставлял галат (5:26) не тщеславиться; он искал славы, которая от единого Бога, Ин 5:44.

Стихи 7−12. В этих стихах апостол напоминает фессалоникийцам, как они вели себя среди них.

I. Он напоминает им о той нежности, с какой они обращались с ними: ...были тихи среди вас... ст. 7. Он проявлял мягкость и нежность, хотя мог бы действовать со всей властью апостола Христова. Этот великий апостол хотя и гнушался и избегал лести, был в то же время очень снисходительным к людям. Он уподоблялся доброй и заботливой кормилице, которая лелеет своих детей. Таким путем можно скорее приобрести людей, чем суровыми наставлениями. Слово Божие поистине является сильным словом; часто оно действует на сознание людей своим авторитетом, вызывающим страх, так как содержит в себе достаточно примеров беспристрастного суда для обличения их; оно может действовать и с более мягкой силой, когда служители Евангелия обращаются к чувствам людей. Как кормилица терпеливо сносит упрямство детей, снисходит ради блага их до унизительного труда, ласкает их у своей груди, так и служители должны относиться к народу Божьему. Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, 2Тим 2:24. Эту мягкость и благость апостол выражал несколькими способами.

1. Самым искренним желанием их благоденствия: ...из усердия к вам, ст. 8. Апостол испытывал к ним искреннюю любовь, искал их, а не от них, их самих, а не их благ; не прибыли от них, но приобретения их самих. Он ревностно желал им духовного и вечного благоденствия.

2. Готовностью делать им добро, охотно передавая им не только благовестие Божие, но и души свои, ст. 8. Таков был метод проповедования апостола. Он не щадил себя. Он был готов трудиться и полагать душу свою ради Евангелия. Он готов был трудиться и истощать себя ради человеческих душ. Как сказано о том, кто из милосердия дает хлеб голодному, что он отдает душу свою в этом подаянии (Ис 58:10), так поступал и апостол, подавая хлеб жизни; так дороги были эти фессалоникийцы для этого апостола, и так дорога была для них его любовь к ним.

3. Своим физическим трудом, чтобы избавить их от заботы о нем и чтобы его служение не было обременительным для них: ...вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас... ст. 9. Он не пользовался своей свободой, своим правом на материальную поддержку со стороны церквей. Помимо труда служителя он занимался и своим ремеслом — изготовлением палаток, чтобы заработать себе на хлеб. Мы не можем предположить, что он проводил целые ночи и дни в физическом труде, чтобы обеспечить свои телесные нужды, ибо тогда он не имел бы времени для служения. Но он проводил в этом труде часть ночи и дня, забывая о своем ночном отдыхе, чтобы иметь возможность в дневное время творить добро для человеческих душ. Это добрый пример для служителей Евангелия, чтобы они были усердными в деле спасения человеческих душ, хотя из этого вовсе не следует, что они всегда должны проповедовать безвозмездно. Из этого примера нельзя выводить общего правила, либо что служители никогда не должны работать своими руками для обеспечения своих материальных нужд, либо что они всегда должны так поступать.

4. Святостью своего поведения, относительно которого он обращается к свидетельству не только их самих, но также и Бога (ст. 10): Свидетели вы и Бог... Они наблюдали их поведение на людях, а Бог был свидетелем не только их тайного поведения, но и внутренних мотивов их действий. Их поведение было святым перед Богом, праведным перед людьми и безукоризненным, не дающим повода для скандала или соблазна. Они старались не соблазнить ни внешних, ни верующих каким-либо плохим примером, их проповедь и их жизнь представляли собой единое целое. Как сказал этот апостол в Деян 24:16: ...подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми.

II. Он напоминает им, как они верно исполняли свой труд и свое служение среди них, ст. 11−12. Относительно этого он также мог апеллировать к их собственному свидетельству. Павел и его сотрудники были не только добрыми христианами, но и верными служителями. И мы должны быть добрыми не только в смысле нашего общего призвания как христиан, но также и в наших конкретных призваниях и отношениях. Наставляя фессалоникийцев, Павел не только сообщал им об их обязанностях, но и убеждал и умолял исполнять их, приводя различные доводы и мотивы для этого. Он также утешал и ободрял их, чтобы поддержать и укрепить их дух перед лицом трудностей и разочарований, которые могли встретиться на их пути. И он делал это не только публично, но и в индивидуальном порядке, по домам (Деян 20:20), убеждал и умолял... каждого из них лично. В этом, как думают некоторые, он стремился подражать отцовскому попечению о детях. Это выражение также означает, что апостол прибегал к нежным советам и утешениям. Он был их духовным отцом, поэтому подобно кормилице лелеял их и подобно отцу наставлял их, проявляя больше отцовской любви, нежели строгости. Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих, 1Кор 4:14. Этот метод апостольского наставления следует принять как пример для подражания служителям, а сущность его наставления заслуживает внимания как служителей, так и всех остальных, а именно: чтобы они поступали достойно Бога, призвавшего их в Свое Царство и славу, ст. 12. Заметим:

1. В чем состоит наша великая евангельская привилегия — Бог призвал нас в Свое Царство и славу. Здесь, на земле, Евангелие призывает нас в Царство благодати, а в вечности — в Царство славы, к небесному блаженству как конечной цели и к святости как пути к нему.

2. В чем состоит наш великий евангельский долг — поступать достойно Бога, чтобы наш характер и образ жизни соответствовали нашему призванию и нашим привилегиям. Мы должны сообразовываться с целями и предначертаниями Евангелия, жить в соответствии с нашими исповеданием и привилегиями, надеждами и ожиданиями, как подобает тем кто имеет столь высокое и святое призвание.

Стихи 13−16. I. Здесь апостол говорит об успехе своего служения среди фессалоникийцев (ст. 13), который выразился в том:

1. Как они приняли слово Божие: ...принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине... Заметим:

(1) Евангельское слово проповедуется такими же людьми, как и мы, имеющими те же слабости и те же страсти, как и другие люди: Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах... Слово Божие, что приняли фессалоникийцы, они приняли от апостолов.

(2) Однако оно поистине есть слово Божие.

Именно таковым было слово, что проповедовали апостолы по вдохновению свыше, таковым является слово, записанное на страницах Писания по божественному вдохновению. И таковым же является слово, проповедуемое в наши дни, содержащее изречения из Писания, или основанное на них, или выведенное из них.

(3) Крайне виновны те, которые свои собственные фантазии и измышления выдают за слово Божие. Это самый худший из всех способов обманывать людей и самая большая неверность.

(4) Виновны также и те, кто, слушая слово Божие, воспринимают его не более, как слово человеческое, кому нравятся только, или главным образом, изящество стиля, красота выражений или голос и манера проповедника.

(5) Мы должны принимать слово Божие как слово Божие, с любовью, какую заслуживают его святость, мудрость, истинность и благость. Слова человеческие недолговечны и слабы, как и сам человек, а иногда бывают и лживы, безрассудны и ненадежны; но слово Божие свято, премудро, справедливо и верно и пребывает вовек, как и его Автор.

2. Какое удивительное действие произвело в них принятое ими слово: ...которое и действует в вас верующих, ст. 13. Кто верою принимает слово Божие тот на опыте убеждается в его эффективности. Замечательное действие слова в верующем доказывает, что оно действительно является Божиим словом. Оно производит обращение душ, просвещает их умы и радует их сердца, Пс 18. Кто имеет это внутреннее свидетельство истинности Священного Писания, слова Божьего, через действие слова в своем собственном сердце, тот имеет самые лучшие доказательства его божественного происхождения, хотя этого недостаточно для убеждения других, не познавших того же самого на своем опыте.

II. Затем апостол говорит о том, какие добрые плоды принесло его успешное служение.

1. Для него самого и для его сотрудников. Успех в служении был постоянным поводом для их благодарности Богу: Посему и мы непрестанно благодарим Бога... ст. 13. Павел выражал свою благодарность Богу так часто, как если бы считал, что никогда не сможет в достаточной мере возблагодарить Его за то, что Он посчитал его верным, поставил его на это служение и дал успех в нем.

2. Для фессалоникийцев. Слово Божие действовало в них очень сильно, не только в том смысле, что они стали образцом для других в вере и добрых делах, но также и в том, что они проявили твердость и терпение в испытаниях: Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев (ст. 14), с тем же мужеством и твердостью, с тем же терпением и той же надеждой. Заметим: крест является признаком христианина; если мы призваны страдать, то только как последователи церквей Божиих: ...так гнали и пророков, бывших прежде вас, Мф 5:12. Если мы способны пострадать за Евангелие, значит, оно принесло в нас свой добрый плод. Апостол упоминает о страданиях церквей Божиих во Христе Иисусе, находящихся в Иудее. Иудеи первые услышали Евангелие и первые пострадали за него, ибо из всех врагов, каких имело христианство, иудеи были самыми ожесточенными, они особенно преследовали своих соотечественников, принявших христианство. Заметьте: жестокая ревность и лютые гонения приводили единоплеменников к столкновениям, разрушая все узы родства и попирая все законы религии. В каждом городе, куда апостолы приходили проповедовать Евангелие, иудеи возбуждали против них его жителей. Они были зачинщиками гонений во всех местах, в частности и в Фессалонике (Деян 17:5): Но неуверовавшие Иудеи, возревновавши и взявши с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город... По этому поводу Павел дает следующую характеристику неуверовавшим во Христа иудеям (ст. 15): Они убили и Господа Иисуса и Его пророков. Это обвинение достаточно сильное, чтобы оправдать их окончательное отвержение, разрушение их страны, храма и нации, что уже приближалось на них.

(1) Они убили Господа Иисуса, дерзко и безрассудно взяв на себя и своих детей Кровь Его.

(2) Они убили своих собственных пророков. Их отцы так поступали, и они были потомками преследователей.

(3) Они ненавидели апостолов и причиняли им всякое зло, какое только могли. Они преследовали их, гнались за ними из одного города в другой; и неудивительно, что они, убившие Христа, преследовали и Его последователей.

(4) Они Богу не угождают. Они совершенно утратили всякое религиозное сознание и должную заботу о том, чтобы исполнить свой долг перед Богом. Они совершали фатальную ошибку, думая, что служат Богу, убивая Его посланников. Убийства и преследования ненавистны для Бога и не могут быть оправданы никакими мотивами. Они так противоречат естественной религии, что никакая ревность о каком-либо религиозном установлении, истинном или нет, не может оправдать их.

(5) Они всем человекам противятся. Дух преследования, владевший ими, был крайне гнусного характера: они противились всем законам человеческой природы, благоденствию общества, здравым понятиям всех людей, не одержимых фанатизмом.

(6) Они питали непримиримую вражду и зависть к язычникам, за то что им предлагалось Евангелие: Они препятствуют апостолам говорить язычникам, чтобы спаслись. Долгое время спасение принадлежало только иудеям. Спасение от Иудеев, — говорил Спаситель. Поэтому они были исполнены зависти и гнева против язычников, что они получили доступ к спасению. Ничто их так не раздражало, как слова Спасителя, относившиеся к этому вопросу. Иудеи в Иерусалиме были разъярены, когда Павел, в своем защитном слове, сказал им, что он был послан к язычникам, Деян 22:21. Они терпеливо слушали его до того, как он произнес эти слова, но потом не могли более терпеть и подняли крик, говоря: истреби от земли такого! ибо ему не должно жить. Таким образом иудеи наполняли меру своих грехов. Ничем не может человек или народ более наполнить меру своих грехов, как противодействием Евангелию, сопротивлением его распространению и спасению драгоценных душ. И за это приближается на них гнев до конца, то есть гнев был предопределен им и должен был вскоре разразиться над ними. Всего через несколько лет после этих событий Иерусалим был разрушен, а еврейский народ истреблен римлянами. Заметьте: когда мера грехов человека наполняется, когда он грешит без предела, тогда приближается гнев, и этот гнев до конца.

Стихи 17−20. В этих стихах апостол объясняет причины своего отсутствия. Заметим:

1. Он говорит, что был разлучен с ними вынужденно: Мы же, братия, бывши разлучены с вами... ст. 17. Причиной была ярость его преследователей. Он против своего желания был отправлен ночью в Верию, Деян 17:10.

2. Хотя он отсутствовал телом, однако душой был с ними. Он помнил и заботился о них.

3. Его телесное отсутствие было всего лишь на короткое время. Время вообще коротко, все время нашей жизни на земле весьма кратко и неопределенно, как время нашего общения с друзьями, так и время нашей разлуки с ними. Этот мир не то место, где мы можем всегда или долго быть вместе. Только на небе святые души встретятся и уже никогда больше не расстанутся.

4. Он искренно желал и стремился увидеть их снова: ...теме большим желанием стирались увидеть лицо ваше, ст. 17. Апостол предполагал, что их разлука будет кратковременной. Он желал и стремился вскоре возвратиться в Фессалонику. Но люди дела не хозяева своего времени. Павел мог только планировать, но не больше, ст. 18.

5. Он говорит, что сатана воспрепятствовал его возвращению (ст. 18), то есть либо какой-нибудь враг (или враги), либо великий враг рода человеческого воздвиг препятствие для возвращения Павла в Фессалонику, когда он намеревался это сделать, или возбудил такие раздоры и разногласия в местах, которые он проходил, что ему пришлось там задержаться. Заметьте: сатана неизменный враг дела Божьего и делает все, что может, чтобы помешать ему.

6. Павел заверяет фессалоникийцев, что хотя он и не имел возможности посетить их, однако питает к ним глубокую привязанность и очень высоко ценит их. Они были его надеждой и радостью, его венцом похвалы; его славой и радостью. Эти слова выражают чувства глубокой и нежной привязанности, а также большого уважения. Какое счастье, когда служители и паства питают взаимную привязанность и уважение друг к другу, особенно если они будут радоваться друг о друге, как сеявшие и пожинавшие будут радоваться вместе пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его. Апостол дает понять фессалоникийцам, что хотя он не пришел к ним до сих пор и может быть, никогда не сможет прийти, однако наш Господь Иисус Христос непременно придет, ничто не сможет воспрепятствовать этому. И когда Он придет, все святые явятся пред Ним. И служители и все дети Божии должны будут предстать пред Ним в тот великий славный день, и тогда верные из народа Божьего будут славою и радостью верных служителей Христа.

толкование Мэтью Генри на 1-е послание Фессалоникийцам, 2 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.