12:1 — 16:24 В этих заключительных главах Павел очень подробно объясняет, как верующим нужно строить свою обыденную жизнь, опираясь на теоретические положения, изложенные в главах 1−11. Бог так много даровал верующим Своей милости, что Павел призывает их проявлять благодарность в виде полного послушания.
12:1 Итак Это слово говорит о последнем рефрене хвалы Павла в 11:36. Поскольку все создано для славы Божьей, мы должны предоставить самих себя для этой цели. умоляю В греческом это слово происходит от корня, означающего «звать на помощь». Иисус употреблял родственное слово, переводимое чаще всего как «утешитель», в отношении Духа Святого (Ин 14:16,26; 15:26; 16:7). Впоследствии эти слова приобрели значение призыва, ободрения или совета. Павел выступает перед своими читателями в роли советника, но его советы несут на себе печать апостольства. милосердием Божиим Это удивительные, невероятные качества милостей Божьих, которые Павел описал в первых 11 главах, включающих любовь (1:7; ср. 5:5; 8:35,39), благодать (1:6,7; 3:24; 5:2,20,21; 6:15), праведность (1:17; 3:21,22; 4:5,6, 22−24; 5:17,19) и дар веры (1:5,17; 3:22,26; 4:5,13; 5:1; 10:17; 12:3). представьте тела ваши в жертву живую По Ветхому Завету Бог принимал в жертву убитых животных. но, благодаря высочайшей жертве Христа, действие ветхозаветных жертв теряет силу (Евр 9:11,12). Для тех, кто во Христе, имеется только одно жертвоприношение — предать себя всецело Господу. Под контролем Божьим все еще неискупленное тело верующего (см. пояснения к 6:6,12; 7:5; ср. 8:11,23) может и должно быть предано Ему как инструмент праведности (6:12,13; ср. 8:11−13). разумного служения «Разумное» происходит от греческого «логичное». В свете духовных богатств, которые верующие обретают по милосердию Божию (Рим 11:33,36), логически вытекает, что они просто обязаны послужить Богу соответственным образом. Сюда входит и идея священнического, духовного служения, которое было неотъемлемой частью поклонения по Ветхому Завету.
12:2 не сообразуйтесь «Сообразовываться» означает принимать внешнее выражение, которое не соответствует внутреннему содержанию, нечто вроде маскарада или театрального представления. Форма этого слова подразумевает, что с читателями Павла это уже произошло и должно прекратиться. с веком сим Здесь речь идет о системе взглядов, ценностей — о духе эпохи в определенный исторический момент. Всеми этими современными ценностями и мышлением всегда управляет сатана (2Кор 4:4). преобразуйтесь Это слово в греческом стало основой для современного слова «метаморфоза», означающего изменение внешнего вида. Матфей употребляет это слово, говоря о Преображении (Мф 17:2). Подобно тому как Христос мгновенно и просто показал Свою внутреннюю Божью природу и славу в момент Преображения, христиане должны показывать свою внутреннюю искупленную природу не однажды, а ежедневно (ср. 2Кор 3:18; Еф 5:18). обновлением ума вашего Такое изменение может произойти только под действием Духа Святого при постоянном и вдумчивом чтении Писания (Пс 118:11; ср. Кол 1:28; 3:10,16; Флп 4:8). Обновленный ум насыщен Словом Божьим и действует под Его контролем. благая, угодная и совершенная Святая, угодная Богу жизнь. Эти слова заимствованы из Ветхого Завета и описывают морально и духовно безупречную жизнь, а также чистоту жертвенных животных (ср. Лев 22:19−25).
12:3 благодати Божья, незаслуженная Павлом милость, которая призвала его на апостольство и дала ему духовную власть (Рим 1:1−5; ср. 1Кор 3:10; Гал 2:9), одновременно произведшая в нем глубокое смирение (1Тим 1:12−14). скромно Трезвомыслие приводит верующих к признанию того, что сами по себе они ничто (ср. 1Пет 5:5) и производит плод смирения (ср. 3Ин 9). по мере веры Правильное соотношение между духовным даром от Святого Духа и способностью самого верующего (см. пояснения к 1Пет 4:10,11), чтобы он мог выполнить свою роль в Теле Христа (1Кор 12:7,11). «Вера» здесь — это не спасительная вера, а скорее верное служение, качество и количество того, что требуется для употребления дара, данного конкретному человеку (ср. 1Кор 12:7,11). Каждый верующий получает определенный дар и необходимые источники для выполнения своей роли в теле Христа.
12:4−8 Одно из двух мест в Новом Завете, где дается перечень духовных даров (ср. 1Кор 12:12−14). Главное в каждом перечне заключается не в характеристике каждого отдельного дара, а в верном употреблении уникальных возможностей, которые Бог дает верующим. Различие между двумя перечнями указывает на то, что дары напоминают палитру с основными цветами, из которых Бог составляет уникальную гамму для каждого Своего ученика (см. пояснения к ст. 6−8; 1Кор 12:12−14).
12:4 в одном теле... много членов Как и человеческому телу, Бог придал Телу Христову единство в разности (см. пояснения к 1Кор 12:14−20).
12:5 во Христе См. пояснения к 8:1; Еф 1:3−14.
12:6 по данной нам благодати Не по достоинствам, и не по заслугам (см. пояснение к ст. 3). Сами дары (1Кор 12:4), особые пути их употребления (1Кор 12:5) и духовные результаты (1Кор 12:6) всецело избираются Духом без нашего личного участия (1Кор 12:11). дарования См. пояснение к 12:3. пророчество См. пояснение к 1Кор 12:10. В греческом это слово означает «высказывание» и не обязательно включает предсказание будущего или каких-либо иных мистических или сверхъестественных аспектов. Хотя некоторые пророки в Деяниях действительно предсказывали будущие события (11:27,28; 21:10,11), другие не делали предсказаний, а говорили истину Божию, чтобы ободрить и подкрепить своих слушателей (15:32, ср. ст. 22−31). Однако есть основания полагать, что в первом столетии до того, как сформировался Новый Завет и прекратилось действие знамений и даров (см. пояснение к 1Кор 13:8; ср. 2Кор 12:12; Евр 2:3,4), у этого слова было как бы две грани — одна, связанная с явлением откровений, а другая — не связанная с ним. Во втором смысле слово «пророчество» просто означает умение публично излагать Слово Божие (см. пояснения к 1Кор 14:3,24,25; 1Пет 4:11). по мере веры В других источниках «по мере нашей веры», букв. «этой веры» или полностью открытой вести или основы христианской веры (Иуд 3; ср. 2Тим 4:2). Проповедник должен быть внимателен, осторожен, проповедуя ту же весть, что и апостолы. Или возможно также, что речь здесь идет о личном восприятии верующим благовествования (см. пояснение к ст. 3).
12:7 служение Происходит от того же греческого слова, что и «дьякон», «дьякониса», и относится к несущим служение. Этот дар, подобный дару вспоможения (1Кор 12:28), имеет широкий смысл, подразумевая всякую практическую помощь (ср. Деян 20:35; 1Кор 12:28). в учении Способность к истолкованию, объяснению, систематизации и ясному изложению истины Божией (ср. Деян 18:24,25; 2Тим 2:2). Даром учительства должны обладать пасторы (1Тим 3:2; Тит 1:9; ср. 1Тим 4:16), но им обладают и многие другие зрелые и подготовленные люди. Учение отличается от проповеди (пророчества) не по содержанию, а по способности к публичным выступлениям (см. пояснение к ст. 6).
12:8 увещатель Дар, который помогает верующему действенно призывать других к послушанию истине Божией (см. пояснение к ст. 1). Он может употребляться для разоблачения греха (2Тим 4:2) или для ободрения, утешения и укрепления страждущих верующих (ср. 2Кор 1:3−5; Евр 10:24,25). раздавай Речь идет о том, чтобы добровольно делиться своими силами и имуществом с другими нуждающимися (ср. 2Кор 8:3−5,9, 11; Еф 4:28). в простоте С сердечной щедростью. Верующий, который раздает правильно, делает это не для чьей-либо благодарности и признания, а для славы Божией (ср. Мф 6:2; Деян 2:44,45; 4:37−5:11; 2Кор 8:2−5). начальствуй Букв. «стоять впереди». Павел называет этот дар «управлением» (1Кор 12:28) и также употребляет слово «править», которое может говорить о человеке, стоящем за штурвалом корабля (Деян 27:11; Откр 18:17). В Новом Завете это слово употребляется только в значении управления домом (1Тим 3:4,5, 12) и церковью (1Кор 12:28; 1Тим 5:17; ср. Деян 27:11; Откр 18:17). Конечно, этим даром должны обладать священники, но и не только они. благотвори Это говорится о том, кто проявляет деятельное сочувствие к страдающим и бедствующим, кто имеет для этого желание и возможность. Часто этому дару сопутствует дар увещевания. с радушием Это очень важное обстоятельство для того, чтобы дар благотворения оказался подлинной помощью, а не унизительной подачкой (ср. Пр. 14:21,31; Лк 4:18,19).
12:9−21 Это место Писания дает исчерпывающий и обязательный перечень особенностей, отличающих жизнь, исполненную Духом (ср. Ин 15:8; Еф 2:10). Павел представляет эти особенности в виде четырех категорий обязанностей: 1) личные (ст. 9); 2) семейные (ст. 10−13); 3) перед другими и 4) перед теми, кто считает нас врагами (ст. 17−21).
12:9 Любовь Величайшая добродетель Нового Завета, которая полностью направлена на потребности и благосостояние того, кто является ее объектом (Мф 22:37−39; Гал 5:22; 1Пет 4:8; 1Ин 4:16; см. пояснение к 1Кор 13). непритворна См. пояснение к Мф 6:2. Христианская любовь должна проявляться в чистоте и искренности, без эгоизма и лукавства.
12:10 братолюбивы... с нежностью Быть преданным другим христианам как своим родным без личных симпатий или пристрастий (ср. 1Фес 4:9). Это первое качество, по которому мир может увидеть в нас последователей Христа (Ин 13:35; ср. 1Ин 3:10,17−19). в почтительности... предупреждайте Во всем уступая первое место своим верующим собратьям (Флп 2:3).
12:11 Всякое достойное дело должно делаться христианином ревностно и тщательно (Ин 9:4; Гал 6:10; Евр 6:10,11; ср. Еккл 9:10; 2Фес 3:13). Безразличие и леность не только мешают добру, но и способствуют злу (Пр. 18:9; Еф 5:15,16). в усердии не ослабевайте Буквально «горите духом». В этом выражении подразумевается большое количество энергии для полезной работы, но никак не энергия, которая расходуется бесконтрольно (ср. Деян 18:25; 1Кор 9:26; Гал 6:9).
12:12 утешайтесь надеждою О возвращении Христа и нашем искуплении (см. пояснение к 5:2; 8:19; ср. Мф 25:21; 1Кор 15:58; 2Тим 4:8). в скорби См. пояснение к 5:3. терпеливы (см. пояснение к 5:3). в молитве постоянны Ср. Деян 2:42; 1Фес 5:17; 1Тим 2:8.
12:13 принимайте участие Происходит от слова в греческом, означающего общность, единство, совместное действие, которое часто переводится как «общение» или «братство» (Деян 2:42,44; ср. 4:32; 1Тим 6:17,18). ревнуйте о странноприимстве Буквально «имейте любовь к странникам» (Евр 13:2), это больше, чем просто принимать своих друзей. Во времена Нового Завета путешествия были опасны, гостиницы были редки и дороги. Поэтому ранние верующие часто открывали свои дома для путешественников и особенно для собратьев по вере (2Тим 1:16−18; 3Ин 5−8; ср. Лк 14:12−14; 1Пет 4:9). Служители церквей должны быть примером этой добродетели (Тит 1:8).
12:14 Благословляйте гонителей ваших Относитесь к врагам, как если бы они были вашими друзьями (Лк 6:27−33; ср. Мф 5:44; Лк 23:34; Деян 7:60; 1Пет 2:21−23).
12:15 Радуйтесь... плачьте Радоваться благословениям, почестям и благосостоянию других независимо от своего собственного положения (ср. 1Кор 12:26; 2Кор 2:3) и быть сочувственным или сострадательным к трудностям и бедам других (Кол 3:12; Иак 5:11; ср. Лк 19:41−44; Ин 11:35).
12:16 единомысленны между собою Будьте беспристрастны друг ко другу (см. пояснения к 2:11; Иак 2:1−4,9; ср. Деян 10:34; 1Тим 5:21; 1Пет 1:17). не высокомудрствуйте Не допускать самовозвеличения и гордыни (ср. Флп 2:3). не мечтайте о себе Христиане не должны допускать чувства собственного превосходства над собратьями по вере (ср. 1:22).
12:17 никому не воздавайте злом за зло Ветхозаветный закон «око за око, зуб за зуб» никогда не предназначался для применения отдельными личностями в Ветхом или Новом Завете, а был нормой, которую употребляло общество для того, чтобы добиться хорошего поведения индивидуумов среди людей (1Фес 5:15; см. пояснения к Исх 21:23,24; ср. Лев 24:20; Втор 19:21; 1Пет 3:8,9). пекитесь о добром Христиане должны уважать все надлежащее и честное. «Доброе» подразумевает явное и очевидное поведение, которое может быть хорошим примером для всех, и особенно для неверующих.
12:18 Если возможно Хотя мы должны делать все возможное, чтобы быть в мире с другими, но не всегда будет так, потому что это зависит также от действий и реакции других.
12:19 гневу Божию (см. пояснение к 1:18). отмщение Воздаяние свыше, о котором говорится во Втор 32:35.
12:20 ему на голову горящие уголья В древнем Египте был обычай, когда человек, желавший совершить при людях покаяние, нес на голове сосуд с горящими угольями. Угли отображали жгучую боль его стыда и вины. Когда верующие помогают своим врагам с чувством любви, это должно принести таким людям сожаление за их ненависть и враждебность (ср. Пр. 25:21,22).
комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Римлянам, 12 глава