10:1 молитва к Богу об Израиле Апостольский призыв Павла к язычникам (11:13; Деян 9:15) не умалил его рвения к молитвам (ср. 1Тим 2:1−3) за спасение Израиля (ср. 1:16; Ин 4:22; Деян 1:8) или к евангелизации среди евреев.
10:2 ревность по Боге Проявляющаяся в законническом поведении и яростном противлении оппонентам иудаизма (Деян 22:3; 26:4,5; Гал 1:13,14; Флп 3:5,6).
10:3 не разумея праведности Божией Не зная ни внутренне присущей Богу истины, раскрытой в законе и остальной части ВЗ (которая должна была бы показать иудеям их собственную неправедность), ни праведности, которая исходит от Него на основе веры (см. пояснение к 1:17). собственную праведность Основанную на соблюдении закона Божьего и зачастую на более низких требованиях их традиций (Мк 7:1−13).
10:4 конец закона — Христос Хотя греческое слово, переведенное как «конец», может означать либо «выполнение» либо «завершение», здесь речь не идет о том, что Христос совершенно исполнил закон через Свое учение (Мф 5:17,18) или через Свою безгрешную жизнь (2Кор 5:21). Во второй части стиха Павел показывает, что вера во Христа как Господа и Спасителя завершает бесплодные попытки грешника обрести праведность и спасение подчинением закону (ср. 3:20−22; Ис 64:6; Кол 2:13,14).
10:5 праведности от закона Праведное хождение перед Богом на основе повиновения закону. исполнивший его человек жив будет им Цитата из Лев 18:5. Упование на праведность, основанную на повиновении закону, требует абсолютного соблюдения всякой малости (Гал 3:10; Иак 2:10; ср. Втор 27:26) — что является совершенно невозможным.
10:6,7 Павел говорит о праведности, основанной на вере, как бы вкладывая в уста другого человека цитату из Втор 30:12,13. Он хочет подчеркнуть, что праведность от веры не требует каких-то невероятных исканий для того, чтобы найти Христа.
10:8 Близко к тебе слово Цитата из Втор 30:14. Искание, о котором говорится в ст. 6,7 является ненужным, потому что Бог ясно открыл путь спасения — через веру. слово веры Свидетельство веры есть путь к Богу.
10:9 исповедывать Иисуса Господом Не просто признавать, что Он есть Бог и Господь Вселенной, поскольку это признают даже бесы (Иак 2:19), а иметь твердое убеждение в том, что Иисус есть твой личный Господин и Повелитель. Здесь подразумевается раскаяние в грехе, вера в Иисуса как Спасителя и подчинение Ему как Господу. В этом заключается волевой аспект веры (см. пояснение к 1:16). сердцем твоим веровать См. пояснение к 1:16. Бог воскресил Его из мертвых Воскресение Христа было кульминацией Его служения (ср. н. 2:18−21). Вера в это необходима для спасения, ибо это есть доказательство истинности слов Христа о Самом Себе и о том, что Отец принял Его жертву вместо грешника (4:24; ср. Деян 13:32,33; 1Пет 1:3,4). Без воскресения нет спасения (1Кор 15:14−17). См. пояснение к 1:4.
10:10 исповедуют Это греческое слово означает говорить то же самое или соглашаться с кем-либо. Человек, исповедующий Иисуса как Господа (ст. 9), соглашается с утверждением Отца, что Иисус есть Спаситель и Господь.
10:11 Цитата из Ис 28:16 и 49:23. Эта цитата не только показывает, что спасение благодатью исключительно через веру всегда входило в Божий план спасения, но и то, что оно распространяется на всех, включая язычников (1:16; 3:21,22; 2Пет 3:9; см. также Иона 3:5).
10:12 нет различия Ср. 3:22,23; Гал 3:28,29; Еф 2:11−13; 3:4−6.
10:13 Павел цитирует Иоиль 2:32 в подтверждение того, что спасение предлагается людям всех национальностей и рас. призовет имя Известное выражение из Ветхого Завета (Пс 78:5,6; 104:1; 114:4,5) не означает отчаянного вопля к какому-либо божеству, но к единственно истинному Богу, Каковым Он явил Себя — откровение, которое включает в себя Иисуса как Господа (ст. 9) и Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых (ст. 9).
10:14,15 Этими несколькими риторическими вопросами Павел хочет четко показать, что истинной спасительной вере должно предшествовать ознакомление с содержанием благой вести. Истинная вера всегда предполагает содержимое — явленное Слово Божие. Спасение приходит к тем, кто слышит и верит в содержание — благую весть.
10:15 прекрасны ноги благовествующих мир Цитата из Ис 52:7. Прекрасна именно благая весть, которую несут эти ноги.
10:16 послушались благовествования Благая весть — не только милостивый дар, но и повеление уверовать и покаяться (1:4−6; 2:8; 6:17; Деян 6:7; 2Фес 1:7,8; Евр 5:9). поверил слышанному от нас Цитата из Ис 53:1. Исаия говорит о заместительной смерти Христа (53:5) — сути благой вести (53:5).
10:17 вера от слышания. См. пояснения к ст. 14,15. слова Божия Лучшим переводом было бы «слово Христа», что значит «весть о Христе», т. е. благая весть (ср. Мф 28:19,20; Деян 20:21).
10:18 Павел привел эту цитату из Септуагинты (греч. Перевод иудейского Ветхого Завета) в виде Пс 18:5, показывающего, что даже Давид понимал, что откровение Бога о Себе достигло всей земли (ср. 1:18−20; Иер 29:13; Мф 24:14; Ин 1:9; Кол 1:5,6).
10:19−21 Израиль не знал истины о спасении, содержавшейся в его Писаниях, включая истину о том, что благая весть достигнет язычников, как и было обещано во Втор 32:21; Ис 65:1,2.
10:19 не народом Т.е. язычники, которые не являются частью Израиля, особого и избранного Богом народа.
10:20,21 Цитата из Ис 65:1,2.
10:21 непослушному Буквально «возражающий» или «выступающий против». Как это уже случалось не однажды, Израиль снова выступил против Слова Божьего — на этот раз против истины Евангелия (ср. Мф 21:33−41; Лк 14:21−24).
комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Римлянам, 10 глава