Враждебные замыслы филистимлян против евреев. Посещение Саулом аэндорской волшебницы.
1Цар 28:1. В то время Филистимляне собрали войска свои для войны, чтобы воевать с Израилем. И сказал Анхус Давиду: да будет тебе известно, что ты пойдешь со мною в ополчение, ты и люди твои.
Пребывание Давида в стане филистимлян и его мнимое служение интересам последних (1Цар 27:1) внушало врагам евреев надежду на успех затеянного ими предприятия.
1Цар 28:2. И сказал Давид Анхусу: ныне ты узнаешь, что сделает раб твой. И сказал Анхус Давиду: за то я сделаю тебя хранителем головы моей на все время.
«Ныне ты узнаешь, что сделает раб твой». Осторожный ответ Давида был истолкован Анхусом в благоприятном для себя смысле.
1Цар 28:3. И умер Самуил, и оплакивали его все Израильтяне и погребли его в Раме, в городе его. Саул же изгнал волшебников и гадателей из страны.
На вопрос о том, «почему священный писатель, написав выше (1Цар 25:1) о кончине пророка Самуила, снова упоминает о ней», блаж. Феодорит отвечает: «Намереваясь повествовать о волшебнице (вызвавшей тень Самуила), он вынужден был упомянуть и о смерти Самуиловой» (Блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар, вопр. 62).
1Цар 28:4. И собрались Филистимляне и пошли и стали станом в Сонаме; собрал и Саул весь народ Израильский, и стали станом на Гелвуе.
На этот раз филистимляне вторглись в землю евреев не по прямому пути — в ее южную часть, где тотчас могли встретить войско Саула, а сделали обход к северу и проникли в долину Ездрилонскую, наиболее удобную для действия их конницы.
«Сонам» — город Ездрилонской долины. «Гелвуй» — гора к югу от Сонама.
1Цар 28:5. И увидел Саул стан Филистимский и испугался, и крепко дрогнуло сердце его.
«Крепко дрогнуло сердце его». «Это был уже не тот Саул, который не знал страха на войне и не считал количества врагов своих. Года, житейские треволнения, болезнь и сознание затаенного недовольства и недоверия подданных сломили его дух, подорвали веру в себя» (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 118).
1Цар 28:7. Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница.
«Сыщите мне женщину волшебницу». Ср. конец 1Цар 28:3. Очевидно, волшебство было преследуемо прежде Саулом не с полным убеждением в его суетности; и, быть может, не столько из религиозных побуждений, сколько из опасений его чар против себя.
«Аэндор» — на север от Гелвуя, между Гелвуем и Фавором.
1Цар 28:9. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне?
См. конец 1Цар 28:3.
1Цар 28:12. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул.
Грозный, обличающий вид Самуила подсказал женщине, что пред ней не кто иной, как непримиримый враг пророка — еврейский царь Саул.
1Цар 28:13. И сказал ей царь: не бойся; [скажи,] что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли.
1Цар 28:14. Какой он видом? — спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился.
Вопреки ожиданиям самой волшебницы, произошло не призрачное, а действительное чудо: Бог облек бесплотную душу Самуила подобием тела, дабы еще раз выразить отступнику свою непременную волю о нем и его доме (см. блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар, вопр. 63).
1Цар 28:16. И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим?
«Сделался врагом твоим», т. е. перестал быть благосклонным к тебе.
1Цар 28:17. Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду.
См. 1Цар 13:8−14:15.1,16.1.
1Цар 28:18. Так как ты не послушал гласа Господня и не выполнил ярости гнева Его на Амалика, то Господь и делает это над тобою ныне.
См. 1Цар 15:1.
комментарии Лопухина на первую книгу Царств, 28 глава