Пребывание Давида в пещере Адоллам, в Массифе моавитской, и в лесу Херет.
1Цар 22:1. И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда.
«Адоллам» — между Гефом и Вифлеемом, в пустынной части Иудиных гор.
«И пришли к нему туда», считая свое вифлеемское жилище не вполне безопасным от гнева исступленного Саула. Саул мог захватить семейство Давида в качестве заложников, чтобы тем самым принудить своего мнимого врага к добровольной сдаче.
1Цар 22:2. И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек.
«И собрались к нему все» несправедливо «притесненные» сильнейшими их; «все должники», в конец истощенные своими неумолимыми кредиторами и не нашедшие суда над ними; «все огорченные душею», т. е. пострадавшие от того грубого произвола и неурядицы, которые царили в пределах монархии больного Саула.
1Цар 22:3. Оттуда пошел Давид в Массифу Моавитскую и сказал царю Моавитскому: пусть отец мой и мать моя побудут у вас, доколе я не узнаю, что сделает со мною Бог.
«Массифа Моавитская» — в южных пределах земли моавитян.
«Пусть отец мой и мать моя побудут у вас». Несомненно, что в пределах Еврейского царства безопасность семьи Давида не могла быть гарантирована так прочно, как за пределами этого царства. Притом же присутствие в дружине Давида преклонных родителей последнего могло бы оказаться, в конце концов, стеснительным для быстрых переходов и решительных действий дружины.
1Цар 22:5. Но пророк Гад сказал Давиду: не оставайся в этом убежище, но ступай, иди в землю Иудину. И пошел Давид и пришел в лес Херет.
«Не оставайся в этом убежище». «Водимый Богом ум пророков находил, что Давиду не следовало оставаться долгое время в зависимом общении с соседними языческими царями и жить вдали от своего народа, не принимая никакого деятельного участия в его судьбах» (Я. Богородский, «Еврейские цари», с 102).
Местность: Лес Херет, Зиф, Маон, Энгадди — в промежутке между Хевроном и Мертвым морем.
1Цар 22:8. что вы все сговорились против меня, и никто не открыл мне, когда сын мой вступил в дружбу с сыном Иессея, и никто из вас не пожалел о мне и не открыл мне, что сын мой возбудил против меня раба моего строить мне ковы, как это ныне видно?
«Строить мне ковы». В больном воображении царя действия Давида получают вид широко организованной вооруженной агитации против Саула.
1Цар 22:9. И отвечал Доик Идумеянин, стоявший со слугами Сауловыми, и сказал: я видел, как сын Иессея приходил в Номву к Ахимелеху, сыну Ахитува,
См. 1Цар 21:7.
1Цар 22:10. и тот вопросил о нем Господа, и дал ему продовольствие, и меч Голиафа Филистимлянина отдал ему.
«И тот вопросил о нем Господа» — через посредство святыни Господней первосвященнического нагрудника. В XXI главе об этом действии Ахимелеха не упоминается: достоверность показания Давида не стоит, однако, в противоречии с дальнейшими показаниями и самого первосвященника: «Разве теперь только я стал вопрошать для него Бога?» (1Цар 22:12−15).
1Цар 22:18. И сказал царь Доику: ступай ты и умертви священников. И пошел Доик Идумеянин, и напал на священников, и умертвил в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняной ефод;
«Носивших льняной ефод». См. прим. к 1Цар 2:18.
1Цар 22:20. Спасся один только сын Ахимелеха, сына Ахитува, по имени Авиафар, и убежал к Давиду.
1Цар 22:21. И рассказал Авиафар Давиду, что Саул умертвил священников Господних.
1Цар 22:22. И сказал Давид Авиафару: я знал в тот день, когда там был Доик Идумеянин, что он непременно донесет Саулу; я виновен во всех душах дома отца твоего;
1Цар 22:23. останься у меня, не бойся, ибо кто будет искать моей души, будет искать и твоей души; ты будешь у меня под охранением.
Вместе с первосвященником в стан Давида был принесен и священный ефод (1Цар 23:1). В наиболее затруднительных случаях Давид мог пользоваться теперь откровениями благой и совершенной воли Господней, являемыми через посредство Его святыни.
комментарии Лопухина на первую книгу Царств, 22 глава