Народное расположение к Давиду. Подозрительность Саула. Тайная вражда Саула против Давида.
1Цар 18:3. Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу.
«Союз» дружбы.
1Цар 18:10. И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье.
Музыка Давида потеряла для Саула, по-видимому, всякое очарование. Вид предполагаемого претендента на его престол вызывал в Сауле необузданное бешенство.
1Цар 18:11. И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него.
Надобно полагать, что Саул действовал здесь не совсем бессознательно, потому что вскоре затем он начал хладнокровно придумывать другие, более благовидные, способы погубить Давида.
1Цар 18:12. И стал бояться Саул Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил.
1Цар 18:13. И удалил его Саул от себя и поставил его у себя тысяченачальником, и он выходил и входил пред народом.
1Цар 18:14. И Давид во всех делах своих поступал благоразумно, и Господь был с ним.
1Цар 18:15. И Саул видел, что он очень благоразумен, и боялся его.
1Цар 18:16. А весь Израиль и Иуда любили Давида, ибо он выходил и входил пред ними.
Явная благоуспешность Давида во всем, его неотразимое обаяние на окружающих внушали болезненно-подозрительному царю нечто вроде суеверного страха к личности своего предполагаемого врага.
1Цар 18:17. И сказал Саул Давиду: вот старшая дочь моя, Мерова; я дам ее тебе в жену, только будь у меня храбрым и веди войны Господни. Ибо Саул думал: пусть не моя рука будет на нем, но рука Филистимлян будет на нем.
Очевидно, Саул еще не решался открыто выступить против юного народного героя.
1Цар 18:21. Саул думал: отдам ее за него, и она будет ему сетью, и рука Филистимлян будет на нем. И сказал Саул Давиду: чрез другую ты породнишься ныне со мною.
«Она будет ему сетью»: см. ст. 25.
1Цар 18:25. И сказал Саул: так скажите Давиду: царь не хочет вена, кроме ста краеобрезаний Филистимских, в отмщение врагам царя. Ибо Саул имел в мыслях погубить Давида руками Филистимлян.
«Вено» — брачный дар жениха за невесту, определявшийся в своем объеме, между прочим, и важностью социального положения невесты. Вено за дочь царя не могло быть малозначительным.
«Краеобрезание» — обрезание крайней плоти.
1Цар 18:26. И пересказали слуги его Давиду эти слова, и понравилось Давиду сделаться зятем царя.
Чувства Мелхолы и Давида, очевидно, были взаимными.
1Цар 18:27. Еще не прошли назначенные дни, как Давид встал и пошел сам и люди его с ним, и убил двести человек Филистимлян, и принес Давид краеобрезания их, и представил их в полном количестве царю, чтобы сделаться зятем царя. И выдал Саул за него Мелхолу, дочь свою, в замужество.
«Еще не прошли назначенные» для выступления в поход дни.
1Цар 18:28. И увидел Саул и узнал, что Господь с Давидом [и весь Израиль любит его,] и что Мелхола, дочь Саула, любила Давида.
1Цар 18:29. И стал Саул еще больше бояться Давида и сделался врагом его на всю жизнь.
1Цар 18:30. И когда вожди Филистимские вышли на войну, Давид, с самого выхода их, действовал благоразумнее всех слуг Сауловых, и весьма прославилось имя его.
Заключив брак между Мелхолой и Давидом, Саул «попал, так сказать, в сети, расставленные им самим. Сделавши Давида своим зятем, он понял, что Давид стал теперь несравненно опаснее для него, так как сделался членом его царского дома» (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 90).
комментарии Лопухина на первую книгу Царств, 18 глава