XII. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ОТВЕРЖЕНИЕ ЦАРЯ (Гл. 21−23)
А. Триумфальный въезд (21:1−11)
21:1−3 Выйдя из Иерихона, Иисус подошел к восточному склону горы Елеонской, где находились Вифания и Виффагия. Оттуда дорога шла вдоль южного склона Елеонской горы, углубляясь в долину Иосафата, пересекала поток Кедрон и поднималась вверх к Иерусалиму.
Иисус послал двух учеников в Вифанию, уверенный, что они найдут там привязанную ослицу и молодого осла с ней. Им нужно было отвязать животных и привести их к Иисусу. Если бы кто-нибудь спросил их, что они делают, им следовало ответить, что эти животные надобны Господу. Тогда хозяин согласится отдать их. Наверное, хозяин знал Иисуса и раньше предлагал Ему свою помощь. Или этот случай должен был продемонстрировать всеведение и суверенную власть Господа. Все случилось так, как предсказал Иисус.
21:4−5 Требование Иисуса привести к Нему животных явилось исполнением предсказанного Исаией и Захарией: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».
21:6 После того как ученики постелили свои одежды на животных, Иисус сел на осла (Мк 11:7) и поехал к Иерусалиму. Это был исторический момент. Согласно вычислениям сэра Роберта Андерсона, шестьдесят девять седьмин пророчества Даниила теперь истекли (см. его книгу «Грядущий Князь»). После этого Мессия будет предан смерти (Дан 9:26).
Въезжая таким образом в Иерусалим, Господь Иисус обдуманно и открыто заявил о том, что Он — Мессия. Ланг пишет:
«Он, фактически, исполнил пророчество, которое в Его время было единодушно истолковано как мессианское. Если до этого Он считал опасным объявлять о Своем звании, теперь Он считает молчание недопустимым... В будущем нельзя будет сказать, что Он никогда не заявлял о Себе абсолютно недвусмысленно. Когда впоследствии Иерусалим будет обвинен в убийстве Мессии, он не сможет сказать, что Мессия упустил дать знак, понятный для всех». (J. P. Lange, A Commentary on the Holy Scriptures, 25 Vols., pagination unknown.)
21:7−8 Господь въехал в город по ковру из одежд и пальмовых ветвей, под восклицания народа, звучащие в Его ушах. На короткое время Он был признан Царем.
21:9 Народ восклицал: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!» Эта цитата из Псалма 117:25−26 явно относится к приходу Мессии. «Осанна» в оригинале означало «спаси сейчас»; наверное, народ хотел сказать: «Спаси нас от римских угнетателей». Позже это выражение стало восклицательной фразой. Слова «Сын Давидов» и «благословен Грядущий во имя Господне» ясно указывают, что Иисуса признавали за Мессию.
Он — Благословенный, грядущий по воле Иеговы, чтобы исполнить волю Его.
Марк в свое повествование записывает, как часть восклицаний толпы, фразу: «Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!» (Мк 11:10). Она указывает на чаяния народа, что вот-вот Царство будет установлено Христом, сидящим на троне Давида. Крича: «Осанна в вышних!» — толпа призывала небо присоединиться к земле, прославляя Мессию и, может быть, взывала к Нему с просьбой послать спасение с вышних небес.
Марк (11:11) свидетельствует, что, прибыв в Иерусалим, Иисус вошел в храм; не внутрь храма, а во двор. Предположительно, что это был дом Божий, но Он не был дома в этом храме, потому что священники и народ отказались предоставить Ему достойное место. После беглого осмотра храма Спаситель отправился с двенадцатью в Вифанию. Это произошло в воскресенье вечером.
21:10−11 В это время весь город был в движении. Тем, кто спрашивал о Нем, отвечали только, что Он — Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. Из этого видно, что не многие действительно поняли, что Он — Мессия. Не пройдет и недели, как эта недостойная толпа будет кричать: «Распни Его! Распни Его!»
Б. Очищение храма (21:12−13)
21:12 В начале Своего публичного служения Иисус изгнал торговцев с территории храма (Ин 2:13−16). Но ради большой наживы спекуляция снова возродилась на внешнем дворе храма. Животные и птицы для жертвоприношения продавались за непомерно большие цены. Меновщики разменивали деньги по полшекеля, которыми евреи должны были платить плановый налог, за большую плату. Теперь, когда служение Иисуса подходило к концу, Он опять выгнал тех, кто наживался на святых делах.
21:13 Соединив цитаты из Исаии и Иеремии, Он осудил осквернение, торгашество и особые привилегии. Цитируя Исаию (56:7), Он напомнил им о том, что Бог предназначил этот храм быть домом молитвы. Они же сделали его вертепом разбойников (Иер 7:11). Очищение храма было Его первым официальным действием после входа в Иерусалим. Этим поступком Он ясно заявил о Своем праве быть Господином храма.
Сегодня этот случай имеет для нас двойное значение. Мы нуждаемся, чтобы Он очистил нашу церковную жизнь от базаров, ужинов и множества других способов делать деньги. Наша личная жизнь тоже постоянно нуждается в очистительной работе Господа в наших телах, которые есть храм Святого Духа.
В. Негодование священников и книжников (21:14−17)
21:14 В следующем эпизоде мы видим нашего Господа исцеляющим слепых и хромых во дворе храма. Он привлекал к Себе нуждающихся, куда бы ни шел, и никогда не отсылал их прочь, не откликнувшись на их нужду.
21:15−16 Но глаза недоброжелателей наблюдали за Ним всюду. И когда эти первосвященники и книжники услышали детей, приветствовавших Иисуса как Сына Давидова, они пришли в ярость.
Они сказали: «Слышишь ли, что они говорят?» — как бы ожидая, что Он запретит детям называть Его Мессией! Если Иисус не был Мессией, то теперь как раз наступило подходящее время сказать об этом один раз и всем сразу. Но Его ответ подтвердил, что дети были правы. Он процитировал Псалом 8:3 из Септуагинты: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу». Если книжники и священники, считавшиеся носителями знаний, не прославили Его как Помазанника Божьего, то Господу должны были поклониться малые дети. Дети часто имеют духовное зрение не по возрасту, и их слова веры и любви приносят необычную славу имени Господа.
21:17 Оставив религиозных вождей поразмыслить над этим, Иисус возвратился в Вифанию и провел там ночь.
Г. Бесплодная смоковница (21:18−22)
21:18−19 Возвращаясь утром в Иерусалим, Господь подошел к смоковнице, надеясь найти на ней плоды, чтобы утолить голод. Не найдя на ней ничего, кроме листьев, Он сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
Марк здесь добавляет (11:12−14), что еще не наступило время собирания смокв, поэтому проклятие дерева из-за того, что на нем не было плодов, может показать Спасителя неблагоразумным и нетерпеливым. Зная, что такого не может быть, как объяснить эту затруднительную ситуацию? Смоковницы в библейских странах приносили ранние съедобные плоды еще до появления листьев. Это было предвестием обычного урожая. Если смоквы не появились, как в данном случае, это указывало на то, что позже обычного урожая не будет. Это — единственное чудо, сделанное Иисусом, в котором Он скорее проклял, чем благословил, скорее разрушил жизнь, чем восстановил ее. Это и вызвало затруднение. Такая критика выдает незнание личности Христа. Он — Бог, Правитель вселенной. Некоторые из Его действий являются для нас тайной, но мы должны исходить из того, что все Его действия правильны. В данном случае Господь знал, что эта смоковница никогда не принесет плода, и Он поступил с ней так, как поступил бы хозяин, убрав бесплодное дерево из своего сада.
Даже критикующие нашего Господа за то, что Он проклял смоковницу, признают это действие символическим. Данный случай является интерпретацией той нехорошей встречи, которую накануне Ему устроили в Иерусалиме. Как вино и оливковое дерево, смоковница представляет собой народ Израиля. Когда Иисус пришел к Своему народу, то увидел листья, которые говорили об исповедании, но плода для Бога не было. Иисус жаждал от народа плода.
Так как не было ранних плодов, Он знал, что от этого неверующего народа не будет и поздних плодов, и потому проклял смоковницу. Это была предварительная иллюстрация наказания, которое изольется на народ в 70 г. н. э. Мы должны помнить, что в то время как неверующий Израиль навсегда останется бесплодным, остаток народа вернется к своему Мессии после восхищения. Они будут приносить Ему плоды во время великой скорби и в Его Тысячелетнем Царстве. Хотя основное истолкование этого отрывка относится к народу израильскому, его можно применить ко всем людям всех веков, которые много говорили и мало делали.
21:20−22 Когда ученики выразили свое удивление, увидев дерево внезапно засохшим, Господь сказал им, что они могли бы сделать еще большие чудеса, если бы имели веру. Например, они могли бы сказать горе: «Поднимись и ввергнись в море» — и стало бы так. «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
Опять мы должны пояснить, что эти кажущиеся безусловными обещания, касающиеся молитвы, нужно понимать в свете всего учения Библии по этому вопросу. Стих 22 не означает, что любой христианин может попросить все, что ему вздумается, и ожидать исполнения своей просьбы. Он должен молиться соответственно условиям, поставленным в Библии.
Д. Иисуса спрашивают о Его власти (21:23−27)
21:23 Когда Иисус пришел во внешний двор храма и учил, первосвященники и старейшины прервали Его учение, спросив, кто дал Ему власть учить, творить чудеса и очищать храм. Они надеялись уловить Его, независимо от того, как Он ответит. Если Он заявит, что имеет власть в Самом Себе, как Сын Божий, они обвинят Его в богохульстве. Если Он скажет, что Его власть «от человеков», они дискредитируют Его. Если Он скажет, что имеет власть от Бога, то они подвергнут Его ответ сомнению.
Будучи формально научены и избраны людьми, они считали себя стражами веры, профессионалами, уполномоченными руководить религиозной жизнью народа. Иисус не имел формального образования и, конечно же, не имел диплома о высшем образовании, выданного религиозными начальниками. Их вопрос отразил давнее негодование, которое испытывали профессиональные религиозники к людям, имевшим власть святого помазания.
21:24−25 Иисус обещал им объяснить Свою власть, если они ответят на вопрос: «Крещение Иоанново откуда было: с небес или от людей?» Здесь «крещение Иоанново» нужно понимать как служение Иоанна. Поэтому вопрос стоял так: «Кто дал власть Иоанну совершать свое служение? Было ли его посвящение на служение от человека или от Бога? Какие верительные грамоты имел он от израильских вождей?» Ответ был ясный: Иоанн был человеком, посланным Богом. Его сила исходила от Божественного полномочия, а не от человеческого одобрения.
Священники и старейшины оказались в затруднительном положении. Если они признают, что Иоанн был послан Богом, то окажутся в ловушке. Иоанн указывал людям на Иисуса как на Мессию. Если Иоанн имел власть от Бога, то почему они не покаялись и не уверовали в Христа?
21:26 Если же они скажут, что Иоанн не был избран Богом, то народ, большая часть которого признавала Иоанна за пророка, подверг бы их осмеянию. Если бы они согласились с тем, что Иоанн был Божественным посланником, им пришлось бы ответить на свой собственный вопрос: Иисус был Мессией, предтечей Которого приходил Иоанн.
21:27 Но они отказывались признать этот факт и потому сослались на свое незнание. Они не могли назвать источник силы Иоанна. Иисус сказал: «И Я вам не скажу, какой властью это делаю». Почему Он должен говорить им то, что они уже знали, но не хотели принять?
Е. Притча о двух сыновьях (21:28−32)
21:28−30 Эта притча является жгучим укором первосвященникам и книжникам за то, что они не откликнулись на призыв Иоанна к покаянию и вере. Она о человеке, который попросил двух своих сыновей поработать в винограднике. Один отказался, а потом изменил свое решение и пошел работать. Другой согласился, но так и не пошел.
21:31−32 Отвечая на вопрос: «Который сын исполнил волю отца», религиозные вожди, в неразумии своем, обвинили самих себя, говоря: «Первый».
Господь истолковал притчу. Мытарей и блудниц Он уподобил первому сыну. Они не создавали видимость, что готовы безотлагательно повиноваться Иоанну Крестителю, но в конечном счете многие из них покаялись и поверили в Иисуса. Религиозные вожди были похожи на второго сына. Они говорили, что одобряют проповедь Иоанна, но никогда не исповедовали свои грехи и не доверились Иисусу.
Поэтому отъявленные грешники входят в Царство Божье, а самодовольные религиозные вожди остаются вне его. Сегодня происходит то же самое. Явные грешники принимают Благую Весть с большей готовностью, чем те, которые прикрываются внешним лоском ложного благочестия.
Выражение «Иоанн пришел к вам путем праведности» означает, что он пришел, чтобы проповедовать необходимость праведности через покаяние и веру.
Ж. Притча о негодных виноградарях (21:33−46)
21:33−39 Далее, отвечая на вопрос о власти, Иисус рассказал притчу о некотором хозяине дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню, отдал его виноградарям и отправился в дальнюю страну. Во время сбора плодов винограда он послал своих слуг к виноградарям, чтобы взять плоды свои, но виноградари иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Когда он послал других слуг, с ними поступили так же. В третий раз он послал своего сына, думая, что они постыдятся его. Твердо зная, что это наследник хозяина, они убили его, желая завладеть его наследством.
21:40−41 Господь спросил священников и книжников, как поступит хозяин с теми виноградарями. Они ответили: «Злодеев тех предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои».
Эту притчу не трудно истолковать. Бог — это хозяин дома, Израиль — виноградник (Пс 79:9; Ис 5:1−7; Иер 2:21). Ограда — это закон Моисеев, который ограждал Израиль от язычников и сохранял его как избранный Господом народ. Точило — метонимический троп, означающий плоды, которые Израиль должен был приносить Богу. Башня — намек на бдительную заботу Иеговы о Своем народе. Виноградари — первосвященники и книжники.
Неоднократно Бог посылал Своих слуг, пророков, к народу израильскому, ожидая от виноградника плодов братства, святости и любви. Но народ преследовал пророков, и некоторых из них убили. Наконец Бог послал Сына Своего, говоря: «Постыдятся Сына Моего» (ст. 37). Первосвященники и книжники сказали: «Это наследник» — фатальное признание. Втайне они соглашались, что Иисус был Сын Божий (хотя принародно отрицали это), и, таким образом, сами отвечали на свой вопрос о власти. Его власть исходила из того, что Он был Сын Божий.
В притче есть указание на них, как говорящих: «Это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (ст. 38). В реальной жизни они говорили: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, — и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин 11:48). Итак, они отвергли Его, вышвырнули вон и распяли.
21:42 Когда Спаситель спросил первосвященников и фарисеев, что сделает хозяин виноградника, их ответ осудил их, как Он показывает в стихах 42 и 43. Он процитировал слова из Псалма 117:22: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших». Когда Христос, Камень, явил Себя строителям — вождям Израиля, они не нашли для Него места в своих строительных планах.
Они отбросили его как ненужный. Но после Своей смерти Он воскрес из мертвых, и Бог дал Ему преимущественное место. Он был сделан самым важным камнем в Божьем строении: «...Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп 2:9).
21:43 Тогда Иисус прямо объявил, что Царство Божье будет отнято у Израиля и дано народу, приносящему плоды его. Так и случилось. Израиль, как Богом избранный народ, был отвергнут и законно осужден на слепоту. Народ, отвергнувший своего Мессию, постигло ожесточение. Пророчество о том, что Царство Божье будет дано народу, приносящему плоды его, следует понимать как относящееся к:
1) Церкви, состоящей из верующих евреев и язычников, — «народ святой, люди взятые в удел» (1Пет 2:9) или
2) верующей части Израиля, которая будет жить во время великой скорби.
Искупленный Израиль будет приносить плод для Бога.
21:44 «Кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит». В первой части стиха камень находится на земле; во второй части он обрушивается с высоты. Здесь подразумевается два пришествия Христа. Когда Он пришел в первый раз, еврейские лидеры споткнулись о Него и разбились на куски. Когда Он придет опять, Он сойдет как карающий, рассеивающий Своих врагов, подобно праху.
21:45−46 Первосвященники и фарисеи поняли, что эти притчи были направлены прямо против них в ответ на их вопрос о власти, которую имеет Христос. Они готовы были тут же схватить Его, но побоялись народа, который все еще почитал Иисуса за пророка.
комментарии МакДональда на евангелие от Матфея, 21 глава