Закон, изложенный в этой главе, касается земель и собственности израильтян в Ханаане, овладение и переход к которому совершались под божественным наставлением наряду с учреждением религиозного богослужения, ибо как скиния была святым домом, так и Ханаан — святой землей, и поэтому он был славой всех земель. В знак особого права на эту землю, которым обладал Бог, и права распределять ее Он повелел:
(I) Чтобы каждый седьмой год был годом покоя для земли — это год субботний (ст. 1−7). Постановляя этот закон, Бог ожидал от них необычайного проявления веры и послушания, а они могли ожидать от Бога примеров необычного проявления Его силы и милости, выразившихся в обеспечении их всем необходимым (ст. 18−22).
(II) Чтобы каждый пятидесятый год был юбилейным, то есть (1) годом, когда люди освобождались от долгов и закладных и возвращались в свои владения (ст. 8−17). Особые наставления даны о [1] продаже и выкупе земли (ст. 23−28).
[2] О домах в городах и селах с оговоркой о городах левитов (ст. 29−34).
(2) Годом, когда освобождались слуги и рабы.
[1] Здесь также вставлен закон о милостивом обращении с бедными должниками (ст. 35−38).
[2] Далее следует закон об освобождении в этот год всех израильтян, которые были проданы в услужение, если они не были выкуплены ранее. (а) Если они были проданы израильтянам (ст. 39−46); (б) если были проданы прозелитам (ст. 47−55). Все эти повеления содержали в себе нравственные бессрочные обязанности, хотя по букве они касались не только евреев, а и тех, кто жил в Ханаане.
Стихи 1−7. Закон Моисея особое ударение ставил на субботу, освящение которой было самым ранним и древним из всех божественных постановлений, предназначенных для поддержания знаний и поклонения Творцу среди людей. Чтобы этот закон не только побуждал каждую неделю соблюдать субботу, но и в дальнейшем распространял их славу, к нему было добавлено постановление о субботнем годе: а в седьмой год да будет суббота покоя земли (ст. 4). На этом иудеи построили тривиальную традицию, гласящую, что после того, как мир простоит шесть тысяч лет (а тысяча лет для Бога как один день), он прекратит свое существование и наступит вечная суббота. Эта точка зрения является слабым доводом, на основании которого можно определить тот день и час, знать который может лишь Бог. Субботний год начинался в сентябре, в конце сбора урожая, на седьмой месяц их духовного года. Закон гласил, (1) что во время посева, которое наступало сразу после сбора урожая, они не должны были сеять на своей земле и весной обрезать свой виноград, и, следовательно, на следующий год им нечего было ожидать жатвы или урожая винограда.
(2) То, что произведет сама земля, не должно принадлежать кому-то или перерабатываться, разве только переходить из руки в рот, а все произведенное землей оставлялось для бедных, слуг, пришельцев и скота (ст. 5−7). Это должна быть суббота покоя для земли, ее не должны были обрабатывать и ожидать каких-то плодов. Все полевые работы, совершаемые в течение года, прекращались на седьмой год, как и все ежедневные труды в субботу. Евреи говорят, что они не начали отмечать субботний год, пока полностью не завоевали Ханаан, что произошло на восьмой год правления Иисуса Навина; и седьмой год с этого момента был первым субботним годом, а пятидесятый год — юбилейным. В этот год повсеместно отпускались долги (Втор 15:1−2), на праздниках публично зачитывали закон (Втор 31:10−11), чтобы сделать его более торжественным.
[1] Тем самым Бог хотел показать, что Он является их землевладельцем, а они — бессрочные арендаторы Его земли. Землевладельцы ставят условия своим арендаторам: когда они должны возделывать их землю, как долго пахать на ней и когда давать ей отдых. Тем самым Бог хотел отдать, подарить и передать им эту хорошую землю, но на таких условиях и с такими ограничениями, чтобы они знали, что не являются собственниками, а зависят от Господа.
[2] Земле было полезно изредка отдыхать ради плодородия (как говорят земледельцы) для потомства, так как Бог хотел, чтобы они заботились об их благополучии, а не обращались с землей так, словно она предназначена для одного поколения.
[3] Когда этот закон на целый год освобождал их от сельскохозяйственных работ, то у них появлялось больше свободного времени, чтобы посвятить себя религии, познать Бога и Его закон.
[4] Тем самым их учили быть благотворительными и щедрыми, не завладевать всем ради собственной выгоды, а желать, чтобы другие делились с ними дарами Божьей щедрости, которые земля произвела сама по себе.
[5] Они были вынуждены жить, постоянно уповая на Божье провидение, видя, что раз не хлебом единым жив человек, то и хлеб он получает не только благодаря своему трудолюбию, но, если Богу угодно, по слову благословения из уст Божьих без каких-либо стараний и забот со стороны человека (Мф 4:4). [6] Это напоминало им о беспечной жизни человека в раю, когда он мог есть всякий добрый плод, а не так, как после изгнания: в поте лица своего. Тяжелый труд пришел вместе с грехом.
[7] Их учили задумываться о том, как живут бедные, которые не сеют, не жнут, даже когда Бог благословляет малое.
[8] Этот год покоя символизировал духовный покой, в который войдут все верующие через Христа, нашего истинного Ноя, который дает нам утешение и покой в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь (Быт 5:29). Через Него мы освобождены от тягот мирских забот и трудов, так как они освящаются и становятся приятными для нас, а мы получаем возможность и ободрение жить верой. И как плодами земли в субботний год наслаждались все, так и спасение, приобретенное Христом, является общим спасением. Похоже, что субботний год был возрожден в христианской Церкви, когда верующие имели все общее (Деян 2:44).
Стихи 8−22. Здесь представлено:
I. Основное постановление о юбилейном годе (ст. 8 и далее).
1. Когда он наступал: после семи субботних лет (ст. 8). Вопрос о том, то ли это сорок девятый, то ли пятидесятый год, считается очень важным среди богословов. Мне кажется более вероятным, что это должен быть седьмой субботний год, то есть сорок девятый год (который, согласно законам речи, чаще называют пятидесятый), и мне также кажется, что все возражения четко опровергнуты образованным хронологом Кальвисием (Calvisius), но не об этом спорят в данном вопросе. Семь суббот проходило между пасхой и праздником пятидесятницы (которая совершалась на пятидесятый день, что и символизирует пятидесятница), подобным образом от одного юбилейного года до другого проходит семь субботних лет, и седьмой назван пятидесятым. Вся слава возложена на седьмой год, так как на седьмой день Бог отдыхал от трудов сотворения.
2. Как нужно было возвещать о нем — трубить трубой по всей земле (ст. 5), чтобы люди знали об этом и выразили по этому поводу радость и ликование, а само слово «юбилей» подразумевает особый звук трубы, отличный от других звуков, ибо труба, дающая неопределенный звук, малопригодна (1Кор 14:8). Труба звучала в конце дня очищения, и затем, очень своевременно, начинался юбилейный год. После того, как израильтяне смиряли свои души из-за греха, они могли услышать радость и веселье (Пс 50:10). Когда был восстановлен мир с Богом, тогда была возвещена свобода, ибо освобождение от вины необходимо, чтобы открыть путь для всех истинных утешений (Рим 5:1−2). Со ссылкой на это торжественное возвещение юбилейного года было предсказано, что наш Господь Иисус будет проповедовать лето Господне благоприятное (Ис 61:2). Он послал Своих апостолов возвещать его трубой вечного Евангелия, которое они должны были проповедовать каждой твари. Писание также предсказывает, что при звуке последней трубы мертвые освободятся от уз могилы и нам будут возвращено то, чем мы владели.
3. Что необычного должно быть совершено в этот год. Помимо обычного покоя земли, который соблюдался в каждый субботний год (ст. 11−12), и освобождения людей от долгов (Втор 15:2−3), каждому израильтянину по закону возвращалась вся собственность и свобода, которых он лишился со времени последнего юбилейного года; поэтому не было такого другого народа, как Израиль, который был уверен в своей свободе и собственности, составлявших славу народа. Особая забота проявлялась в том, чтобы, пока народ был близок к Богу, эти привилегии не отнимались у них насильственно другими или они не лишались их по собственной глупости.
(1) Израильтянин не мог лишиться собственности, которой в виде части земли Ханаанской обладал каждый, на период более длительный, чем до юбилейного года; затем он или его потомки возвращались к своим владениям и теперь уже обладали неоспоримым правом на владение ею, которое никто не мог потревожить, как раньше (ст. 10,13): «И возвратитесь каждый во владение свое». То есть, если человек продал или заложил свое имение или какую-либо ее часть, оно должно было возвратиться ему или его наследникам даром, без каких-либо препятствий. Тем самым не причинялось никакого вреда приобретшему эту собственность, так как юбилейный год был установлен и каждый человек знал, когда он настанет, и соответственно этой дате заключались сделки. Согласно нашему закону, если земли были подарены человеку и его наследникам с условием, что он никогда не продаст или не отдаст ее, то дар хорош, но условие недейственно и несовместимо. Iniquum est ingenuis hominibus (говорят юристы) non esse liberam rerum suarum alienationem — несправедливо запрещать свободному человеку свободно распоряжаться своим имуществом. В то же время в книгах одобрено, что если царь дарит земли человеку в награду с условием, что тот не будет отчуждать ее, то это хорошее условие. Но Бог хотел показать Своему народу, что их земля принадлежала Ему, а они сами были Его арендаторами, поэтому Он ограничил их условием, лишив права продавать землю и позволив лишь сдавать в аренду на определенное время, но не далее следующего юбилейного года. Тем самым Бог позаботился:
[1] Чтобы генеалогии были тщательно сохранены, так как их необходимо было использовать для прояснения происхождения нашего Спасителя.
[2] Чтобы сохранялись различия между коленами, ибо хотя человек и мог купить земли в другом колене, но не мог владеть ими дольше того срока, когда наступал юбилейный год, а затем они возвращались к прежнему владельцу.
[3] Чтобы никто не становился чрезмерно богатым, прибавляя дом к дому и поле к полю (Ис 5:8); скорее им следовало бы усовершенствовать то, что они имели, а не умножать свои владения. Мудрость римского благополучия в некоторых ситуациях предусматривала, чтобы человек не становился владельцем более чем 500 акров.
[4] Чтобы ни одна семья не была угнетена, разрушена и приговорена к вечной бедности. Эту особую заботу Бог проявил для поддержания славы Своего народа. Он позаботился не только о том, чтобы эта добрая земля в целости была сохранена для народа, но и о части каждого человека в отдельности, принадлежавшего Его семье: чтобы она была в вечное для него наследие и это лучше отобразило ту добрую часть, которая никогда не отнимется у тех, кто имеет ее.
(2) Если человек продал или лишился свободы, в которой был рожден каждый из них, то подобным образом он вновь становился свободным человеком в юбилейный год: и каждый возвратитесь в свое племя (ст. 10). Тот, кто был продан в другие племена, становился пришельцем для своего собственного, но в год искупления он должен был вернуться. Это было прообразом нашего искупления от рабства греха и сатаны, которое совершил Христос, Он восстановил нас в прославленных правах детей Божьих. Некоторые высчитали, что год, когда умер Христос, был юбилейным и последним, который праздновался. Как бы там ни было, мы уверены, что Сын сделал нас свободными, и с того момента мы свободны.
II. В связи с этим был издан закон, запрещавший наносить ущерб при купле и продаже земли; ни продающий, ни покупающий не должны мошенничать (ст. 14−17). Вкратце: покупающий не должен платить меньше, а продающий не должен брать больше справедливой стоимости товара, задумываясь о том, что ее нужно будет возвратить в юбилейный год. Необходимо было установить ежегодную четкую стоимость земли и количество лет до юбилейного года. Но при этом они должны были считать только года дохода (ст. 15) и поэтому отнимать субботние года. Легко проследить, что чем ближе был юбилейный год, тем меньше была стоимость земли. А если мало лет остается, уменьши цену. Но отсюда совсем нелегко практически сделать вывод о том, что чем ближе мир подходит к концу своего существования, тем меньше мы должны ценить его блага; время коротко и проходит образ мира сего, и поэтому пусть будут покупающие, как не приобретающие. Человек заплатит совсем немного за старый дом, который вот-вот разрушится. Все сделки должны совершаться согласно правилу: не обижайте один другого, не пользуйтесь неосведомленностью или особыми обстоятельствами друг друга, а бойтесь Бога твоего. Отметьте: страх Божий, царствующий в сердце, действенным образом удержит нас от причинения вреда ближнему словом или делом, ибо хотя человек таковым не является, но Господь — мститель тем, кто поступает с братом своим противозаконно и корыстолюбиво (1Фес 4:6). Возможно, именно на этот закон ссылался Неемия (Неем 5:15), когда говорил, что не притеснял находившихся в его власти по страху Божию.
III. Заверения израильтянам в том, что они не будут в убытке, а только выиграют, если будут соблюдать года покоя. Обещано, (1) что они будут жить в безопасности: будете жить спокойно на земле (ст. 18−19). Это слово подразумевает и внутреннее спокойствие, и внешнюю безопасность и твердость духа — они будут избавлены от зла и страха перед злом.
(2) Они будут богаты: и будете есть досыта. Отметьте: если мы будем сознательно исполнять свой долг, то сможем с радостью доверить Богу свои утешения.
(3) Они не будут нуждаться в пище в тот год, когда не будут ни сеять, ни жать: «Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года» (ст. 21). Это было [1] постоянное чудо: в то время как в обычный год собирали урожай, достаточный, чтобы прожить следующий, то урожая шестого года хватило бы, чтобы прожить до девятого. Отметьте: когда Бог благословляет наши запасы, то открывает великие возможности для малого, и нищих насыщают хлебом (Пс 131:15).
[2] Постоянным напоминанием о манне, которая посылалась в двойном количестве на шестой день, достаточном для двух дней.
[3] Это предназначалось для ободрения всего народа Божьего во все времена, чтобы они, идя путем долга, уповали на Него и на Него же возлагали свои заботы. Мы ничего не потеряем из-за своей веры и самоотречения в послушании.
Стихи 23−38. В этих стихах приводится:
I. Закон о реальных владениях израильтян в земле Ханаанской и о том, как она передавалась из рук в руки.
1. Никакая земля не должна продаваться навсегда, раз она выпала семье по жребию при распределении. Вот основание для этого повеления: ибо земля Моя; вы пришельцы и поселенцы у Меня (ст. 23).
(1) Бог обладал особым правом собственности на эту землю и с помощью этого ограничения хотел, чтобы они постоянно помнили об этом. Имущество благочестивых людей, которые полностью посвятили себя Богу и тем самым отдали Ему все, что имели, особым образом находится в Его распоряжении, и они должны подчиняться Его господству над ним.
(2) В этой земле они были пришельцами и поселенцами у Него, и среди них стояла Его скиния, и если бы они решили отделить часть этой земли, то фактически лишили бы себя общения с Богом, прообразом и символом которого она являлась; именно поэтому Навуфей был готов скорее вызвать гнев царя, чем расстаться с наследством своих отцов (3Цар 21:3).
2. Если из-за бедности человек был вынужден продать свою землю, чтобы добыть средства для существования семьи, то он мог выкупить ее до юбилейного года, если впоследствии у него появилась такая возможность (ст. 24,26−27), а установленная цена определялась количеством лет с момента продажи и до юбилейного года.
3. Если сам человек не мог выкупить ее, то это мог сделать его ближайший родственник (ст. 25): придет близкий его родственник и выкупит проданное. Близкого родственника называли Гоел — искупитель (Чис 5:8; Руфь 3:9), которому принадлежало право выкупить эту землю. Это символически указывало на Христа, который облачился в нашу природу, чтобы иметь возможность быть нашим близким родственником — кость от наших костей и плоть от нашей плоти; Он являлся единственным нашим родственником, который мог сделать это и кому принадлежало право выкупа. Что касается всех других наших родственников, то им оставалось лишь снять свой сапог (Руфь 4:6−7): они не могли выкупить. Но Христос мог и выкупил наследство, которого мы лишились из-за греха; и на нем Он построил новое поселение для всех, кто верой объединился с Ним. Мы знаем, что этот Искупитель жив (Иов 19:25). И некоторые считают обязанностью близкого родственника демонстрировать братскую любовь, которая должна быть между христианами, побуждающую их поднимать павших и возвращать их к жизни духом кротости.
4. Если земля не выкупалась до юбилейного года, тогда она возвращалась к тому, кто продал или заложил ее: в юбилейный год отойдет оно (ст. 28). В Иисусе Христе Бог явил нам Свою свободную благодать, и мы вновь имеем благоволение Бога не за какую-то цену или собственные заслуги и не благодаря им мы получили право на рай, из которого наши первые родители и мы в них были изгнаны за непослушание.
5. Проводится различие между домами, расположенными в окруженных стенами городах, землями в деревнях и домами в поселениях. Дома в городах, огражденных стенами, скорее были плодами их трудолюбия, а не земли в деревне, чьи плоды были непосредственным даром Божьей щедрости; и поэтому если человек продавал дом в городе, то он мог выкупить его в любое время в течение года после продажи; в противном случае здание переходило к купившему его навсегда и не возвращалось ни в коем случае, даже в юбилейный год (ст. 29−30). Это постановление было учреждено ради пришельцев и прозелитов, чтобы они приходили и поселялись среди них. Хотя они не могли приобрести землю в Ханаане для себя и своих наследников, но могли купить дом в городе, огражденном стеною, что было особо удобно для тех, кто собирался жить торговлей. Домами же в поселениях можно было распоряжаться только так, как землями.
6. Добавлен пункт в пользу левитов, который звучит как исключение из этих правил.
(1) Дома для проживания в городах левитов можно было выкупить в любое время, если же их не выкупали, то они возвращались в юбилейный год (ст. 32−33); это делалось на том основании, что у левитов не было других владений, кроме городов и их окраин, и Бог также хотел показать, что особым образом заботится о них. Благополучие государства также требовало, чтобы левиты не беднели и не лишались постепенно наследства.
(2) Поля, окружавшие их города (Чис 35:4−5), нельзя было продавать в любое время, ибо они принадлежали не левитам, а городам левитов, как сообществу, и они не могли отделить их, не причинив вреда своему колену. Поэтому если какое-либо из этих полей было продано, то сделка считалась недействительной (ст. 34). Даже египтяне заботились о сохранении земли жрецов (Быт 47:22). Есть не меньше оснований взять под особую защиту христианского правительства имущество служителей Евангелия.
II. Закон, облегчающий участь бедных и обязывающий с пониманием обращаться с бедными должниками. Эти законы имеют более общий и бессрочный характер, чем предыдущий.
1. Бедным нужно помогать (ст. 35). Здесь (1) предполагается, что наш брат бедствует: если брат твой обеднеет… Имеется в виду не только брат по национальности, еврей, но и брат по природе, человек, так как дальше следует: пришелец ли он или поселенец. Всех людей нужно рассматривать и к ним относиться как к братьям, ибо один у всех нас Отец (Мал 2:10). Хотя он беден, но является твоим братом: его нужно любить и относиться к нему как к брату. Бедность не разрушает отношения. Даже если он сын Авраама, то все равно может обеднеть и прийти в упадок. Отметьте: бедность и духовный упадок — две великие скорби, и они часто встречаются: нищих всегда имеете с собою.
(2) Наша обязанность в данном случае: поддержи его сочувствием, жалея бедного, служи ему, помогай ему, восполняй его нужды соответственно собственным возможностям.
2. Бедных должников не нужно притеснять: если брат твой обеднеет и у него появится необходимость одолжить у тебя денег для неотложных нужд своей семьи, то не бери от него роста деньгами или продуктами (ст. 36−37). Этот закон остается в силе и сейчас, но на него нельзя ссылаться в тех случаях, когда деньги одалживаются для приобретения земель, торговли или другого развития, ибо разумно, чтобы одалживающий вместе с одолжившим получал прибыль. Этот закон четко направлен, чтобы помочь бедным, которым иногда нужно оказывать великую милость и давать даром. Обратите внимание на используемые здесь аргументы против вымогательства.
(1) Бог покровительствует бедным, поэтому «бойся Бога, который спросит с тебя за все обиды, причиненные бедным. Ты не боишься их, тогда бойся Его».
(2) Помогай бедному, чтоб он жил с тобою; тем или иным способом он может быть полезным для тебя. Богатым так же трудно щадить руки бедных, как бедным — кошельки богатых.
(3) Чтобы усилить эту заповедь, используется тот же аргумент, который предшествует десяти заповедям: Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской (ст. 38). Тому, кто получил милость, приличествует быть милостивым. Если Бог был милостив к нам, то мы не должны быть безжалостны к своим братьям.
Стихи 39−55. В этих стихах изложены законы о рабстве, цель которых — сохранить славу еврейской нации как свободного народа, который был спасен и выведен божественной силой из дома рабства и обрел славную свободу сынов Божьих, Его первенцев. Вот сам закон.
I. Израильтянин по своему происхождению не мог стать рабом навсегда. Если он был продан за долг или за вину приговорен судом, то обязан был служить шесть лет, а на седьмой год мог выйти; это было постановлено (Исх 21:2). Но если он продал себя из крайней нужды, не имея ничего, что могло бы поддержать его жизнь, и продал себя соплеменнику, в таких случаях закон велел, (1) чтобы купивший не налагал на него работы рабской (ст. 39) и не должно продавать его, как раба (ст. 42), то есть нельзя было считать, что купивший его имеет над ним абсолютную власть, как над собственностью или взятым в плен во время войны. Он не мог использовать, продать и завещать его по своему усмотрению, как принадлежащее ему животное. Нет, он будет служить тебе как наемник, которого хозяин может только использовать, но не имеет над ним деспотичной власти. Основание таково: «потому что они — Мои рабы» (ст. 42). Бог не делает Своих слуг рабами, и поэтому их братья не должны так делать. Бог выкупил их из Египта, и поэтому они никогда не должны подвергаться опасности быть проданными как рабы. Апостол применяет эти слова в духовном смысле (1Кор 7:23): «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков», то есть «рабами похотей человеческих и своих собственных», ибо, став рабами Богу, мы не должны допускать, чтобы грех царствовал в смертном теле нашем (Рим 6:12,22).
(2) Чтобы в течение времени, пока он служил, с ним не обращались сурово, как с израильтянами в Египте (ст. 43). И его труд, и обращение с ним должны быть достойны его звания сына Авраама. Хозяевам также велено, чтобы они давали рабам должное и справедливое (Кол 4:1). Их можно использовать, но не обижать. Господа, которые постоянно оскорбляют и высокомерно относятся к рабам, насмехаются и попирают их, которые необоснованно придирчивы к их работе и попрекают, которые с поднятой рукой царствуют над ними, те забыли своего Господина на небесах; и что они будут делать, когда Он восстанет? Так святой Иов увещевал себя (Иов 31:13−14).
(3) В юбилейный год он должен отойти от тебя, сам и дети его с ним, и возвратиться в племя свое (ст. 41). Это символизирует факт нашего выкупа из служения греху и Сатане, который совершила благодать Божья во Христе, чья истина делает нас свободными (Ин 7:32). Иудейские толкователи говорят, что за десять дней до юбилейного года звучал трубный глас, а слуги, освобождавшиеся по этому сигналу, действительно выражали свою великую радость празднованием и ношением гирлянд на голове. Поэтому этот звук назывался радостным зовом (англ. пер. Пс 88:16). А мы подобным образом радуемся своей свободе, которую имеем благодаря Христу.
II. Они могли приобретать рабов из языческих народов, окружающих их, или среди тех иноземцев, которые проживали с ними (за исключением семи народов, которые должны быть истреблены). Израильтяне могли владычествовать над ними, передавать в своей семье по наследству, ибо юбилейный год не освобождал их от рабства (ст. 44,46). Подобным образом на наших английских плантациях негров используют лишь как рабов, хотя я не могу сказать, насколько это содействует чести христианства.
1. Власть над рабами, приобретенными у соседних народов, они получали согласно благословению Иакова (Быт 27:29): «…да послужат тебе народы…»
2. Это служит прообразом язычников, приступивших ко служению Христу и Его Церкви. «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе…» (Пс 2:8). Обещано также (Ис 61:5), что придут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими виноградарями (см. Откр 2:26−27). Наутро праведники будут владычествовать (Пс 48:15).
3. Это подразумевает, что привилегиями евангельского юбилейного года могут воспользоваться лишь истинные израильтяне и дети Авраама по вере, а те, которые продолжают оставаться язычниками, остаются рабами. Посмотрите, как изменилось положение неверующих евреев (Гал 4:25), когда Писание говорит об Иерусалиме, отказавшемся от Христа, что он с детьми своими в рабстве. И здесь позвольте мне добавить, что хотя им не запрещалось сурово владычествовать над рабами, в то же время иудейские богословы говорят: «Того можно назвать милостивым и мудрым, кто сострадает людям и не делает свое ярмо для любого слуги тяжелым».
III. Если израильтянин продавал себя в услужение богатому прозелиту, проживавшему среди его народа, то нужно было следить, чтобы сохранялись те же привилегии, какие он имел бы, продав себя израильтянину, а в некотором смысле и больше.
1. Он не должен был служить как раб, а как наемник, и над ним не должны господствовать с жестокостью (ст. 53) в глазах твоих. Это подразумевало, что иудейские власти должны были строго следить за ним, и в случае жестокого с ним обращения должны были знать об этом и компенсировать его скорби, даже если сам оскорбленный слуга не жаловался. Он также освобождался в юбилейный год (ст. 54). Хотя сыновья иноземцев могли служить ему вечно, но сыновья израильтян не должны были служить пришельцам вечно; в то же время слуги, сделавшие себя рабами добровольно, не освобождались на седьмой год, а только в год юбилейный.
2. У него должно быть преимущество, и если позволяли возможности, он мог выкупить себя до наступления юбилейного года (ст. 48−49). Продавший себя израильтянину мог, если был в состоянии, выкупить себя, но его родственники не имели права выкупить его. «Но если человек продал себя пришельцу, — говорят евреи, — то его родственники должны были выкупить его; если этого не происходило, то разрешалось выкупить его за счет общественности», о чем мы читаем в Книге Неемии 5:8. Цена за его выкуп вычислялась соответственно удаленности юбилейного года (ст. 50−52), как и при выкупе земли (ст. 15−16). Образованный епископ Патрик цитирует слова одного иудейского раввина с точки зрения евангельского толкования этого повеления (ст. 48): «кто-нибудь из братьев его должен выкупить его». «Этот искупитель, — говорит раввин, — и есть Мессия, Сын Давида». Они ожидали Мессию, Искупителя, который выкупил бы их из плена и вновь вернул им их земли, а мы приветствуем Его как Избавителя, который придет от Сиона и отвратит нечестие от Иакова, ибо Он спасет народ Свой от грехов их; именно такое представление имеют те, которые ожидают избавления в Иерусалиме.
толкование Мэтью Генри на Левит, 25 глава