Автором данной главы является сам Навуходоносор: описанная им история касается его самого и передана его собственными словами, ибо он сам составил и опубликовал ее, а пророк Даниил под воздействием Духа вставил ее в его историю, и так она стала частью священного Писания, и весьма незабываемой. Навуходоносор, как никто другой из людей, был дерзким соперником Всемогущего Бога за владычество, но здесь он честно признает себя побежденным и то, что Бог Израиля выше его.
I. В предисловии к своему рассказу он признает владычество Бога над ним (ст. 31−33, гл. 3) (В английском переводе Библии ст. 31−33 главы 3 поставлены ст. 1−3 главы 4).
II. В самом повествовании он рассказывает (1) свой сон, который удивил тайноведцев (ст. 1−15).
(2) Сон был истолкован Даниилом, который показывает, что сон предсказывает его падение, и в связи с этим предлагает покаяться и измениться (ст. 16−24).
(3) Предсказанное исполняется, и в течение семи лет он бегает обнаженным, а затем исцеляется и разум возвращается к нему (ст. 25−33).
(4) В завершение он смиренно признает и восхищается Богом как Господом всего сущего (ст. 34). Это признание было вытребовано у него господствующей силой Бога, Который держит все человеческие сердца в Своей руке и записывает вечные доказательства превосходства Бога, монументы Своей славы и трофеи Своей победы, а также предостережения всем не надеяться на процветание, пока они возносятся и ожесточают свои сердца против Бога.
Стихи 1−15. Навуходоносор, прежде чем перейти к судам Божьим, которые совершились над ним за его гордость, описывает честное предостережение, полученное им накануне, до того как они обрушились, чтобы он мог предотвратить их. Ему было сказано о том и чем это закончится прежде, нежели сбылось, дабы он поверил, когда сбудется, и, сравнив события с их предсказанием, увидел и сказал, что это были дела Господни, чтобы он поверил, что есть божественное откровение в мире, как и божественное провидение, и что дела Божьи согласуются с Его словом.
Из описания своего сна, где он обращает внимание на то, что происходило, мы можем увидеть:
I. Время, когда ему было дано это предостережение (ст. 1): это было, когда он был спокоен в доме своем и благоденствовал в чертогах своих. Он недавно завоевал Египет; на этом он закончил свои завоевания и стал монархом, царствующим во всех частях мира, что случилось в тридцать четвертый — тридцать пятый год его правления (Иез 29:17). Тогда он увидел этот сон, который совершился годом позже. Помрачение его рассудка длилось семь лет, и после выздоровления он написал это заявление; после этого он прожил еще около двух лет и умер в свой сорок пятый год. Он был сильно изнурен войнами, совершил много утомительных и опасных военных походов, но теперь, наконец, был спокоен в доме своем: нет противника и нет более препон. Отметьте: Бог может достичь Своими ужасами даже великих людей, когда они в безопасности, считают, что находятся в покое, и благоденствуют.
II. Как это воздействовало на него (ст. 2): «Я видел сон, который устрашил меня». Кто-то подумал бы, что довольно сложно напугать человека, который был воином от юности своей и привык без страха смотреть в лицо опасностям войны; тем не менее, если Богу угодно, сон может напугать и такого человека. Безусловно, его ложе было мягким и удобным, хорошо охранялось, тем не менее размышления на ложе его сделали его беспокойным и видения его головы — творения собственной фантазии — смутили его. Отметьте: Бог может сделать величайших людей беспокойными даже тогда, когда они говорят своим душам: «Покойся, ешь, пей, веселись»; Он может сделать тех, кто досаждал всему миру и мучил тысячи, собственными мучителями, а тех, кто был ужасом на земле живых, ужасом для самого себя. По охватившему его ужасу и оказанному на него воздействию царь понял, что это был не обычный сон, а посланный Богом по особому поручению.
III. Он напрасно советовался с мудрецами и астрологами относительно его значения. Теперь он не забыл свой сон, как раньше (гл. 2). Он хранился в его памяти, но теперь царь хотел знать его толкование и что послужило его прообразом (ст. 3). Немедленно последовал указ созвать всех мудрецов Вавилонских, которые были настолько глупы, что при творялись тайноведцами и гадателями, исследующими внутренности животных или наблюдающими за звездами, чтобы предсказать грядущее. Они должны были прийти все вместе, чтобы посмотреть, может ли кто-нибудь из них. посовещавшись, истолковать сон царя. Возможно, эти люди иногда в подобных случаях удовлетворяли царя и, согласно правилам своего искусства, отвечали на его вопросы, чтобы угодить ему, независимо от того, правда это или нет, попали они в цель или промахнулись. Но теперь они не оправдали его надежд: он рассказал им сон (ст. 4), но они не могли объяснить значения его, хотя хвалились с большой уверенностью (Дан 2:4,7), что если сон будет им рассказан, то они обязательно истолкуют его. Но ключ царского сна находился в священном пророчестве (Иез 31:3 и далее), где Ассур за свою гордость сравнивается, как здесь Навуходоносор, со срубленным деревом. А эту книгу они не изучали и не были с ней ознакомлены, в противном случае они смогли бы проникнуть в тайну этого сна. Провидение распорядилось так, что вначале они были озадачены им, для того чтобы впоследствии Даниил своим толкованием мог воздать славу Богу. Теперь исполнилось то, что предсказывал Исаия (Ис 47:12−13): когда приблизится гибель Вавилона, то его волшебство и чародейство, его наблюдатели небес и звездочеты не смогут помочь ему.
IV. Он обратился к Даниилу, чтобы тот объяснил ему значение сна: наконец вошел Даниил (ст. 5). То ли он отказался общаться с остальными, так как те были нечестивы, то ли они отказались от его общества из-за его добропорядочности; возможно, сам царь хотел, чтобы его чародеи получили славу за истолкование сна, если они смогут это сделать, а не Даниил; или к Даниилу как к главе мудрецов (Дан 2:48) обычно обращались в последнюю очередь. Многие делают слово Божье последним прибежищем и никогда не обращаются к нему, пока не убеждаются в несостоятельности другой помощи. Он почтительно приветствует Даниила, обращает внимание на имя, данное им самим, выбирая которое он думал, что делает его очень счастливым и считая его хорошим знамением: «Имя ему было Валтасар, по имени бога моего Вила». Он высоко ценит его редкие дарования и считает, что в нем дух святых богов (англ. пер.), об этом он говорит ему в лицо (ст. 6); и мы можем предположить, что Даниил не возгордился от этого, а скорее огорчился, услышав, что все, дарованное Богом Израиля — единственным и истинным Богом, приписывалось богу Навуходоносора навозному идолу. В голове Навуходоносора царил странный беспорядок, но он часто присущ тем, кто споим обличениям противопоставляет свои пороки.
1. Он сохранил язык и диалект своего идолопоклонства и поэтому, скорее всего, не обратился верой и не поклонялся живому Богу. Он остался идолопоклонником, и его речь выдала его, ибо он говорит о многих богах и соглашается с существованием одного бога как достаточного, но не того, кто является вседостаточным. Но некоторые полагают, что когда он говорит о духе святых богов, то предполагает, что существуют некие злобные божества, которым стараются поклоняться люди только для того, чтобы те не совершали им зла, и некоторые хорошие божества, совершающие добрые дела, и их духом Даниил был вдохновлен. Царь признает, что Вил так и остался его богом, хотя не один раз признавал, что Бог Израиля является Господом всех (Дан 2:47; 3:29). Он высоко ценит Даниила, но не как слугу Бога, а как главу мудрецов (ст. 9), полагая, что его знания отличаются от их знаний, но не по разновидности, а по степени; и он советовался с ним не как с пророком, а как с выдающимся чародеем, стараясь спасти доброе имя этого мастерства, когда его мастера ошиблись и оказались в затруднительном положении. Посмотрите, как крепко прилепилось к нему идолопоклонство. Он имел представление, что существует много богов, и выбрал Вила своим богом и теперь не мог убедить себя отказаться от этого мнения или от своего выбора, хотя, помимо противоречий, ему не раз были представлены доказательства абсурдности этой точки зрения. Он, как и другие язычники, не хотел менять своих богов, хотя они и не были богами (Иер 2:11). Так многие упорствуют на своем ложном пути только потому, что не могут с честью покинуть его. Посмотрите, как слабо прилепливаются его обличения и как легко он сбрасывает их. Он однажды назвал Бога Израилева Богом богов (Дан 2:47), а теперь ставит Его на одну ступень с остальными, которых называет святыми богами. Отметьте: если под воздействием обличений быстро не принять решение, то тысяча к одному, что через короткое время они потеряются и забудутся. А так как Навуходоносор не поспешил признать верховное владычество истинного Бога, когда обличения воздействовали на него, то скоро он сделал шал назад и вновь исполнился благоговением к своим ложным богам.
2. Тем не менее он исповедует свое высокое мнение о Данииле, которого знает как слугу истинного Бога, и Его одного. Он считал, что тот имеет особую проницательность и предвидение, как никто из его чародеев: «Я знаю, что никакая тайна не затрудняет тебя». Отметьте: дух пророчества полностью побеждает дух ворожбы — даже враги гак считают; такой приговор был вынесен в данном случае после честного испытания умения.
V. Детальное описание своего сна.
1. Он видел высокое ветвистое дерево, значительно возвышавшееся среди других деревьев в лесу. Оно было посажено среди земли (ст. 7) и вполне уместно символизировало того, кто царствовал в Вавилоне и в то время находился посреди исследованного мира. Его высокое положение, превосходящее соседей, символизировалось высотой этого дерева, которое было весьма высокое и достигало небес. Высоким положением он превосходил всех окружающих и стремился к тому, чтобы ему оказывались божественные почести; более того, крепость этого дерева символизировала его силу, превосходившую всех окружающих, и могущественные победоносные армии, которые были в его распоряжении: большое это было дерево и крепкое. О его растущем величии говорили народы, они не сводили с него глаз (одни ревновали, другие — изумлялись), и сказано, что это дерево видимо было до краев земли. Это дерево имело в себе все, что радовало глаз и годилось в пищу (ст. 9): листья его прекрасные символизировали роскошь царского двора Навуходоносора, который изумлял чужестранцев и прославлял его подданных. Это дерево отличалось не только высотой и величавостью, но и использовалось (1) для защиты: его ветви были прибежищем для зверей и птиц. Правители должны быть защитой для своих подданных от зноя и непогод и подвергать себя опасности, чтобы защитить их, должны учиться, как можно сделать их жизнь безопасной и спокойной. Если терновник пойдет скитаться по деревьям, то он пригласит его прийти и покоиться под его тенью (как в Суд 9:15). Такая защита привлекает и побуждает быть верным. Земные цари по отношению к своим подданным должны быть тенью большого дерева, хотя Христос для Своих подданных — тень от высокой скалы (Ис 32:2). Более того, несмотря на крепость, оно может быть холодным, и поэтому говорится, что они прячутся под тенью его крыльев (Пс 16:8), где не только безопасно, но и тепло.
(2) Для обеспечения пищей. Асур сравнивался с кедром (Иез 31:6), который дает только тень, но это дерево имеет много плодов: пища на нем для всех, и от него питалась всякая плоть. Похоже, этот могущественный монарх был не только великим, но и делал добро; он не довел страну до обнищания, а обогатил ее и благодаря своей силе и завоеваниям принес в нее богатство и торговлю. Господствующие над народами... благодетелями называются (Лк 22:25), и самый эффективный метод, которым они могут воспользоваться, чтобы поддержать свою власть, — быть настоящими благодетелями. И посмотрите, чего могут достичь наилучшие великие люди благодаря своему богатству и силе — иметь честь содержать многих на своем попечении, ибо умножается имущество, умножаются и потребляющие его.
2. Он слышал, как был зачитан приговор этому дереву, и прекрасно запомнил его; здесь он пересказывает его участь, возможно, слово в слово, как его услышал. Приговор ему был произнесен ангелом, который нисшел с небес и громко зачитал его. Этот ангел здесь назван Бодрствующим или Стражником не только потому что ангелы по своей природе являются духами и поэтому не дремлют и не спят, а потому что по своему служению являются служебными духами и постоянно заняты своим служением, наблюдая постоянно за всеми возможностями послужить своему великому Господину. Они, как стражники, располагаются вокруг тех, кто боится Бога, чтобы спасти их и избавить от их рук. Этот ангел был посланником, или вестником (так читают некоторые), Святого. Святость приличествует дому Божьему, поэтому ангелы, которые посещают и служат Богу, являются Его святыми; они сохранили чистоту и добродетель своей природы и во всем согласуются с божественной волей. Давайте посмотрим, какой же приговор вынесен этому дереву.
(1) Дан приказ, чтобы его срубили (ст. 11); и сразу секира легла при корне дерева. Хотя оно высокое и крепкое, но не может сохранить себя, когда настал день ему пасть; звери и птицы, нашедшие прибежище в его ветвях, изгнаны и рассеяны; ветви обрублены; листья струшены, а плоды — разбросаны. Отметьте: мирское процветание в наивысшей степени весьма ненадежная вещь, и довольно часто те, кто жил в большой роскоши и обладал большой властью, лишались всего, чему они доверялись и чем славились. По воле провидения те, кто занимал важное положение, стали пленниками, а жившие в богатстве и тратившие больше, чем имеют, доведены до нужды и живут в бедности и, по-видимому, им дается возможность видеть тех, кто раньше уповал на них и заискивал перед ними. Но дерево праведности, которое посажено в доме ГоспоОнем, приносит Ему плод; оно не будет срублено, и листья его не высохнут.
(2) Приняты меры предосторожности, чтобы корень сохранился (ст. 12): «Но главный корень его оставьте в земле, чтобы он был незащищен от непогоды. Пусть останется в пренебрежении, погребенный в траве. Пусть животные, которые раньше укрывались в ветвях, теперь отдыхают на этом пне. Но для того, чтобы он не был расколот на щепки и его не растоптали в пыль и чтобы показать, что он хранится для лучших дней, пусть будет он в узах железных и медных для сохранения его в целости». Отметьте: наказывая, Бог помнит о милости и может хранить блага для тех, чье положение кажется жалким. Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски (Иов 14:7−9).
(3) Значение этого сна Навуходоносору объяснил сам ангел (ст. 13). Какой бы человек ни подразумевался под этим деревом, он приговорен быть лишенным чести, положения и достоинств человека, он будет лишен возможности использовать свой разум, а будет жить как животное, пока не пройдут над ним семь времен. Пусть дастся ему сердце звериное. Безусловно, это самое суровое и печальное из всех временных наказаний, которое в тысячу раз хуже смерти; и хотя подвергшиеся ему менее всего ощущают его, но пусть все стальные боятся и осуждают его больше любого другого. Более того, какое бы внешнее наказание ни было угодно Богу возложить на нас, у нас есть основания терпеливо нести его и благодарить, что Он позволяет нам пользоваться своим разумом и иметь мир в совести. Но те гордые тираны, которые ум свой ставят наравне с умом Божиим (Иез 28:6), могут вполне быть лишены сердца человеческого и получить взамен сердце звериное.
(4) Эта истина подтверждена (ст. 14): «Повелением Бодрствующих это определено, и по приговору Святых назначено». Так определил Бог как праведный Судья; Он подписал этот указ и соответственно вечному совету указ вступил в силу.
[1] Его подписали ангелы небесные; они подтвердили и одобрили его. Он был определен повелением Бодрствующих, но это не значит, что великий Бог нуждался в совете и согласии ангелов при принятии решения или совершении действия, но как Он пользуется их служением, приводя в исполнение Свои советы, так иногда представлен в виде людей, словно Он советуется с ними: «Кого Мне послать?» (Ис 6:8). «Кто склонил бы Ахава!» (3Цар 22:20). Это подразумевает торжественность данного приговора. Царское резюме, или краткое изложение, гласит: «Teste те ipso — в моем присутствии», но документы обычно подписывали так: «His testibus — в присутствии нас, нижеподписавшихся»; такова была участь Навуходоносора; она была определена повелением Бодрствующих.
[2] Святые на земле просили об этом, равно как и ангелы на небесах: «По приговору Святых это назначено». Страдающий народ Божий, который долгое время стонал под тяжелым ярмом тирании Навуходоносора, возопил к Нему об отмщении; они потребовали — и Он дал ответ, ибо когда угнетаемые возопиют к Богу, то Он услышит (Исх 22:27). По слову Илии во времена Ахава был вынесен приговор, что больше не будет дождя, когда он ходатайствовал против Израиля (3Цар 17:1).
(5) Объявлена цель, ради которой определено это наказание. Приказ срубить дерево отдан, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует. Этот приговор должен быть приведен в исполнение для обличения безрассудного неверующего мира в том, что истинное есть Бог, судящий на земле, — Бог, Который управляет миром и не только собственным царством в нем и делами этого царства, а также руководит царством человеческим и владычеством, которое один человек одерживает над другим, и дает его кому хочет; именно Он одного унижает, а другого возносит (Пс 74:7−8). Он возвышает людей, дает им силу и владычество, когда они меньше всего ожидали этого, и перечеркивает планы амбициозных людей. Иногда Он поставляет уничиженного между людьми и через него содействует собственным целям. Он ставит людей ничтожных, как Давид, который был взят от овчарни, и из праха поднимает бедного, чтобы посадить его с князьями (Пс 112:7−8). Более того, иногда Он ставит плохих людей, чтобы они были бичом для раздражающего Его народа. Он может это сделать, Он вправе это сделать и не дает отчета ни в каких делах Своих. Смиряя Навуходоносора, Он хотел, дабы живущие знали об этом. Мертвые, которые отправились в мир духов, в мир воздаяния, знают это; они знают, что Всевышний владычествует, и живущие должны узнать и отложить в своем сердце, что они должны заключить мир с Богом до того, как будет слишком поздно.
Так во всем объеме и честно Навуходоносор пересказал свой сон и потребовал, чтобы Даниил истолковал то, что он увидел и услышал (ст. 15), ибо убедился, что никто другой не может сделать этого, и был уверен, что Даниил может, ибо дух святых богов в тебе, или Святого Бога, — правильный титул Бога Израиля. Многое можно ожидать от тех, в ком пребывает Дух Святого Бога. Неясно, подозревал ли Навуходоносор, что этим сном ему была показана его собственная участь; возможно, он был настолько самоуверен и тщеславен, что в его сознании здесь мог быть представлен другой правитель, соперничающий с ним, и именно его падение было представлено ему в этом приятном сне; но независимо от того, благоприятный это для него сон или нет, он очень хотел узнать от Даниила его истинное значение и надеялся, что он объяснит его. Когда Бог дает нам общее предостережение о Своих судах, то мы должны стараться понять в них Его намерения — услышать глас Господень, вопиющий в городе.
Стихи 16−24. В этих стихах представлено толкование сна Навуходоносора; и если бы он применил его к себе и заявил, что он — то дерево, явленное во сне (mutato nomine de te fabula narratur — измени только имя, и этот сон будет о тебе), если только сказать: «Ты — тот человек», то совсем немного нужно добавить для пояснения этого сна. От уст своих он осудится; таков будет его приговор, он сам решил. Вопрос был настолько прост, что Даниил, услышав сон, около часа пробыл в изумлении (ст. 16). Он был изумлен и поражен ужасом, увидев, какое страшное наказание приближалось к великому правителю. Его плоть трепетала от страха перед Богом. Он также смутился, осознав, что должен быть тем человеком, который принесет царю эти грозные новости. Он принял много милостей от царя и скорее желал, чтобы этот сон он услышал от кого-то другого. Это говорит о том, что он не желал горестного дня, что боялся его и мысли о нем беспокоили его. Писание говорит, что пришедшие после гибели грешника ужаснутся о дне том, в то время как современники, увидевшие его приближающимся (как в данном случае Даниил), будут объяты трепетом (Иов 18:20).
I. Вступление к толкованию представляет собой обычный комплимент, который Даниил, как придворный, сделал в адрес царя. Царь заметил, что он стоял как человек изумленный, и решил, что тот не желает говорить из страха обидеть его, и поэтому ободрил его быть прямым и честным с ним: «Да не смущает тебя этот сон и значение его». Эти слова он говорит (1) как человек, искренне желающий узнать истину. Отметьте: кто советуется у пророков Божьих, тот должен быть готов принять их пророчества такими, какие они есть, — то ли благоприятные, то ли плохие; они также должны позволить своим служителям не бояться их.
(2) Или как человек, презирающий истину и бросающий ей вызов. Когда впоследствии мы видим, как беспечен он был к этим предостережениям, то склонны предположить, что значение этих слов таково: «Да не смущает это тебя, ибо я решил, что это не должно беспокоить меня, и поэтому я не буду принимать близко к сердцу». Беспокоился он о себе или нет, но Даниил беспокоился о нем и поэтому желает: «Твоим бы ненавистникам сон этот. Да обрушится это зло на голову твоих врагов, а не на твою голову». Хотя Навуходоносор был идолопоклонником, преследователем и угнетателем народа Божьего, тем не менее в настоящее время он был царем Даниила; и поэтому хотя пророк предвидел и сейчас собирался предсказать зло, но не осмеливался желать ему зла.
II. Толкование самого сна представляет собой его повторение в адрес царя. «Что же касается дерева, которое ты видел большим и крепким (ст. 17−18), то это — ты, царь!» (ст. 19). Он хочет, чтобы царь во всей полноте получил информацию (как раньше: «Ты — это золотая голова»), и поэтому продолжает. Он показывает царю его нынешнее процветающее положение в свете его сновидения: «Величие твое возросло и достигло до небес (насколько это возможно для человека), и власть твоя — до краев земли» (Дан 2:37−38). «Что касается приговора, вынесенного дереву (ст. 20), то это определение Всевышнего, которое постигнет господина моего, царя» (ст. 21). Он не только лишится престола, но и будет отлучен от людей; а, лишившись разума и имея в груди звериное сердце, обитание его будет с полевыми зверями, и с ними теперь он будет общаться. Он будет есть траву, как вол, и, подобно зверям, незащищен от непогоды; он будет орошаем росою небесною, и так будет продолжаться, пока семь времен не пройдут над ним, то есть семь лет; и тогда он узнает, что Всевышний владычествует; и когда он осознает и признает это, тогда царство вновь вернется к нему (ст. 23): «Царство твое останется при тебе и оно будет так же крепко, как корень дерева в земле, и ты получишь его, когда познаешь власть небесную». Здесь Бог назван небесами, потому что на небесах поставил престол Свой (Пс 112:19) и оттуда видит всех сынов человеческих (Пс 32:13). Небеса, небеса — Господу; а влияние, которое видимые небеса оказывают на землю, является слабой демонстрацией владычества Бога небесного над этим нижним миром; Писание говорит, что мы согрешили против неба (Лк 15:18). Отметьте: мы можем с радостью насладиться своими правами и властью над собой и другими лишь в том случае, если признаем право Бога владычествовать над нами и всем, что мы имеем.
III. В заключение толкования Даниил как пророк дает благочестивый совет царю (ст. 24). Волнует его толкование сна или нет, но слово совета было весьма своевременно: если он беспечен, то оно пробудит его, если обеспокоен — то утешит; оно вполне совместимо со сном и его толкованием, ибо Даниил знал, что оно должно быть условным, как предсказание о разрушении Ниневии. Обратите внимание:
(1) Как смиренно он дает совет, с какой нежностью и уважением: «Царь, да будет благоугоден тебе совет мой; прими его с хорошей стороны, как совет, данный с любовью, истолкуй его правильно». Отметьте: грешников нужно уговаривать сделать добро и с уважением просить, чтобы они сделали благо себе. Апостол просит людей принять слово увещания (Евр 13:22). Мы считаем, что достигнута хорошая цель, если убедили людей хорошо воспринимать добрый совет, если они терпеливо воспринимают его.
(2) Какой он дает совет. Он не предлагает ему вникнуть в суть физиологии, чтобы предотвратить помутнение рассудка, а оставить путь греха, на котором он стоял, и изменить свою жизнь. Он причинял зло своим подчиненным и был нечестен со своими союзниками и поэтому должен искупить грехи свои правдою, воздавая каждому его часть и возмещая за причиненное зло, а не радоваться, когда сила одерживает верх. Он был жесток к бедным, к Божьим нищим, к бедным евреям, и поэтому должен искупить беззакония свои милосердием к бедным, сострадая угнетенным, давая им свободу или делая их плен легким. Отметьте: необходимо, чтобы при покаянии мы не только прекратили делать зло, но и научились делать добро, не только не причиняли никому вреда, но и делали всем добро.
(3) Каковы мотивы, побудившие его дать этот совет: чтобы продлился мир твой. Хотя это не может полностью предотвратить наказание, но благодаря этому может быть дана отсрочка (как было с Ахавом за то, что он смирился, 3Цap 21:29). То ли беда придет позже. го ли она будет длиться меньше ом не может заверит ь и этом, но так может быть, так может случиться. От метьте: возможность предотвратить временное наказание является достаточным стимулом, чтобы сделать себя хорошим, оставить путь греха и изменить свою жизнь; это наверняка предотвратит нашу верную гибель. «Это исправит твою ошибку, — читают некоторые, — тогда противостояние закончится, и все будет вновь хорошо».
Стихи 25−30. Эти стихи описывают исполнение сна Навуходоносора, оправдывают и подтверждают истолкование его Даниилом. Нам не сообщается, как он воспринял его: был ли он доволен Даниилом или нет; но здесь говорится:
I. Что Бог был терпелив к нему: все это сбылось над царем, но не сразу, а по прошествии двенадцати месяцев (ст. 26) — так продлился мир его; и хотя не похоже, чтобы он оставил грехи свои или искупил их милосердием к бедным пленникам, ибо пленников своих не отпускал домой (Ис 14:17), за это Бог продолжал бороться с ним. Даниил посоветовал ему покаяться, а Бог подтвердил его слово, дав время для покаяния, и оставил на еще один год, прежде чем обрушил на него это наказание. Отметьте: Бог долготерпит провоцирующих Его грешников, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2Пет З:9).
II. О его гордости, высокомерии и злоупотреблении терпением Бога. Он расхаживал по царским чертогам в Вавилоне, гордый и довольный собой, с удовольствием глядя на этот огромный город, который со всеми прилежащими территориями был в его распоряжении, и сказал то ли сам себе, то ли окружающим, возможно, иноземцам, которым показывал свое царство и его славу: «Это ли не величественный Вавилон?» Да, он велик, он занимает огромную территорию — не менее сорока пяти миль внутри городских стен. В нем было много жителей, и они были богаты. Это был золотой город, и поэтому его вполне можно было назвать великим (Ис 14:4). Он смотрел на грандиозность домов, стен, башен и государственных учреждений и думал, что в Вавилоне все выглядит величественно: «И этот величественный Вавилон построил я». Вавилон построили за много веков до его рождения, но так как он укрепил и украсил его, можно предположить, что он был значительно перестроен за время его длительного и пронветающего царствования. Навуходоносор хвалится, чю ом построил его, как Август Цезарь хвалился постройкой Рима, Lateritiam inveni, marmoream reliqui — Когда я пришел, он был кирпичный, а когда — уходил мраморный. Он хвалится, что построил его быть домом царства, то есть сделал главным городом своей империи. Этот огромный город по сравнению со странами, находящимися в его владычестве, был подобен всего одному дому. Он построил его с помошью своих подчиненных, тем не менее хвалится, что сделал это силою своего могущества; он построил его для собственной безопасности и удобства, но, словно для этого у него нет повода, хвалится, что построил его только ради славы своего величия. Отметьте: гордость и самонадеянность — те грехи, которые чаще всего завладевают великими людьми, обладающими великими благами в этом мире. Они склонны присваивать себе ту славу, которая надлежит одному Богу.
III. О его наказании за эту гордость. Когда он ходил с важным и напыщенным видом, хвастаясь собой и восхищаясь собственной тенью, и еще речь сия была в устах царя, с неба сошло могущественное слово, согласно которому он был мгновенно лишен (1) своих почестей как царь: «Царство отошло от тебя». Когда он подумал, что возвел непреодолимые укрепления для сохранности своего царства, в тот же момент оно отошло от него; когда он подумал, что очень хорошо охранял его и никто не сможет отнять это царство у него, оно само отошло. Как только он стал абсолютно неспособным управлять им, оно было взято из его рук.
(2) Он был лишен своей чести как муж. Он лишился разума и из-за этого потерял владычество: «И отлучат тебя от людей» (ст. 29). Так и произошло (ст. 30): и тотчас отлучен он был от людей. Внезапно он был поражен безумием в наивысшей степени, как это когда-либо случалось с людьми. Разум и память покинули его и все способности разумного человека перестали функционировать, и поэтому он превратился в животное в образе человека. Он ходил обнаженным и подобно зверю избегал общества разумных тварей, бегал обнаженным по полям и лесам; по прошествии определенного времени и после многочисленных попыток вернуть ему разум слуги оставили его и больше не присматривали за ним. В нем находился дух не хищника (например льва — царя зверей), а животного жалкого и презренного, ибо он ел траву, как вол, и, возможно, не говорил человеческим голосом, а мычал, как вол. Некоторые полагают, что все его тело было покрыто шерстью, но волосы на голове и лице, так как их не подстригали и не расчесывали, выросли, как перья у орла (англ. пер.), а ногти у него — как у птицы. Давайте остановимся на минутку, посмотрим на это жалкое зрелище и примем от него наставление.
[1] Давайте посмотрим, какая милость — использовать свой разум; как благодарны мы должны быть за него; как осторожны должны быть, чтобы не сделать ничего, что спровоцировало бы Бога или лишало нас возможности владеть собой. Давайте научимся ценить собственный разум и жалеть тех, кто находится во власти грусти, отчаяния или безумия, научимся быть очень осторожными, порицая их и общаясь с ними, ибо это испытание часто касается людей и в той или иной степени может коснуться нас.
[2] Давайте отметим тщетность человеческой славы и величия. Неужели это Великий Навуходоносор? Это презренное животное, которое выглядит ничтожнее самого бедного нищего? Неужели это тот человек, который так величественно смотрелся на престоле, выглядел грозным в военном стане, имел достаточно хитрости, чтобы подчинить и руководить царствами, а теперь он настолько лишен разума, что не понимает необходимость прикрыться одеждой? Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства? (Ис 14:16). Поэтому да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею.
[3] Давайте посмотрим на этом примере, как Бог противится гордым, как Ему нравится унижать их и предавать презрению. Навуходоносор хотел быть значительнее остальных людей, и поэтому Бог справедливо делает его ничтожнее людей и ставит на одну ступеньку с тварями, которые соперничают со своим Творцом (см. Иов 40:11−13).
Стихи 31−34. Эти стихи рассказывают об исцелении Навуходоносора от безумия, когда к нему вернулся здравый рассудок. Это произошло по окончании дней тех, то есть семь лет спустя — так долго он оставался монументом Божьей справедливости и трофеем Его победы над сынами гордости; и он стал особым монументом благодаря тому, что обезумел, а не был поражен насмерть ударом молнии; тем не менее ему была оказана милость, так как он остался жив, ибо, пока теплится жизнь, есть надежда, что мы прославим Бога, как царь в данной ситуации: «По окончании же дней тех, — говорит он, — я возвел глаза мои к небу (ст. 31): больше не смотрел в землю, как животное, а начал смотреть вверх как человек». Os homini sublime dedit — благодаря небесам человек ходит прямо. Но это было не все; он посмотрел на небеса как благоговейный человек, раскаявшийся и смиренный проситель о милости, который, возможно, только сейчас осознал собственную ничтожность.
I. Разум полностью вернулся к нему, и в здравом разуме он прославляет Бога и смиряется под Его могущественной рукой. Ему было сказано, что он будет оставаться в таком жалком виде, пока не познает, что Всевышний царствует, и теперь мы видим, что он осознал это: «Разум мой возвратился ко мне, и благословил я Всевышнего». Отметьте: вполне справедливо лишенными разума можно считать тех, кто не благословляет и не славит Бога. Люди неверно используют свой разум до тех пор, пока не становятся религиозными; они не живут как люди, пока не воздают славу Богу. Как разум является основой или причиной возникновения религии (и поэтому творения, не имеющие разума, не могут быть религиозными), так и религия является венцом и славой благоразумия; и если им мы не славим Бога, то наш разум дан нам напрасно, и однажды мы пожалеем, что он был дан нам. Это было первое действие, свершенное Навуходоносором, когда к нему вернулся разум; и когда он занял свой разум этим делом, но не ранее, он стал достойным, чтобы применять его в других сферах. А пока в течение долгого времени он не мог применять его в других областях, он не использовал его и для прославления Бога, что является великой целью, ради которой нам дан разум. Его безрассудство оказалось средством, благодаря которому он стал мудрым; он не исцелился благодаря своему сну, в котором увидел свое наказание (он скоро забылся, как все сны), а ему пришлось прочувствовать его, и тогда ухо его было открыто для вразумления. Чтобы прийти в себя, ему нужно было вначале выйти из себя. Из этого следует, что хорошие мысли, возникшие в нем, и хорошие дела, совершенные в нем, были не от него самого (ибо он не принадлежал себе), а это был дар Божий. Так давайте посмотрим, к познанию чего наконец-то пришел Навуходоносор, чтобы научиться, каким истинам, касающимся Бога, нужно верить.
1. Что Всевышний живет вечно и Его Личность не знает ни перемен, ни времен, ибо все это от Него. Льcтецы часто делали ему комплименты: «Царь! Живи вечно!» Но теперь он убедился, что никто из царей не живет вечно, кроме Бога Израилева, Который остался тем же.
2. Что Его владычество, как и Он сам, вечное, и Иго царство в роды и роды; в Его царстве нет ни престолонаследия, ни перемен. Он не только живет, но и царствует вечно, и Его владычеству нет конца.
3. Что все, живущие на земле, перед Ним ничего не значат. Он не нуждается в них; Он не отчитывается о них. Величайшие люди по сравнению с Ним меньше, чем ничто. Кто думает возвышенно о Боге, тот скромно думает о себе.
4. Его царство повсеместно, и воинство небесное и живущие на земле являются Его подданными и пребывают под Его контролем и ограничением. Ангелы и люди служат Ему и предоставляют отчет; самый превознесенный ангел подчиняется Его повелениям, равно как и самый незначительный из сынов человеческих не лишен Его внимания. Ангелы небесные — это Его армии, а жители земли — Его арендаторы.
5. Что Его сила непреодолима, а Его верховная власть неконтролируема, ибо по воле Своей Он действует, согласно Своим намерениям и целям, согласно Своим указам и советам; Он делает все, что Ему угодно; что Он назначил, то совершает, и никто не может противостоять Его воле и изменить Его решение. Кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «Что Ты сделал?» Никто не может требовать у Него отчета о Его действиях, спрашивать об их значении или требовать, чтобы Он обосновал их. Горе тому, кто сражается со своим Творцом, кто говорит Ему: «Кто Ты такой?» или: «Что ты сделал?»
6. Что все, что Бог делает, хорошо: «Дела Его истинны, ибо все они соответствуют Его слову, и пути Его праведны — мудры и справедливы и точно соответствуют принципам благоразумия и справедливости; никакой ошибки не может быть найдено в них».
7. Что у Него есть сила, чтобы смирить Своих надменных врагов, которые противятся или соперничают с Ним: «Он силен смирить ходящих гордо (ст. 34)»; Он в состоянии справиться с теми, кто абсолютно уверен в своей самодостаточности и осмеливается соперничать с Ним.
II. Его разум во всей полноте вернулся к нему, и он вновь радуется своему положению и наслаждается восстановленным процветанием (ст. 33): «В то время ко мне возвратился разум мой»; он и ранее говорил (ст. 31), что разум возвратился к нему, а здесь вновь упоминает об этом, ибо мы никогда не можем быть в достаточной степени благодарны за то, что можем использовать свой разум. Теперь взыскали его советники его; ему не нужно было разыскивать их; они скоро осознали, что не только разум вернулся к нему и он способен царствовать, но что он исцелен с пользой и более чем когда-либо годен для управления государством. Возможно, что сон и ею толкование были хорошо известны, и о них много говорили нри дворе; а раз исполнилась первая часть предсказания о том, что он станет безумным, то не сомневались, что, согласно этому же предсказанию, через семь лет разум вновь вернется к нему; и с уверенностью в этом по прошествии определенного срока они были готовы принять его. И тогда возвратились к нему сановитость и прежний вид его, который он имел до того, как безумие поразило его. Теперь он был утвержден в своем царстве так крепко, словно в его царствовании не было перерыва. Он стал глупцом, чтобы стать мудрым, мудрее, чем прежде; и тот, кто совсем недавно во всей полноте испытал позор и бесчестие, был восстановлен на царство, и величие его еще более возвысилось по сравнению с тем, что он имел, когда начал завоевывать царство за царством.
Отметьте:
(1) Когда люди начинают почитать Бога, в частности терпеливо исповедуя свой грех, веруя и признавая Его владычество, только тогда, а не раньше они могут ожидать, что Бог облачит их честью: не только восстановит их прежнее достоинство, утерянное из-за греха первого Адама, но и возвысит их величие благодаря праведности и благодати второго Адама.
(2) Страдания будут длиться лишь до тех пор, пока они не совершат ту работу, для которой были посланы: пока царь не признал владычество Бога над собой.
(3) Всякое описание того, как Бог обращается с нами, должно заканчиваться хвалой Ему. Когда царство возвратилось к Навуходоносору, тогда он прославил, превознес и возвеличил Царя небесного (ст. 34), прежде чем вернуться к своим мирским делам. И нам дан разум, чтобы мы могли прославить Его, а процветание — чтобы у нас был повод прославить Его.
Вскоре после этого жизнь и царствование Навуходоносора подошло к концу. Абиден (Abydenus), цитируя Евсевия (Eusebius, Prap. Evang. 1.9), докладывает, что, согласно традициям халдеев, на своем смертном одре он предсказал взятие Вавилона Киром. Нам не сообщается, был ли они при этом в здравом рассудке, но ничто не свидетельствует о противоположном; и если такой великий хулитель и преследователь обрел милость, то он не последний; и если наше милосердие может зайти так далеко, чтобы надеяться, что так и было, то мы должны восхититься свободной благодатью, по причине которой он потерял свой разум на какое-то время, чтобы получить возможность спасти свою душу навечно.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Даниила, 4 глава