4:1 разуметь нас Павел хотел, чтобы каждый считал его и других служителей лишь посланниками, которых Бог посвятил (ср. 3:9,22). служителей Павел выражает свое смирение, используя слово, буквально означающее «нижних гребцов». Оно относилось к самым презренным рабам на галерах, которые двигали самым нижним рядом весел на корабле (9:16; см. Лк 1:2; Деян 20:19). домостроителей Павел определяет свои апостольские обязанности, используя слово, которое первоначально означало человека, уполномоченного отвечать за весь дом своего господина, т.е. за здания, поля, финансы, продовольствие, других слуг, а иногда даже и за детей господина. Ср. 1Пет 4:10. тайн Божиих В Новом Завете «тайна» означает ранее сокрытое Божье откровение. См. пояснения к 2:7; Мф 13:11; Еф 3:4,5. Здесь это слово употребляется в самом широком смысле как полностью открытая Божья истина в Новом Завете (Деян 20:20,21,27; 2Тим 2:15; 3:16). Именно всю эту истину Павел должен был хранить и распространять как Божий служитель и домостроитель.
4:2 верным Самое основное качество служителя и домостроителя — послушание своему хозяину (ст. 17; 7:25; ср. Мф 24:45−51; Кол 1:7; 4:7).
4:3 другие люди Павел не проявляет высокомерия и не ставит себя выше других служителей, других христиан или даже некоторых неверующих. Он говорит, что человеческое суждение и даже его собственное для него мало что значит.
4:4 ничего не знаю за собою Павел не знал за собою какого-либо неисповеданного или привычного греха, но его ограниченный разум понимал, что его мнение не было последним (см. пояснение к 2Кор 1:12). тем не оправдываюсь Собственная искренняя оценка Павлом своей жизни не оправдывала все его неудачи. Господь Вот Кто высший и единственный Судья, способный вынести приговор о послушании и верности любого человека (2Тим 2:15). См. пояснения к 2Кор 5:9,10.
4:5 скрытое во мраке… сердечные намерения Речь идет о скрытых намерениях, мыслях и оценках, которые знает только Бог. Поскольку окончательные награды будут основываться не на внешнем служении, а на внутренней преданности (ср. 10:31), только Бог может воздать каждому по его заслугам. См. пояснения к 3:12−14.
4:6 Это Павел говорит образным языком о служителях Господних, включая себя самого и Аполлоса, как о земледельцах (3:6−9), строителях (3:10−15), служителях и домостроителях (ст. 1−5). ради вас Смирение Павла, выраженное в свете Божьего суждения о величайших апостолах и проповедниках, было полезным научением для верующих не возвышать кого-либо из них (ср. Быт 18:27; 32:10; Исх 3:11; Суд 6−15; Мф 3:14; Лк 5:8; Ин 1:26,27; Деян 20:19; 2Кор 3:5; Еф 3:8). что написано Верных слуг Божиих нужно почитать только в рамках того, что написано (1Фес 5:12; 1Тим 5:17; Евр 13:7,17). превозносились Гордость и высокомерие были большими бедами церкви в Коринфе (см. ст. 18,19; 5:2; 8:1; 13:4; 2Кор 12:20).
4:7 хвалишься Гордость есть обман, ибо все, что имеет человек, ниспослано Божьей рукой (ср. 1Пар 29:11−16; Иов 1:21; Иак 1:17).
4:8 пресытились… обогатились… стали царствовать Здесь Павел строго укоряет коринфян, используя хвалебный сарказм, и говорит о том, что они в самодовольстве якобы достигли духовного величия. Они были подобны лаодикийцам (см. Откр 3:17). Ср. Флп 3:12; Тим. 4:8; Иак 1:12; 1Пет 5:4. царствовали И все же Павел действительно желал, чтобы наступило Тысячелетнее царство, в котором они все могли бы разделить славу Господа.
4:9 последним Имеются в виду узники, которых доставляли на арену в Риме. Тем, кого мир считал униженными и забытыми Богом, был уготован прекрасный финал. В своей непревзойденной мудрости и для Своей всевышней славы Бог показывает людям и Ангелам «последних» как тех, кого Он посадит на двенадцати престолах рядом с престолом Своей славы (ср. Мф 19:28). Подобно гладиаторам, верующих презирали, оплевывали, избивали, держали в узах, и, тем не менее, Господь через них прославил Свое имя, употребив их для строительства Своего царства.
4:10 безумны… мудры Снова прибегая к сарказму, на этот раз в отношении самого себя, Павел укоряет коринфян в их гордыне (ср. Деян 17:18).
4:11−13 Апостолы и первые проповедники относились к самым низким сословиям. Если коринфские верующие почитали себя за царей (ст. 8), Апостол знал, что является страждущим рабом (ср. 2Кор 1:8,9; 4:8−12; 6:4−10; 11:23−28).
4:12 своими руками Апостолы занимались физическим трудом, что греки, включая некоторых членов церкви в Коринфе, считали ниже своего достоинства и подходящим только для рабов. Но Павел не чуждался никакого полезного труда, необходимого для поддержания жизни проповедника (ср. Мф 18:3; 20:34; 2Кор 11:23−28; 1Фес 2:9; 2Фес 3:8; 2Тим 3:12).
4:13 сор… прах Под грязью, налипшей на стенки посуды, или мусором подразумевались самые отъявленные преступники, которых часто приносили в жертву при языческих обрядах. Не в очах Бога, но мира к ним относились Павел и его собратья. Какой укор гордым, плотским коринфянам, которые возносили себя так высоко, в то время как Апостол так смирял и унижал себя.
4:14 возлюбленных детей Несмотря на плотское состояние и иногда даже страшную незрелость Коринфской церкви, Павел всегда смотрел на нее с любовью (ср. 2Кор 12:14,15; Гал 4:19; Флп 1:23−27; 3Ин 4). вразумляю Т.е. предостерегаю, выговариваю, предполагая, что что-то неверно и должно быть исправлено (ср. 18:15−20; Деян 20:31; 1Фес 2:7−12; 5:14).
4:15 тысячи наставников По сути, выражение говорит о «бесчисленном количестве учителей» и относится к духовным наставникам, работающим с детьми. Только Павел был их духовным отцом, следовательно, никто кроме него не проявлял о них такой заботы.
4:16 подражайте мне См. 11:1. Смелый, но справедливый призыв. Духовные наставники должны показывать достойный пример христианского поведения (ср. 1Тим 4:12; Евр 13:7).
4:17 Тимофея Он был настолько верным учеником Павла, что тот с полной уверенностью мог посылать его в любое место. Ср. 2Тим 2:2; 3:10−14. я учу Речь идет об учении, а не совете. Своим личным словом и примером Тимофей подкрепит вечные истины, которые преподал ему Павел.
4:18,19 возгордились Они высокомерно полагали, что больше не встретятся с Павлом лично. Но он планировал, если Господь позволит, быть у них вскоре. Ради них самих и ради Евангелия он не мог оставаться безучастным к их греху гордыни (ср. Евр 12:6). При этой встрече станет ясно, насколько в действительности велика их духовная сила.
4:20 в слове… в силе Духовность определяется не горячностью слов, а ее жизнеспособностью (ср. Мф 7:21−23).
4:21 жезлом Духовные руководители должны пользоваться жезлом исправления, если люди упорствуют в грехе. В 5:1−13 дается и поясняется пример такого исправления (также см. Мф 18:15−18).
комментарии учебной Библии МакАртура на 1 послание Коринфянам, 4 глава