1−19. Разделение на чреды священников, потомков Аарона. 20−31. Их ближайшие помощники левиты.
1Пар 24:1. И вот распределения сыновей Аароновых: сыновья Аарона: Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар.
1Пар 24:2. Надав и Авиуд умерли прежде отца своего, сыновей же не было у них, и потому священствовали Елеазар и Ифамар.
1Пар 24:3. И распределил их Давид — Садока из сыновей Елеазара, и Ахимелеха из сыновей Ифамара, поочередно на службу их.
1Пар 24:4. И нашлось, что между сынами Елеазара глав поколений более, нежели между сынами Ифамара. И он распределил их так: из сынов Елеазара шестнадцать глав семейств, а из сынов Ифамара восемь.
Ко времени Давида сохранились две священнические линии, ведущие начало от двух младших сыновей Аарона — Елеазара и Ифамара, так как два его старшие сына — Надав и Авиуд умерли бездетными (Лев 10:1). Представителем первой линии был Садок, второй — Ахимелех. И так как в поколении Елеазара насчитывалось шестнадцать родов, а в поколении Ифамара — 8, та сообразно с этим и всех священнических классов получилось 24 (Ср. Неем 12:1−7:12−21.
1Пар 24:5. Распределял же их по жребиям, потому что главными во святилище и главными пред Богом были из сынов Елеазара и из сынов Ифамара,
1Пар 24:6. и записывал их Шемаия, сын Нафанаила, писец из левитов, пред лицем царя и князей и пред священником Садоком и Ахимелехом, сыном Авиафара, и пред главами семейств священнических и левитских: брали при бросании жребия одно семейство из рода Елеазарова, потом брали из рода Ифамарова.
Между 24-мя священническими классами, или группами, и было распределено служение при храме на целый год, причем очередь той или другой чреды определялась при помощи жребия, вынимаемого попеременно представителями каждой линии. Подобный порядок был наилучшим средством к устранению разного рода недоразумений, неизбежных в том случае, если бы сроки служения назначались по усмотрению Давида и первосвященников. Между прочим, они возникли бы ввиду того обстоятельства, что одни недели (праздничные) были более доходны, другие менее. Священники, принужденные по указанию власти служить в малодоходное время, были бы недовольны; и наоборот, недовольство не могло иметь места при жребии. Достигаемое им уравнение священников еще более усиливалось попеременным выниманием. Если бы к жребию были допущены сначала 16 старших родов Елеазара, то очень возможно, что на их долю досталась бы большая часть лучших недель, чем, конечно, были бы обижены роды Ифамара. Вынимая же жребий попеременно, те и другие могли получить худые и хорошие сроки. Определяемый путем жребия порядок служения священнических групп записывался писцом Шемаией, очевидно, для того, чтобы увековечить его и тем устранить возможность возникновения в последующее время разных недоразумений.
1Пар 24:7. И вышел первый жребий Иегоиариву, второй Иедаии,
1Пар 24:8. третий Хариму, четвертый Сеориму,
1Пар 24:9. пятый Малхию, шестой Миямину,
1Пар 24:10. седьмой Гаккоцу, восьмой Авии,
1Пар 24:11. девятый Иешую, десятый Шехании,
1Пар 24:12. одиннадцатый Елиашиву, двенадцатый Иакиму,
1Пар 24:13. тринадцатый Хушаю, четырнадцатый Иешеваву,
1Пар 24:14. пятнадцатый Вилге, шестнадцатый Имеру,
1Пар 24:15. семнадцатый Хезиру, восемнадцатый Гапицецу,
1Пар 24:16. девятнадцатый Петахии, двадцатый Иезекиилю,
1Пар 24:17. двадцать первый Иахину, двадцать второй Гамулу,
1Пар 24:18. двадцать третий Делаии, двадцать четвертый Маазии.
От имен перечисляемых в данных стихах лиц — глав священнических родов, получили название и священнические чреды. Такова чреда Иегоиаривова (7), к которой принадлежал священник Маттафия со своими сыновьями, известными братьями Маккавеями (1 Мак 2.1), Авиева (ст. 10), из которой происходил Захария, отец Иоанна Крестителя (Лк 1:5), Имерова (ст. 14), из членов которой известен современник пророка Иеремии священник Пасхор (Иер 20:1).
1Пар 24:20. У прочих сыновей Левия - распределение: из сынов Амрама: Шуваил; из сынов Шуваила: Иедия;
1Пар 24:21. от Рехавии: из сынов Рехавии Ишшия был первый;
1Пар 24:22. от Ицгара: Шеломоф; из сыновей Шеломофа: Иахав;
1Пар 24:23. из сыновей Хеврона: первый Иерия, второй Амария, третий Иахазиил, четвертый Иекамам.
1Пар 24:24. Из сыновей Озиила: Миха; из сыновей Михи: Шамир.
1Пар 24:25. Брат Михи Ишшия; из сыновей Ишшии: Захария.
1Пар 24:26. Сыновья Мерари: Махли и Муши; из сыновей Иаазии: Бено.
1Пар 24:27. Из сыновей Мерари у Иаазии: Бено и Шогам, и Заккур и Иври.
1Пар 24:28. У Махлия — Елеазар; у него сыновей не было.
1Пар 24:29. У Киса: из сыновей Киса: Иерахмиил;
1Пар 24:30. сыновья Мушия: Махли, Едер и Иеримоф. Вот сыновья левитов по поколениям их.
1Пар 24:31. Бросали и они жребий, наравне с братьями своими, сыновьями Аароновыми, пред лицем царя Давида и Садока и Ахимелеха, и глав семейств священнических и левитских: глава семейства наравне с меньшим братом своим.
Приводимый в данных стихах список левитских родов не заключает имен представителей гирсонитян, ввиду чего его нельзя ститать, как полагают некоторые, списком всех левитских родов. Имена перечисляемых здесь левитов совпадают с именами глав левитов, назначенных на «дела дома Господня» (1Пар 23:6−23). И так как этим последним принадлежало участие в богослужении (1Пар 23:28−32), то и можно думать, что в настоящем случае исчислены левиты, ближайшие помощники священников в данном отношении. За справедливость такого предположения говорит тот между прочим факт, что они вынимали жребий вслед за сынами Аарона (31 ст.).
1Пар 24:20. У прочих сыновей Левия - распределение: из сынов Амрама: Шуваил; из сынов Шуваила: Иедия;
Шуваил — внук Моисея, сын его сына Гирсона, названный в 1Пар 23:16 Шевуилом. Представителем происшедшего от него рода был во времена Давида некто Иедия, совершенно неизвестная личность.
1Пар 24:21. от Рехавии: из сынов Рехавии Ишшия был первый;
1Пар 24:22. от Ицгара: Шеломоф; из сыновей Шеломофа: Иахав;
1Пар 24:23. из сыновей Хеврона: первый Иерия, второй Амария, третий Иахазиил, четвертый Иекамам.
1Пар 24:24. Из сыновей Озиила: Миха; из сыновей Михи: Шамир.
1Пар 24:25. Брат Михи Ишшия; из сыновей Ишшии: Захария.
1Пар 24:26. Сыновья Мерари: Махли и Муши; из сыновей Иаазии: Бено.
1Пар 24:27. Из сыновей Мерари у Иаазии: Бено и Шогам, и Заккур и Иври.
1Пар 24:28. У Махлия — Елеазар; у него сыновей не было.
1Пар 24:29. У Киса: из сыновей Киса: Иерахмиил;
1Пар 24:30. сыновья Мушия: Махли, Едер и Иеримоф. Вот сыновья левитов по поколениям их.
Cp. 1Пар 23:17−23.
1Пар 24:26. Сыновья Мерари: Махли и Муши; из сыновей Иаазии: Бено.
1Пар 24:27. Из сыновей Мерари у Иаазии: Бено и Шогам, и Заккур и Иври.
Имя «Бено» («сын его») ни в каком случае не может быть признано за собственное. Упоминание же о чьем-то сыне предполагает исчезновение имени его отца. Другим признаком порчи текста является повторение фразы ст. 26: «сыновья Мерари» в начале ст. 27: исчисление, не имеющее себе параллели в предшествующих стихах.
комментарии Лопухина на первую книгу Паралипоменон, 24 глава