Во Втором послании к Тимофею ... он (Павел), человек, который под Божьим водительством основал и построил за пределами Палестины собрание Божье на земле, излил все свое сердце; и писал он его, видя, что это собрание терпит неудачу за неудачей, что отходит от принципов, на которых было основано. Дж. Н. Дарби
Введение
I. ОСОБОЕ МЕСТО В КАНОНЕ
Последние слова знаменитых людей обычно бережно хранятся в памяти тех, кто их любил. Хотя Второе послание к Тимофею и не было последними словами Павла в буквальном смысле слова, это последнее из известных нам писем апостола христианам, первоначально посланное им своему возлюбленному молодому заместителю Тимофею.
Сидя в мрачной римской темнице, свет в которую проникал лишь через отверстие в потолке, в ожидании казни через обезглавливание, высокодуховный, мудрый и отзывчивый апостол, теперь уже постаревший, изнуренный длительным и ревностным служением Богу, записывает последний призыв — твердо держаться той истины и жизни, которой Тимофей был научен.
Подобно другим «вторым» посланиям, 2 Тимофею посвящено теме лжеучителей и вероотступников последнего времени. Невольно напрашивается мысль, что лобовые атаки на подлинность 2 Тимофею (а еще больше — 2 Петра) предпринимаются преимущественно потому, что скептические религиозные руководители, создающие все эти «опровергающие» теории, используют религию, как маску, и виновны в том самом преступлении, о котором предостерегает нас Павел (3:1−9).
Что бы там некоторые ни говорили, Второе послание к Тимофею весьма необходимо и еще как подлинно!
II. АВТОРСТВО
Об авторстве 2 Тимофею см. «Введение» к пастырским посланиям.
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Второе послание к Тимофею было написано из тюрьмы (согласно преданию — Мамертинской тюрьмы в Риме, увидеть которую можно и сегодня).
Павла, как римского гражданина, не могли бросить львам или распять; он «удостоился чести» быть казненным мечом через отсечение головы. Так как он был убит при правлении Нерона, умершего 8 июля 68 г. , то и дата написания 2 Тимофею определяется где-то между осенью 67 г. и весной 68 г.
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА
Тема 2 Тимофею ясно выражена в 2:15: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины». В противоположность 1 Тимофею, где главный упор делался на коллективное поведение всей общины, здесь внимание уделяется прежде всего ответственности и поведению отдельной личности. Эту тему можно было бы сформулировать так: «Личная ответственность во времена всеобщего заблуждения».
Согласно этому письму, в церкви, называющей себя христианской, это общее заблуждение достигло огромных размеров. Она далеко отошла от веры и от истины. Какое воздействие оказывает подобное отступление на отдельного верующего? Есть ли ему оправдание, перестань он держаться истины и жить благочестиво? Послание дает однозначный ответ: «Нет!» Ты «старайся представить себя достойным...» Жизнь Даниила при дворе вавилонского царя (Дан 1) представляет подобную ситуацию. Из-за развращенности, долгое время царившей в Израиле, его вместе с другими юношами царь Навуходоносор увел в вавилонский плен. Они были лишены внешних форм иудейской религии — жертвоприношений, служения священников, поклонения в храме и т. п. Когда же через несколько лет Иерусалим был разрушен, а весь народ угнан в плен, храмовое служение на некоторое время полностью прекратилось.
Видя все это, сказал ли Даниил: «Будет лучше, если я забуду о законе и пророках и постараюсь приспособиться к обычаям и нравам Вавилона»? В анналы истории вошел поразительный ответ, которым стала вся его изумительная жизнь веры в, казалось бы, самых невыносимых обстоятельствах.
Таким образом, 2 Тимофею обращается к христианину, который видит, что коллективное свидетельство церкви нашего времени не имеет ничего общего с первоначальной новозаветной простотой и святостью. Несмотря ни на что, на нем лежит обязанность «жить благочестиво во Христе Иисусе» (2Тим 3:12).
План
I. Вступительные приветствия Тимофею (1:1−5)
II. Увещания Тимофею (1:6 — 2:13)
А. Быть верным (1:6−18)
Б. Быть стойким (2:1−13)
III. Верность, противостоящая вероотступничеству (2:14 — 4:8)
А. Верность истинному христианству (2:14−26)
Б. Грядущее вероотступничество (3:1−13)
В. Призыв перед лицом вероотступничества черпать из Божьей сокровищницы (3:14 — 4:8)
IV. Личные просьбы и замечания (4:9−22)
комментарии МакДональда на 2-е послание Тимофею, введение