III. НАСТАВЛЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ (2:1 — 3:16)
А. О молитве (2:1−7)
Павел изложил свое первое повеление Тимофею, касающееся лжеучителей, и теперь переходит к теме молитвы. Широко распространено мнение, что эти стихи относятся к молитве вслух, на людях, но в них нет ничего, что в равной степени нельзя было бы применить к молитвенной жизни, скрытой от глаз других.
2:1 Молитва за всех людей — это и привилегия, и обязанность. Приходить на аудиенцию к Богу во имя других людей — поистине неоценимая привилегия. Но это еще и обязанность, потому что мы в долгу перед всеми в том, что касается Благой Вести спасения.
Апостол перечисляет четыре аспекта молитвы: молитвы, прошения, моления и благодарения. Довольно трудно провести четкие границы между первыми тремя. В современном языке под прошением подразумевается горячая настоятельная просьба, но здесь речь идет скорее о конкретной просьбе, касающейся конкретной нужды. Слово, переведенное здесь как «молитвы», — понятие очень общее, включающее в себя все виды благоговейного обращения к Богу. Моления и молитвы — это различные виды ходатайств, с которыми мы обращаемся к Богу как к Владыке во имя других. Благодарения означают молитвы, в которых мы вспоминаем благодать и милость нашего Господа и изливаем наши сердца в благодарности Ему.
Подводя итог учению этого стиха, мы можем сказать, что в молитвах о всех людях христиане должны приближаться к Богу со смирением, преклонением, постоянством и благодарностью.
2:2 Здесь апостол особо упоминает о царях и всех начальствующих. Им должно принадлежать особое место в наших молитвах. В других местах Павел напоминает, что «все существующие власти от Бога установлены» (Рим 13:1) и что они — Божьи слуги на добро нам (Рим 13:4).
Этот стих предстает в особом свете, если мы вспомним, что написан он был во времена Нерона. То, что этот нечестивый правитель жестоко преследовал христиан, никак не повлияло на тот факт, что верующие должны молиться за глав правительств. НЗ учит, что христианин должен лояльно относиться к правительству, при котором он живет, за исключением случаев, когда правительство приказывает ему проявить неповиновение Богу. В таком случае его высший долг — послушание Богу. Христианин не должен участвовать в революциях или в актах насилия против правительства. Он может просто отказаться подчиниться приказу, противоречащему воле Бога, а потом спокойно и покорно принять наказание.
По словам апостола, мы должны молиться о правителях, чтобы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. Мы только выиграем, если правительство будет стабильно, а страну не будут сотрясать ни революции, ни гражданские войны, ни беспорядки, ни анархия.
2:3 То, что мы будем молиться о всех, включая царей и всех начальствующих, — хорошо и угодно Богу. Это хорошо само по себе и угодно Спасителю нашему Богу. В том, что Павел называет здесь Бога Спасителем, сокрыт глубокий смысл. Бог хочет, чтобы все люди спаслись. Поэтому молиться о всех — значит способствовать исполнению Его воли в этом отношении.
2:4 Далее объясняется сказанное в стихе 3. Бог хочет, чтобы все люди спаслись (Иез 33:11; Ин 3:16; 2Пет 3:9). Поэтому мы должны молиться о всех людях повсюду.
В этом стихе отчетливо видны Божественный и человеческий аспекты спасения. В первой части говорится о том, что человек должен быть спасен. Сам он этого сделать не в состоянии, спасти его должен Бог. Это Божественный аспект спасения. Для того чтобы обрести спасение, человек должен достичь познания истины. Бог никого не спасает насильно. Он не населяет небеса подданными-бунтовщиками. Человек должен прийти к Тому, Кто сказал: «Я есмь путь, и истина, и жизнь». Это человеческий аспект.
Из этого должно быть совершенно ясно, что в данном стихе ничто не говорит в пользу всеобщего спасения. Бог хочет, чтобы все люди спаслись, но спасутся отнюдь не все.
Тридцативосьмилетнее блуждание израильского народа по пустыне не входило в изначальный план Бога, но, тем не менее, они провели там все эти годы. Он позволил им странствовать, но это было отнюдь не той тропой благословения, которую Он для них приготовил.
2:5 Связь этого стиха с предыдущим не совсем ясна, тем не менее мысль здесь, скорее всего, такова: Бог един, значит, Он — единственный Бог всех людей и молитва должна адресоваться Ему во имя всех людей. Как единственный Бог, Он желает спасения всех людей. Если бы Он был одним из многих богов, то Его волновала бы судьба лишь Своих почитателей. Кроме того, един и посредник между Богом и людьми. В таком случае прийти к Богу иначе человек просто не может.
Посредник — это связной, который общается с обеими сторонами и передает их сообщения друг другу. Через Христа, Который Сам стал Человеком, Бог получил возможность прийти к человеку с прощением грехов. В результате каждый бедный грешник может прийти к Нему, и Бог его ни за что не отвергнет.
Этот Посредник, по словам Павла, — Человек Христос Иисус. Это никоим образом не отрицает Божественности Господа Иисуса. Чтобы стать посредником между Богом и людьми, Он должен быть и Богом, и Человеком.
Богом Господь Иисус является от самой вечности, Человеком же Он стал в яслях Вифлеема. Он представляет все человечество. Тот факт, что Он и Бог, и Человек, отражен в имени Христос Иисус. Имя «Христос» говорит о Нем, как о Божьем Помазаннике, Мессии. Иисус — имя, данное Ему в воплощении. Этот стих служит прекрасным ответом на все распространенные сегодня учения о том, что посредниками между Богом и людьми являются благословенная дева Мария, ангелы или же святые. На самом деле посредник только один, и имя Его — Христос Иисус.
Стих 5 кратко формулирует основную мысль ВЗ и НЗ. Един Бог — это главная весть ВЗ, вверенная Израилю; един посредник — главная весть НЗ, вверенная Церкви. Подобно тому как Израиль не справился с поручением, начав поклоняться идолам, так и Церковь, называющая себя христианской, пренебрегла своими обязанностями, назвав посредником других — Марию, святых, духовенство и других.
2:6 Главное ударение делается на том, что Бог желает, чтобы все люди спаслись. Здесь эта истина раскрывается с помощью того факта, что Христос Иисус предал Себя для искупления всех. Искупить кого-то — значит заплатить за его освобождение определенную цену. Обратите внимание, что искуплены все. Это означает, что совершенного Господом Иисусом на Голгофском кресте было достаточно, чтобы спасти всех грешников. Это не означает, что все будут спасены, так как определенную роль здесь играет и воля человека.
Стих 6 — один из многих, учащих, что Христос умер вместо других. Он умер «от имени» всех. Вопрос только в том, все ли это примут, но факт остается фактом: по своей ценности искупительное дело Христа достаточно для всех.
«Таково было в свое время свидетельство». То есть свидетельство об искупительном деле Христа должно было родиться в отведенное ему время. Тот самый Бог, Который желает, чтобы все люди спаслись, Который приготовил для всех путь к спасению, постановил, что Евангелие должно распространиться в тот самый период, в котором мы живем. Все это должно показать, насколько страстно желает Бог благословить человечество.
2:7 Как последнее свидетельство желания Бога, чтобы все человечество обрело спасение, Павел описывает свое назначение проповедником, и апостолом, и учителем язычников. Тогда, как и сегодня, язычники составляли большую часть населения мира. Апостол был послан не к той незначительной части человечества, какой был еврейский народ, а к народам языческим.
О себе Павел говорит как о проповеднике, апостоле и учителе. Проповедник — буквально глашатай, провозглашающий Евангелие. Должно быть, обязанности апостола намного шире: он не только проповедует Евангелие, но и основывает церкви, дает указания поместным церквам в вопросах порядка и взыскания, его слова, как посланника Господа Иисуса Христа, пользуются большим авторитетом. Учитель объясняет Слово Божье так, чтобы люди его поняли.
Желая придать своим словам еще больший вес, перед своим заявлением о том, что он учитель язычников, Павел добавляет: «истину говорю во Христе, не лгу.» Слова «в вере и истине», может быть, указывали на то, что свое служение учителя апостол совершал верно и честно, но еще более вероятно то, что они говорят о содержании его учения.
Другими словами, он наставлял язычников в вопросах, относящихся к истине и вере.
Б. О мужчинах и женщинах (2:8−15)
2:8 Здесь апостол снова возвращается к теме молитвы в собрании. В центре внимания стоят те, кто должен направлять народ Божий в молитве. Вступительные слова «итак желаю» выражают активное и богодухновенное желание Павла в этом вопросе. Итак, Павел говорит, что молитвой в собрании должны руководить мужи (то есть мужчины), а не женщины. И он имеет в виду всех мужчин, а не только пресвитеров.
Может показаться, что выражение «на всяком месте» означает, что каждый христианин может молиться в любое время, независимо от того, где он в этот момент находится. Но так как речь здесь все-таки идет о молитве в собрании, то и смысл стиха лучше истолковать как указание, что где бы смешанная группа христиан не собиралась для молитвы, руководить ею должны мужчины, а не женщины.
Далее следуют три требования к тем, кто молится вслух. Во-первых, они должны воздевать чистые руки. Но ударение здесь делается не столько на позе молящегося, сколько на его внутренней жизни. Его руки должны быть чистыми, святыми. Руки здесь символизируют весь образ жизни человека.
Во-вторых, он должен быть без гнева. Если кто-то, без колебаний дающий выход своему гневу, встает в церкви, чтобы говорить с Богом от имени присутствующих, это выглядит нелепо. Наконец, он должен быть без сомнения. Это, вероятно, значит, что молящийся должен верить в способность и желание Бога услышать молитву и ответить на нее. Подводя итог вышесказанному, заметим, что от такого человека требуется чистота и праведность в его личной жизни, любовь и мир в его отношениях с другими людьми, безоговорочная вера Богу.
2:9 Перечислив качества, необходимые молящемуся в собрании вслух, апостол описывает качества, которые должны характеризовать присутствующих в это время в собрании женщин. Прежде всего, говорит Павел, они должны быть в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием. К описанию приличного одеяния, данного Иоанном Златоустом, трудно что-либо прибавить:
«А что же тогда приличное одеяние? Покрывающее их полностью, скромно, без излишних украшений; ибо одно скромно, а другое нет. Что? Ты приходишь к Богу в молитве с искусно заплетенными волосами и золотыми украшениями? Разве ты пришла на бал? На свадебный пир? На карнавал? Там все эти драгоценности были бы уместны; здесь они ни к чему. Ты ведь пришла молиться, просить прощения за свои грехи, умоляя Господа, каяться в своих преступлениях... Долой такое лицемерие!» (John Chrysostom, цитируемый Alfred Plummer in The Pastoral Epistles, p.101.)
«Со стыдливостью» — значит, избегая всего, что могло бы вызвать краску стыда. Помимо прочего, к этому относится и скромное, благопристойное поведение. «С целомудрием» означает, что женщина будет одеваться сдержанно. Она не будет стараться привлечь к себе внимание дорогими и броскими нарядами. Они могут вызвать восхищение и зависть пришедших поклоняться Богу. С другой стороны, она не должна привлекать к себе внимание, одеваясь в лохмотья. Создается впечатление, что в отношении одежды Писание говорит о необходимости придерживаться золотой середины.
Вот некоторые из крайностей, которых надо избегать: плетение волос, золото, жемчуг, многоцветная одежда.
Под плетением волос имеются в виду не простые, скромно заплетенные косы, а замысловатые, броские прически. Драгоценности и дорогая одежда, служащие самовозвеличиванию, на молитвенном собрании неуместны.
2:10 Здесь описывается, чем женщины могут и должны себя украшать. Украшения, приличные женщине, посвящающей себя благочестию, — это добрые дела. Такое «одеяние» не только не отвлекает других от общения с Богом, но всячески этому общению способствует. Она не только не вызывает черной зависти, но поощряет и других следовать собственному примеру. Добрые дела — одна из ведущих тем пастырских посланий, уравновешивающая, что совершенно необходимо, здравое вероучение.
2:11 Что касается участия женщин в собраниях церкви, то они должны учиться в безмолвии, со всякою покорностью. Это согласуется со всеми другими высказываниями Писания на эту тему (1Кор 11:3−15; 14:34−35).
2:12 Когда Павел говорит: «А учить жене не позволяю», он произносит слова, данные ему Богом. Они отнюдь не отражение предрассудков Павла, как утверждают некоторые. Сам Бог постановил, что женщины не должны нести служение учителей на церковных собраниях. Из этого правила есть только два исключения: им позволено учить детей (2Тим 3:15) и молодых женщин (Тит 2:4). Не позволяется женщине и властвовать над мужем. Это означает, что она должна не господствовать над мужчиной, а быть в безмолвии. Здесь нужно, вероятно, добавить, что повеление во второй части стиха относится не только к жизни поместной церкви. Этот принцип был положен Богом в основу устройства человеческого общества: мужчине отведено место главы, женщине — место подчиненной. Это никоим образом не означает, что она человек второго сорта. Но это означает, что всякая попытка женщины властвовать или господствовать над мужчиной идет в разрез с Божьей волей.
2:13 За доказательством Павел обращается к истории создания Адама и Евы. «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева». Уже сам порядок создания говорит о многом. Создав мужчину первым, Бог предопределил ему быть главой, руководителем, слова которого имеют вес. То, что женщина была создана второй, означает, что она должна подчиняться мужу. Обращаясь за доказательством к порядку создания, Павел исключает всякую мысль о том, что это вопрос местной культуры.
2:14 Второе доказательство опирается на историю проникновения в человечество греха. Вместо того чтобы подойти к Адаму, змей со своей ложью и искушением отправился к Еве. Следуй Ева воле Бога, она бы не стала принимать решение самостоятельно, а пошла бы к Адаму и изложила ему суть дела.
Вместо этого она позволила сатане прельстить себя и впала в преступление. Кстати, обратите внимание, что лжеучителя и сегодня обычно ходят по домам в такое время, когда жена скорее всего одна, поскольку муж ее должен быть на работе.
Не Адам прельщен. Создается впечатление, что он согрешил, прекрасно сознавая, что делает. Некоторые утверждают, что Адам, увидев, что его жена уже впала в грех, не захотел разрывать свое единство с ней и поэтому согрешил и сам. Но в Писании нет ни одного указания на подобное. Оно просто говорит, что женщина была обманута, а Адам — нет.
2:15 Это один из самых трудных стихов в пастырских посланиях и количеству попыток объяснить его нет числа. Некоторые считают, что здесь простое обещание Бога спасти мать-христианку от смерти при чадородии. К сожалению, это не так, потому что некоторые благочестивые, преданные христианки умерли при родах. Другие полагают, что слово «чадородие» (дословно — «это чадородие») указывает на рождение Мессии и что женщины спасены через Рожденного женщиной. Это, однако, плохо вяжется со смыслом предыдущих стихов, потому что мужчины обретают спасение этим же путем. Вряд ли кто всерьез сможет предположить, что стих учит, якобы женщина получит вечное спасение за то, что стала матерью; это было бы спасение делами, и делами совершенно своеобразными по своей природе! Из всех толкований этого стиха наиболее приемлемым, на наш взгляд, является следующее. Прежде всего, спасение здесь относится не к спасению ее души, а к спасению ее положения в церкви. Из всего сказанного в этой главе у некоторых может сложиться впечатление, что женщине нет места ни в советах Бога, ни в Его целях и что она низведена до ничтожества.
Но Павел горячо возражает против подобного. Хотя женщине действительно не отведено никакой роли в общественном служении в церкви, у нее есть свое очень важное служение.
Бог постановил, что место женщины — дома, что ее служение — воспитание детей для чести и славы Господа Иисуса Христа. Подумайте о матерях великих тружеников христианской церкви! Эти женщины никогда не поднимались на кафедру проповедника, но, воспитывая своих детей для Господа, они были действительно спасены в том, что касается их положения, их плода для Бога.
Лиллей пишет:
«Она будет спасена от последствий греха и получит право занять влиятельное положение в церкви, если осознает, что ее предназначение — быть женой и матерью, при условии, конечно, что эта капитуляция позже будет скреплена печатью освященного христианского характера». (J.P. Lilley, The Pastoral Epistles Handbook for Bible Classes, p. 94.)
Здесь кто-то может спросить: «А как же те женщины, которые никогда не были замужем?» Дело в том, что здесь Бог обращается ко всем женщинам в целом. Большинство христианок все-таки выходит замуж и рожает детей. Что же касается тех, кто к их числу не принадлежит, перед ними широкое поле деятельности, никак не связанной ни с главенством над мужчинами, ни с проповедью с кафедры.
Обратите внимание на условное придаточное предложение в конце стиха 15: «Спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». Это обещание отнюдь не принадлежит к числу тех, что даются без каких-либо условий. Только в том случае, если муж и жена будут вести жизнь, достойную звания христианина, святить в своем доме Христа и воспитывать детей в страхе и наставлении Господнем, положение женщины будет спасено. Но если родители живут легкомысленной мирской жизнью, то их дети могут быть потеряны для Христа и Церкви. В таком случае женщина не достигнет такого высокого звания, которое уготовил ей Бог.
Не стоит думать, что если служение женщины совершается в тиши ее дома, оно уступает по важности тому, к которому прикованы взгляды людей.
Правильно сказано: «Миром управляет рука, качающая колыбель». На грядущем судилище Христовом значение будет иметь лишь верность, а она может проявляться и дома, и на кафедре.
комментарии МакДональда на 1-е послание Тимофею, 2 глава