«Книга Чисел способна внести уникальный вклад в жизнь каждого христианина, когда обширная последовательность ее исторического повествования рассматривается как параллель христианской жизни. Автор Послания к Евреям придает этому практическому применению огромное значение, посвятив ему две главы (Евреям 3 и 4).» Ирвинг Л. Дженсен
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Название четвертой книги Моисея является переводом ее названия в Септуагинте — «Arithmoi» — и, очевидно, возникло благодаря описанию переписей среди народа в первой и двадцать шестой главах, а так же другой информации численного порядка на протяжении всей книги.
Еврейское название дает лучшее описание всей книги в целом: «В пустыне» (Bemidbar). Повествование о сорока годах странствования по пустыне наполнено интересными и хорошо известными историями, среди которых исследование Ханаана соглядатаями, восстание сынов Корея, расцветший посох Аарона, медный змей, Валаам и его ослица, и другие менее известные события.
Не стоит полагать, что Числа — это просто история еврейского народа. Все эти события происходили и для нашего духовного назидания. Мы должны научиться на ошибках сынов Израилевых, и не повторять их. Следовательно, книга Чисел имеет огромную важность.
II. Aвторство
Согласно иудейскому и христианскому учениям, книга Чисел была написана великим законодателем Моисеем. Это широко оспаривается в либеральных кругах, но в Введении в Пятикнижие приводятся доводы в защиту авторства Моисея.
III. Bремя написания
Ученые-рационалисты относят написание Пятикнижия к более позднему периоду еврейской истории, однако большинство консервативных и верующих исследователей считают более приемлемой датой 1406 г. до н. э. (Более подробно об этом говорится в Введении в Пятикнижие).
IV. Исторический фон и тема
Историческим фоном книги Чисел, согласно ее еврейскому названию, служит пустыня. Описываемые в ней путешествия и странствования покрывают период примерно в 38 лет, с тех пор, как Израиль покинул гору Синай, до того, как они пришли в долины Моавские, расположенные напротив Земли Обетованной. Причиной странствований стало неверие иудейского народа, поэтому Бог не открывает им заранее предполагаемый маршрут. Как замечает У. Скруджи, «Действия Божьего народа вне Его воли не занесены в Его календарь».
Тогда как книга Левит уделяет особое внимание поклонению и духовному состоянию, главной темой Чисел является хождение и духовный прогресс (или его отсутствие!). Христиане не должны считать эту книгу лишь скучным описанием еврейской истории! Она полна практических применений для жизни современного христианина. Было бы приятно думать, что все христиане (или их большинство) быстро продвигаются от спасения к полному обладанию обещанной Богом победой во Христе. Однако наблюдения и жизненный опыт показывают, как мы похожи на древних иудеев в своем ропоте, отступлении от Бога и процветающем неверии.
Благая же весть заключается в том, что нам нет нужды повторять странствования Израиля в нашем духовном хождении с Богом. По вере Бог дал нам все необходимое для духовного процветания. (См. Комментарий к Новому Завету, особенно Послание к Римлянам, главы 6−8).
Содержание
IV. Исторический фон и тема
I. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ У СИНАЯ (1:1 — 10:10)
A. Перепись и организация колен (Гл. 1−2)
Б. Число и обязанности левитов (Гл. 3−4)
B. Чистота и исповедание (5:1−10)
Г. Закон о ревности (5:11−31)
Д. Закон о назорействе (Гл. 6)
Е. Приношения начальников (Гл. 7)
Ж. Служения в скинии (Гл. 8)
З. Пасха, облако и серебрянные трубы (9:1 — 10:10)
II. ОТ СИНАЯ ДО РАВНИН МОАВА (10:11 — 22:1)
A. Выход из пустыни Синайской (10:11−36)
Б. Ропот в лагере (Гл. 11)
B. Ропот Аарона и Мириам (Гл. 12)
Г. Разведка Земли Обетованной (Гл. 13−14)
Д. Различные законы (Гл. 15)
Е. Восстание Корея (Гл. 16−17)
Ж. Установления для левитов (Гл. 18−19)
З. Грех Моисея (20:1−13)
И. Смерть Аарона (20:14−29)
К. Медный змей (21:1 — 22:1)
III. НА РАВНИНАХ МОАВИТСКИХ (22:2 — 36:13)
A. Пророк Валаам (22:2 — 25:18)
- Валак призывает Валаама (22:2−40)
- Предсказания Валаама (22:41 — 24:25)
- Развращение Израиля Валаамом (Гл. 25)
Б. Вторая перепись (Гл. 26)
B. Права наследования для дочерей (27:1−11)
Г. Иисус Навин, преемник Моисея (27:12−23)
Д. Приношения и обеты (Гл. 28−30)
Е. Уничтожение Мадианитян (Гл. 31)
Ж. Наследие колен Рувима, Гада и половины колена Манассии (Гл. 32)
З. Обзор странствований Израильтян (Гл. 33)
И. Границы Земли Обетованной (Гл. 34)
К. Города левитов (35:1−5)
Л. Города-убежища и смертная казнь (35:6−34)
М. Наследие дочерей, выходящих замуж (Гл. 36)
комментарии МакДональда на Числа, введение