«Немногим пророкам удалось в такой сжатой форме раскрыть столько духовной глубины, как это сделал Аггей.» Френк Э. Габелен
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Особенностью этой книги — второй по краткости в Ветхом Завете — является то, что она построена вокруг одного простого призыва: восстановите храм! Небольшое количество уцелевших евреев, которые вернулись в Палестину, надолго забросили начавшиеся было восстановительные работы. После 16 лет потерянного времени Бог посылает Аггея, чтобы вывести иудеев из летаргического состояния и возобновить строительство. Пророчество Аггея включает, также суд над нечестивыми народами и обетование будущей славы для Божьего народа.
II. Aвторство
Должно быть, Аггей родился в какой-нибудь праздник, потому что его имя означает «праздничный» (в Ветхом Завете оно нигде больше не встречается). По-видимому, такое имя ему дали верующие родители еще во времена вавилонского плена, в надежде на скорое возрождение Израиля, что стало бы, несомненно, радостным, праздничным событием.
Аггей — первый из трех пророков, которые несли служение в период после плена (два других — Захария и Малахия). Хотя Ездра и упоминает Аггея (Езд 5:1; Езд 6:14), мы практически ничего не знаем о его жизни. Это учит нас фокусироваться не на «посланнике», а на Посылающем и Его послании, что противоречит современной (и не только) тенденции возвеличивать проповедника.
III. Bремя написания
Пророчество Аггея точно датируется 520 годом до Р. Х. («второй год царя Дария» — Дария I, Гистапса).
IV. Исторический фон и тема
Аггей — этот пророк пост-вавилонского периода, вернулся в землю Израиля с первой группой переселенцев, которую вывел из Вавилона Зоровавель. Цель его служения — воодушевить народ снова взяться за восстановление храма (Езд 5:1).
Ключевая фраза книги: «Я с вами! говорит Господь» (1:13; 2:4). Другие важные выражения: «обратите сердце ваше на пути ваши» (1:5,7; 2:15,18) и «ободритесь ныне» (2:4).
Содержание
I. ПЕРВОЕ ПРОРОЧЕСТВО — ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ШЕСТОГО МЕСЯЦА (Гл. 1)
А. Упрек за нежелание восстанавливать храм (1:1−4)
Б. Нужда и засуха — результат затянувшейся «отсрочки» (1:5−11)
В. Народ, воодушевленный Аггеем, возобновляет восстановительные работы (1:12−15)
II. ВТОРОЕ ПРОРОЧЕСТВО — ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СЕДЬМОГО МЕСЯЦА (2:1−9)
А. Пророк снова ободряет народ, заверяя его в присутствии Господа (2:1−5)
Б. Слава будущего храма превзойдет славу прежнего храма (2:6−9)
III. ТРЕТЬЕ ПРОРОЧЕСТВО — ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ДЕВЯТОГО МЕСЯЦА (2:10−19)
А. Принесенные жертвы нечисты, пока храм лежит в руинах (2:10−14)
Б. До того как был заложен фундамент храма, народ во всем терпел недостаток (2:15−17)
В. Господь благословит народ, если он возобновит восстановительные работы (2:18−19)
IV. ЧЕТВЕРТОЕ ПРОРОЧЕСТВО — ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ДЕВЯТОГО МЕСЯЦА (2:20−23)
комментарии МакДональда на книгу пророка Аггея, введение