5. Утешение в восстановлении Израиля (Гл. 43:44)
43:1−7 Иегова ободряет народ, который возлюбил. «Не бойся», — говорит Господь, Который создал Израиль, обустроил его, искупил и призвал. Господь будет с избранным народом, проведя его через огонь и воду. Господь отдал Египет в выкуп за Израиль. Это обещание сбылось после возвращения евреев из вавилонского пленения. Вайн пишет: «Персидский царь Кир освободил евреев. За это Господь отдал ему и его сыну во владение Египет и соседние
страны. Савея — это просторная земля между Белым и Голубым Нилом, граничившая с Эфиопией. Эта земля была отдана Киру не просто в подарок; она стала ценой искупления (евр. «кофер», покрывало) народа, ради которого она была выплачена». Израиль бесконечно дорог Господу. Бог возлюбил его, и именно поэтому отдаст людей в выкуп за него. Это означает, что на язычников отовсюду придет суд, чтобы сыновья и дочери Господа вернулись к Нему. В стихах 5−7 описывается это возвращение.
43:8−13 Суд над всеми народами продолжается. Господь требует, чтобы язычники показали, могут ли идолы предсказывать будущее. Если не могут, то пусть все признают истинного Бога. Господь призывает израильтян в свидетели; они должны возвестить, что нет другого истинного Бога, кроме Того, Который вечен. Никто другой не спасет и не избавит. Соделанное Им никто не может отменить.
(43:8−13) Один из культов, отрицающих доктрину Троицы, использовал для своего названия этот отрывок: «Вы — Мои свидетели, говорит Господь». Так как они часто искажают истину Божью, их скорее следовало бы назвать лжесвидетелями. Контекст, из которого они вырывают этот стих, имеет другой смысл.
43:14−21 Господь твердо намерен разрушить Вавилон. Израиль, ради которого это будет сделано, увидит, что Господь — Единый Святой Бог и Царь, Создатель всего. Он перевел евреев через Красное Море, погубив гнавшихся за ними египтян. Но даже память об Исходе меркнет по сравнению с тем, что произойдет в будущем. Господь проложит путь через пустыню, чтобы избранный народ мог вернуться из плена. Когда земля обновится, в пустынях будет вдоволь воды, и полевые звери будут благодарны Богу. Исполненный благодарности, Израиль тоже будет прославлять Его имя.
43:22−24 В этих стихах речь идет о том, каким Израиль был до пленения. Народ не искал Бога в молитве; людям стала надоедать жизнь с Богом. И хотя они приносили Ему жертвы, это было всего лишь формальностью. Сердца людей были далеки от Бога, поэтому в глазах Его эти жертвы не имели никакого значения. Не дары, а беззакония народа отягощали Бога.
43:25−28 Но по благодати Своей Он изглаживает преступления Израиля, прощает и забывает грехи. Чья в этом заслуга — самих людей? Конечно же, нет. Вся их история со времен Адама — сплошная цепь грехов и падений. Поэтому суд Божий пришел на них.
комментарии МакДональда на книгу пророка Исаии, 43 глава