21:1 Так же как канал или русло направляют поток воды, так и Господь направляет помышления и деяния царя. Это должно служить ободрением для христиан, находящихся под давлением со стороны правительства, или миссионеров, несущих евангелие во враждебно настроенные народы.
21:2 Человек не может быть справедливым судьей своей жизни или служения, поскольку он судит согласно внешним проявлениям. Господь же взвешивает помышления и мотивы людских
сердец.
21:3 Всесожжения и жертвы не так приятны Господу, как послушание Его голосу (1Цар 15:22). Бог — не приверженец обрядности. Он ищет внутренней реальности веры.
21:4 Эта притча перечисляет три вещи, которые являются грехом в Божьих глазах: гордость очей, то есть, внешнее проявление завышенного самомнения; надменность сердца, то есть, внутренний источник надменности; и то, что является отличительными чертами нечестивых, — под этим могут подразумеваться их процветание, благосостояние, то, что доставляет им радость, их жизнь или надежды.
21:5 Те, кто с усердием зарабатывают себе на жизнь, противопоставляются тем, кто обретает свое богатство в спешке. Первым гарантировано изобилие, вторым — лишения.
21:6 Те, кто ищет обогащения посредством обмана или лживого языка, гоняются за дуновением ветра. Они стремятся к тому, что ускользнет от них, а они сами пострадают при этом. Их положение подобно путешественнику в пустыне, преследующему мираж, который оказывается для него ловушкой смерти.
21:7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду. В нашей вселенной действуют моральные законы, которые гарантируют, что жестокость, нечестие и несправедливость никогда не останутся безнаказанными. Никогда!
21:8 «Путь виновного извилист; а кто чист, того действие прямо» (ДжНД). Чувство вины заставляет человека лгать, скрываться, притворяться, бояться и прибегать к обману. Тому, кто исповедал и оставил свои грехи, нечего скрывать; он может ходить во свете.
21:9 Дома в библейских землях имели плоские крыши. Эта притча говорит о том, что было бы лучше жить одному в тесном углу на одной из таких крыш, в жару, холод, дождь, снег, ветер и град, нежели жить в доме, который приходится делить с ворчливой и придирчивой женой. Легче перенести штормы снаружи, чем постоянную бурю внутри дома.
21:10 Душа нечестивого постоянно обдумывает какое-то новое зло, и, воплощая свои замыслы, он не питает милости к своему ближнему. Таким образом, его грех сознателен и безжалостен. Современные социологические оправдания преступлений не выдерживают никакой критики.
21:11 Даже если кощунник не усвоит урок в том наказании, которое он получает, наивный человек увидит, и это станет ему предостережением. Мудрый не нуждается в наказании; он способен научиться простым наставлением.
21:12 Праведный Бог наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие. Бог не спускает глаз со всех деяний нечестивых людей; в установленное время Он наводит на них их погибель.
21:13 Богача в Лк 16:19−31 совершенно не заботила крайняя нужда нищего у его ворот. После своей смерти он сам взывал о помощи, но его мольбы остались без ответа.
21:14 Библия часто констатирует факты, не одобряя их. Так, здесь Писание говорит о том, что разгневанный человек успокоится, если обидчик вложит ему в руку подарок, и человек в ярости будет умиротворен даром, вложенным ему в карман.
21:15 Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло. Примером этого может служить второе пришествие Христа. Оно станет временем безудержной радости для искупленных, и ужасом и страхом для всех остальных (2Фес 1:6−9).
21:16 В книге Притч мы встречаем самых разных людей. Этот человек, сбившийся с пути разума, подобен скитальцу в пустыне греха. Когда вы увидите его в последний раз, он будет отдыхать в собрании мертвецов.
21:17 Вместо того, чтобы даровать обещанное ими удовлетворение и полноту, веселье и жизнь в роскоши (вино и тук) только разоряют человека. Они истощают его финансовые ресурсы и также приводят к духовной нищете.
21:18 В книге Исаии 43:3 Бог говорит, что Он отдал Египет в выкуп за Свой народ, Израиль. Господь вознаградил Кира за освобождение иудеев, позволив ему завладеть Египтом и соседними царствами.
В широком смысле этот стих означает, что нечестивые наказываются, чтобы праведные могли стать свободными.
21:19 Штрих священного юмора! Автор предпочел бы неудобства, отделение и одиночество пустыни, нежели жизнь в доме с сердитой, ворчливой женой.
21:20 Притча противопоставляет жилище мудрого, наполненное изобилием благ, дому глупого человека, где грех, расточительство и мотовство приводят к скудости.
Это напоминает мне об алкоголике, который продавал свою мебель и другие домашние вещи, чтобы купить на полученные деньги выпивку. После его обращения к Христу, кто-то сказал ему: «Ведь ты же не веришь в то, что Иисус действительно превратил воду в вино?» На что он ответил: «Не знаю, насчет превращения воды в вино, но я знаю, что в моем доме он превратил выпивку в мебель!»
21:21 Данный стих, видимо, указывает на то, что тот, кто стремится к правде и милости, получает больше просимого. Вдобавок к праведности, он обретает жизнь и славу.
21:22 Мудрый христианин ниспровергает крепость не с помощью артиллерии и бомб, а верой, молитвой и Словом Божьим (см. 2Кор 10:4). В духовном конфликте мудрость может достичь того, что не смогут совершить вооруженные силы.
21:23 Тот, кто может контролировать свои уста, сберегает себя от многих неприятностей. «Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак 3:5−6).
21:24 Если вы встретите горделивого и надменного человека, просто назовите его «кощунник». Таково имя ему! Имя, конечно же, олицетворяет сущность самого человека. «Ибо каково имя его, таков и он» (1Цар 25:25).
21:25,26 Ленивец разрывается между своей тягой к богатству с одной стороны, и своей решительностью не утомлять себя с другой. Совершенно безвыходное положение! Пока он проводит свое время в мире мечтаний и неисполненных надежд, праведник усердно трудится и зарабатывает деньги, так, что он может без сожаления жертвовать на достойные цели.
21:27 Богу неприятны даяния нераскаявшихся грешников, но еще более омерзительно для Него, когда дар предназначен для того, чтобы «подкупить» Его или заставить Его простить, одобрить или благословить тот или иной нечестивый замысел.
21:28 «Лжесвидетель погибнет; а слово человека, который говорит, что слышит, пребудет навсегда» (ИСВ). Лжесвидетель клянется перед Богом, что будет говорить истину, а потом намеренно нарушает свою клятву. Человек, который внимательно слушает и честно отвечает, дает свидетельство, которое навсегда останется непоколебимым.
21:29 Бесстыдное лицо нечестивого человека указывает на то, что он утвердился в своем нечестии. У него медный лоб. Праведный человек, будучи открыт для научения, пребывает в безопасности и утверждает свои поступки.
21:30 Человек бессилен превзойти Бога в мудрости, разуме или стратегии. Ни один из его планов не устоит вопреки Господу. «Исполняются ... [все] намерения Господа» (Иер 51:29).
21:31 Люди могут строить самые изощренные планы, чтобы обеспечить себе военный успех, однако победа в день битвы приходит только от Господа. Лучше полагаться на Него, чем на коня — или ядерное оружие (см. Пс 19:8).
Пламптре обобщает стихи 30 и 31 следующим образом:
Стих 30: Ничто не устоит против Бога.
Стих 31: Ничто не устоит без Бога.
комментарии МакДональда на притчи Соломона, 21 глава