Предсказания предыдущей главы о гибели дома Илия начали исполняться в данной главе; неясно, сколько времени прошло, но не много. Часто Бог быстро расправляется с такими грешниками. В данной главе описывается:
(I) Позор и потери, понесенные Израилем в стычке с филистимлянами (ст. 1−2).
(II) Их безрассудный план укрепить себя, доставив ковчег Божий в свой стан на плечах Офни и Финееса (ст. 3−4). Это сделало их самонадеянными (ст. 5) и вызвало у филистимлян страх, который воодушевил их (ст. 6−9).
(III) Фатальные последствия их поступка: Израиль был поражен, а ковчег взят в плен (ст. 10−11).
(IV) Вести об этом дошли до Силома и были там с печалью приняты.
1. Весь город был в замешательстве (ст. 12−13).
2. Илий, узнав об этом, ослабел, упал и сломал хребет (ст. 14−18).
3. Услышав о случившемся, у его невестки начались роды; она родила сына, но сама при этом умерла (ст. 19−22). Это были те вести, которые заставили звенеть уши услышавших их.
Стихи 1−9. Первые слова данного раздела, которые касаются Самуила и было слово Самуила ко всему Израилю, похоже, не имеют никакой связи со следующей историей и не говорят, что по какому-то его указанию израильтяне выступили против филистимлян. Если бы они посоветовались с ним, хотя он совсем недавно был назначен пророком, то его совет, возможно, оказал бы им большую помощь, чем присутствие ковчега. Но, скорее всего, князья Израиля с презрением отнеслись к его молодости и не обратились к нему как к пророку, а он сам еще не вмешивался в государственные дела. Мы также не находим каких-либо упоминаний о его имени в течение нескольких следующих лет (1Цар 7:3), а только то, что было слово Самуила ко всему Израилю, то есть благочестиво настроенные люди со всего Израиля обращались к нему как к пророку и советовались с ним. Возможно, здесь подразумевается его пророчество против дома Илия. Об этом все знали и говорили, и все люди благоразумные, наблюдавшие за описанными здесь событиями, сравнивали их с пророчеством и видели, что оно исполнилось. В данных стихах рассказывается, что:
I. Началась война с филистимлянами (ст. 1). Это была попытка сбросить ярмо угнетения, и она закончилась бы успешнее, если бы они вначале покаялись и изменились и начали свое дело с правильного конца. Подсчитано, что эти события имели место как раз в середине периода, включавшего сорок лет, когда филистимляне владычествовали над Израилем (Суд 13:1), вскоре после смерти Самсона. Так считает епископ Патрик, который полагает, что уничтожение филистимлян во время его гибели ободрило израильтян совершить эту попытку. Но д-р Лайтфут думает, что это произошло сорок лет спустя после смерти Самсона, ибо столько времени Илий оставался судьей (ст. 18).
II. В этой войне Израиль потерпел поражение (ст. 2). Израильтяне напали, но были поражены, и 4000 воинов было убито в этом сражении. Бог пообещал, что один из них поразит тысячу, но тогда все было наоборот: были поражены Израильтяне Филистимлянами. Грех, проклятая вещь, присутствовал в стане и дал врагам преимущество, которого они желали.
III. Израильтяне придумали средство, которое помогло бы им в следующей попытке. Был созван военный совет, и вместо того, чтобы принять решение поститься, молиться и изменить свою жизнь (так плохо они были наставлены, и неудивительно, раз у них были такие плохие учителя):
(1) Они осудили Бога за то, что Он выступил против них (ст. 3): «За что поразил нас Господь?» Если бы они задали этот вопрос с целью выяснить причину недовольства Бога, то им не нужно было бы ходить далеко за объяснением. Это было несложно; Израиль согрешил, хотя они не желали видеть и признавать это. Похоже, они смело выступили, чтобы поспорить с Богом об этом, были недовольны тем, как Бог поступил, и спорили с Ним по этому поводу. Они признали руку Божью в своей беде (с этим было в порядке): «Это поразил нас Господь»; но вместо того, чтобы покориться Его решению, они начали спорить и говорить как люди, разгневанные на Бога и Его провидение, не осознающие, что тем самым сердят Его: «Почему мы, израильтяне, поражены филистимлянами? Как это глупо и несправедливо!» Отметьте: безрассудство человека извращает его путь, и тогда его сердце негодует на Господа (Притч 19:3) и находит у Него ошибки.
(2) Они вообразили, что могут обязать Бога выступить на их стороне в следующий раз, если принесут ковчег в свой стан. Старейшины Израиля были настолько невежественны и глупы, что внесли такое предложение (ст. 3), и люди вскоре решили осуществить это (ст. 4). Они послали в Силом за ковчегом, а у Илия не нашлось достаточно смелости воспрепятствовать им, и поэтому он послал с ними своих нечестивых сыновей Офни и Финееса; он позволил им пойти, хотя знал, что проклятие Бога будет с ними, куда бы они ни пошли. Здесь обратите внимание:
[1] На глубокое благоговение, которое испытывали люди к ковчегу. «О, пошлите за ним, и он совершит для нас чудеса». Согласно постановлению, ковчег был видимым знаком Божьего присутствия. Бог сказал, что будет обитать между херувимами, которые располагались над ковчегом и переносились вместе с ним. И теперь народ подумал, что, оказав величайшее почтение этому священному ящику, они докажут, что являются истинными израильтянами и фактически обяжут Всемогущего Бога выступить на их стороне. Отметьте: довольно часто отдаляющиеся от живой религии начинают сильно увлекаться ритуалами и их внешним соблюдением, ибо отказавшиеся от силы благочестия не только лишаются его, но и его вида. Храм Господень превозносится и ковчег Господень колеблется из-за великой кажущейся ревности толпы людей, которые не испытывают никакого уважения к Господу этого храма и Богу ковчега, словно пламенная забота о славе христианства искупит их мирское презрение к ним. На самом деле из ковчега они сделали идола и считали его таким же истуканом Бога Израилева, как те идолы, которым поклонялись язычники как своим богам. Если мы поклоняемся истинному Богу, но не как Богу, то фактически вообще не поклоняемся Ему.
[2] На их очевидное безрассудство, когда они думали, что ковчег, находящийся в их стане, несомненно спасет их от руки врагов их и вновь подарит им победу, ибо (а), когда ковчег отправлялся в путь, то Моисей молился: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои», хорошо зная, что они победят не благодаря тому, что ковчег передвигается с ними, а потому что сам Бог выступает на их стороне. В данной же ситуации не использовались правильные средства, чтобы побудить Бога оказать им милость Своим присутствием; что же тогда хорошего мог для них сделать ковчег оболочка без сердцевины? (б) У них не было позволения Бога переносить Его ковчег, ибо Он четко сказал в Своем законе, что когда они поселятся в Ханаане, то Его ковчег должен стоять в том месте, которое Он сам выберет (Втор 12:5,11), и они должны ходить к нему, а не он к ним. Как же они надеялись получить с его помощью преимущество, когда сами беззаконно и несправедливо овладели им, не имея разрешения переносить его на другое место? Вместо того чтобы славить Бога своими делами, на самом деле они оскорбляли Его. Более того, (в) если ничто Другое не могло показать несостоятельность их ожиданий от ковчега, то как они могли надеяться, что он принесет им благословение, если его несли такие люди, как Офни и Финеес? Если бы ковчег оказал милость Израилю, находясь в руках таких развращенных священников, то это в значительной степени поощрило бы их в злодеяниях.
IV. Великая радость наблюдалась в стане Израиля, когда туда был принесен ковчег (ст. 5): «Весь Израиль поднял такой сильный крик, что земля стонала». Теперь израильтяне были уверены в победе и поэтому с ликованием кричали перед сражением, словно они все правильно сделали. Этими громкими криками они хотели воодушевить себя, возбудить свои силы и запугать врагов. Отметьте: плотские люди, совершая религиозные обряды, чрезмерно радуются своим внешним привилегиям; они придают им слишком много значения, словно те несомненно спасут их, словно находящийся в стане ковчег, престол Божий, приведет их на небеса, хотя в их сердцах на престоле восседает мир и плоть.
V. Ужас объял филистимлян, когда ковчег был принесен в стан Израиля. Станы обеих армий были расположены так близко друг к другу, что филистимляне слышали крики израильтян, издаваемые по этому великому поводу. Скоро они поняли, чему те радовались (ст. 6), и испугались последствий, ибо (1) раньше ничего подобного не было: Бог пришел к ним в стан, и поэтому горе нам (ст. 7 и 8). Имя Бога Израилева пугало даже тех, кто поклонялся другим богам, и даже язычники осознавали, что с Ним опасно соперничать. Совесть обычного человека наводила на мысль, что в бедственном положении находится человек, против которого выступил Бог. Тем не менее посмотрите, какие чудовищные представления они имели о божественном присутствии: словно Бога Израилева не было в стане, пока туда не принесли ковчег; но мы вполне можем простить им их невежество, раз представления израильтян о Его присутствии были не лучше. «О, говорили они, вот что они теперь замыслили, и это пугает нас больше, чем все их военные хитрости, ибо не бывало подобного ни вчера, ни третьего дня»; это был самый действенный метод, который они могли предпринять, чтобы лишить их духа и ослабить их руки.
(2) Когда подобное совершили во дни древние, то этому сопутствовали чудеса: «Это Тот Бог, Который поразил египтян всякими казнями в пустыне» (ст. 8). Они были так же плохо осведомлены в их истории, как и в божественных истинах: Египет был поражен казнями до того, как был сделан ковчег, и до того, как Израиль вышел в пустыню, но они знали некие запутанные предания, рассказывающие о чудесах, совершенных для Израиля, когда ковчег несли впереди него, но эти чудеса они приписывали не Иегове, а ковчегу. Они говорили: «Кто избавит нас от руки этих сильных богов?» (ст. 8, англ. пер.), принимая ковчег за Бога; и вполне могли так считать, раз сам Израиль превратил его в идола. Тем не менее, похоже, они сами вряд ли этому верили, когда со страхом говорили о сильных богах, а всего лишь подшучивали, ибо вместо того, чтобы отступить или предложить заключить мир, на что они пошли, если бы действительно убедились в силе Бога Израилева, они возбуждали дух друг друга к сражению со все большей решительностью; это поразительное препятствие лишь усилило их решимость (ст. 9): «Будьте мужественны и сразитесь с ними». Командиры вдохновляли солдат быть смелыми и активными, велели вспомнить, как они владычествовали над Израилем и насколько стыдно и плохо им будет сейчас, если они отступят и позволят Израилю владычествовать над ними.
Стихи 10−11. В данных стихах вкратце описывается итог этого сражения.
I. Израиль потерпел поражение, армия была основательно уничтожена и рассеялась; воины не вернулись в стан, как раньше (ст. 2), когда надеялись вновь собраться с силами и напасть; они вернулись в свои палатки; каждый заботился только о собственной безопасности и старался благополучно добраться до дома, отчаявшись когда-либо вновь поднять голову; 30000 были убиты на поле боя (ст. 10). Израиль понес поражение:
(1) Хотя правда была на их стороне и они были народом Божьим, а филистимляне необрезанными язычниками. Они встали на защиту своих справедливых прав и свобод, восстав против захватчиков, но при этом потерпели поражение, ибо их заступник предал их. Доброе дело часто страдает из-за того, что попадает в руки нечестивцев.
(2) Хотя они были более уверенными и более смелыми. Они кричали в то время, когда филистимляне трепетали; но когда Бог решил именно таким образом распорядиться событиями, то ужас филистимлян обратился в ликование, а крики израильтян в плач.
(3) Хотя у них в стане находился ковчег Божий. Внешние привилегии не защитят людей, если они злоупотребляют ими и не живут согласно им. Ковчег в стане не добавил израильтянам сил, раз среди них был Ахан.
II. Филистимляне захватили ковчег, а Офни и Финеес, которые, скорее всего, находились при нем, зашли слишком далеко, защищая его (ибо благодаря ковчегу они жили), и оба умерли (ст. 11). На это печальное событие ссылается псалмопевец (Пс 77:61,64): «Он отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага. Священники его падали от меча».
1. Убийство священников, которые вели такой нечестивый образ жизни, не было большой потерей для Израиля, но это было страшным наказанием для дома Илия. В нем исполнилось слово Бога, касавшееся его (1Цар 2:34): «Вот тебе знамение залог судов, которые тебе грозят: оба сына твои умрут в один день; все потомство дома твоего будет умирать в средних летах» (ст. 3З). Если бы Илий исполнил свой долг и исключил их из священства (Неем 7:64), то они, возможно, и жили бы, хотя и в позоре, но теперь Бог взял дело в Свои руки и наказал их мечом необрезанных. Познан был Господь по суду, который Он совершил. Правда, что меч пожирает и одного, и другого, но эти двое ожидали меча, предназначенного для отмщения. Они находились не на своем месте; что они делали в стане? Когда люди оставляют путь своего долга, то тем самым лишают себя Божьей защиты. Но это еще не все. Они предали ковчег, доставив в то место, где он подвергался опасности, не получив на это разрешения у Бога; и это наполнило меру их беззаконий.
2. Но взятие ковчега в плен было большим наказанием для Израиля и явным знаком великого негодования Бога. Теперь они убедились в собственном безрассудстве, когда слишком уповали на свои внешние привилегии, которых лишились из-за своего нечестия, вообразив, что ковчег спасет, когда Бог уже оставил их. Теперь им пришлось вспомнить с величайшим сожалением собственную спешку и самонадеянность, когда они решили принести ковчег в стан и таким образом подвергли его опасности; они тысячу раз желали, чтобы ковчег остался в том месте, где Бог поставил его. Теперь они убедились в том, что суетные и глупые люди не должны предписывать Богу, что делать; и хотя Он привязал нас к ковчегу, но сам не привязан к нему, и скорее предаст его в руки своих заклятых врагов, чем допустит, чтобы его оскверняли лживые друзья, и будет с одобрением смотреть на их предрассудки. Пусть никто не надеется укрыться от гнева Божьего под покровом видимого исповедания, ибо во тьму внешнюю будут выброшены даже те, кто ел и пил пред Христом.
Стихи 12−18. Новости о фатальном исходе сражения с филистимлянами достигли Силома. Плохие новости быстро доходят. Вскоре они распространились по всему Израилю; каждый воин, бежавший в шатер свой, нес их с собой, и для соседей это было очевидным доказательством. Но ни одного города это не коснулось так близко, как Силома. Именно туда немедленно был отправлен посыльный. Это был вениамитянин; иудеи полагают, что это был Саул. Одежда на нем была разодрана и прах на голове его; этими знаками он возвещал всем встретившимся ему по пути людям, что несет скорбные новости, и показывал, как сильно он сам переживает из-за этого (ст. 12). Он направился прямо в Силом, и далее нам рассказывают:
I. Как город принял эти новости. Илий сидел у ворот (ст. 13,18), но посланник поленился рассказать ему первому и поэтому прошел мимо, а рассказал новость в городе, усугубляя обстоятельства; и тогда у того, кто услышал, зазвенело в обоих ушах, как и было предсказано (1Цар 3:11). Их сердца трепетали, а лица становились черными. Громко восстенал весь город (ст. 13), и у него для этого были все причины, ибо, помимо всего прочего, это было бедствием для всего Израиля и огромной потерей для Силома, так как означало его гибель; и хотя ковчег вскоре был освобожден от рук филистимлян, но никогда больше не вернулся в Силом; их светильник был сдвинут со своего места, так как они оставили свою первую любовь; их город пришел в упадок, уменьшился и превратился в ничто. Теперь Бог отринул жилище в Силоме, ибо они изгнали Его из своей среды, и колено Ефремово, которое в течение 340 лет было благословлено присутствием ковчега, потеряло свою славу (Пс 77:60,67); а некоторое время спустя он был передан колену Иудину горе Сион, которую Он возлюбил (как следует из ст. 68), ибо мужи Силома не узнали день своего посещения. Намного позднее Иеремия напомнил Иерусалиму о том, как Бог оставил Силом, и призвал его принять это предостережение (Иер 7:12): «Пойдите же в Силом... и посмотрите, что сделал Я с ним. И пусть с этого дня, с этого фатального дня отсчитывают опустошение Силома». Поэтому у них было основание громко стенать, когда они услышали о том, что ковчег взят в плен.
II. Каким смертельным ударом это оказалось для Илия. Давайте посмотрим:
(1) С каким страхом он ожидал эти новости. Хотя он был стар и слеп и тяжел, но не мог оставаться в стороне, узнав, что на карту поставлена слава Израиля, а сел у дороги, чтобы первым узнать новости, ибо сердце его трепетало за ковчег Божий (ст. 13). Его сосредоточенные мысли описывали ему, каким бесчестьем это будет для Бога и какой невосполнимой потерей для Израиля, если ковчег попадет в руки филистимлян, с каким мирским ликованием эти новости будут пересказываться в Гефе и возвещаться на улицах Аскалона. Он также осознал, какой непосредственной опасности подвергался ковчег. Израиль лишился ковчега (особенно его сыновья), к чему стремились филистимляне, и теперь он вспомнил угрозу, гласившую, что он увидит врага в жилище Божьем (1Цар 2:32, англ. пер.); возможно, сердце порицало его за то, что он не препятствовал перенесению ковчега в стан. Все это заставило его трепетать. Отметьте: все благочестивые люди принимают интересы Церкви Божьей ближе к своему сердцу, чем собственные мирские интересы или заботы, и не могут не страдать и бояться за них всякий раз, когда они оказываются в опасности. Как мы можем оставаться спокойными, если ковчег в опасности?
(2) С каким огорчением он принял эти новости. Хотя он не мог видеть, но услышал шум и громкие восклицания в городе; тогда он понял, что это плач и скорбь и горе. Как внимательный представитель городской власти, он спросил: «Отчего такой шум!» (ст. 14). Ему сказали, что прибыл посыльный из армии, который четко, с большой уверенностью рассказал обо всем, что случилось, так как сам был свидетелем происходившего (ст. 16−17). Илий, как судья, очень огорчился, узнав о поражении армии и истреблении большого количества воинов; новости о смерти двух сыновей, которым он чрезмерно потакал и которые (у него были все основания опасаться) умерли нераскаявшимися, были очень болезненными для него как для отца, но не из-за них трепетало его сердце; его дух был озабочен более важным вопросом, который поглотил менее важные. Илий не прерывал рассказчика страстным оплакиванием своих сыновей, как Давид плакал об Авессаломе, а дождался конца рассказа, не сомневаясь, что посланник, будучи израильтянином, без дополнительных вопросов с его стороны сам скажет о судьбе ковчега; и если бы тот сказал: «Тем не менее ковчег Божий в безопасности и мы принесли его домой», то радость по этому поводу одолела бы скорбь, вызванную всеми остальными бедами, и он успокоился бы. Но когда посланник закончил свой рассказ словами: «Ковчег Божий взят», то они поразили его сердце; его дух ослабел, похоже, он упал в обморок со своего седалища и, частично из-за обморока, частично из-за падения, сразу умер, больше не сказав ни слова. Вначале сокрушилось его сердце, а потом сломался хребет. Так пал первосвященник и судья Израиля, так пала его тяжелая голова, когда ему осталось два года прожить до 100 лет, так пал венец с головы того, кто в течение сорока лет судил Израиль: так его солнце зашло за облако, так его погубили безрассудство и нечестие сыновей, которым он слишком потакал. Так Бог иногда ставит знак Своего недовольства на благочестивых людях, которые неправильно себя вели еще в этой жизни, чтобы другие услышали и убоялись и приняли предостережение. Человек может принять ничтожную смерть, но не умереть вечно, он может преждевременно умереть, но конец его будет мирным. Д-р Лайтфут обращает внимание, что Илий умер смертью невыкупленного осла, чей хребет нужно было сломать (Исх 13:13, англ. пер.). Но к похвале Илия мы должны заметить, что причиной смерти было известие об утере ковчега, а не об убийстве его сыновей. Фактически он сказал: «Позвольте мне умереть вместе с ковчегом, ибо разве может жить с утешением благочестивый израильтянин, когда он лишен Божьих таинств?» Если ковчег унесен, то можно распрощаться со всем этим миром и даже с самой жизнью.
Стихи 19−22. В данных стихах содержится еще одна печальная история, которая продолжает рассказывать о бедствиях, постигших дом Илия, и о скорбных чувствах, вызванных известием о взятии ковчега в плен. Она касается жены Финееса одного из порочных сыновей Илия, которые навлекли зло на Израиль. Хотя она была молодой, но это стоило ей жизни так же, как и ее свекру, который был стар, ибо скорбь свела в могилу много молодых голов, равно как и седых; она приводит к смерти. Из того, что о ней здесь рассказывается, мы узнаем:
I. Что это была очень нежная и заботливая женщина. Провидение распорядилось таким образом, что в то время она должна была родить, а наш Спаситель сказал: «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!» (Мф 24:19). Люди будут так мало радоваться рождению ребенка, даже мужского пола, что можно будет сказать: «Блаженны неплодные и утробы неродившие» (Лк 23:29). В это неподходящее время до нее дошли поразительные новости, вызвавшие роды; к этому иногда приводит страх или сильные переживания. Когда она узнала о смерти свекра, которого глубоко уважала, и мужа, которого любила, каким бы плохим он ни был, а особенно о потере ковчега, то родила, ибо приступили к ней боли ее (ст. 19); хотя у нее нашлись силы выносить ребенка, но эти вести настолько завладели ее духом в то время, когда она особенно нуждалась в поддержке, что вскоре она ослабела и умерла; она была готова расстаться с жизнью, раз потеряла самые дорогие утешения своей жизни. Кто приближается к этому испытательному часу, тот должен собирать для себя сокровища завета благодати, чтобы сбалансировать не только обычные, но и необычные скорби, которых мы не ожидаем и которые могут добавиться к ним. В такое время вера поддержит нас от падения (Пс 26:13).
II. Что она была милосердной женщиной, хотя и женой нечестивого мужа. Переживания о смерти мужа и свекра свидетельствовали о ее любви к ним, а великие страдания из-за потери ковчега о ее набожности и благочестивой любви к Богу и святыням. Любовь к близким ускорила роды, но предсмертные слова говорят о том, что любовь к Богу и святыням была ближе ее сердцу (ст. 22): она сказала: «Отошла слава от Израиля». Она не столько оплакивала угасание семьи, к которой имела непосредственное отношение, сколько общее бедствие Израиля, когда ковчег был взят в плен. Именно это событие было причиной ее скорби и смерти.
1. Это сделало ее невнимательной к своему ребенку. Сопровождавшие ее женщины, которые, скорее всего, занимали высокое положение в городе, ободряли ее и, думая, что ее беспокойство прежде всего вызвано родовыми схватками, говорили ей, когда она родила ребенка: «Не бойся, наихудшее уже позади, ты родила сына» (возможно, это был ее первенец), но она не отвечала и не обращала внимания. Скорби, связанные с родами (если у нее не было других), скоро забудутся, потому что родился человек в мир (Ин 16:21). Но какую радость испытывает:
(1) Человек, чувствующий, что умирает? Никакой, кроме духовной и божественной. Смерть слишком серьезная вещь, чтобы допустить присутствие земной радости; когда она приходит, то все становится тусклым и безжизненным.
(2) Человек, оплакивающий потерю ковчега? Женщина, родившая ребенка в Израиле, особенно в Силоме, будет мало радоваться его рождению, если ковчег утерян и находится в плену в земле филистимлян. Какую радость мы можем получить от наших земных утешений и наслаждений, если лишены слова Божьего и возможности исполнять Его постановления, особенно если не получаем радости от Его благодатного присутствия и света Его лица? Что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу.
2. Это побудило ее дать своему ребенку имя, которое вечно напоминало бы об этом бедствии и о ее скорби. Она ничего не могла сказать своему ребенку и сделала только то, что могла сделать теперь, когда ее муж был мертв, назвав свое чадо Ихавод где же слава? Или: «Увы, нет славы!», или: «Бесславие» (ст. 21); вот как она объяснила свой поступок умирающими устами (ст. 22): «Отошла слава от Израиля со взятием ковчега Божия. Дайте ребенку бесславное имя, ибо он таков; красота Израиля утеряна, и, похоже, нет надежды когда-нибудь восстановить ее; теперь, когда ковчег в плену, ни имя израильтянина, ни имя священника не будет нести в себе славу». Отметьте:
(1) Чистота и множество таинств Божьих и знамения Его присутствия в них являются славой любого народа более, чем его богатство, торговля и прибыль по сравнению с соседями.
(2) Если верного израильтянина лишить их, то это будет для него самым трудным и убийственным испытанием. Если уходит Бог, то уходит слава и все блага. Горе нам, если Он удаляется!
толкование Мэтью Генри на первую книгу Царств, 4 глава