До сих пор пророчества этой книги раскрывали перед нами, как Провидение Божие действовало в церкви, находящейся в мире, как при этом происходило замечательное чередование света и тени, благоденствия и бедствия, милости и суда; теперь же, в заключении книги, мы видим, как рассветает день и тени убегают прочь, появляется новый мир, а прежний исчезает. Некоторые склонны относить все сказанное в последних двух главах к состоянию церкви на земле в славный период последних дней. Другие же рассматривают эти главы как описание совершенного состояния торжествующей церкви на небесах, что более вероятно. Пусть святые и верные слуги Божии подождут еще немного, и они не только увидят новый мир, но будут наслаждаться в нем совершенной святостью и блаженством. В данной главе содержится:
I. Предисловие к видению нового Иерусалима (ст. 1−9).
II. Описание самого видения (ст. 10 и далее).
Стихи 1−8. В этих стихах приводится общее описание блаженства церкви Божией в ее будущем состоянии. По-видимому, будет самым правильным, если под этим состоянием мы будем понимать ее небесное состояние.
I. Нашему взору открывается новый мир (ст. 1): И увидел я новое небо и новую землю, то есть новую вселенную, ибо мы предполагаем, что она состоит из неба и земли. Под новой землей мы можем понимать новое положение для тел человеческих, так же как под новым небом — новое положение для их душ. Мир не творится заново, но заново открывается и наполняется всеми его наследниками. Новое небо и новая земля уже не различаются между собой, как прежде: сама земля святых и их прославленные тела теперь имеют духовную, небесную природу, соответствующую чистым и светлым обителям неба. Чтобы уступить дорогу новому миру, старый мир, со всеми его скорбями и тревогами, миновал.
II. В этом новом мире апостол увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, не в смысле его местоположения, но в смысле его происхождения. Новый Иерусалим — это церковь Божия в ее новом совершенном состоянии, приготовленная как невеста, украшенная для мужа своего, украшенная совершенством мудрости и святости и приготовленная к тому, чтобы всецело принадлежать Господу Иисусу Христу в Его славе.
III. Провозглашается о благословенном пребывании Бога с Его народом: И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их, ст. 3. Заметьте:
1. Обитание Бога с Его церковью есть слава церкви.
2. Это удивительнейший факт, что святой Бог будет всегда обитать с сынами человеческими.
3. Присутствие Бога среди Его детей никогда не прервется на небесах, как это имеет место на земле, но Он вечно будет обитать с ними.
4. Завет Бога со Своим народом и Его взаимоотношения с ними, существующие уже сейчас на земле, на небе достигнут своего совершенства и полноты. Они будут Его народом, их души уподобятся Ему, они исполнятся любовью и почтением к Нему и будут наслаждаться Им так, как этого требует их родство с Ним, и это будет составлять их совершенную святость. И Он будет их Богом: Сам Бог будет Богом их. Его непосредственное обитание с ними, Его любовь к ним, достигшая совершенного проявления, и Его слава, которая откроется в них, составит их совершенное блаженство. Тогда Он, со Своей стороны, и они, со своей, будут полностью соответствовать характеру их родственных взаимоотношений.
IV. Это новое благословенное состояние будет свободно от всех скорбей и печалей, ибо:
1. Все последствия прежних скорбей исчезнут. Прежде они часто бывали в слезах — по причине греха, скорбей или бедствий церкви, — но теперь все их слезы будут отерты; никаких следов от прежних печалей, никакого воспоминания о них не останется, разве только для того, чтобы усилить переживаемое ими теперь блаженство. Сам Бог, как нежный Отец, Своей доброй рукой отрет всякую слезу с очей Своих детей; и разве захотели бы они оказаться без слез, когда Бог придет, чтобы отереть их?
2. Всякая причина для скорбей будет удалена навсегда: ...не будет уже... ни болезни... ни смерти, и поэтому не будет ни плача, ни вопля. Все это имело место в их прежнем состоянии, но теперь прежнее прошло.
V. Истинность и определенность этого блаженного состояния подтверждается словом и обетованием Бога; дается повеление записать об этом как о зарегистрированном навечно факте, ст. 5, 6. Значение этого видения так велико и так важно для церкви, для детей Божиих, что они нуждаются в полнейшей уверенности в нем, поэтому Сам Бог с неба снова и снова подтверждает истинность его. Кроме того, многие века должны пройти между временем, когда это видение было дано, и его осуществлением, и много великих скорбей должно иметь место в этом промежутке, поэтому Бог пожелал, чтобы эти слова были записаны для вечной памяти и для постоянной пользы Его народа. Заметьте:
1. Достоверность данного обетования: ...слова сии истинны и верны, а далее следует: Совершилось. То есть эти слова так определенны и верны, как если бы они уже осуществились. Мы можем и должны воспринимать Божии обетования как уже полученное вознаграждение; если Он сказал, что творит все новое, значит, это уже совершилось.
2. Он приводит Свои славные титулы в качестве залога, или гарантии осуществления Его обетования, а именно: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. Как творение мира и создание церкви составляли Его славу, так славой для Него будет завершение начатого дела, а не оставление его недовершенным. Как Его сила и воля были первопричиной всего сущего, так Его благоволение и слава будут Его окончательной целью, и Он не отступит от Своего намерения, так как в противном случае Он не был бы Альфой и Омегой. Человек может начать дело, которого никогда не сможет довести до конца; но намерения Божии устоят, и Он исполнит Свою волю.
3. Другим доказательством истинности и достоверности обетования о будущем блаженном состоянии народа Божьего является их стремление к нему. Они жаждут состояния безгрешного совершенства и непрерывного общения с Богом. Сам Бог производит в них эти желания, ничем иным они не могут быть удовлетворены, и если они окажутся разочарованными в своих ожиданиях, то это принесет мучение их душам. Но это несовместимо с благостью Божией и Его любовью к Своему народу — произвести в них святые, небесные желания, а потом отказаться исполнить их. Поэтому они могут быть уверены в том, что когда победят все трудности настоящего века, Он даст жаждущему даром от источника воды живой.
VI. Величие этого будущего блаженства провозглашается и иллюстрируется:
1. Его независимостью от заслуг человека — это свободный дар Божий: Он даст даром от источника воды живой; это должно не уменьшать, а увеличивать благодарность Богу со стороны Его детей.
2. Его полнотой. Дети Божии будут находиться у источника всех благословений, они наследуют все (ст. 7); обладая Богом, они обладают всем. Бог есть все во всем.
3. Положением и званием, дающим им право наслаждаться этим блаженством, а именно: положением наследников, званием сыновей Божиих. Это звание является самым почетным из всех других званий, так как определяется близким родством с Самим Богом, и самым надежным и неоспоримым, так как не может быть потеряно, поскольку не может прекратиться то родство с Богом, от которого оно происходит.
4. Совершенно иным положением нечестивых, ст. 8. Их несчастное состояние помогает проиллюстрировать славу и блаженство святых и исключительную благость Божию к ним, ст. 8. Заметим при этом:
(1) Грехи погибших, из которых первыми упоминаются боязливость и маловерие. Боязливые открывают этот черный список. Они не решились преодолеть трудности на пути веры, их рабский страх возник из их неверия. Они были столь трусливы, что не решились взять крест Христа и исполнить свой долг послушания Ему, однако оказались настолько отважны, что предались всевозможным отвратительным грехам — убийству, любодеянию, чародейству, идолослужению и лжи.
(2) Наказание погибших. Их участь в озере, горящем огнем и серою; это — смерть вторая.
[1] Они не могли гореть на костре за Христа, но должны будут гореть в геенне огненной за свой грех.
[2] После естественной смерти им надлежит умереть второй смертью, ужасы и муки первой смерти сменятся еще большими ужасами и муками вечной смерти, они будут вечно умирать.
[3] Эти муки будут подходящей для них участью, вполне заслуженной ими и, в сущности, избранной ими, они приготовят ее сами себе своими грехами. Так погибель осужденных иллюстрирует блаженство спасенных, а блаженство последних подчеркивает несчастье погибающих.
Стихи 9−27. Рассмотрев вступление к видению о новом Иерусалиме в более общем аспекте его, представляющем небесное состояние церкви, теперь мы приступаем к самому видению. Заметим при этом:
I. Кто открыл апостолу это видение: один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, ст. 9. У Бога много разнообразного труда и разнообразных занятий для святых ангелов. Иногда они должны трубить, возвещая о действиях Провидения, чтобы предупредить беспечный мир; иногда им нужно изливать чаши гнева Божьего на нераскаявшихся грешников, а иногда — открывать тайны неба тем, кто призван наследовать спасение. Они с готовностью выполняют любое поручение, полученное от Бога. И когда этот мир придет к своему концу, ангелы в течение всей вечности будут употребляемы великим Богом в Его благих делах.
II. Место, откуда апостол наблюдал это чудесное видение. Он был вознесен в духе на высокую гору. С высокой горы открывается самый лучший обзор близлежащей местности. Тот, кто хочет ясно видеть небо, должен приблизиться к нему как можно ближе, подняться на гору видения, на гору размышления и веры, откуда, как с вершины Фасги, он сможет созерцать святую землю небесного Ханаана.
III. Предмет видения — жена, невеста Агнца (ст. 9), то есть церковь Божия в ее славном, совершенном, торжествующем состоянии, представленная в виде Иерусалима, имеющего славу Божию, которая сияет над ним, как светило. Невеста, прекрасная той красотой, которую возложил на нее муж ее, славная своим родством со Христом, Его образом, вполне отобразившемся теперь в ней, и Его благоволением к ней, сияющим над нею. Итак, мы имеем здесь подробное описание торжествующей церкви в виде города, превосходящего своим богатством и великолепием все города этого мира. Здесь нам представлены как внешний вид нового Иерусалима, так и его внутреннее устройство.
1. Внешняя часть города — стена и ворота; стена служит для защиты города, а ворота — для входа в него.
(1) Стена для защиты города. Небо — это безопасное место. Находящиеся в нем окружены стеной, отделяющей и защищающей их от всякого зла и от всех врагов. В описании стены отметим следующее:
[1] Высота стены. Она очень велика — семьдесят ярдов (ст. 17); это вполне достаточно как для украшения, так и для защиты города.
[2] Материал, из которого сложена стена, — яспис. Она построена из самых драгоценных камней как ради прочности ее, так и ради красоты, ст. 11. Город имеет неприступную, и в то же время драгоценную стену.
[3] Форма стены правильная: это четырехугольник, длина и широта ее равны. В новом Иерусалиме все одинаково чисто и совершенно. В торжествующей церкви будет абсолютное единообразие, чего так недостает церкви на земле, что так желанно в ней и так не достижимо, пока мы не придем на небо.
[4] Размеры стены (ст. 15−16): Двенадцать тысяч стадий с каждой стороны, то есть вся длина стены составляет сорок восемь тысяч стадий. Здесь достаточно места для всего народа Божьего — в доме Отца обителей много.
[5] Основание стены. Небо — это город, имеющий свои основания (ст. 19); обетования Божии, Его власть и искупление Христово являются прочными основаниями безопасности и блаженства церкви. Основания характеризуются их количеством — двенадцать. Это намек на двенадцать апостолов (ст. 14), их евангельские учения составляют основания, на которых созидается церковь, в то время как краеугольным камнем этого основания является Сам Христос. Материалами, из которых построены основания, являются драгоценные камни двенадцати видов, символизирующие собой разнообразие и превосходство доктрин Евангелия, или проявлений Духа Святого, или личных совершенств Господа Иисуса Христа.
(2) Ворота для входа в город. Небо не является чем-то недоступным для человека, путь во святилище открыт, все освященные имеют свободный доступ в него, они не будут изгнаны вон. Относительно ворот заметим следующее:
[1] Их количество — двенадцать, соответственно двенадцати коленам Израилевым. Весь истинный Израиль Божий имеет право входа в новый Иерусалим, подобно тому как все колена имели доступ в земной Иерусалим.
[2] Стража, стоящая в воротах, двенадцать Ангелов, принимающих и впускающих одни колена духовного Израиля и не допускающих другие.
[3] Надпись на воротах — имена двенадцати колен; они показывают, что они имеют право на доступ к древу жизни и вход через ворота города.
[4] Расположение ворот. Город имел четыре равных стороны, соответственно четырем сторонам света, востоку, западу, северу и югу, и на каждой стороне было по трое ворот. Это означает, что со всех сторон света придут те, что благополучно достигнут неба и будут приняты в нем, а также то, что в город можно войти с любой стороны света, ибо во Христе нет ни Иудея, ни Еллина... варвара, Скифа, раба, свободного. Люди всех национальностей и языков, верующие во Христа, имеют через Него доступ к Богу здесь, в период благодати, и там, в славе.
[5] Материал, из которого сделаны ворота. Они все из жемчуга, и в то же время разнообразны: А двенадцать ворот двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины, либо из одной жемчужины огромных размеров, либо из одного и того же сорта жемчуга. Христос — жемчужина, обладающая огромной ценностью, и Он есть наш путь к Богу. В этом мире нет ничего достаточно величественного, чтобы изобразить в полной мере славу неба. Если бы мы могли вооружиться лупой сильного воображения и представить себе город, описанный здесь, хотя бы внешний вид его, его стену и его ворота, то какой славной, изумительной была бы созерцаемая нами картина! Тем не менее это будет всего лишь слабым подобием того, что представляет собой небо в действительности.
2. Внутренняя часть нового Иерусалима, ст. 22−27. Мы уже рассмотрели его крепкую стену с великолепными воротами и его славными стражами; теперь пройдем через ворота в сам город. Первое, что мы видим там, это улица города, вся из чистого золота, как прозрачное стекло, cт. 21. Святые на небе ступают по золоту. В небесном Иерусалиме несколько улиц. Там соблюдается строгий порядок: каждый из святых имеет свою собственную обитель. В небе существует общение: хотя святые находятся там в покое, но это не пассивный покой, они находятся не в состоянии сна и бездействия, а в состоянии приятного движения: спасенные народы будут ходить во свете его. Они будут ходить со Христом во свете. Они будут иметь общение не только с Богом, но и друг с другом, и все их шаги будут тверды и прямы. Их пути будут чисты и светлы, как золото и как прозрачное стекло. Заметьте:
(1) В новом Иерусалиме не будет материального храма, сделанного руками человеческими, какими были храм Соломона и храм Зоровавеля, но в нем будет духовный, божественный храм, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. Святые в небе не будут нуждаться ни в каких таинствах, служивших им на земле лишь средствами приготовления к небу. Когда цель достигнута, необходимость в средствах отпадает. Совершенное, непосредственное общение с Богом более чем возместит все евангельские установления.
(2) Освещение города, ст. 23. Где нет света, там не может быть никакого блеска, никакого удовольствия. Небо есть наследие святых во свете. Но каков же этот свет? Там нет ни солнца, ни луны для освещения города, ст. 23. Свет приятен, и созерцать солнце — это наслаждение. Каким бы мрачным был этот мир, если бы в нем не было солнечного света! Что же в небе восполняет его отсутствие? Небесный город не нуждается в солнечном свете, потому что слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. На небе Сам Бог во Христе будет вечным источником познания и радости для святых, и если так, то они не будут иметь нужды ни в солнце ни в луне, так же как мы не нуждаемся днем в свете свечи, когда солнце сияет в силе своей.
(3) Обитатели этого города. О них говорится следующее.
[1] Их количество — все спасенные души; некоторое число из всех народов и множество — из некоторых. Все то множество, что было запечатлено на земле, теперь в числе спасенных на небе.
[2] Их достоинство. Среди них будут цари и князья земные. Небесные Божии обители будут наполнены представителями разных слоев населения, высших и низших. Когда самые великие цари придут на небо, они увидят, что их прежняя слава поглощена небесной славой, намного превосходящей их славу.
[3] Для них постоянно открыт вход в город: Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. Поскольку ночи там не будет, то не будет и нужды запирать ворота. В город каждый час, каждый момент кто-то приходит, и освященные всегда находят ворота города незапертыми, им открыт свободный вход в Царство.
(4) Что наполняет этот город: Вся честь и слава народов будет принесена в него. Все, что есть самого ценного и превосходного в этом мире, будет там, только в более очищенном виде и в значительно более высокой степени: более славные венцы, более богатое и надежное имущество, более сладостные и изобильные пиры, более славное обслуживание, более истинное чувство чести и более высокие посты чести, более славные характер и внешность, чем были известные когда-либо в этом мире.
(5) Абсолютная чистота, без всяких примесей, всех обитателей нового Иерусалима, ст. 27.
[1] Святые не будут иметь в себе ничего нечистого. В момент смерти они очистятся от всякой скверны, исходящей от их ветхой природы. Живя на земле, они сознают, что ко всем их добродетелям примешивается нечистота, препятствующая их служению Богу, прерывающая их общение с Ним, скрывающая от них свет лица Его. Но перед входом во Святое Святых они будут омыты из умывальника крови Христовой и предстанут пред Отцом без единого пятна.
[2] Среди святых не будет нечистых людей. В земном Иерусалиме было смешанное общество, несмотря на все старания по очищению его. В христианских общинах возникают горькие корни, причиняющие им скорби и осквернящие их. Но в новом Иерусалиме будет совершенно чистое общество.
Во-первых, оно будет свободно от явных нечестивцев. Никто из преданных мерзости не будет допущен в небо. В христианских общинах на земле иногда совершаются мерзости, святые установления извращаются и оскверняются в угоду порочным людям, ради мирских целей. Но на небе не будет места таким мерзостям.
Во-вторых, оно будет свободно от лицемеров, от обманщиков, от тех, кто говорит о себе, что они иудеи, а сами не таковы, но лгут. Они проникают в христианские общины на земле и могут долго находиться в них неразоблаченными, может быть, в течение всей их жизни. Но они не смогут войти в новый Иерусалим, предназначенный только для призванных, избранных и верных, для тех, которые не только внесены в церковные списки, но написаны у Агнца в книге жизни.
толкование Мэтью Генри на Откровение Иоанна, 21 глава