В этой главе апостол переходит к применению предыдущих рассуждений. Он начинает с общего предупреждения, или увещания (ст. 1), а затем усиливает его с помощью ряда доводов (ст. 2−12). После этого он призывает их к серьезному практическому благочестию как самому лучшему средству против ловушек лжеучителей, в частности:
I. Чтобы они не боролись друг с другом (ст. 13−15).
II. Чтобы они боролись против греха; при этом он показывает:
1. Что в каждом человеке происходит борьба между плотью и духом (ст. 17).
2. Что наш долг, и это в наших интересах, — встать на сторону духа в этой борьбе (ст. 16−18).
3. Он перечисляет дела плоти, против которых надлежит бодрствовать и умерщвлять их, и плоды Духа, которые надо выращивать и ухаживать за ними, и подчеркивает необходимость такого образа действий (ст. 19−24). Заканчивает главу предостережением против гордости и зависти.
Стихи 1−12. В первой части этой главы апостол предупреждает галат остерегаться иудействующих учителей, которые стараются поработить их закону. Он выше уже опровергал их и обстоятельно показал, как противоречат принципы и дух этих учителей евангельскому духу, теперь же переходит к практическому применению предыдущих рассуждений. Поскольку из сказанного им следует, что мы можем оправдаться только верой в Иисуса Христа, что закон Моисея потерял свою силу и что Христос не обязывает нас подчиняться ему, то он призывает галат стоять в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергаться опять игу рабства. Отметим здесь:
1. Евангелие освобождает нас как от ига обрядового закона, так и от проклятия нравственного, так что мы более не обязаны соблюдать первый и не связаны суровостью второго, проклинающего всякого, кто не исполняет постоянно всего, что написано в нем, 3:10.
2. Своей свободой мы обязаны Иисусу Христу. Именно Он сделал нас свободными. Своими заслугами Он удовлетворил требования нарушенного закона, Своей властью Царя избавил нас от обязательств перед установлениями, относившимися к плоти и предназначавшимися для иудеев.
3. Поэтому наш долг стоять в свободе, твердо держаться Евангелия и его свободы и ни под каким видом не подвергаться опять игу рабства, не позволять возвращать себя под закон Моисея. Таково общее предостережение апостола, усиливаемое им в последующих стихах несколькими доводами, или рассуждениями:
I. Подчиняясь обрезанию и уповая на дела закона в вопросе оправдания, они, не давая себе в этом ясного отчета, противоречили своей христианской вере и лишались всех своих преимуществ во Христе Иисусе, ст. 2−4. Здесь мы можем отметить:
1. С какой торжественностью апостол заявляет: Вот, я Павел говорю вам (ст. 2) и снова повторяет (ст. 3): Свидетельствую всякому человеку. Он как бы хочет сказать: «Я, который показал себя апостолом Христа и получил власть и полномочия от Него, заявляю и ручаюсь своим добрым именем, что если вы обрезываетесь, то не будет вам никакой пользы от Христа», и далее. Под этим он подразумевает, что сказанные им слова не только чрезвычайно важны, но что на них можно положиться как на достоверные. Он не только не проповедовал обрезания (что утверждали некоторые), но, напротив, придавал очень большое значение тому, чтобы галаты не покорялись обрезанию.
2. О чем же Павел заявляет с такой торжественностью и уверенностью? — О том, что если они обрезываются, то не будет им никакой пользы от Христа. Не следует думать, что апостол говорит здесь о простом акте обрезания, или что он намеревался сказать, будто никто из обрезанных не будет иметь никакой пользы от Христа, ибо все ветхозаветные святые были обрезаны, да и сам он дал согласие на обрезание Тимофея. Но его надо понимать в том смысле, что он говорил об обрезании, навязываемом иудействующими учителями в качестве необходимого условие спасения: ...если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись, Деян 15:1. То, что Павел именно это имеет в виду, видно из ст. 4, где он говорит то же самое по поводу их стремления оправдаться законом. Итак, если они покоряются обрезанию, придавая ему такое значение, то не будет им никакой пользы от Христа... они должны исполнить весь закон... они остались без Христа, отпали от благодати. Из всех этих выражений следует, что таким образом они отвергали путь оправдания, установленный Богом, более того, лишали себя возможности оправдаться в Его глазах, ибо делали себя обязанными исполнить весь закон, а он требует такого послушания, на какое они не способны, и проклинает каждого, кто нарушает его то есть он не может оправдать их, но только осудить. Итак, отвернувшись от Христа и построив свои надежды на законе, они не будут иметь никакой пользы от Христа. Своим обрезанием они отрекаются от христианства и отрезают себя от всякой пользы во Христе. Заметим:
(1) Хотя Христос может спасти самого великого грешника, тем не менее существует множество людей, кому Он не может принести никакой пользы.
(2) Все, ищущие оправдания делами закона, делают Христа бесполезным для себя. Строя свои надежды на делах закона, они не могут ничего ожидать от Христа, ибо Он не будет Спасителем для тех, кто не признает Его своим Спасителем и не полагается на Него как на единственного Спасителя.
II. Чтобы убедить их твердо стоять в учении Евангелия и в его свободе, Павел ставит им в пример самого себя и других иудеев, принявших христианскую веру, и говорит, в чем состоит их упование, а именно: они духом ожидают и надеются праведности от веры. Хотя по природе они были иудеями и были рождены под законом, тем не менее, будучи Духом приведены к познанию Христа, они отказались от всякого упования на дела закона и ожидали оправдания и спасения только через веру в Него; поэтому чрезвычайно неразумно для тех, кто никогда не был под законом, позволять подчинять себя ему и полагать свое упование на его дела. Здесь мы можем отметить:
1. Чего ожидают христиане: надежды праведности от веры (англ. — Прим. переводчика), под которой мы, главным образом, понимаем блаженство загробного мира. Оно названо надеждой христиан, так как является великой целью их упования, к чему они стремятся и чего желают более всего другого; и надеждой праведности, так как надежду на вечное блаженство они основывают не на своей собственной праведности, а на праведности от веры в нашего Господа Иисуса. Ибо хотя путем, ведущим к этому блаженству, является праведная жизнь, тем не менее только праведность Иисуса Христа приобретает это блаженство для нас и только на основании ее мы можем надеяться войти в него.
2. Как они надеются получить это блаженство — верой, то есть верой в нашего Господа Иисуса Христа, не делами закона, или какими-то своими заслугами, но только верой, принимая Его и уповая на Него как на Господа нашей праведности. Только таким путем они могут получить право на это блаженство здесь и обладать им в загробной жизни.
3. Каким образом они пришли к этому ожиданию надежды праведности — посредством Духа. Они действуют в этом по указанию и под влиянием Святого Духа; под Его водительством и при Его содействии они делаются способными верить во Христа и ожидать надежды праведности через Него. Представив таким образом, как действуют истинные христиане, апостол хочет сказать галатам, что если они надеются оправдаться и спастись каким-то другим путем, то будут разочарованы, поэтому им следует позаботиться о том, чтобы сохранить верность учению Евангелия, принятого ими.
III. В качестве следующего аргумента Павел ссылается на сущность христианства и его назначение, заключающегося в том, чтобы уничтожить различие между иудеями и язычниками и установить веру во Христа как путь к оправданию перед Богом. Он говорит, что (ст. 6) во Христе Иисусе не имеют силы ни обрезание, ни необрезание. Во время действия закона существовали различия между иудеями и эллинами, между обрезанными и необрезанными — первые допускались к привилегиям Божией церкви, а последние были лишены их. Но в период евангельского домостроительства все обстоит иначе: когда Христос, Который есть конец закона, пришел, то стало неважно, обрезан человек или нет, он не становится лучше от обрезания и хуже от необрезания, ни то, ни другое не оправдывает его перед Богом. Поэтому иудействующие учители поступали крайне неразумно, навязывая им обрезание и соблюдение Моисеева закона, а они, со своей стороны, обнаруживали свое неразумие, подчиняясь этому. Уверяя их, что ни обрезание, ни необрезание не поможет им оправдаться перед Богом, Павел указывает на то, что поможет им в этом, а именно: вера, действующая любовью, то есть вера во Христа, истинность которой обнаруживается в искренней любви к Богу и ближним. Если в них есть такая вера, то не имеет значения, обрезаны они, или нет, а если этой веры нет, то ничто другое не может заменить ее. Заметим:
1. Ни внешние привилегии, ни исповедание устами не помогут нам обрести Божие оправдание без искренней веры в нашего Господа Иисуса.
2. Вера, если она истинная, есть действующая добродетель, она действует любовью, любовью к Богу и любовью к нашим братьям; такая вера, действующая любовью, есть все во всем в нашем христианстве.
IV. Чтобы вернуть их с пути отступления и обязать их быть более твердыми в будущем, Павел напоминает им о их добром начале и призывает исследовать, как случилось, что они так сильно уклонились от своего прежнего состояния, ст. 7.
1. Они шли (англ. бежали. — Прим. переводчика) хорошо. В начале своего христианского пути они вели себя очень похвально: охотно приняли христианскую веру и проявили большую ревность в ней; посвятив себя Богу при крещении и объявив себя учениками Христа, они вели соответствующий этому образ жизни. Заметим:
(1) Жизнь христианина это ристалище, он должен пробежать его, причем так, чтобы получить награду.
(2) Недостаточно просто бежать, то есть только исповедовать Христа, но надо бежать хорошо, то есть жить в соответствии с этим исповеданием. Эти христиане так и поступали некоторое время, но остановились в своем продвижении вперед и либо свернули с пути, либо, по меньшей мере, ослабели и споткнулись.
2. Павел спрашивает их и предлагает им спросить самих себя: ...кто остановил вас?.. Он хорошо знал, кто сделал это и что послужило для них преткновением, но хотел, чтобы они сами задали себе этот вопрос и серьезно задумались, есть ли у них причины слушать тех, кто остановил их, и могут ли они как-то оправдать свое настоящее поведение. Замечание:
(1) Многих из тех, кто прекрасно начал и некоторое время бежал хорошо, — по правилам, установленным для бега на ристалище, и с должным усердием, — удается все-таки тем или иным способом остановить в их продвижении вперед, или увести с пути.
(2) Кто некогда бежал хорошо, но теперь либо свернул с пути, либо начал отставать, должен спросить себя, что ему мешает. Новообращенные должны быть готовы к тому, что сатана сделает все возможное, чтобы увести их с пути, по какому они следуют, но всякий раз, когда они окажутся в такой опасности, им полезно подумать, кто останавливает их. Кем бы ни были остановившие галат, апостол говорит, что, слушаясь их, они не покоряются истине и поэтому могут потерять все, чего уже достигли на пути веры. Евангелие, которое он проповедовал им и которое они приняли и исповедовали, истинно, и только оно открывает истинный путь оправдания и спасения. Для того чтобы иметь пользу от него, необходимо покоряться ему, твердо держаться его, руководствоваться в своей жизни и в своем уповании его указаниями. Поэтому чрезвычайно неразумно позволять кому-то уводить себя от него. Замечания:
[1] Истине надо не только верить, но и покоряться ей, пребывать не только в ее свете, но и в ее любви и силе.
[2] Кто не держится твердо истины, тот не покоряется ей должным образом.
[3] Та же причина, что побудила нас принять истину, должна также побуждать и покоряться ей. Поэтому тот, кто хорошо начал христианский путь, а потом позволяет кому-то остановить себя и оставляет его, поступает крайне безрассудно.
V. Призывая их твердо стоять в евангельской вере и свободе, апостол приводит в качестве аргумента недоброе происхождение того убеждения, которым они были уведены от истины (ст. 8): Такое убеждение не от Призывающего вас. Под убеждением, или мнением, упоминаемым здесь, он, конечно, имеет в виду убеждение в необходимости обрезания и исполнения закона Моисея или смешения дел закона с верой во Христа в деле оправдания. Именно это навязывали им иудействующие учители и с этим они так легко согласились. Чтобы убедить галат в их безрассудстве, он уверяет их, что это убеждение не от Призывающего их, то есть не от Бога, Чьею властью им было проповедано Евангелие и они были призваны в его общение, и не от апостола, послужившего орудием в руках Бога. Оно не могло быть от Бога, так как противоречило установленному Им пути оправдания и спасения, а также и от Павла, который всегда был противником, а не проповедником обрезания, и если когда-то он и уступал в этом вопросе ради мира в церкви, то, во всяком случае, никогда не требовал от христиан исполнения этого обряда и тем более не хотел налагать его на них как необходимое условие спасения. Он предоставляет им самим рассудить, откуда могло произойти это убеждение, и довольно ясно намекает, что оно может принадлежать только сатане и его помощникам, стремящимся таким путем разрушить их веру и воспрепятствовать распространению Евангелия. Поэтому у галат есть все основания отвергнуть его и по-прежнему твердо стоять в истине, принятой ими раньше. Замечания:
1. Для того чтобы правильно судить о различных убеждениях, существующих среди христиан, следует выяснить, от Призывающего ли они и опираются ли они на авторитет Христа и Его апостолов.
2. Если окажется, что они не имеют такого основания, то, как бы настойчиво они ни навязывались нам, мы должны их отвергнуть.
VI. Опасность распространения этого вредного убеждения и его влияния на других была следующим аргументом Павла против терпимости к лжеучителям. Возможно, желая извинить свой проступок, галаты могли возразить, что лжеучителей, старавшихся увлечь их своими убеждениями и образом жизни, не много среди них или что они уступили им лишь в отдельных незначительных вопросах: хотя они и согласились с обрезанием и соблюдают некоторые обряды иудейского закона, однако никоим образом не отрекаются от христианства и не переходят в иудаизм. Они могли также добавить, что немногие из них поступили так, поэтому не стоит об этом беспокоиться. Чтобы убедить галат, что опасность значительно серьезнее, чем они могут себе представить, апостол говорит (ст. 9), что малая закваска заквашивает все тесто, то есть все христианство может быть осквернено и развращено одним ошибочным убеждением, или вся христианская община может быть заражена одним человеком. Поэтому они должны заботиться о том, чтобы не уступать ни в чем, а если это случилось, то постараться всеми средствами очиститься от проникшей в их среду закваски. Замечание: церкви грозит большая опасность, когда она снисходит к членам, принимающим губительные заблуждения, и особенно, если они их распространяют. Так случилось в галатийской церкви. Учение, усердно распространяемое лжеучителями и увлекшее некоторых членов их общины, было губительно для всего христианства, как уже было показано апостолом; поэтому, хотя численность тех или других, возможно, была незначительна, однако, принимая во внимание пагубные тенденции лжеучения и испорченность человеческой природы, Павел призывает их не быть беззаботными и беспечными, но помнить, что малая закваска заквашивает все тесто. Если потакать тем, которые приняли лжеучение, то их вредное влияние будет распространяться дальше и шире, и если они позволят обмануть себя в данном случае, то вскоре это может закончиться полным уничтожением среди них евангельской истины и свободы.
VII. Чтобы снискать больше уважения к сказанному им, Павел выражает надежду относительно галатийской церкви (ст. 10): Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе... Хотя их состояние вызывало в нем опасения и сомнения, тем не менее он надеялся, что с Божией помощью они придут к согласию с тем, что он написал им, признают истину, которую он проповедовал им, и пребудут в той свободе, в какой теперь он старается утвердить их. Этим самым Павел учит и нас надеяться на лучшее даже в тех случаях, когда есть все основания опасаться худшего. Чтобы как можно меньше обидеть галат своими укорами за их нетвердость в вере, Павел возлагает вину за это на других: А смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. Павел понимал, что среди них были смущающие их и желающие превратить благовествование Христово (1:7); вероятно, он мог бы указать конкретного человека, преуспевшего в этом более других, главного виновника происшедшего. Мы можем отметить для себя, что, порицая грех и ошибки, всегда следует делать различие между теми, кто вовлекает людей в грех, и теми, кто идет у них на поводу. Так, обличая галат, Павел старается смягчить их вину, с той целью, чтобы лучше убедить их вернуться к свободе, дарованной им Христом, и твердо стоять в ней. Но что касается того, или тех, кто смущает их, то он заявляет, что они понесут на себе осуждение. Он не сомневался, что Бог воздаст им по заслугам, и движимый чувством справедливого негодования против них как врагов Христа и Его церкви, он выражает желание, чтобы они были удалены, удалены не от Христа и не от упования на спасение через Него, но удалены из среды христиан через осуждение церкви, которая должна засвидетельствовать о своем несогласии с лжеучителями, извращающими чистоту евангельского учения. Служители, или другие члены церкви, разрушающие евангельскую веру и нарушающие мир среди христиан, лишают себя права на христианское общение и заслуживают удаления из их среды.
VIII. Чтобы отвратить галатийских христиан от иудействующих учителей и изгладить то недоброе влияние, какое они оказали на них, Павел характеризует этих учителей как недобросовестных, использующих для достижения своей цели самые недостойные средства: они выставляли его в ложном свете, чтобы легче осуществить свои замыслы относительно галат. Они стремились склонить их к обрезанию и смешению христианства с иудаизмом и ради достижения этой цели распускали среди них слухи, будто Павел и сам проповедовал обрезание, что очевидно из его слов (ст. 11): За что же гонят меня братия, если я и теперь проповедую обрезание? Они утверждали, что он проповедует обрезание, чтобы использовать это в качестве довода для принуждения галат к обрезанию. Возможно, они основывали свои слухи на том, что Павел обрезал Тимофея, Деян 16:3. Хотя Павел пошел на эту уступку (из добрых побуждений), тем не менее он категорично отрицает, что является проповедником обрезания, особенно в том смысле, какой навязывали этому обряду лжеучители. Чтобы доказать несправедливость их обвинения, он предлагает галатам такие доводы, которые, если бы они потрудились их рассмотреть, должны обязательно убедить их в этом.
1. Если бы Павел проповедовал обрезание, то избежал бы преследований. Если я и теперь проповедую обрезание, говорит он, то за что же гонят меня? Что иудеи ненавидели апостола и преследовали его, это было совершенно очевидно, и галаты знали об этом. Но чем можно было бы объяснить такое их отношение к нему, если бы он был с ними заодно и проповедовал бы обрезание и исполнение Моисеева закона как обязательные условия спасения? Это было главным пунктом их разногласий, и если бы он соглашался с ними в нем, то вместо ярости приобрел бы их расположение. Их преследования его ясно доказывали, что он не соглашался с ними. Он был так далек от того, в чем его ложно обвиняли, в проповеди обрезания, что предпочитал лучше подвергнуть себя самым большим опасностям, чем делать это.
2. Если бы он уступил в этом иудействующим учителям, тогда соблазн креста прекратился бы. Они не нападали бы так сильно на христианское учение, а Павел и другие христиане не страдали бы за него так много. Павел говорит нам (1Кор 1:23), что проповедь о кресте Христовом (то есть об оправдании и спасении исключительно верою во Христа распятого) была для иудеев соблазном. Самым большим преткновением для них в христианстве было то, что оно упразднило обрезание и всю систему Моисеева домостроительства как потерявших свою силу. Это возбуждало в них яростный протест против христианства и толкало на злобные преследования его проповедников. Итак, если бы Павел и другие христиане согласились с сохранением обрезания и смешением дел закона с верой во Христа, тогда соблазн креста в значительной мере был бы устранен, а христиане могли бы избежать страданий. Но, в то время как другие легко шли на это, Павел предпочел лучше рисковать своим благополучием, доброй репутацией и даже самой жизнью, чем исказить истину и отказаться от евангельской свободы. Поэтому иудеи продолжали выступать против христианства и против Павла как его проповедника. Так апостол оправдал себя от несправедливого обвинения, которое возводили на него его враги, и показал, что люди, оклеветавшие его, недостойны уважения, и что он имеет все основания желать того, чтобы их удалили.
Стихи 13−26. В последней части этой главы апостол призывает христиан к серьезному практическому благочестию как самому лучшему средству против уловок лжеучителей. При этом он делает особое ударение на двух моментах:
I. Что они должны не бороться друг с другом, а любить друг друга. Он говорит им (ст. 13), что они призваны к свободе, и желает, чтобы они твердо стояли в этой свободе, дарованной им Христом, но при этом предупреждает их быть очень осторожными, чтобы не делать эту свободу поводом к угождению плоти — чтобы они не извлекали из нее повода для потворствования своим греховным наклонностям и привычкам, и особенно таким, какие могут вызвать вражду и распри; в противоположность этому, они должны любовью служить друг другу — сохранять ту взаимную любовь, которая, несмотря на могущие существовать среди них незначительные разногласия, располагала бы их к взаимному уважению и доброжелательности, к чему обязывает их христианская вера. Заметим:
1. Свобода, какой мы обладаем как христиане, не означает вседозволенности; хотя Христос избавил нас от проклятия закона, однако Он не освобождал нас от его обязательств; Евангелие — это учение о благочестии (1Тим 6:3), и оно очень далеко от того, чтобы поощрять грех, но, напротив, обязывает нас избегать и подавлять его.
2. Хотя нам следует твердо стоять в своей христианской свободе, однако мы не должны настаивать на ней в ущерб христианской любви, не должны использовать ее как повод для борьбы и распрей с нашими братьями-христианами, думающими не так, как мы, но всегда сохранять настроения, располагающие нас любовью служить друг другу. К этому апостол старается побудить галатийских христиан и с этой целью предлагает им рассмотреть два обстоятельства:
(1) Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего своего, как самого себя», ст. 14. Любовь есть исполнение всего закона. Любовь к Богу включает в себя заповеди первой скрижали, а любовь к ближним — заповеди второй. Здесь апостол имеет в виду заповеди второй, поскольку говорит о взаимоотношениях между галатами. Он использует это как аргумент для призвания их к взаимной любви, давая им понять, что она будет самым лучшим доказательством искренности их веры и самым лучшим средством для устранения всех существующих между ними разделений. По тому узнают все, что мы ученики Христа, если будем иметь любовь между собою (Ин 13:35); где сохраняется эта любовь, там, если и не совсем исчезают печальные разногласия, случающиеся среди христиан, то, по крайней мере, будут предотвращены их гибельные последствия.
(2) Опасные тенденции противоположной линии поведения (ст. 15): Если же, — говорит апостол, — вместо того чтобы служить друг другу любовью и таким образом исполнять закон Божий, друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Если вместо того чтобы поступать так, как достойно достойно человека и христианина, они будут вести себя подобно диким животным, угрызая и съедая друг друга, то ничего другого им не следует ожидать, кроме взаимного истребления; поэтому у них были самые серьезные причины не поощрять в себе враждебность и сварливость. Заметим: взаимные раздоры между братьями, если в них упорствовать, могут обернуться общей погибелью. Христианские церкви могут быть разрушены руками самих христиан; если христиане, как дикие звери, угрызают и съедают друг друга, то что можно ожидать, кроме того, что Бог любви лишит их Своей благодати, Дух любви отступит от них, а злой дух, который стремится истребить их, одержит победу?
II. Что они должны все бороться против греха; как было бы прекрасно, если бы все раздоры, возникающие между христианами, были поглощены борьбой с грехом; если бы они не угрызали и не съедали друг друга из-за различий во мнениях, но решительно восстали бы против греха, как в самих себе, так и там, где они живут. Это главное, против чего мы должны бороться, чему должны противостоять и что должны подавлять. Чтобы побудить христиан к этой борьбе и помочь им в ней, апостол показывает:
1. Что в каждом человеке происходит борьба между плотью и духом (ст. 17): Плоть (порочная, плотская часть нашего естества) желает (борется изо всех сил) противного духу; она противится всем действиям Духа и сопротивляется всему духовному. С другой стороны, дух (обновленная часть нашего естества) противится плоти, ее желаниям и похотям; отсюда возникает такое положение, когда мы не то делаем, что хотели бы. С одной стороны, закон благодати внутри нас не позволяет нам делать то злое, к чему побуждает нас наша испорченная природа; с другой стороны, мы не можем делать то доброе, что хотели бы делать, из-за противодействия порочной, плотской природы. Равно как в природном человеке происходит нечто подобное этой борьбе (убеждения его совести борются с пороками его собственного сердца), так и в возрожденном человеке борются старая природа и новая, остатки греха и начатки благодати; и христиане должны быть готовы к тому, что такая борьба будет сопровождать их всю земную жизнь.
2. Что наш долг в этой борьбе (и это в наших интересах) — встать на сторону лучшей части нашего естества, на сторону своих убеждений против нашей испорченности, на сторону своих добродетелей против вожделений. Апостол призывает нас к этому как нашему долгу и предлагает самые эффективные средства для достижения успеха в исполнении его. Он предписывает нам одно общее правило, которое, при должном соблюдении, будет самым действенным средством против господства плоти, — поступать по духу (ст. 16): Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти. Под духом здесь можно понимать либо Святого Духа, Который обитает в сердцах возрожденных и освященных Им, руководит ими и помогает им на пути послушания; либо тот благодатный принцип, который Он вложил в сердца Своих детей и который желает противного плоти, тогда как эта ветхая природа, все еще остающаяся в нас, желает противного ему. Долг, предписываемый нам Павлом, заключается в том, чтобы мы подчинялись водительству и влиянию благословенного Духа и склонностям и стремлениям нашей новой природы. Если это будет нашей повседневной заботой, то мы можем быть уверены, что хотя и не освободимся от бунта и противодействия нашей испорченной природы, однако будем удерживаться от исполнения ее вожделений, так что, оставаясь в нас, она не будет господствовать над нами. Заметим: самое лучшее противоядие против яда греха — поступать по духу, размышлять о духовном, заботиться больше о душе, то есть о духовной части нашего естества, чем о теле, являющемся нашей плотской частью; предаваться водительству слова, посредством которого Дух Святой раскрывает волю Божию относительно нас; на пути исполнения нашего долга действовать в зависимости от Него, от Его помощи и влияния. Это будет не только самым лучшим средством, оберегающим нас от исполнения вожделений плоти, но и свидетельством того, что мы истинные христиане, ибо, говорит апостол (ст. 18): Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Он как бы хочет сказать: «Вы должны быть готовы к борьбе между духом и плотью, пока находитесь в этом мире, плоть будет желать противного духу, а дух — противного плоти; но если в своих преобладающих наклонностях и общем направлении жизни вы водитесь духом — действуете под водительством и управлением Духа Святого и тех хотений и действий, какие Он производит в вас, если вы сделаете слово Божие своим законом, а благодать Божию — своим принципом, то из всего этого будет видно, что вы не под законом, не под властью его осуждения, хотя и подчиняетеь власти его повелений, ибо: Нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу», Рим 8:1−14.
3. Апостол перечисляет дела плоти, подлежащие умерщвлению, и плоды Духа Святого, которые следует заботливо выращивать, ст. 19 и далее.
(1) Он начинает с дел плоти, многочисленных и хорошо известных. То, о чем говорит здесь Павел, бесспорно, представляет собой дела плоти, плод развращенной и испорченной природы; большинство из этих дел осуждается даже законами самой природы, и все они осуждаются Священным Писанием. Павел приводит дела разного рода; одни из них являются нарушениями седьмой заповеди, такие, как прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство; под ними подразумеваются не только грубые проявления этих грехов, но также всякие мысли, слова и действия, ведущие к грубым нарушениям. Другие дела плоти — это преступления против первой и второй заповедей: идолослужение и волшебство. Третьи — грехи против наших ближних, против царского закона любви, такие, как: вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, так часто вызывающие разногласия, соблазны, ереси, ненависть и нередко завершающиеся убийством не только доброго имени и репутации наших ближних, но и их жизни. А также грехи против самих себя: пьянство и бесчинство. Об этих и подобных им грехах Павел предваряет их, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют, как бы они ни обольщали себя пустыми надеждами. Вне всякого сомнения, эти грехи не пустят человека в небо. Виновные в этих грехах не будут допущены в присутствие праведного и святого Бога, пока не омоются, не освятятся и не оправдаются именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего, 1Кор 6:11.
(2) Он перечисляет плоды Духа или новой природы, которые мы, будучи христианами, должны стараться приносить, ст. 22−23. Здесь можно заметить, что грехи называются делами плоти, потому что плоть, или ветхая природа, является в человеке источником побуждений и влечений к греху, а добродетели плодами Духа, потому что они всецело исходят от Духа, как от своего корня. Как выше апостол перечислял, главным образом, такие дела плоти, которые причиняют вред не только совершающим их, но также и всем окружающим, так и здесь он говорит о тех плодах Духа Святого, которые содействуют миру между христианами и приносят внутренний покой самому человеку; это находится в соответствии с предостережением, или увещанием, сделанным им в ст. 13: ...только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Итак, он призывает нас: к любви — к любви к Богу, прежде всего, и друг к другу ради Него; к радости, подразумевая под ней радость общения с друзьями или, скорее, постоянное утешение в Боге; к миру — к миру с Богом и совестью, или к миролюбивому ха— актеру и миротворчеству; к долготерпению в смысле воздержания от гнева и терпеливого перенесения обид; к благости — к такой мягкости характера, особенно по отношению к нижестоящим, которая делает нас приветливыми и любезными и помогает легко переносить причиняемые нам обиды; к милосердию, проявляющему себя в готовности делать добро всем, кому мы только можем; к вере (англ. верности. — Прим. переводчика) — к преданности, справедливости и честности в том, что мы исповедуем, и в том, что обещаем другим; к кротости, управляющей нашими эмоциями и проявлениями недовольства, чтобы мы не впадали в раздражение, а если такое и случится, то быстро успокаивались; к воздержанию — в вопросе еды и питья и других наслаждений житейских, чтобы мы не были неумеренными в них. Относительно тех, в ком обнаруживаются эти плоды Духа, апостол говорит: На таковых нет закона, то есть они не подлежат его осуждению и наказанию. Более того, это означает, что они находятся не под законом, а под благодатью, ибо плоды Духа, в ком бы они ни проявлялись, ясно свидетельствуют о том, что таковые водятся Духом и, следовательно, находятся не под законом (ст. 18). Перечисляя дела плоти и плоды Духа, апостол указывает нам, чего мы должны избегать, а что заботливо развивать; теперь (ст. 24) он говорит о том, к чему должны искренне и ревностно стремиться все истинные христиане: Но те, которые Христовы (действительно являющиеся христианами, не по исповеданию только или внешнему виду, но по истине), распяли плоть со страстями и похотями. Как они обещали это во время своего крещения (ибо крестившись во Христа, они в смерть Его крестились, Рим 6:3), так и действуют теперь, подражая своему Господу и Главе, стремясь умереть для греха, как Он умер за грех. Они еще не получили полной победы над грехом; они все еще носят в себе плоть, и эта плоть проявляет свои страсти и похоти, продолжающие доставлять им немало переживаний, но поскольку грех уже не царствует в их смертном теле, так чтобы им повиноваться ему в похотях его, то они стремятся к полному его умерщвлению, распятию, подобно тому как был распят за нас Христос. Если мы хотим показать, что мы Христовы, то нашим постоянным стремлением должно стать умерщвление собственной плоти. Христос никогда не признает Своими тех, кто является рабом греха. Но, говоря о распятии плоти как о стремлении и характерной особенности истинного христианина, апостол подразумевает при этом, конечно, и то, что мы должны приносить плоды Духа; и то и другое одинаково является нашим долгом и доказательством нашей искренности. Недостаточно просто прекратить делать зло, нужно научиться также делать добро. Наше звание христианина обязывает нас не только умереть для греха, но и жить для праведности; не только противостать делам плоти, но и приносить плоды Духа Святого. Что целью апостола было представить нам оба эти аспекта христианской жизни как наш долг и доказательство нашей искренности, видно из последующих слов его (ст. 25): Если мы живем духом, то по духу и поступать должны, то есть: «Если мы исповедуем, что приняли Духа Христова, возродились от Него, обновились духом ума своего и имеем в себе закон духовной жизни, то докажем это плодами Святого Духа в своей жизни». В предыдущей главе (4:6) Павел говорил нам, что ниспослание Духа Святого в сердце — это привилегия, дарованная всем детям Божиим. «Итак, говорит апостол, если мы заявляем, что мы из их числа, то докажем это соответствующим поведением, докажем наши добрые принципы своей доброй жизнью». Наше поведение всегда будет соответствовать тем принципам, какими мы руководствуемся: Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу о духовном (Рим 8:5). Поэтому, если мы хотим показать, что мы Христовы и являемся сопричастниками Его Духа, то должны поступать не по плоти, а по духу. Мы должны серьезно настроить себя на то, чтобы умерщвлять дела плоти и ходить в обновленной жизни.
4. Эту главу апостол завершает предостережением против гордости и зависти, ст. 26. Выше он призывал галат: ...любовью служите друг другу (ст. 13), а также напоминал им о том, каковы будут последствия, если вместо этого они будут друг друга угрызать и съедать, ст. 15. Теперь же он предлагает им средство, содействующее первому и предотвращающее второе, а именно: избегать тщеславия, то есть недостойного домогательства похвалы и одобрения от людей, потому что если эта страсть овладеет ими, то обязательно приведет их к взаимному раздражению и зависти друг другу. Когда эти тщеславные амбиции преобладают среди христиан, они склонны унижать и презирать тех, кого считают ниже себя, раздражаться, если им отказывают в уважении, на которое они претендуют, и завидовать тем, кто затмевает их славу. Таким образом закладывается основание для разногласий и ссор, несовместимых с той любовью, какую христиане должны сохранять между собой, и наносящих вред интересам и чести Евангелию. Поэтому апостол хотел бы, чтобы мы всячески остерегались этого. Заметьте:
(1) Слава, приходящая от человека, есть тщета, пустая слава, и мы должны умереть для этой славы, а не стремиться к ней.
(2) Чрезмерная забота о человеческом одобрении — хорошая почва для раздоров и распрей, существующих среди христиан.
толкование Мэтью Генри на послание к Галатам, 5 глава