В этой и последующей главах апостол призывает и направляет коринфян к особому делу милосердия — оказать помощь нуждающимся святым в Иерусалиме и Иудее, подражая доброму примеру македонян, Рим 15:26. Вследствие войны, голода и преследований христиане Иерусалима обеднели, некоторые совсем обнищали, а многие, возможно, были бедняками еще до того, как приняли христианство, ибо Сам Христос сказал: ...нищие благовествуют. Павел хотя и был апостолом язычников, однако питал глубокое уважение и сердечное сочувствие к обращенным из иудеев. И несмотря на то что многие из них не имели такого расположения к обращенным из язычников, какое следовало бы им иметь, тем не менее апостол желал, чтобы обращенные из язычников были добры к иудеям, и побуждал их добровольно жертвовать на их нужды. Он очень много останавливается на этом вопросе и пишет с большим чувством. В данной восьмой главе он уведомляет коринфян о добром примере македонян в деле благотворительности и поощряет подражать им. Он сообщает им также о том, что Тит послан к ним с целью сбора их пожертвований, ст. 1−6. Затем он продолжает поощрять их к исполнению этого долга с помощью ряда убедительных доводов (ст. 7−15) и дает рекомендации лицам, кому было поручено это дело, ст. 16−24.
Стихи 1−6. Заметьте здесь:
I. Чтобы вдохновить христиан Коринфа и Ахаии на доброе дело милосердия, апостол использует добрый пример церквей Македонии, то есть городов Филиппы, Фессалоника, Верия и других.
1. Он уведомляет их о великом радушии этих церквей, называя его благодатью Божией, данной церквам Македонским, ст. 1. Некоторые думают, что эти слова следовало бы перевести как дар Божий, данный этим церквам, или через эти церкви. Павел, несомненно, подразумевает дары милосердия этих церквей и называет их благодатью, или дарами Бога, либо потому, что они были так обильны, либо, скорее всего, потому что они исходили от Бога как их источника и сопровождались искренней любовью к Богу, выраженной таким образом. Благодать Божия должна быть признана корнем и источником всего доброго, что есть в нас или делается нами. Благодаря великой благодати Божией и Его благоволению к нам мы можем быть полезными для других и способными на всякое доброе дело.
2. Он ставит им в пример щедрость македонян:
(1) Они сами находятся в трудном, бедственном положении, но тем не менее участвуют во вспоможении другим. Они находились среди великих скорбей и в глубокой нищете, ст. 2. Как видно из Деян 17:17, это было время тяжких испытаний для них. С христианами в тех местах обращались жестоко и довели их до глубокой нищеты, и тем не менее они изобиловали среди всех скорбей радостью и радушием; они отдавали свое малое в надежде, что Бог обеспечит их и воздаст им за все.
(2) Они давали очень щедро, с богатством радушия (ст. 2), то есть так радушно, так щедро, как будто они были богаты. Они давали по силам и сверх сил (ст. 3), так много, сколько нельзя было ожидать от них. Примечание: Хотя люди могут осуждать за нерассудительность, однако Бог принимает благочестивое усердие тех, кто из искреннего благочестия и милосердия к людям делает сверх сил своих.
(3) Они были готовы и стремились к этому доброму делу. Ибо они доброхотны.., ст. 3; они были так далеки от того, чтобы нуждаться в побуждениях Павла и убеждениях с помощью разных доводов, что сами весьма убедительно просили его принять дар и участие их в служении святым, ст. 4. Возможно, Павел уклонялся от этого поручения, ибо хотел всецело посвятить себя служению слова и молитвы; или же, может быть, он предчувствовал, что враги его, готовые всегда по всякому поводу укорять и чернить его, могут воспользоваться наличием такой большой суммы в его руках, для того чтобы сеять подозрения или обвинять его в нескромности и пристрастии в деле распределения пожертвований, и даже в несправедливости. Примечание: Какими осторожными должны быть служители, особенно в денежных вопросах, чтобы не дать повода ищущим повода!
(4) Их благотворительность была основана на истинном благочестии, и это было особенно ценно в ней. Они осуществляли свое доброе дело правильным образом: Они отдали самих себя во-первых Господу, потом дали нам свои пожертвования, по воле Божией (ст. 5), то есть согласно воле Божией и для славы Его. Это превосходило, кажется, все ожидания апостола, это было более, чем то, на что он надеялся, — видеть такую горячую и благочестивую любовь, какая сияла в этих македонянах, и видеть такие добрые дела, совершаемые ими с таким усердием и с такой ответственностью. Они торжественно и единодушно отдали самих себя и все, что имели, Господу Иисусу Христу. Они делали это прежде и теперь продолжают делать то же самое, посвящая свои даяния для славы Божией и отдавая, прежде всего, самих себя Господу. Заметим:
[1] Мы должны отдать себя самих Богу, это самое лучшее посвящение себя, какое только мы можем сделать.
[2] Отдавая Господу самих себя, мы потом должны отдать Ему и то, что имеем, будучи призваны и расположены к этому согласно Его воле.
[3] Что бы мы ни употребляли или отдавали для Господа, мы отдаем Ему лишь то, что уже является Его собственностью.
[4] Что бы мы ни отдавали на дела милосердия, оно не будет принято Богом и не принесет нам пользы, если мы прежде не отдадим самих себя Господу.
II. Апостол сообщает, что хочет послать к ним Тита для сбора их пожертвований (ст. 6), зная, что Тит будет принят ими. Они уже раньше оказывали ему добрый прием и доказали свою любовь к нему, и он тоже питал к ним большое расположение. Кроме того, Тит уже начал эту работу среди них, поэтому желательно, чтобы он и закончил ее. Так что во всех отношениях он был самым подходящим человеком для этой задачи. Заметьте: Когда мы хотим сделать работу хорошо, то будет очень благоразумно с нашей стороны, если мы используем для нее соответствующих людей. Успех дела благотворительности бывает больше в тех случаях, когда оно осуществляется людьми, наиболее пригодными для сбора пожертвований и для распределения их.
Стихи 7−15. В этих стихах апостол использует ряд убедительных аргументов, чтобы вдохновить коринфян на дело благотворительности.
I. Он напоминает им об их выдающихся дарах и добродетелях и выражает желание, чтобы они изобиловали и сею добродетелью, ст. 7. Апостол употребляет много святого искусства, делая свое сильное обращение. Желая побудить коринфян к этому доброму делу, он хвалит их за другие добродетели, которыми они изобиловали. Заметим здесь, чем именно изобиловали коринфяне. Первой упоминается вера, ибо она является корнем всего; без веры невозможно угодить Богу (Евр 11:6), поэтому те, кто изобилует верою, будут изобиловать и другими дарами и добрыми делами; их вера будет действовать и проявлять себя в любви. К вере добавляется дар слова; это превосходный дар, очень много содействующий славе Божией и благу Церкви. Многие имеют веру, но ей недостает способности выражать себя в слове. Но коринфяне превосходили многие церкви своими духовными дарами, и особенно даром слова. И в то же время у них не было, как это случается со многими, никаких признаков невежества, ибо вместе с даром слова они обладали познанием, богатством познания. Изобиловали они также и всяким усердием. Имеющие познания и обладающие даром слова не всегда бывают самыми усердными христианами. Великие ораторы далеко не всегда бывают усердными делателями. Но коринфяне были в такой же степени усердными в делах, как и богатыми в познании и умеющими хорошо говорить. Далее, они изобиловали любовью к своему служителю, в противоположность многим, которые, обладая своими собственными дарами, склонны пренебрегать служителями. Итак, апостол желает, чтобы в дополнение ко всем этим добродетелям коринфяне изобиловали милосердием к бедным, чтобы к тому многому, что они имели, добавилось еще больше. Прежде чем переходить к другому аргументу, он старается предотвратить всякое неверное понимание его намерений относительно них, будто он хочет наложить на них тяжелое бремя, пользуясь своей властью; он объясняет им (ст. 8), что говорит это не в виде повеления, то есть не как власть имеющий. Я даю совет, ст. 10. Он берет повод из усердия других и советует то, что подобает им, что докажет искренность их любви, то есть будет истинным плодом и признаком ее.
II. Другой аргумент взят из рассуждений о благодати нашего Господа Иисуса Христа. Самыми лучшими доводами для исполнения христианином его долга являются доводы, взятые из любви Христовой, которая объемлет нас. Пример церквей Македонии заслуживал того, чтобы коринфяне подражали ему, однако пример Господа нашего Иисуса Христа должен иметь гораздо большее влияние на них. Ибо вы знаете, — говорит апостол, — благодать Господа нашего Иисуса Христа (ст. 9), что Он, будучи богат.., то есть будучи Богом, равным по силе и славе с Отцом, богатый всей славой и блаженством горнего мира, ... обнищал ради вас; не только стал человеком ради нас, но бедным человеком. Он был рожден в бедной обстановке, жил в бедности и умер в бедности; и все это ради нас, чтобы нам обогатиться Его нищетою, обогатиться благоволением и любовью Бога, благословениями и обетованиями Нового завета, надеждой на вечную жизнь, стать наследниками Царства Его. Вот в чем причина, почему мы должны быть милосердными к бедным, отдавая из того, что имеем, — потому что мы сами живем за счет милосердия Господа Иисуса Христа.
III. Следующий довод взят из собственных добрых намерений коринфян, из их желания начать это доброе дело. Относительно этого апостол говорит:
1. Это было целесообразно для них — осуществить то, что они намеревались сделать, и закончить уже начатое дело, ст. 10−11. Что означали их добрые намерения и хорошее начало? Добрые намерения — это поистине хорошее дело; они подобны почкам и цветкам, приятным для глаза и питающим надежду на добрый плод; но они пропадают и теряют всякое значение, если не осуществляются. Также и доброе начало очень приятно, но мы лишимся всякой пользы от него, если не будем последовательны и не принесем плода, не завершим дела. Поэтому, видя усердное желание коринфян, он хочет, чтобы они позаботились совершить само дело, в соответствии с их достатком. Ибо (2) Это будет угодно Богу. Усердие... принимается (ст. 12), когда оно сопровождается искренними стараниями. Когда люди намереваются сделать что-то доброе и стараются осуществить его по своим возможностям, Бог примет то, что они могут дать, и не отвергнет их, за то что они чего-то не могли, что было не в их силах сделать. Это справедливо и в отношении всего другого, а не только дел милосердия. Но позволим себе отметить при этом, что данное место Священного Писания отнюдь не оправдывает тех, кто думает, будто одних добрых намерений достаточно или что добрые намерения и добрые желания достаточны для их спасения. Добрые намерения принимаются, конечно, в том случае, когда осуществление их лежит за пределами наших возможностей или когда Сам Бог препятствует их осуществлению, как это было в случае с Давидом, когда он собирался построить дом Божий, 2Цар 7 гл.
IV. Другой аргумент берется из того различия в распределении земных благ, какое усматривается провидением, и из нестабильности положения человека в этом мире, ст. 13−15. Значение этого аргумента заключается, по-видимому, в следующем: провидение распределяет материальные блага так, что одни имеют больше, а другие — меньше, с той целью, чтобы те, у кого избыток, могли восполнить недостаток у других, то есть чтобы была возможность для дел милосердия. И далее: Учитывая изменчивость материального положения человека в этом мире, и то, как скоро может произойти его изменение (так что имевшие когда-то избыток станут нуждаться в других, чтобы они восполнили их недостаток), следует проявлять милосердие, когда мы в состоянии это делать. Воля Божия такова, чтобы мы, восполняя нужды друг друга, обеспечивали некоторую равномерность. Имеется в виду при этом не абсолютное равенство, или уравниловка, уничтожающая частную собственность, — в таком случае дела милосердия становятся невозможными, — но соблюдение пропорциональности в распределении помощи, так чтобы не было одним облегчение, а другим — тяжесть; поэтому все должны сами позаботиться об обеспечении нуждающихся. Эта мысль иллюстрируется примером того, как собиралась и распределялась манна в пустыне (о чем мы читаем в Исх 16): каждая семья, каждый член семьи обязаны были собрать столько, сколько могли, а потом все собранное складывалось в общем хранилище, откуда хозяин семьи выдавал каждому по потребностям, некоторым больше, чем они могли собрать, по причине возраста или слабого здоровья, а некоторым меньше, чем они собрали, потому что им не нужно было так много. И таким образом, кто собрал много (больше, чем ему требовалось), не имел лишнего, когда поделился с тем, кто мало собрал, и мало собравший не имел недостатка. Заметим: Положение людей в этом мире таково, что мы зависим друг от друга и должны помогать друг другу. Как бы много ни имел человек в этом мире, все его изобилие состоит в пище и одежде; и те, кто имеет мало, редко лишены этих необходимых благ; имеющие избыток не должны допускать того, чтобы кто-то терпел недостаток их, но должны быть готовы оказать поддержку нуждающимся.
Стихи 16−24. В этих стихах апостол дает характеристику братьям, посланным к ним для сбора пожертвований, так сказать, рекомендательное письмо, чтобы, если у коринфян возникнут сомнения или подозрения в отношении их, они могли знать, что это за братья, и были уверены, что им можно доверять.
I. Апостол хвалит Тита:
1. За его усердие и сердечное попечение о коринфянах, за его готовность содействовать их благополучию. Он упоминает об этом с благодарностью Богу, ст. 16. Если Бог вложил в чье-то сердце усердие сделать нечто доброе нам или кому-то другому, то это хороший повод для благодарности Ему.
2. За его готовность к данному служению. Он принял это поручение и ревностно отправился выполнять его, ст. 17. Просьбы об оказании помощи другим многими воспринимаются как неблагодарное дело, однако это доброе служение, и когда нас просят исполнить его, нам не следует уклоняться от этого.
II. Он рекомендует другого брата, посланного вместе с Титом. Согласно общепринятому мнению, этим братом был Лука. Апостол представляет его:
1. Как человека, во всех церквах похваляемого за благовествование, ст. 18. Он был хорошо известен по многим видам служения и показал себя достойным похвалы во всем, что бы он ни делал.
2. Как избранного церквами (ст. 19) сопутствовать апостолу в этом деле благотворения. По всей вероятности, это было сделано по инициативе и просьбе самого Павла, с той целью, чтобы ему не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых его служению, ст. 20. Апостол проявлял осторожность, чтобы не дать никакого повода злонамеренным людям очернить его. Он не хотел давать повода к обвинению себя в нечестности или в пристрастии и считал своим долгом стараться о добром не только пред Господом, но и пред людьми, как должен делать всякий христианин, то есть действовать во всем благоразумно, чтобы предотвратить, насколько это в наших силах, всякие несправедливые подозрения относительно себя и всякие поводы к позорным обвинениям. Примечание: Мы живем в мире критики и должны постараться лишить всякого повода ищущих повода для укоризн. Укоряющие или критикующие нас без причины совершают преступление, а мы допускаем неблагоразумие, если даем им к этому какой-то повод, когда у них нет никакой действительной причины для этого.
III. Он рекомендует также еще одного брата, который был послан вместе с первыми двумя. Есть предположение, что этим братом был Аполлос. Кем бы он ни был, но он был хорошо испытан во многом и поэтому вполне годился для дела благотворения. Кроме того, у него было большое усердие к этому делу, потому что он имел уверенность в коринфянах, или доброе мнение о них, ст. 22. Это очень утешительно — видеть занятыми добрым делом тех, кто показал себя усердным еще раньше.
IV. В заключение апостол дает общую хорошую характеристику о всех посланных (ст. 23) — как о сотрудниках его, посланниках церквей, как о славе Христовой, как о служивших во славу имени Его, как о бывших орудиями Божиими, получившими от Христа честь оказаться Ему верными и пригодными для служения. Поэтому он увещевает коринфян показать свою щедрость, соответственно тем большим ожиданиям какие имели о них другие, чтобы посланники церквей и сами церкви могли увидеть доброе доказательство их любви к Богу и милосердия к бедствующим братьям, показать, что он, Павел, справедливо хвалился ими ст. 24. Примечание: Доброе мнение других относительно нас должно побуждать нас к добрым делам.
толкование Мэтью Генри на 2-е послание Коринфянам, 8 глава