В этой главе апостол:
I. Дает указания коринфской церкви относительно сбора пожертвований для бедствующих церквей в Иудее, ст. 1−4.
II. Говорит о своем намерении посетить их, ст. 5−9.
III. Дает похвальный отзыв о Тимофее и сообщает о намерении Аполлоса прийти к ним, ст. 10−12.
IV. Настоятельно призывает их к бодрствованию, твердости и взаимной любви, к почтительному отношению ко всем, кто помогал ему и его сотрудникам в их труде, ст. 13−19.
V. Передав приветствия от себя лично и от других, завершает послание торжественным предостережением и добрыми пожеланиями, ст. 20−24.
Стихи 1−4. Этой главой Павел заканчивает свое длинное послание Коринфянам. Она начинается с указаний апостола относительно сбора пожертвований по конкретному поводу по поводу крайней нужды христиан Иудеи, находившихся в то время в особенно тяжелых обстоятельствах, отчасти по причине общего бедственного положения иудейского народа, а отчасти по причине преследований, которым они подвергались.
I. Как он предваряет свои указания. Павел не требовал от них чего-то особенного, он уже давал подобные установления в церквах Галатийских, ст. 1. Он хотел только, чтобы коринфяне следовали правилам, установленным им в других церквах по аналогичным вопросам. Он не требовал, чтобы другим было облегчение, а им тяжесть.., 2Кор 8:13. Он предусмотрительно напоминает о своих правилах в галатийских церквах с той целью, чтобы возбудить в коринфянах дух соревнования и вдохновить их на щедрость, соответствующую их возможностям и данному случаю. Превосходя большинство церквей в духовных дарах и, вероятно, в мирском богатстве, они, конечно, не захотят уступать кому бы то ни было в щедрости по отношению к своим страдающим братьям.
Заметьте: Добрый пример других христиан и других церквей должен побуждать нас к святому соревнованию. Христианину не подобает мириться с тем, что кто-то из его братьев превзошел его в добродетельности или в чем-то другом, достойном похвалы, при условии, если это возбуждает в нем не зависть, а усердие. Чем больше преимуществ мы имеем перед другими, тем больше должны стараться превзойти их. Коринфской церкви не следовало допускать, чтобы галатийская церковь, менее одаренная в духовном отношении, превзошла ее в служении любви.
II. Сами указания.
1. Каким образом должен осуществляться сбор пожертвований: ...каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает... (ст. 2), то есть каждый должен иметь у себя специальный фонд, или запас, для этой цели. Это означает, что следует регулярно делать сбережения и таким путем накапливать определенную сумму для благотворительных целей.
Заметьте: Сберегать деньги для добрых целей — это доброе дело. Богатые в этом мире должны богатеть добрыми делами, 1Тим 6:17−18. И самый лучший способ для этого — выделять часть своих доходов на это, делать запасы для бедных наряду с запасами для самих себя. Таким образом мы всегда будут готовы к доброму делу, когда представится для этого случай. Те, кто трудится своими собственными руками, должны трудиться так, чтобы было из чего уделить нуждающемуся, Еф 4:28. Конечно, простые труженики не могут иметь больших запасов для целей благотворительности, поэтому самое лучшее для них — время от времени откладывать понемногу, насколько им позволяют их возможности. Все наши дела милосердия и благотворения должны делаться добровольно и радостно, а это возможно только в том случае, если они не будут обременительными для нас. Достичь же этого можно не иначе как путем небольших сбережений, путем постепенного накопления небольшими порциями. Мы можем давать с радостью, если знаем, что действительно можем это сделать, если отложили столько, сколько было в наших силах.
2. Сколько следует откладывать: ...сколько позволяет ему состояние (англ. сколько Бог поможет ему. — Прим. переводчика), то есть в той мере, в какой Бог благословил его, дав успех его трудам и усилиям. Заметим: Во всех наших делах и трудах мы всецело зависим от того, чем Бог наделит нас по Своему благоволению. Без Его благословения никакое усердие не может сделать нас богатыми, Притч 10:4,22. Наше процветание и наш успех исходят не от нас, но от Бога, все надо приписывать Ему и за все прославлять Его. Его щедрости и благословению мы обязаны всем, что имеем. Поэтому все, что мы имеем, надо употреблять и отдавать для Него. Надо признавать Его право как на самих себя, так и на все, чем мы обладаем, и все возвращать Ему. Что может более побудить нас к благотворительности, как не сознание того, что все, чем мы владеем, — это Его дар?
Заметьте: Когда Бог благословляет нас и дает нам успех, мы должны быть готовы поддержать и утешить нуждающихся из детей Его; когда Его щедрость изливается на нас, мы не должны удерживать ее только для самих себя, но должны позволить излиться ей и на других. Доброе, что мы получаем от Бога, должно побуждать нас делать добро другим, уподобляясь Ему в благотворении им; чем больше мы получаем от Бога, тем больше должны давать другим. Коринфяне должны были откладывать пропорционально тому, чем их благословил Бог. Чем больше они приобрели, при Божием благословении, физическим трудом, торговлей или другим каким-либо делом, тем больше должны были откладывать.
Заметьте: Бог ожидает, что наши благодеяния будут пропорциональны Его щедрости к нам. Чем больше возможностей Он дает нам, тем шире должно быть наше сердце и тем более открытыми должны быть наши руки. Если же наши возможности ограничены, то руки не могут быть широко открытыми, какими бы щедрыми мы ни были и каким бы широким ни было наше сердце, и Бог не требует этого.
3. Время, когда они должны это делать: В первый день недели.., в день Господень, праздничный день христиан, когда проводятся общественные собрания и совершаются общественные богослужения. Это день святого покоя. Чем более свободна наша душа от житейских забот и трудов, тем больше она расположена к милосердию. Другие обязанности этого дня также должны подвигнуть нас к нему; дела милосердия всегда должны сопутствовать делам благочестия. Истинное благочестие по отношению к Богу всегда порождает милосердное и дружелюбное отношение к людям: И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего, 1Ин 4:21. Дела милосердия — это истинные плоды искренней любви к Богу, поэтому их подобает совершать в Его день.
Заметьте: День Господень — самое подходящее время, для того чтобы откладывать сбережения на благотворительные цели: это является должным воздаянием за благословения прошедшей недели и правильным путем для получения Его благословения в делах рук наших на предстоящую неделю.
4. Как должен производиться сбор пожертвований. Апостол хотел, чтобы все было готово к его приходу, поэтому дает следующее указание: ...чтобы не делать сборов, когда я приду, ст. 2. Когда же он придет, то предоставит им самим распорядиться собранными пожертвованиями. Это были их пожертвования, и они были в праве распорядиться ими по своему усмотрению. Павел не стремился распоряжаться кошельками своих слушателей, так же как не хотел брать власть над их верою; не хотел без их согласия вмешиваться в дела, касающиеся их пожертвований.
(1) Итак, он советует им написать рекомендательные письма и отправить избранных из их среды посланцев для доставки их подаяния в Иерусалим, ст. 3. Отправляя свой дар через членов своей собственной церкви, верных и сострадательных, они тем самым засвидетельствуют о своем уважении и милосердии к нуждающимся братьям. Они докажут, что от всего сердца совершают это служение, когда отправят кого-то из своей собственной церкви в такое длинное и опасное путешествие для передачи своего дара.
Заметьте: Мы должны не только с щедростью оказывать помощь нуждающимся братьям, но делать это таким способом, чтобы засвидетельствовать о нашем сочувствии к ним.
(2) Апостол выражает свою готовность пойти вместе с избранными ими, если они посчитают это приличным, ст. 4. Хотя в обязанности апостола не входило пещись о столах, его служение состояло в проповеди слова и молитвах, тем не менее Павел никогда не отказывался от дела милосердия и всегда готов был содействовать ему, если для этого представлялась возможность. Это обнаруживало его великодушие и милосердие и поэтому не препятствовало его проповедническому служению, но содействовало успеху его.
Заметьте: Содействовать или помогать делам милосердия это дело служителей. Павел побуждал коринфян к сбору пожертвований для иудейских церквей и готов был идти с их посланцами, чтобы доставить собранное, оставаясь при этом на своем служении, при исполнении своего долга.
Стихи 5−9. Апостол извещает коринфян о своем намерении посетить их и объясняет цели этого посещения.
1. Он намерен был покинуть Асию, где находился в данный момент, и, пройдя через Македонию в Ахаию, остановиться в Коринфе на некоторое время, а возможно, и на всю зиму, ст. 5−6. Он долгое время трудился в этой церкви и сделал много доброго для нее, его сердце было безмерно привязано к коринфянам, поэтому он хотел видеть их и побыть с ними.
Заметьте: Сердце истинного служителя Христова должно быть расположено к тем, среди кого он много потрудился и имел при этом замечательный успех. Неудивительно, что Павел хотел видеть коринфян и побыть с ними столько времени, сколько позволят ему другие обязанности его служения. Хотя среди них были и такие, которые унижали его и интриговали против него, однако многие, несомненно, искренно любили его и уважали как апостола и как своего духовного отца. Удивительно ли, что он хотел посетить их и остаться с ними? Что же касается остальных, выражавших в настоящее время свое неуважение к нему, то он надеялся, задержавшись в церкви в течение продолжительного времени, привести их к лучшему состоянию и таким образом устранить беспорядки. Очевидно, он рассчитывал на добрые результаты, так как говорит, что намеревается остаться у них, чтобы они проводили его, куда он пойдет (ст. 6), не просто сопроводили на небольшом участке пути, но обеспечили его всем необходимым для путешествия. Он надеялся, что его пребывание в Коринфе устранит раскольнические настроения среди них, примирит их с ним, и они исполнят свой долг по отношению к нему.
2. Павел извиняется за то, что не может посетить их сейчас, потому что не хотел видеться с ними мимоходом.., ст. 7. Он не хотел видеться с ними сейчас, потому что не мог остаться у них. Такое кратковременное посещение не удовлетворило бы ни его, ни их. Он очень сильно любил коринфян, поэтому желал иметь возможность остановиться у них и побыть с ними более длительное время. Это бы принесло больше удовлетворения ему и пользы им, чем посещение, сделанное мимоходом. Поэтому он хочет встретиться с ними не сейчас, а в следующий раз, когда сможет подольше задержаться у них.
3. Павел делает оговорку в отношении своих намерений: ...надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит, ст. 7. Хотя апостолы писали по вдохновению, но они не знали наперед, как Бог распорядится ими. Павел намеревался посетить Коринф и задержаться там, надеясь принести им пользу при этом. Это намерение его исходило не от какого-то особенного побуждения Духа Святого, это было сказано им не по вдохновению свыше, так как иначе он не выражался бы таким образом. Это намерение было его собственным, оно возникло в его сердце. А все наши намерения следует сопровождать словами: «Мы осуществим их, если Господь позволит».
Заметьте: Все наши планы должны строиться в духе покорности воле Божией. Мы должны говорить: Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое, Иак 4:15. Если Бог не позволит, мы не сможем осуществить наших намерений. Мы должны все делать только силой Божией, по Его изволению и по Его указанию. Даже язычники признавали вмешательство Провидения во все дела человеческие, тем более нам подобает признавать этот факт и серьезно относиться к нему.
4. Павел говорит о своем намерении остаться в настоящее время в Ефесе. Он хотел пробыть там до дня Пятидесятницы, ст. 8. Вполне вероятно, что во время написания этого послания Павел находился в Ефесе, как следует из ст. 19, где он говорит: Приветствуют вас церкви Асийские.
5. Он объясняет причину своей задержки в Ефесе: Ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много, ст. 9. В Ефесе ему была открыта великая и широкая дверь, многие были расположены принять Евангелие. Бог послал ему огромный успех в этом городе, многих он уже обратил к Христу и надеялся обратить еще больше. По этой причине Павел решил на некоторое время задержаться там.
Заметьте: Успехи и перспектива еще больших успехов были причиной, заставившей Павла остаться и трудиться на одном месте. Там было и противников много, потому что дверь была широка. Примечание: При огромном успехе дела благовестия обычно возникает много врагов. Больше всего сатана восстает на тех, кто усерднее других разрушает его царство. В Ефесе было много противников, и поэтому апостол решил задержаться там. Истинное мужество возбуждается от сильного сопротивления, поэтому неудивительно, что христианское мужество апостола вдохновилось усердием его противников. Они хотели низложить его, помешать успеху его служения в Ефесе. Мог ли он в такое время покинуть город, посрамить себя самого и благовестив? Нет, противодействие противников только воспламенило его усердие.
Заметьте: Противники и их противодействие не могут сломить дух верных и успешных служителей, они только воспламеняют их усердие и вдохновляют в них еще большее мужество. Тщетный труд может обескуражить и ввести в уныние, он угнетает дух и разбивает сердце. Но успех придает служителю энергию и мужество, несмотря на ярость врагов, поношения и преследования. Не противодействие врагов, а ожесточенность и упорство слушателей, отступление и мятежи среди верующих — вот что огорчает верных служителей и разбивает их сердца.
Стихи 10−12. I. Павел представляет коринфянам Тимофея.
1. Он просит их позаботиться о том, чтоб он был у них безопасен, ст. 10. Тимофей был послан апостолом, для того чтобы исправить беспорядки, проникшие в их среду; он должен был не только указать на них, но также обличить, строго выговорить и осудить тех, кто был виновен в них. Они все разделились на партии, вражда и неприязнь между ними достигли высшего накала. Среди них, видимо, было много очень богатых и много было тех, которые гордились, кто своим материальным богатством, кто духовными дарами. Гордые же крайне плохо переносят обличения. Поэтому вполне естественно было ожидать, что коринфяне могли грубо обойтись с юным Тимофеем. И апостол предупреждает их против этого. Не потому, что Тимофей не был готов к самому худшему или что он был недостаточно тверд и благоразумен, но потому, что это был их долг — вести себя хорошо по отношению к Тимофею и не обескураживать его в служении Господу. Они не должны раздражаться на его обличения.
2. Он предупреждает, чтобы никто из них не пренебрегал его, ст. 11. Тимофей был человеком молодым и одиноким. Его некому было защитить, его юное лицо и молодые годы не внушали особого почтения, поэтому те из них, кто считал себя очень мудрым, могли с пренебрежением отнестись к нему. «Смотрите, — говорит апостол, — остерегайтесь этого». Не потому, что он боялся за Тимофея, он знал, что Тимофей не сделает ничего такого, что могло бы унизить его и вызвать пренебрежение к его юности. Но это предостережение было совершенно необходимо для коринфян, потому что преобладающим грехом среди них была гордость. Христиане должны остерегаться того, чтобы ни к кому, а особенно к служителям, верным служителям, не относиться с презрением.
3. Он говорит им, чтобы они любезно обращались с Тимофеем, пока он будет находиться среди них, и чтобы потом проводили его дружелюбно, снабдив всем необходимым для обратного путешествия к Павлу. Так я понимаю слова «проводить его с миром».
II. Апостол объясняет, почему они должны вести себя с Тимофеем таким образом.
1. Потому что он занимался тем же делом, что и Павел, и с тем же авторитетом, что и он, ст. 10. Он делал Господне дело, а не порученное Павлом и не свое собственное. Хотя он был не апостол, однако был помощником апостола и был послан на то же самое дело по Божиему назначению. Поэтому огорчать его дух значило огорчать Духа Святого, пренебрежение к нему было пренебрежением к Тому, Кто послал его, то есть не к Павлу, но к Господу Павла, Кто был и их Господом.
Заметьте: Тех, кто делает Божие дело, надо уважать и любить. К таковым относятся все верные служители слова, независимо от их ранга и положения. Пасторов и учителей надо уважать и почитать так же, как апостолов и евангелистов.
2. Другая причина, почему они должны были уважать Тимофея, подразумевается в словах: ...проводите его с миром, чтоб он пришел ко мне; ибо я жду его с братиями (ст. 11): они должны были отнестись с уважением к нему не только ради его труда, но и ради Павла, пославшего его в Коринф. — «Я жду его возвращения, и его известия о вас; по тому, как вы обойдетесь с ним, я буду судить о вашем уважении ко мне». Вряд ли они осмелятся отправить Тимофея с известием, которое огорчило бы апостола или вызвало его гнев.
III. Он сообщает им о намерении Аполлоса посетить их. Он сам очень желал, что бы Аполлос пришел к ним, ст. 12. Несмотря на то что одна партия высказывалась за Аполлоса против Павла, Павел все-таки не препятствовал ему посетить коринфскую церковь в свое отсутствие, более того, он усиленно просил его, чтобы он пошел с братьями туда. Он нисколько не опасался того, что Аполлос будет содействовать уменьшению его авторитета в Коринфе ради увеличения своего собственного. Заметим: Верные служители Христовы не склонны завидовать друг другу или подозревать в других подобные эгоистические чувства. Истинное милосердие и братолюбие не мыслят зла.
2. Павлу не удалось убедить Аполлоса пойти в Коринф в настоящее время, так как тот ожидал более удобного времени. Может быть, разделения среди коринфян делали это время для него не подходящим? Он не хотел, чтобы его поставили во главе партии, не хотел сталкиваться с партийными разногласиями и духом соперничества. Возможно, он думал, что его визит будет более уместен, когда, благодаря посланию Павла и визиту Тимофея, утихнут эти разногласия. Апостолы не соперничали друг с другом, но старались поддерживать и утешать друг друга. Уклонившись от посещения Коринфа, Аполлос тем самым выказал свое уважение к Павлу.
Стихи 13−18. В этом отрывке апостол дает:
I. Несколько общих советов.
1. Что им следует бодрствовать (ст. 13), быть бдительными, стоять на страже. Христианин всегда находится в опасности и поэтому всегда должен быть на страже, но в некоторых обстоятельствах и в некоторые времена опасность бывает особенно велика. Коринфяне находились в явной опасности, по нескольким признакам: ссоры между ними достигли большого накала; беспорядки были велики; проникали обманщики в их среду, пытавшиеся извратить их веру в важнейшие доктрины Евангелия, такие, без которых не могли существовать ни благочестие, ни добродетель. В таких опасных условиях особенно важно было бодрствовать.
Заметьте: Если христианин хочет сохранить свою безопасность, то он должен быть на страже, и чем больше опасность, тем больше должна быть его бдительность.
2. Что они должны стоять в вере, твердо держаться откровений Божиих, не предпочитать их мудрости человеческой, стоять за веру евангельскую и быть верными ей даже до смерти.
Заметьте: Христианин должен быть утвержден в евангельской вере и никогда не оставлять ее. Только верой он сможет устоять в часы испытаний; именно верой мы побеждаем мир (1Ин 5:4), когда он улыбается нам и когда выражает недовольство, когда соблазняет нас и когда угрожает нам.
3. Он советует им быть мужественными и сильными. «Действуйте смело, уверенно и решительно: мужественно противостойте негодным людям, желающим разделить и развратить вас, сеющим разногласия между вами и совращающим вас с пути веры, не позволяйте им оказывать давление на вас и обольщать; своей твердостью, здравой рассудительностью и непоколебимой решительностью покажите себя мужами во Христе».
Заметьте: Христиане должны быть мужественными и твердыми в состязании со своими врагами, в защите своей веры и в сохранении своей непорочности. Особенно они должны быть таковыми в пунктах веры, являющихся основополагающими для здравой практической жизни христианина, которые как раз и подвергались нападкам в Коринфе; таковые надо защищать с твердой убежденностью и сильной решительностью.
4. Он советует им все делать с любовью, ст. 14. Наша ревность и стойкость должны сочетаться с любовью. Выражая свое желание видеть нас твердыми и мужественными защитниками своей веры, апостол предостерегает, чтобы мы своими действиями не повредили ей. Мы должны защищать свою веру и в то же время стараться сохранять свою невиновность, чтобы не разрушить ее; не следует воображать, будто гнев человеческий может творить правду Божию, Иак 1:20.
Заметьте: Христианин должен заботиться о том, чтобы любовь не только царила в его сердце, но и светила в его жизни, более того, в его борьбе за веру евангельскую. Существует большая разница между твердостью и жестокостью. Никогда христианство не предстает в более выгодном света, чем тогда, когда в нем преобладает любовь, когда христиане могут с терпением относиться к своим заблуждающимся братьям и с любовью противостоять явным врагам святой веры, когда они все делают с любовью и ведут себя как друг с другом, так и со всеми людьми в духе кротости и доброжелательности.
II. Частные указания о том, как следует относиться к тем, кто отличился среди них в своем служении делу Христову.
1. Павел описывает характер этих людей.
(1) Упомянув семейство Стефаново, он подчеркивает, что они были начатком Ахаии, то есть первыми обращенными в том районе Греции, к которому принадлежал Коринф.
Заметьте: Быть первым обращенным в христианство является почетным для любого человека. Но это семейство, сверх того, посвятило себя на служение святым. Под этим имеется в виду не служение словом, но другие виды служения: обеспечение нужд святых, оказание им помощи и поддержки во всех случаях жизни, как в материальной, так и в духовной области. Семейство Стефано во, по-видимому, принадлежало к аристократическим кругам, и тем не менее они добровольно посвятили себя на это служение.
(2) Он упоминает Стефана, Фортуната и Ахаика, пришедших к нему из коринфской церкви. Они восполнили ему отсутствие самой церкви и тем самым успокоили его и их дух, ст. 17−18. Они дали ему словесный отчет о положении дел в церкви, более точный, чем он мог бы получить из их письма, и таким образом успокоили его дух, а по своем возвращении в Коринф — и их дух. По слухам положение коринфской церкви было значительно хуже, чем на самом деле, и их письма не дали апостолу удовлетворительного объяснения, но общение с этими братьями успокоило его. Осветив истинное положение вещей и устранив все ложные представления, полученные Павлом по слухам, они выполнили очень доброе служение.
Заметьте: Как утешается дух верного служителя, когда он слышит из уст мудрых и добрых людей лучший отзыв о своей общине, чем доводила до него людская молва. Как печально было ему слышать недоброе о тех, кого он любил, и как радостно было узнать, что слух был ложный. 2. Охарактеризовав этих людей, Павел дает указания коринфянам, как они должны обращаться с ними.
(1) Он хотел, чтобы они почитали таковых (ст. 18), то есть ценили и уважали их. Они заслуживали этого за свое доброе служение. Тех, кто служит святым, равно как и тех, кто заботится о чести церкви, о ее доброй славе, стараясь уничтожить недобрую молву о святых и воспрепятствовать ее распространению, надо особенно уважать и любить. Людей с таким добрым сердцем трудно переоценить.
(2) Он советует им, чтобы они были почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся, ст. 16. Эти люди были достойны особого уважения и почтения с их стороны.
Заметьте: Те, кто служит святым и усердно трудится, чтобы содействовать успеху Евангелия, кто ободряет и утешает верных служителей Христовых и помогает им в их труде, достойны уважения. Таковых должно почитать.
Стихи 19−24. Апостол заканчивает свое послание:
I. Приветствиями коринфской церкви, сначала от Асийских церквей, затем от Прискиллы и Акилы (живших в то время, по-видимому, в Ефесе) с домашнею их церковью (ст. 19) и от всех братьев (ст. 20) в Ефесе, где он, по всей вероятности, тогда находился. Все они приветствовали через Павла церковь в Коринфе.
Заметьте: Христианство никоим образом не отвергает правила вежливости и добрые манеры. В послании, в котором обсуждались чрезвычайно серьезные вопросы, Павел сумел найти место для передачи приветствий от друзей. Религия должна поощрять обходительность и учтивость в обращении со всеми людьми. А те, кто находит в ней оправдание для своей неприветливости и угрюмости, искажают и порочат ее. Некоторые приветствовали их усердно в Господе.
Заметьте: Христианские приветствия — не пустые комплименты, они выражают искреннее благорасположение и пожелание Божией благодати и Его благословений. Кто приветствует в Господе, тот желает своим братьям всего доброго от Господа и выражает эти добрые желания в усердных молитвах. Мы имеем здесь упоминание о домашней церкви, ст. 19. Весьма вероятно, что сама семья названа здесь домашней церковью.
Заметьте: Каждая христианская семья должна быть, в некотором смысле, христианской церковью. Иногда (как например когда семья находится на чужбине, где нет других христиан) семья, если она достаточно большая, должна быть церковью и исполнять все церковные установления; но в обычных случаях они должны жить по правилам христианства и ежедневно проводить богослужения. Где двое или трое собраны вместе, и Христос посреди них, там и церковь. К этим приветствиям Павел добавляет совет:
1. Приветствуйте друг друга святым целованием (ст. 20), то есть с искренней доброжелательностью; это тактичный упрек за их вражду и разделения. Если церкви Асии, столь удаленные от них, с такой сердечностью приветствуют их в Господе, признают их за братьев и любят как братьев, то какой позор для них, если они не признают друг друга за братьев и не любят друг друга.
Заметьте: Любовь братьев должна быть сильным стимулом к взаимной любви. Когда другие церкви Христовы любят нас всех, то мы в высшей степени виновны, если не любим друг друга.
2. Добавляет свое собственное приветствие: Мое Павлова приветствие собственноручно, ст. 21. Вполне естественно предположить, что остальную часть послания написал под диктовку Павла человек, выполнявший роль его секретаря, а в заключение он должен был подписаться сам, чтобы коринфяне могли быть уверены в подлинности его послания. Так он делал во всех посланиях, которые не писал собственноручно, как на пример послание Галатам, Гал 6:11. Заметим: Апостолы, отправляя свои послания в церкви, старались удостоверить их подлинность и божественное происхождение.
II. Очень серьезным предостережением: Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема; маранафа, ст. 22. Иногда мы нуждаемся в грозном, устрашающем слове. Блажен тот, — говорит мудрый человек, — кто всегда боится. Святой страх — это добрый друг святой веры и святой жизни. Все христиане имеют основание бояться подпасть под это страшное осуждение! Кто не любит Иисуса Христа, анафема; маранафа.
Заметьте здесь:
1. Как характеризуется человек, подлежащий этому осуждению: Кто не любит Господа Иисуса Христа. Некоторые понимают под этим злословящих Христа, не признающих Его учения, презирающих и осуждающих Его постановления или унижающих Его откровение из гордости своими человеческими знаниями и образованием. Эти слова звучат здесь как предостережение коринфянам и как упрек за их недостойное поведение, а также как увещание, чтобы они не уклонялись от простоты Евангелия, от принципов его, побуждающих к чистоте жизни, чтобы они не поддавались влиянию претендовавших на знание, влиянию мудрости мира сего, которая называет их веру безумием, а ее основные доктрины абсурдными и смешными. Эти люди ненавидят Христа, и если коринфяне будут прислушиваться к их обольстительным речам, то окажутся в опасности отступления от Христа. Он чрезвычайно торжественно предостерегает их против этого. «Не допускайте этих уклонений, если хотите избежать страшного наказания».
Заметьте: Исповедующие веру во Христа навлекают на себя самую ужасную гибель своим презрением к Нему и восстанием против Него. Некоторые понимают эти слова в их самом простом и очевидном смысле, относя их к тому, кто не имеет святой и искренней привязанности к Господу Иисусу Христу. Многие, чтущие Христа своими устами, не имеют в сердце своем истинной любви к Нему, не хотят, чтобы Он царствовал над ними (Лк 19:27), хотя и надеются быть спасенными Им. А кто не любит Его закон и не соблюдает Его заповеди, тот не любит Его истинной любовью.
Заметьте: Существует много христиан по названию, не имеющих искренней любви к Господу Иисусу Христу. Что может быть более преступным перед Богом или более раздражающим Его? Как можно не любить Того, Кто возлюбил весь мир? Того, Кто возлюбил нас и отдал Себя за нас, пролил Свою Кровь за нас, чтобы засвидетельствовать о Своей любви к нам? Для чего нам дана способность любить, если нас не трогает Его любовь, если мы остаемся равнодушными к своему Искупителю?
2. Здесь дается приговор такому человеку: «Анафема, маранафа — да падет на него самое тяжкое проклятие. Да будет он отлучен от народа Божиего, да будет лишен благоволения Божиего и предан Его окончательному, неумолимому возмездию». Маранафа — это сирийское выражение, означающее Господь грядет. Тот самый Господь, Которого они не любили, к Которому испытывали внутреннее, то есть действительное нерасположение, при всем своем внешнем исповедании веры в Него, грядет, чтобы совершить Свой суд. Как ужасно подвергнуться Его гневу, оказаться поставленным по левую сторону, быть осужденным Им! Если Он погубит, то кто спасет нас? Тот, кто попадет под Его осуждающий приговор, должен погибнуть, и погибнуть навсегда.
Заметьте, тот, кто не любит Господа Иисуса, обречен на погибель. ...Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем, Ин 3:36. Истинная вера во Христа всегда производит искреннюю любовь к Нему. Тот, кто не любит Его, не может верить в Него.
III. Добрыми пожеланиями и выражениями своего благорасположения к ним.
1. Добрые пожелания: Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа с вами, ст. 23. Как если бы он хотел сказать: «Хотя я и предостерегал вас против отпадения от благоволения Божиего, но в то же время сердечно желаю вам пребывать в Его драгоценной любви и вечном благоволении». Благодать нашего Господа Иисуса Христа включает в себя все блага, как временные, так и вечные. Желать нашим друзьям, чтобы благодать Иисуса Христа была с ними, это значит желать им наибольшего блага. И мы должны желать этого всем своим друзьям и братьям во Христе. Ничего большего мы не можем пожелать и ничего меньшего не должны желать им.
Заметьте: Серьезное предостережение — это проявление самой нежной любви и самого большого благоволения. Мы должны сказать своим друзьям и братьям со всей ясностью и серьезностью, что если они не будут любить Господа Иисуса Христа, то могут погибнуть, хотя при этом мы от всего сердца желаем им чтобы благодать Христа была с ними. Поэтому неудивительно, что в заключение всего:
2. Апостол заявляет о своей любви к коринфянам во Христе Иисусе: И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь, ст. 24. Он очень прямо говорил им в этом послании и довольно строго обличал их ошибки, но расстается с ними в любви, торжественно исповедуя ее, не только к ним, но, более того, ко всем во Христе Иисусе, то есть ради Христа. Он говорит, что его сердце с ними, что он истинно любит их, но чтобы это не казалось лестью с его стороны или каким-то заискиванием перед ними, он добавляет, что его любовь была плодом его веры во Христа и она управляется правилами ее. Его сердце будет с ними, пока их сердца с Иисусом Христом, пока они питают искреннюю любовь к Его делу. Заметим: Мы должны сердечно любить тех, кто во Христе и кто искренне любит Его. Мы должны, конечно, любить всех людей, желать им блага и делать все то доброе для них, что в наших силах, но тех, кто дорог Христу и кто любит Его, мы должны любить с особой нежностью. Пусть же наша любовь будет со всеми теми, кто во Христе Иисусе! Аминь.
толкование Мэтью Генри на 1-е послание Коринфянам, 16 глава