В этой главе приводится:
(I) Обетование о пришествии Мессии и Его предтечи; здесь подробно описывается миссия, с которой Он придет; и мы узнаем, что пришествие Мессии несет как утешение Его Церкви и народу, так и ужас нечестивцам (ст. 1−6).
(II) Обличение иудеев в извращении Божьих уставов и в кощунственном обкрадывании Господа в причитающемся Ему; кроме того, приводится задание, которое поможет исправить дело, и обетование, что по исполнении такового Бог вернется к ним с милостью (ст. 7−12).
(III) Описание нечестия клевещущих на Бога нечестивцев (ст. 13−15) и праведности говорящих в Его пользу праведников, а также драгоценных обетований, данных последним (ст. 16−18).
Стихи 1−6. По-видимому, первые слова данной главы являются прямым ответом на хулительный, атеистический вопрос насмешников тех дней, которым завершается предшествующая глава: «где Бог правосудия?» И ответ не заставил себя ждать: «Он здесь; Он — прямо у дверей; долгожданный Мессия готов явиться, и Он говорит: на суд пришел Я в мир сей на суд, о котором вы столь дерзко и пренебрежительно говорили». Один раввин объясняет смысл этих слов таким образом: чтобы навести порядок, Бог поставит праведного Царя, а именно — Царя Мессию. Начало Евангелия Иисуса Христа четко названо исполнением данного обетования, которым завершается Ветхий Завет (Мк 1:1−2). Так что оно является как бы общей гранью, соединяющей оба Завета, и подтверждает их соответствие друг другу. Итак, здесь приводится:
I. Пророчество о явлении предтечи Иоанна Крестителя, предсказанного еще пророком Исаией, который придет приготовить путь Господу (Ис 40:3); и, по-видимому, здесь звучит ссылка на данное предсказание, потому что Малахия подтверждает слова Исайи: вот. Я посылаю вестника Моего (англ. пер., ст. 1); или: Я действительно посылаю его. «Я точно решил послать его, и он вскоре придет, причем не сам от себя, хотя к беззаботному роду он приходит без зова». Примите во внимание:
(1) Он Божий посланник; это его служение: он Малахия (дословно), то есть наблюдается совпадение с именем пророка; он Мой ангел, мой посол. Иоанн Креститель получил поручение с небес, а не от человеков. Все принимали Иоанна Крестителя за пророка, ибо он был Божьим посланником, как и другие пророки, и пришел в мир с такой же миссией, как и остальные, — призвать людей к покаянию и исправлению.
(2) Он — предвестник Христа: и он приготовит путь предо Мною, призывая людей к исполнению обязанностей, которые дают им право на получение утешения от Мессии и Его пришествия, и избавляя их от упования на родство с Авраамом (которого они называли своим отцом и думали, что этого достаточно, чтобы обойтись без спасителя), а также уведомляя о скором пришествии Мессии и таким образом вселяя в людей упование на Него и готовя их к мерам, которые Он предпримет, чтобы установить свое Царство в этом мире. Следует заметить: Бог в Своей работе методичен и, прежде чем прийти, Он заботится о приготовлении пути. Он словно дает знак. Церковь о пришествии Мессии оповестили намного раньше, и здесь, незадолго до Его прихода, дается дополнительный знак: восстанет великий пророк, который уведомит о Его приближении и воззовет к вратам и дверям вечным, чтобы подняли верхи свои и впустили Его. Исполнение этого предсказания подтверждает, что Иисус есть Христос — Тот, Который должен прийти, и ожидать другого нам не нужно; ибо Ему предшествовал такой посланник, который представил Господу народ приготовленный (Лк 1:17). Иудейские писатели доходят до абсурда, чтобы обойти убедительные свидетельства данного пророчества: некоторые из них утверждают, что речь идет об ангеле смерти, который удалит из этой жизни нечестивцев и пошлет их на муки ада; другие говорят, что подразумевается Мессия — сын Иосифа, который явится перед Мессией — сыном Давидовым; третьи считают, что речь идет о самом пророке; четвертые — что об ангеле с небес; в такие заблуждения впадают нежелающие принять истину.
II. Пророчество о явлении Самого Мессии: «...внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, — Бог правосудия, оставивший, по вашему мнению, землю, и вы не таете, что с ним сделалось. Мессию долгое время называли Тот, Который должен придти, и теперь вы можете быть уверены, что вскоре Он придет».
1. Он — Господь Адонай базис и фундамент, на котором основан и держится мир, правитель и начальник. Господь всех (Деян 10:36), Которому дана всякая власть (Мф 28:18), и Ему предстоит царствовать над домом Иакова во веки (Лк 1:33).
2. Он — Вестник завета, или Ангел завета, — Тот Благословенный, Который послан с небес, чтобы вести переговоры о мире и установить сообщение между Богом и человеком. Он — Ангел, Архангел, Господин ангелов, получивший от Отца поручение посредством завета благодати привести домой к Богу человека, который взбунтовался и отошел от Него, нарушив завет невинности. Христос — Ангел этого завета, и благодаря Его посредничеству этот завет вводится и утверждается, подобно тому как Бог заключил завет с Израилем при служении Ангелов (Деян 7:53; Гал 3:19). Будучи пророком, Христос является вестником и посредником завета; более того. Он Сам стал заветом (Ис 49:8) — тем заветом, с которого началось спасение, проповеданное Господом (Евр 2:3). Хотя Христос и является Князем завета (существует и такое чтение), тем не менее Он снизошел до того, чтобы стать его вестником и чтобы мы по Его слову полностью удостоверились в Божьем благоволении к человеку.
3. Он — Тот, Которого вы ищете. Которого вы желаете, Которого ожидали и жаждали увидеть благочестивые иудеи и думали о Его пришествии с огромным удовольствием. Ожидая Его, они, по сути, ожидали избавления в Иерусалиме и чаяли утешения Израилева (Лк 2:25,38). Христу предстояло стать Желаемым всеми народами — желанным для всех (Агг 2:7), но в то время Он был Желаемым иудейским народом, потому что именно иудеи получили обетование о Его пришествии. Следует заметить: кто ищет Иисуса, тот найдет в Нем радость. Если Он будет желанием нашего сердца, то станет и его весельем; и у нас есть основание радоваться Тому, Кто является вестником завета, и умолять Его прийти к нам с такой доброй вестью.
4. Он внезапно придет; Его пришествие приближается, и мы смотрим на него не с такого огромного расстояния, как приходилось праотцам. Или речь идет о том, что Он придет сразу же за Иоанном Крестителем, словно следуя по пятам за Своим предтечей: когда появится эта утренняя звезда, то верьте, что Солнце правды уже не за горами. Или же: Он придет внезапно, то есть когда многие Его и не ждут; Его первое пришествие было таким же, каким будет и второе, — в полночь, когда некоторые перестали Его ждать, ибо сказано: найдет ли веру на земле? (Лк 18:8). Иудеи причисляют явление Мессии к неожиданным событиям; таково мнение доктора Покока, Так пришествие Сына Человеческого в Его дни сравнивали с молнией, сверкающей внезапно (Лк 17:24).
5. Он придет в храм свой, в этот недавно отстроенный храм и Иерусалиме, в этот последний храм, славой которого Ему предстояло стать. Это Его храм, ибо речь идет о доме Его Отца (Ин 2:16). На сороковой день Младенца принесли н храм представить пред Господа, куда по вдохновению, следуя указанию пророчества, пришел, чтобы увидеть Его Симеон (Лк 2:49). В двенадцать лет Иисус был в храме по делам Отца Своего (англ. пер. Лк 2:49). После торжественного входа в Иерусалим Он, по-видимому, направился прямо в храм, ибо именно туда пришли слепые и хромые, и Он исцелил их (Мф 21:12,14); там Он часто проповедовал, дискутировал и творил чудеса. Отсюда очевидно, что Мессии надлежало прийти в храм, пока тог стоял; и, поскольку с момента разрушения храма прошло много времени, мы неизбежно приходим к выводу, что Он пришел и другого нам ждать не нужно. Следует заметить: кто желает познакомиться е Христом и обрести Его милость, тот должен встретиться с Ним в Его храме, ибо там Он положил память имени Своего и там Он будет благословлять Свой народ. Там нам надлежит принимать Его слова и оказывать Ему почтение.
6. Обетование о пришествии повторяется и утверждается: вот, Он идет, говорит Господь Саваоф; вы можете полагаться на слово Того Кто не солжет: Он идет, Он придет и не умедлит.
III. Описание великих целей и замысла Его пришествия (ст. 2). Он именно Тот, Кого они ищут и ждут; тем не менее, кто выдержит день пришествия Его? Об этом следует размышлять со всей серьезностью» со святым страхом и благоговением, ибо кто устоит, когда Он явится? Хотя Он пришел не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир обрел через Нею жизнь. Возможно, это имеет отношение:
1. К ужасам, сопровождающим явление Мессии. Даже в дни Его пребывания во плоти от Него подчас исходила такая слава и сила, что никто не мог выдержать; примером тому служит Его преображение и знамения, сопровождавшие Его смерть; кроме того, мы читаем, что люди трепетали перед ним (см. Мк 5:33).
2. К тревожным временам, которые последуют вскоре после этого Иудейские богословы сообщают о муках, или страданиях, Мессии, подразумевая (как они говорят) великие скорби, которые должны постигнуть Израиль во время Его пришествия; Христос и Сам говорит о приближении великой скорби, какой не было от начала мира доныне — и не будет (Mф 24:21).
3. К испытанию, которым станет приход Мессии для сынов человеческих. Он как огонь расплавляющий, который отделяет от золота примеси посредством расплавления руды, и как щелок очищающий, при помощи которого с ткани удаляют загрязнения и пятна, Христос пришел испытать людей да откроются помышления многих сердец (Лк 2:35); провести между ними различие, отделить драгоценное от ничтожного, ибо лопата Его в руке Его (Мф 3:12); низвести на землю огонь, дать ей не мир, но разделение (Лк 12:49,51); потрясти небо и землю, чтобы стряхнуть с нее нечестивых (Иов 38:13), но чтобы непоколебимое пребыло (Евр 12:27). Обратите внимание, каким будет следствие испытания, проведенного посредством Евангелия.
(1) Евангелие произведет благо в тех, кто расположен к благу и станет для них запахом живительным на жизнь: и сядет переплавлять (ст. 3). При помощи Евангелия Христос очистит и преобразует Свою Церковь, а действующий в душах Дух возродит и очистит каждую по отдельности; ибо именно ради этой цели Он предал Себя за Церковь чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова (Еф 5:26) и очистить Себе народ особенный (Тит 2:14). Христос великий плавильщик. Примите во внимание:
[1] Кого именно будет очищать Христос — сынов Левия — всех, кто посвятил себя прославлению и задействован в служении Ему, как колено Левия, и кого Он планирует сделать духовными священниками нашему Богу (Откр 1:6) и священством святым (1Пет 2:5). Следует заметить: все истинные христиане являются сынами Левия, отделенными Богу, чтобы служить в Его святилище и воинствовать, как добрые воины.
[2] Как Он очистит их; Он переплавит их, как золото и как серебро, то есть освятит их изнутри; Он не только смоет приобретенные ими пятна снаружи, но и удалит внутренние нечистоты. Он извлечет все притаившиеся внутри пороки, из-за которых дарования людей оказались незадействованными и ничтожными, и сделает их подобными чистому золоту — ценными и полезными Он переплавит их огнем, как золото и как серебро, ибо Он крестит Дуком Святым н огнем (Мф 3:11), а Святой Дух действует подобно огню Он очистит их скорбями и различными искушениями, дабы испытанная вера их оказалась... к похвале и чести (1Пет 1:6−7). Он очистит их, чтобы сделать Себе драгоценным народом.
[3] Каков будет результат: чтобы приносит жертву Господу в правде, то есть чтобы искренне обратились к Богу и усердно воздавали Ему хвалу (поэтому мы и читаем о приношении, или жертвоприношении, язычников Богу, когда оно было освящено Духом Святым, Рим 15:16), чтобы поклонялись Богу духовно по воле Его и приносили жертвы правды (Пс 4:6), жертвы молитвы, хвалы и святой любви, чтобы стали истинными поклонниками, которые поклоняются Отцу в духе и истине (Ин 4:23−24). Следует заметить: приношения Господу в виде исполнения религиозных обрядов не будут приемлемыми, если мы не оправданы и не освящены. До тех пор, пока мы не очищены и не переплавлены Божьей благодатью, мы не можем сделать ничего, что способствовало бы славе Господа. Сначала Бог призрел на Авеля, а потом — на его жертву; и Бог переплавляет свой народ для того, чтобы приносили Ему жертву в правде (см. Соф 3:9). Он делает дерево добрым, чтобы и плод был добрым. И тогда отсюда следует: благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима (ст. 4). Он уже не назовет ее мерзостью, как это было в прежние дни, когда наряду с Богом Израилевым поклонялись другим богам, или когда в настоящее время они приносили в жертву растерзанное, хромое и больное; теперь жертва станет приемлемой; Бог будет доволен и приносящими, и приношениями, как во дни древние и как в лета прежние, во время зарождения Церкви, когда Бог призрел на жертву Авеля и обонял приятное благоухание жертв, принесенных Ноем, и когда Он низвел на жертву Аарона огонь с неба. Когда придет Мессия, то, во-первых, Своей благодатью в них Он сделает их угодными; после того как Он их очистит и расплавит, они принесут такие жертвы, которые Бог требует и принимает. Во-вторых, Он сделает их угодными Своим ходатайством за них; Он будет хвалить перед Богом их самих и их служение, так что их молитвы, обретя благоухание Его ходатайства, будут приятны Господу; ибо Он облагодатствовал нас в Возлюбленном (Еф 1:6), а те, которые в Нем, обретают вместе с Ним благоволение (Мф 3:17) и приносят в Нем плод.
(2) Евангелие превратится в свидетельство против тех, кто решил упорствовать в своем нечестии (ст. 5). Здесь звучит прямой ответ на дерзкий вызов: «где Бог правосудия?» — «Вы узнаете, где Он, узнаете об этом к своему страху и замешательству, ибо Я приду к вам для суда — к вам, поставившим под сомнение Божье правосудие». Для таковых Евангелие Христово станет запахом смертоносным на смерть: оно подвергнет их проклятию и будет судить в день тот великий (Ин 12:48). Здесь давайте обсудим:
[1] Кто те грешники, которые должны предстать перед судом Евангелия Христова. Это — чародеи, умершие в духовном нечестии и променявшие слова Божьей истины на советы отца лжи; прелюбодеи, погрязшие в плотских похотях, — прелюбодеи, которых обвиняли в вероломных поступках (Мал 2:15); те, которые клянутся ложно, бесчестят Божье имя и бросают вызов Его правосудию, призывая Господа в свидетели лжи; угнетатели, которые жестоко ранят и попирают людей, полагающихся на их милость и беспомощных самих по себе: удерживают плату у наемника, не желают давать ему то, о чем договаривались, и притесняют вдову и сироту, не возвращают им долги, потому что те не могут доказать или не имеют необходимых средств для тяжбы с обманщиками; тяжело приходится и бедным пришельцам, у которых нет друзей, чтобы заступиться за них, а сами они не знают законов страны, поэтому их отталкивают, так что им трудно сохранить или вернуть свою собственность. А в основе всего этого лежит то, что Меня не боятся, говорит Господь Саваоф. Нечестие беззаконного публично заявляет, что нет страха Божия пред глазами его. А там, где нет страха Божия, — ничего доброго не жди.
[2] Кто выступит против грешников: «Я приду к вам, — говорит Бог, — и буду скорым обличителем». Они оправдывали себя и тщательно скрывали свои грехи в надежде избежать наказания за недостатком доказательств; но Бог, Который видит и знает все, будет Сам свидетельствовать против них, и Его всеведение заменит тысячу свидетелей, ибо под Его свидетельством будет вынуждена подписаться собственная совесть грешников, так что заграждаются всякие уста. Господь станет скорым обличителем, хотя грешники и считали Его медлительным и нерасторопным, спрашивая: «где Бог правосудия и где обетование пришествия Его?» Они убедятся, что Он не медлит исполнить Свои угрозы в отношении грешников, равно как и не медлит в исполнении обетовании. Суд против этих грешников не отсрочится по причине нехватки доказательств, ибо Бог будет скорым обличителем. Его суд догонит их, и они не смогут его избежать. Грешников преследует зло.
IV. Утверждение вышесказанного: ибо Я Господь. Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились (ст. 6). Итак, здесь мы находим:
(1) Заявление Самого Бога о собственной неизменяемости, которой Господь гордится: «...Я Господь, Я не изменяюсь; и ни одно из сказанных Мною слов не останется не исполнившимся». Разве Бог не воздает по заслугам взбунтовавшимся против Него? Разве Он не награждает щедро тех, кто прилежно ищет Его? — И в том и в другом Он не изменяется. И приговор, вынесенный злым делам (ст. 5), хотя и не тотчас же, но исполнится, ибо Он — Господь; Он не изменяется; Он остается таким же врагом греха, каким был всегда, и нераскаявшиеся грешники убедятся в этом. Нет надобности в scire facias — особом предписании о представлении обоснований для возобновления Божьего суда, ибо таковой никогда не устаревал и не вытеснялся чем-то новым, но против людей, которые упорствуют в своих преступлениях, проклятие закона до сих пор остается в полной силе и объеме.
(2) Обстоятельное доказательство этого на основании позитивного опыта народа Израиля. У израильтян есть причина утверждать, что Господь не изменяется, ибо Он был верен Своему завету с ними и с их отцами. Если бы Бог не оставался верным завету, то они давно бы потерпели крах и перестали быть народом; в своих отношениях с Богом они были лживыми и непостоянными; и Он на вполне законном основании мог бы покинуть их; но поскольку Бог помнил завет Свой и не желал его нарушать и изменять слова, вышедшие из Его уст, то израильтяне избежали истребления, даже будучи на грани такового. А все — благодаря тому, что Бог держался Своего слова (Втор 7:8; Лев 26:42). Итак, Бог берег их от уничтожения на протяжении всего времени, пока завет об избранности оставался в силе, исключительно потому, что Он Сам хотел оставаться верным этому завету и показать, что Он не человек, чтоб Ему лгать (Чис 23:19); подобным же образом в то время, когда Ветхий Завет будет превзойден и упразднен Новым, а израильтяне, отвергнув благословения такового, подвергнут себя проклятиям, тогда Бог покажет, что Он — не человек, чтобы раскаяться Ему, исполнив определения, продиктованные Его гневом (как ранее исполнял продиктованные милостью), и поэтому Он останется верным Своим угрозам, как до сих пор был верен Своим обетованиям (1Цар 15:29). Это касается и нас самым непосредственным образом, потому что мы имеем дело с Богом. Который не изменяется, а посему мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощи лось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Его! (Плач 3:22−23).
Стихи 7−12. Здесь приводится спор Бога с людьми того поколения из-за пренебрежения последних к служению и обкрадывания Господа. Поистине злы рабы, которые не только сбегают от своего Господина, но и прихватывают с собой Его имущество!
I. Они убежали от своего Господина и оставили дело, которое Он им поручил: вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их (ст. 7). Под уставами поклонения Богу подразумевается дело, о котором они, как служители, должны радеть, а также таланты, которые следовало пустить в оборот, и вверенное им имущество, которое надлежало хранить. Они же от уставов отступили, утомились от них и освободили шею из-под ярма; они отклонились от предписанного им Богом правила и не оправдали оказанного им доверия. Они взбунтовались против Бога, что проявилось не только в поклонении, но и в поведении. Они не соблюдали уставов Его. Именно такое непослушание вменяется им в вину, и они грешили этим со дней отцов своих: либо подобно тому как грешили отцы в старину, которые за свое непослушание были отправлены в плен, либо: «Вот уже несколько последних поколений отступают от того, что было прежде, когда вы только вернулись из пленения». Это признавал и Ездра, в частности, говоря: со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня (Езд 9:7), Итак, примите во внимание:
(1) Как великодушно Бог предлагает им обратиться и покаяться: «обратитесь ко Мне, вернитесь к своему долгу и к своему служению, вернитесь к былой преданности; вернитесь, как сбившийся с дороги путник, как воин, который дезертировал, как вероломная жена, покинувшая своего мужа; вернись, отступивший Израиль, обратись ко Мне; и тогда Я обращусь к вам и примирюсь с вами и устраню суды, которым вы подверглись, и предотвращу суды, которых вы боитесь». Эти слова издревле были рефреном песни (Зах 1:13), таковыми они остаются и до сих пор.
(2) Какой дерзкий ответ они дают на данное предложение: «Но вы говорили (англ. пер., ст. 7) с презрением, говорили призывавшим вас пророкам, говорили друг другу, говорили в сердце своем, чтобы подавить обличения в свой адрес; вы говорили: как нам обратиться. Следует заметить: Бог принимает во внимание, как наше сердце реагирует на призывы Его Слова и что мы говорим и думаем, прослушав проповедь, какой ответ мы даем на адресованное нам послание. Когда Бог призывает нас обратиться, мы должны отвечать: «Вот, мы идем...» (Иер 3:22), а не как говорят здесь: «как нам обратиться?»
[1] Когда им говорили, в чем их вина, и призывали исправиться, то это принималось за оскорбление. Они готовы заявить: «Зачем эти пророки так хлопочут об обращении и покаянии? Зачем они стыдят и беспокоят нас и настраивают против нас собственную совесть и ближних?» Плохо дело тех людей, которые подобным образом принимают обличения за несправедливые упреки и идут против рожна.
[2] Они настолько плохо знают самих себя и не ведают о строгости, огромном значении и духовной природе Божьего закона, что не видят, в чем им нужно покаяться и что в себе исправлять; они чисты в собственных глазах и считают, что нужды в покаянии нет.
[3] Они настолько твердо намерены и дальше грешить, что найдут тысячу неразумных и ничтожных причин, чтобы избавиться от необходимости покаяния и отвергнуть соответствующие призывы. Похоже, что они говорят — лишь бы говорить; их слова — обычные отговорки, подтрунивание над пророком, провокации на то, чтобы он углублялся в детали. Следует заметить: многие губят собственную душу, отмахиваясь от призывов покаяться в своих грехах.
II. Они обокрали своего Господина и растратили Его собственность. И спросили: «как нам обратиться? Что мы сделали не так?» Он отвечает им сразу. Примите во внимание:
(1) Пророк выносит народу серьезное обвинение от Божьего имени. Они обвиняются в краже, в святотатстве — наихудшей из краж: вы обкрадываете Меня. Путем рассуждения Господь объясняет им: можно ли человеку набраться такой дерзости, чтобы обкрадывать Бога? Человек, будучи существом слабым, не может состязаться с Богом в мощи, и придет ли ему в голову ограбить Его vi et armis — силой и оружием? Человек, который открыт Божьему ведению и не способен что-либо утаить от Бога, в том числе и свое намерение обокрасть Его, сможет ли замыслить ограбление clam et secreto — совершенно секретно? Человек, который зависит от Бога и получает от Него абсолютно все, может ли обокрасть своего благодетеля? Это настоящая неблагодарность, несправедливость и враждебность. Совершенно неразумно провоцировать таким образом Производящего суд. «Станет ли человек совершать насилие над Богом?» — существует и такое чтение стиха. «Станет ли человек урезать Божьи запасы или ограничивать Его?» — согласно другому чтению. Обкрадывание Господа — мерзкое преступление.
(2) Дерзкий вызов народа, брошенный Богу в ответ на это обвинение: но вы говорите: «чем обкрадываем мы Тебя?» (англ. пер., ст. 8). Они заявляют о своей невиновности, стараясь навязать свое мнение Богу. Следует заметить: обкрадывание Господа — настолько мерзкое преступление, что виновные в нем просто не желают признавать свою вину. Они обкрадывают Бога и не ведают, что творят. Они крадут Его честь, отнимают посвященное Ему — то, что должно использоваться в служении, крадут у Него самих себя, крадут у Него воскресное время, крадут причитающееся на поддержание религии и не отдают Ему положенное из своего имущества; и тем не менее спрашивают: «чем обкрадываем мы Тебя?»
(3) Простое подтверждение этого обвинения в ответ на брошенный вызов: обкрадываете десятиною и приношениями. Таковые шли на содержание священников и левитов и их семейств; но это придерживали и обманывали священников, не желали платить десятину — не отдавали ее полностью или не отдавали лучшее. Они не совершали приношений, которых требовал Господь, или же приносили растерзанное, хромое и больное, непригодное к употреблению. Все они были повинны в этом грехе, речь идет даже о всем народе, как будто бы заключили тайный заговор против Бога и решили совместно украсть у Него причитающееся Ему и поддерживали друг друга в своих деяниях. Именно за это проклятием они прокляты (ст. 9). Бог наказал их голодом и нуждой, послав не соответствующую сезону погоду или насекомых, пожиравших произведения земли. Бог уже посылал им такое наказание за небрежность в строительстве храма (Агг 1:10−11), а теперь наказывает за несоблюдение служения в храме. Следует заметить: если кто-то отказывает Богу в законно принадлежащей Ему части своего имущества, то пусть не удивляется, когда его собственную часть постигнет проклятие: «Проклятием вы прокляты за то, что обкрадываете Меня, и тем не менее продолжаете в том же духе». Следует заметить: если человек, вопреки постигшим его обличениям Провидения, проявляет упрямство, то это сильно усугубляет грех. Более того, по-видимому, из-за того, что Бог наказал иудеев недостатком хлеба, они использовали это как предлог для обкрадывания Его: якобы теперь, пребывая в нужде, они не могут позволить себе десятины и приношения, но должны беречь таковые, чтобы прокормить свои семьи. Следует заметить: когда человек использует ниспосланные ему за грех страдания (цель которых — разлучить его с грехом) в качестве оправдания в грехе, то это свидетельствует, что его развращение весьма велико. Даже получив малое, им надлежало бы извлечь из него пользу, и полученное умножилось бы. Плохо больному, когда средства, направленные на излечение болезни, служат лишь для уменьшения страданий и препятствуют более глубоким исследованиям.
(4) Усердное увещание с призывом исправиться и с обетованием, что в случае послушания постигшие народ суды будут быстро устранены.
[1] Пусть они прилежно исполняют свой долг: принесите все десятины в дом хранилища (ст. 10). Кое-что они принесли, но, подобно Анании и Сапфире, утаили из цены, заявляя, что не в состоянии выделить требуемое количество, а нужда закона не знает. Тем не менее и нужда должна подчиняться приведенному ниже закону, и тогда ее страдания будут возмещены: «Приносите десятины полностью, как положено по закону, чтобы в доме Божьем была пища для служащих у жертвенника, независимо от того, есть ли пища в вашем доме». Следует заметить: в первую очередь нужно служить Господу, и мы должны вносить надлежащий вклад на поддержание религии там, где живем, дабы святилось имя Его и пришло царствие Его и была воля Его, и об этом следует заботиться прежде, нежели о хлебе насущном; ибо надлежит отдавать приоритет состоянию наших душ, а не тел.
[2] И тогда пусть они положатся на Бога в том, что Он обеспечит и поддержит их: «Послужите сначала Господу, и тогда в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных». Они говорили: «Пусть Бог вернет нам былое изобилие и испытает нас: не принесем ли мы тогда десятины и приношения полностью, как прежде». — «Нет, — говорит Господь, — сначала вы принесите все десятины, как положено, и все прошлые задолженности, а тогда испытайте Меня, не верну ли Я вам изобилие». Следует заметить: имеющие дело с Богом должны строить свои отношения с Ним на доверии; причем все мы можем смело довериться Господу, ибо. возможно, многие и терпели потери, но в конечном счете с Ним никто ничего не теряет. Сначала нам надлежит отважиться на доверие Богу, ибо награда Его с Ним. тогда как дело Его перед Ним (англ. пер., Ис 62:11); сначала нам надлежит со своей стороны сделать дело, а тогда испытать Его и довериться Ему в отношении награды. К этому же методу прибегал Илия, когда говорил вдове из Сарепты: «...прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и тогда проверишь, будет ли достаточно для тебя и для твоего сына после» (3Цар 17:13). Люди неохотно жертвуют на благотворительность именно из-за слабой веры в преимущества и приобретения от милосердия; они и подумать не могут, что это сулит выгоду. Бог же здесь выдвигает разумное требование: «...хотя бы в этом испытайте Меня сейчас: возможна ли выгода от благотворительности? Пойдите и увидите. Без риска нет победы. Поверьте слову чести и вы убедитесь, что (а) там, где закрываются небеса, нет дождя, но теперь Бог откроет для вас отверстия небесные, ибо в Его руке — ключ от облаков, и у вас будет дождь вовремя». Или же данное выражение является образным: всякое даяние доброе исходит свыше, откуда Бог обильно изливает дары от щедрот Своего провидения. Внезапное изобилие сравнивается с открыванием окон на небе (4Цар 7:2). Кроме того, мы читаем, как окна небесные отворились, чтобы излить потоки гнева во время Ноева потопа (Быт 7:11). Здесь же они открываются для излияния благословений, причем до такой степени, что для них не хватит места (в русск. пер. — до избытка, ст. 10). Почва даст столь богатый урожай, что у людей появится искушение сломать житницы свои и построить большие (Лк 12:18) за недостатком места. Или же, как это объясняет доктор Покок: «Я изолью на вас такое благословение, что его не просто хватит и будет достаточно, но даже предостаточно». То есть речь идет об огромной прибыли. Елей не перестанет умножаться, пока для него будут сосуды (4Цар 4:6). Следует заметить: Бог не только примирится с грешниками, которые покаялись и исправились, но и станет их благодетелем, причем щедрым благодетелем. Мы никогда не испытаем нужды, будучи с Господом, к нужде нас зачастую приводит лишь собственное чрево. Божьи благословения всегда готовы излиться на нас, но из-за слабости нашей веры и узости желаний у нас не хватает места, чтобы принять их.
(б) Там, где раньше плоды земли поедала саранча и гусеницы, Бог теперь этот суд устранит: «Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные (ст. 11) и приостановлю продвижение вредителей, так что они больше не будут уничтожать произведения земли и плоды деревьев». Бог держит в Своей руке все существа и дает им повеления и отзывает назад по Своему усмотрению. И виноградная лоза не сбросит плоды преждевременно (англ. пер., ст. 11); их не погубят болезни и не сдует ветер. И (существует такое чтение) пожирающие не опустошат виноградной лозы, как саранча (Иоиль 1:7).
(в) Если раньше соседи упрекали иудеев в бедности и те подвергались поношению из-за голода (а это было особенно прискорбно, потому что некогда их земля славилась своим изобилием), то теперь блаженными называть будут вас все народы и говорить о вас с уважением, признавая счастливым народом.
(г) Если раньше из-за греха иудеев их земля стала для Господа отвратительной (даже храм, жертвенники и приношения, Мал 2:13), а Божьи суды сделали землю весьма унылой и неприятной для них самих, то «теперь вы будете землею вожделенною, ваша страна станет угодной Богу и уютной для вас». Следует заметить: возрождение религии в любой стране делает ее по-настоящему вожделенной для Бога и для всех благочестивых людей; Господь скажет: «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь», то же самое будут говорить и ее жители (Ис 62:4; Втор 11:12). По-видимому, повеление приносить десятины возымело действие, ибо мы находим, что все Иудеи стали приносить десятины... в кладовые (Неем 13:12), и, несомненно, они обрели блага обетований, ибо по возвращении иудеев к исполнению долга к ним сразу же вернулось изобилие, чтобы им было легче понять, по какой причине их постигло это зло (ибо по устранении причины устранилось и зло), а также увидеть, что Бог совершенно примирился с ними после их покаяния и уже не припоминает им их преступление, ибо проклятие не только устранилось, но и превратилось в обильное благословение.
Стихи 13−18. Среди иудейского народа того времени, хотя все и располагали одинаковыми привилегиями и преимуществами, были личности. весьма разные по характеру (как всегда было и будет в мире и в Церкви), и, подобно смоквам Иеремии, среди которых были и весьма хорошие, и весьма худые, одни люди явно принадлежали к числу Божьих детей, а дру! ие явно разоблачали себя как сыны лукавого. На одном поле растет как пшеница, так и плевелы, на одном гумне находится и зерно, и мякина. Здесь же приводится описание и тех и других.
I. Здесь звучит гневное замечание Бога в адрес дерзких и хулительных речей грешников на Сионе и Его законное негодование по этому поводу. Вероятно, среди иудеев была группа людей, объединившихся против религии, выдававших себя за умников и напрягавших свой ум с целью унижения и высмеивания религии, в чем они поддерживали друг другу руки. Итак, здесь примите во внимание:
1. Выдвинутое против них обвинение в предательских словах в адрес Царя царей: дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Они выступали против Бога в своих рассуждениях о Нем и в спорах с Ним, как и отцы их в пустыне; и говорили против Бога (Пс 77:19). Они противились Его словам и замыслам, как будто состояли в заговоре против Его воли и Его дела. Их слова против Господа были дерзостными, таковые исходили от гордости, высокомерия и презрения к Богу. Их речи против Господа были громкими, как будто бы они не беспокоились о том, что их услышат; они не стеснялись говорить это сами и желали распространять свои атеистические воззрения и заражать ими умы других людей. Они говорили самоуверенно, будучи полны решимости твердо стоять на своем; и словно не страшась, что их привлекут к ответственности, Они говорили гордо, оскорбительно и презрительно, как бы отвергая управление и контроль свыше. Они простирали против Бога руки свои и осмелились противиться Вседержителю (Иов 15:25).
2. Их оправдание на данное обвинение. Они сказали: «что мы говорим против Тебя?» Они отказывались от своих слов и вынуждали пророка доказывать; или же сказанные ими слова не замышлялись против Господа, а посему они не признают их пагубными, по крайней мере, преуменьшают их серьезность: разве тому, что мы говорим против Тебя, стоит придавать такое большое значение? Они не могут отрицать, что говорили против Бога, но пытаются превратить в шутку и удивляются, что на это обратили внимание: «Слова, — говорят они, — всего лишь ветер; другие говорили и делали кое-что похуже: и если мы не столь хороши, как следовало бы, то, надеемся, что все же не столь плохи, какими нас представляют». Следует заметить: для непримиримых и несмирившихся грешников характерно отрицать или преуменьшать проступки, в которых их справедливо обвиняют, и настаивать на своей правоте, вопреки обличениям со стороны Слова и собственной совести. Но все это окажется бесполезным.
3. Сами слова, которые им вменяются в вину. Бог ведет учет тому, что говорят люди, равно как и тому, что они делают, и дает им об этом знать. Мы быстро забываем сказанное нами и готовы отрицать свои худые речи; но Бог может заявить: вы сказали то-то и то-то. Итак, они намеренно высказали свое суждение о том, что:
(1) Служение Богу никакой выгоды не сулит, хотя и подразумевает труды и скорби. Они говорят: тщетно служение Богу, или: служащий Богу служит Ему напрасно, то есть его труды тщетны и бесполезны; он трудится задаром и не получит благодарности. Что пользы, что мы соблюдали постановления Его, или повеления Его, — соблюдали то, что Он предписал нам соблюдать? «Какого мамону, или какое богатство, мы обрели?» — гласит халдейский парафраз, подразумевая (по мнению доктора Покока), что они служили Господу только ради мамоны, а значит, служили вовсе не Богу, а мамоне. «Мы ходили в печальной, или траурной, одежде со всей серьезностью и скорбью пред лицем Господа Саваофа и смиряли души наши во все определенные для этого времена, тем не менее так ничего и не приобрели». Возможно, данные слова звучат именно здесь как оправдание, почему они не верили Господу, что приношение десятин (ст. 10) сулит им процветание. «Ибо, — говорят они, — мы испытывали Бога в других вещах и потерпели из-за Него неудачу». Такое рассуждение о служении Господу весьма несправедливо и необоснованно, и у нас найдется достаточно свидетелей для опровержения этой клеветы.
[1] Они предпочитали думать, что служили Господу и соблюдали Его постановления, тогда как соблюдение было чисто внешним, а внутреннее содержание долга оставалось совершенно чуждым для них, и поэтому они могли говорить, что их служение было тщетным. Так говорит и Сам Бог: тщетно чтут Меня те, чье сердце далеко отстоит от Меня, в то время как приближаются ко Мне люди сии устами своими (Мф 15:8−9). Но чья это вина? — Явно не Бога, вознаграждающего тех, кто усердно ищет Его, но вина ищущих Его легкомысленно.
[2] Они сильно настаивали на том, что ходили в печальной одежде перед Богом, тогда как Бог велел им служить Ему с весельем и ходить перед Ним радостно. Но в силу собственных предрассудков они сами превратили служение Господу в нудный и изнурительный труд, а потом жаловались на его тяготы. Иго Христово благо; а тяжелым является иго антихриста.
[3] Они жаловались, что религия им ничего не дала; они продолжали жить в нищете и скорбях на задворках мира. Этот пример нечестия известен издревле: что пользы прибегать к Нему? (Иов 21:14−15). Елиуй обвиняет Иова, что тот говорил нечто подобное: нет пользы для человека в благоугождении Богу (Иов 34:39). Враги религии лишь повторяют старые придирки, которые уже давно опровергнуты. Возможно, это относится к ереси секты саддукеев, которая была постыдным фактом последних дней иудейской Церкви; они отрицали учение о будущем состоянии и поэтому говорили: тщетно служение Богу, которое на самом деле имеет смысл, ибо если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1Кор 15:19). Следует заметить: кто говорит, что религия — вещь неприятная и бесполезная, тот сильно вредит Божьей чести; потому что на самом деле все обстоит иначе: пути мудрости — пути приятные, и прибыли от нее больше, нежели от золота.
(2) Нечестие является путем к процветанию, ибо они видели, что делающие беззакония неплохо устраивались в мире и те, которые искушали Бога, оставались целы (ст. 15). Внешнее преуспевание грешников в грехах способствовало ослаблению рук благочестивых в благочестии (Пс 72:13), а также укрепляло руки нечестивых в нечестии. Следует заметить:
[1] Кто делает беззакония, тот искушает Бога преднамеренными грехами; своим поступками таковые как бы испытывают Бога — накажет ли Он их, как сказал в своем Слове, и таким образом, вызывая у Него сильнейшее раздражение, они, по сути, вынуждают Господа на крайние меры.
[2] Искушающие Бога своими беззакониями неоднократно вызволялись из беды, в которую заслуженно попадали, и достигали процветания, которого абсолютно не заслуживали. Им не просто повезло один раз, но они снова и снова оставались целы и устраивались, когда мы думали, что настал день падения и их постигла настоящая беда; таким странным образом, казалось бы, им улыбалось Провидение.
[3] Такое положение вещей, тем не менее, не дает нам права называть надменных счастливыми. Ибо они могут остаться целы и устроиться лишь на время, но потом станет очевидным, что Бог противится им и их гордость предшествовала падению; а если так, то они поистине несчастны, и совершенно неразумно считать их счастливыми и благословлять тех, кого гнушается Бог. Подождите немного — и вы увидите, что белеющие беззакония устраивают себя так, что становятся мишенью для стрел Божьего гнева, а искушающие Бога остаются целы, чтобы попасть в руки мучителей. Судите по событиям, которые произойдут вскоре, когда смертный приговор над этими гордыми грешниками (о котором говорится ниже, Мал 4:1) будет приведен в исполнение.
II. Здесь звучит милостивое замечание bora по поводу благочестивых речей святых на Сионе и упоминается щедрая награда за таковые. Даже в этот век порока и вырождения, когда наблюдался сильнейший моральный упадок, более того, огромное презрение к искреннему благочестию, нашлись люди, хранившие непорочность и ревность о Господе. Итак, давайте обсудим:
1. Отличительные черты хранивших непорочность, их нрав. — Они были прямой противоположностью говорившим против Господа; ибо (1) они боялись Бога, а в этом — начало мудрости и корень религии; они благоговели перед Божьим величием, подчинялись Его власти и боялись вызвать Его гнев своими мыслями и словами. Они смиренно подчинялись Господу и никогда не говорили ему дерзких слов. В каждом веке найдется остаток боящихся Бога, хотя подчас таковой бывает очень мал.
(2) Они чтили имя Его; они придавали большое значение и часто размышляли над откровениями, которые Бог давал о Себе в Своем Слове и в провидении; причем размышление о Нем было приятным и оказывало на размышлявших благотворное влияние. Они чтили имя Его; во всем, что ни делали, они видели конечную цель — принести честь Господу. Следует заметить: кто знает Божье имя, тому надлежит часто думать о нем и чтить в своих мыслях; это — богатая и весьма интересная тема для размышления, и частое возвращение к ней весьма способствует нашему общению с Господом и пробуждает чувство преданности Ему.
(3) Они часто говорят друг другу о Боге, Которого боятся, и о Его имени, о котором так много размышляют, ибо от избытка сердца говорят уста, и добрый человек из доброго сокровища выносит доброе. Боящиеся Бога держатся вместе одним сообществом; они разговаривают между собой дружелюбно и любезно ради сохранения и развития взаимной любви, чтобы она не охладела, когда вокруг умножается беззаконие. Они говорят друг с другом мудро и назидательно ради укрепления и роста веры и святости. Они говорят друг другу на языке боящихся Господа и чтящих Его имя — на языке Ханаана. Когда нечестие достигло таких масштабов, что стали попирать святыни. тогда боящиеся Бога часто говорили друг с другом.
[1] Когда беззаконие стало дерзким и неприкрытым, тогда Божий народ набрался мужества и невинный вознегодовал на лицемера (Иов 17:8). Чем хуже другие, тем лучше должны быть мы; когда наглеет порок, пусть добродетель не прячется от страха.
[2] Когда религия подверглась клевете и поношениям, тогда ее друзья сделали все возможное, чтобы поддержать ее репутацию и сохранить расположение к ней. Клеветники внушали, что Божьи пути нудны и неприятны и предполагают затворничество и печаль: и поэтому боящиеся Бога старались тогда доказать противоположное, проявляя радость во взаимной любви и в общении, чтобы заградить уста невежеству безумных людей.
[3] Когда обольстители пытались обмануть и завладеть излишне доверчивыми душами, тогда боящиеся Бога прилежно вооружали себя и друг друга против пагубного влияния взаимными наставлениями, ободрением и утешением и укрепляли друг другу руки. Худые сообщества развращают добрые намерения и нравы, тогда как добрые сообщества укрепляют их.
2. Как Бог отличил их и какой чести и благосклонности удостоит в дальнейшем. Говорившие против Бога дерзко, вне всякого сомнения, смотрели на боявшихся Господа с презрением и недовольством, подшучивая над ними и оскорбляя; но не стоит обращать на это внимания или беспокоиться, когда Бог благосклонен к боящимся Его.
(1) Он заметил их благочестивые речи и удостоил Своим присутствием на беседах: внимает Господь и слышит это, и Ему это угодно. Господь говорит, что Он наблюдал и слушал (Иер 8:6), что скажут порочные люди, и те не говорили правды; здесь же Он внимал и слушал, что говорили благочестивые, ибо они говорили правду. Следует заметить: благой Бог замечает все благие слова, исходящие из уст людей, и нет необходимости желать, чтобы их слышали и одобряли другие люди. Пусть говорящие не ищут похвалы от людей и не беспокоятся, чтобы на них обратили внимание; но пусть довольствуются тем, что их беседу, какой бы тайной она ни была, видит и слышит Бог втайне, а воздаст им явно. Когда два ученика рассуждали о Христе по дороге в Эммаус Он внимал и слышал и присоединился к ним, став третьим участником беседы (Лк 24:15).
(2) Господь вел учет: пред лицем Его пишется памятная книга. Не то чтобы Вечный Разум нуждался в напоминании при помощи книг и записей, но здесь звучит фраза по рассуждению человеческому, подpaзумевающая, что Господь в точности и в подробностях хранит в памяти благочестивые чувства и дела людей, словно они записаны в книге, причем записи всех их бесед сохранились. У великих царей были книги записей, кото-рые писались и читались пред лицами их и в которых учитывались все оказанные им услуги когда и кем (как в Есф 2:23). Подобным же обратом Бог помнит услуги Своего народа, чтобы, просматривая их. Он мог сказать: хорошо... войди в радость Господина твоего. У Бога есть книга учета воздыханий и слез плачущих (Пс 55:9), тем более ведется учет доводов в Его защиту. Ни одно доброе слово, сказанное от чистого сердца о Боге и за Бога, не останется неучтенным и ни в коем случае не лишится награды своей, но получит воздаяние в воскресение праведных.
(3) Господь обещает им участие в Его славе в будущем: и они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю (ст. 17). Когда Бог полностью истребит иудейскую Церковь и народ за неверность, среди них найдется остаток, поверивший Его Слову и чаявший утешения Израилева, который будет приветствовать Его пришествие и сам будет принят в христианскую Церковь, став особым народом для Господа. Бог позаботится о таковых, чтобы они не погибли с неверными, но укрылись в день гнева Господня на иудеев. Они будут Моим segullah — особым сокровищем (это же слово употреблено в Исх 19:5) в тот день, который Я соделаю, или в который создам то, что запланировал (существует и такое чтение). Эти благочестивые люди будут располагать всеми славными привилегиями, предназначенными для Израиля Божия и сосредоточенными в нем. Теперь, когда все остальные отвергнуты, они станут Его особым сокровищем; они станут сосудами милости и чести, тогда как другие превратятся в сосуды гнева и бесчестия, в негодные сосуды. Особым сокровищем могут быть названы все верные Богу люди, учитывая различие, которое Бог проведет между ними и остальными в день великий. Следует заметить:
[1] Святые являются Божьим сокровищем; Господь их высоко ценит, и они Ему дороги; им присуща та красота, которой Он Сам наделил их, и Ему угодно хвалиться ими; они царская диадема в Его руке (Иc 62:3). Он считает их Своей собственностью, наилучшей собственностью, Своим сокровищем, хранящемся в Его ларце, и украшением Его сокровищницы (Пс 114:4), Остальной мир всего лишь хлам по сравнению с ними.
[2] Грядет день, когда Бог cоберет сокровища Свои (англ. пер., ст. 17), Они будут собраны из грязи, в которую сейчас брошены, и собраны вместе из всех мест, по которым сейчас разбросаны; Господь пошлет Ангелов Своих, чтобы собрать избранных Его, которые являются Его сокровищем» от четырех ветров (Mф 24:31), чтобы собрать Свои сокровища в сокровищницу, как собирают в одно хранилище пшеницу с разных полей. И тогда все святые (никто, кроме святых) соберутся во Христе, и все святые станут совершенными; и тогда Божьи сокровища будут собраны, как камни в венце, как звезды в созвездии.
[3] Кто сейчас признает Бога своим, того и Он тогда признает Своим, и публично объявит Своим перед ангелами и людьми: «И они будут Моими, их освящение будет завершено, и таким образом они станут совершенно и полностью Моими, без каких-либо остатков интереса к миру и плоти». Будет признано их отношение к Богу и Его право собственности на них. Он отделит их oт тех, которые не принадлежат Ему, и даст им удел с принадлежащими Ему; именно им будет сказано: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам. Подчас они сомневались, принадлежат Богу или нет; тогда же этот вопрос сомнения не вызовет. Бог Сам говорит им: вы Мои, И если сейчас их упрекают в отношениях с Богом, то потом они будут хвалиться ими; и Сам Бог будет хвалиться ими.
(4) Бог обещает им участие в Его благодати сейчас: и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. Господь уже пообещал, что признает их Своими и возьмет их с Собой. Но, возможно, они расстраиваются при мысли, что прежде оскорбляли Бога, и Он вправе отвергнуть их и изгнать; но по этому поводу Он говорит «Я буду миловать их, Я поступлю с ними так, как они того заслуживают. Я буду радоваться им (существует такое толкование), как жених радуется невесте» (см. Ис 62:5; Соф 3:17). Но употребленное здесь слово обычно относится к помилованию с жалостью и состраданием, как отец милует сынов (Пс 112:13). Следует заметить:
[1] Наш долг — служить Господу на правах детей. Мы должны быть Его сынами, должны стать участниками Божьего естества благодаря рождению заново, должны подчиняться завету об усыновлении и принять дух усыновления. Мы также должны быть Ему слугами; Бог не желает чтобы Его дети воспитывались в праздности; они должны служить Ему. причем делать это по любви, с радостью и удовольствием, как служащие при этом своим собственным истинным интересам, именно такова природа служения сына отцу (см. Флп 2:22).
[2] Если мы служим Богу на правах детей, то и Он помилует нас с нежностью и состраданием Отца. Даже Божьи дети, служащие Ему, нуждаются в щадящей милости — милости, благодаря которой мы не истреблены и которая удерживает нас от ада. Неемия, хотя он и сделал много добра, все равно, зная о том, что нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы, а каждый грех заслуживает Божьего гнева, молится: пощади меня по великой милости Твоей! (см. Неем 13:22). И Бог, будучи их отцом, явит им такую милость. Он не прибегнет к крайним мерам, указывая нам на наши проступки, но наилучшим образом использует нас и наши действия; Он смягчит страдания, переживаемые Его детьми, чтобы спасти их от уничтожения, которое они заслужили. Отец продолжает миловать своего сына и делает это с состраданием, потому что это его собственный сын; подобным же образом и Бог пощадит смиренных кающихся грешников и просителей, как милует человек сына своего, служащего ему, хотя мы так мало служим Ему, а, вернее, причиняем Ему так много вреда.
1. Как они будут отличаться от детей этого мира: «И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым (ст. 18), между грешниками и святыми, между служащим Богу и добросовестно исполняющим свой долг и не служащим Ему, но презирающим служение. Вам, говорящим сейчас против Господа, что Он, якобы, не проводит различия между хорошим и плохим, и поэтому утверждающим, что тщетно служение Богу (ст. 14), вам придется признать свое заблуждение. А вы, желавшие говорить за Бога, но не знавшие, что на это сказать (ибо казалось, что одна участь праведнику и нечестивому и всему и всем — одно), вы тогда увидите вещи в их истинном свете и, к своему вечному удовлетворению, увидите различие между праведником и нечестивым. И тогда вы возвратитесь (англ. пер., ст. 18), то есть измените свое мнение, и придете к правильному пониманию вещей». В первую очередь это касается явных отличий, которые Провидение провело между верующими иудеями и иудеями, упорствовавшими в неверии во время уничтожения Иерусалима, иудейской Церкви и народа римлянами. Но полностью этому предстоит исполниться во второе пришествие Христа, в день великого отделения, когда будет достаточно легко увидеть различие между праведником и нечестивым. Следует заметить:
(1) Все сыны человеческие либо праведны, либо нечестивы, либо служат Господу, либо не служат Ему; такое различие между сынами человеческими существует всегда и определяет вечное состояние: каждый отправляется либо на небо, либо в ад.
(2) В этом мире зачастую трудно увидеть различие между праведником и нечестивым. Они перемешались, как хорошая и плохая рыба в одном неводе; праведники переживают душевное смятение, а нечестивые умеют маскироваться, и поэтому мы часто ошибаемся в своих мнениях относительно тех и других. Есть много людей, которые, как мы думаем, служат Богу, а на самом деле их сердце далеко от Него, и оказывается, что они отнюдь не являются Его служителями. А с другой стороны, среди верных служителей Господа найдется много людей, которых мы не считали Его служителями, потому что они не были нашими последователями. Но что представляет наибольшую трудность в этом вопросе, так это кажущееся нежелание Божьего Провидения проводить различие между праведником и нечестивым. Вы не можете распознать нечестивцев по Божьему недовольству ими, потому что таковые обычно процветают в мире, как не можете распознать и праведников по Божьему одобрению, потому что те страдают вместе с другими от общих бедствий. Сейчас никто не знает ни Божьей любви, ни ненависти... во всем том, что перед ним (Еккл 9:1).
(3) А во время последнего суда Христова станет легко увидеть различие между праведником и нечестивым; потому что откроется характер каждого человека и каждый предстанет в истинном свете, все маски исчезнут. Грехи некоторых людей действительно явны, и вы даже сейчас можете сказать, кто нечестив; другие же грехи притаились; тем не менее в день великий мы увидим, кто праведен, а кто нечестив. Кроме того, окончательно выяснится состояние каждого человека и определится его участь навеки: праведные будут совершенно счастливы, а нечестивые — совершенно несчастны, без примеси облегчения. Когда все праведники расположатся справа от Христа и их пригласят принять благословение, а нечестивые встанут по левую сторону и им скажут идти с проклятием прочь, тогда будет легко увидеть различие между ними. А посему, что касается нас самих, то в наших интересах задуматься, с кем будет наш жребий; а что касается других, то не судите никак прежде времени.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Малахии, 3 глава