В данной главе начинается еще одна проповедь, которая продолжается до конца 11-й главы. Она названа «Бремя слова Господа» (англ. пер., ст. 1), ибо каждое Божье слово имеет вес для тех, кто внимателен к нему, и станет тяжким грузом, смертельным грузом для пренебрегающих им. Здесь приводится:
(I) Пророчество против нечестивых соседей иудеев — сирийцев, тирян, филистимлян и других (ст. 1−6) с намеком на милость для некоторых из них, которая проявится в их обращении (ст. 7), и с обетованием милости для Божьего народа, которая проявится в его защите (ст. 8).
(II) Обетование о праведном Царе — Мессии, о Его пришествии, а также описание Самого Царя (ст. 9) и Его царства, включая сущность и масштабы такового (ст. 10).
(III) Сообщение о том, что иудеи обязаны Христу своим освобождением из вавилонского пленения (ст. 11−12).
(IV) Пророчество о победах над врагами и успехах, которые Бог дарует иудеям и которые станут прообразом великого освобождения, дарованного Христом (ст. 13−15).
(V) Обетование о великом изобилии, радости и чести, которую Бог приберег для Своего народа (ст. 16−17), что написано нам в ободрение.
Стихи 1−8. После драгоценных обетований о милости для Божьего народа, прозвучавших в предшествующей главе, пришло время поквитаться с его гонителями, в особенности с непосредственно граничившими с Израилем.
I. Сирийцы были для Израиля плохими соседями, и Бог боролся с ними. Божье слово станет бременем на землю Хадрах, то есть на Сирию, хотя неясно, почему она названа именно так. А то, что речь идет об этом царстве, очевидно из упоминания его столицы Дамаска, на котором остановится бремя; то есть суды, которыми здесь угрожают, неожиданно обрушатся и останутся лежать на этом городе. Как несчастны те, на ком остановится бремя Божьего слова, на ком пребывает гнев Божий (Ин 3:36)! Ибо это — тяжесть, которую невозможно сбросить и которую невозможно вынести. Там находятся те, над кем Бог утолит ярость Свою. На таковых гнев ставит свою метку, чтобы непременно поразить, и когда остановится на них, то обязательно погубит. Причина, по которой бремя остановится на Дамаске, заключалась в том, что глаза человека, как и всех колен Израилевых (или, скорее: даже всех колен Израилевых), обращены к Господу (англ. пер., ст. 1), потому что народ Божий с верой и молитвой смотрит вверх на Него, прося о помощи и облегчении, и надеется, что Господь примет его сторону, выступив против врагов. Следует заметить: когда Бог воодушевляет Свой народ, чтобы тот с верою рассчитывал и полагался на Него, и при этом Своей благодатью Он обращает народ от идолов к Себе (в тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, Ис 17:7−8), то это является верным признаком, что Бог самым замечательным образом выступит за Свой народ. Можно прочитать и так: ибо око Господа на всех людей, как и на все колена Израилевы, то есть Бог является царем всех народов, равно как и Царем святых; Он правит миром точно так же, как и Церковью, а посему наказывает грехи других людей, как и наказывает грехи собственного народа. Бог — Судия всех, и поэтому все должны давать ему отчет за себя. Можно сказать, что слово Господа остановилось на Дамаске, когда св. Павел был там обращен, проповедовал и дискутировал с иудеями, и тогда глаза людей, представителей других народов, а не только колен Израилевых, стали обращаться к Господу (см. Деян 9:22). Емаф (сельская местность, располагавшаяся к северу от Дамаска и часто упоминавшаяся), смежный с ним (ст. 2), примыкает к Сирии и разделит бремя слова Господа, остановившееся на Дамаске. У иудеев есть поговорка: горе нечестивому и горе его соседу, который рискует стать соучастником его грехов и наказаний. Горе земле Хадрах и горе Емафу; смежному с ней.
II. Как и в других пророчествах, следующими призываются к ответу Тир и Сидон (ст. 2−4). Здесь примите во внимание:
1. Тир процветает и думает, что ему ничего не грозит, к Божьим судам он относится с пренебрежением, полагая, что те далеки, ибо (1) он очень умудрился. Об этом говорится с иронией; Тир считает себя весьма мудрым, способным перехитрить даже мудрость Божию. Принимается как должное, что царь Тира — великий политик, таковы же и его государственные мужи (Иез 28:3). Но при всей своей мудрости и политической хитрости Тир не сможет ускользнуть от Божьих судов, когда они придут с поручением. Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу; более того, к чести Господа следует сказать, что Он уловляет мудрецов их же лукавством.
(2) Тир весьма силен, имеет хорошие как природные, так и искусственные укрепления: и устроил себе Тир крепость, которую, по его мнению, невозможно ни одолеть, ни сровнять с землей.
(3) Тир весьма богат и видит в деньгах сень (Еккл 7:12), ибо они — «жилы войны». Благодаря своей обширной торговле он накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи, то есть в городе — изобилие этих металлов, груды серебра — такое же обычное явление, как груды песка. Соломон сделал в Иерусалиме серебро как камни на улицах, но Тир пошел еще дальше и сделал золото как уличную грязь. Было бы хорошо, если бы мы научились относиться к ним точно так же, противопоставляя металлам мудрость и благодать и пользу, которую они приносят.
2. Тир в конечном счете падет. Мудрость, богатство и сила не смогут его спасти: Господь изгонит его (англ. пер. ст. 4) из твердыни, в которой тот укрепился, сделает его бедным (существует и такое чтение); история знает примеры павших с высоты изобилия в бездну нищеты, когда огромное богатство превращалось в ничто. Бог поразит силу его в море, и, несмотря на то что Тир окружен водой, она не спасет его, но город будет истреблен огнем, сожжен дотла. Расположенный среди воды Тир, казалось бы, скорее рисковал быть потопленным или смытым с лица земли, однако Бог определяет Тиру уничтожение противоположной стихией. Подчас Господь готовит Своим врагам такой крах, о котором они меньше всего подозревают. Вода для погашения пламени находится совсем рядом, тем не менее Тир будет сожжен, ибо кто может погасить огонь, которым дышит Всемогущий?
III. Следующие на очереди — граничившие с Израилем на юге филистимляне с их великими городами и великими правителями, и Бог начинает борьбу с ними.
1. Их потревожит и испугает Божье слово, обрушившееся молнией и оставшееся на Дамаске (ст. 5). На улицах Аскалона неоднократно возвещали о бесчестии Израиля, и там ликовали по этому поводу; теперь же Аскалон увидит крах своих друзей и союзников и убоится; увидит это и Газа, и вострепещет сильно, и Екрон, делая вывод, что их черед будет следующим, ибо по кругу пошла чаша исступления. Что будет с их домом, когда дом соседа горит? Раньше они считали, что преградой на пути к ним служат Тир и Сидон, но теперь, когда эти крепкие города разрушены, надежда филистимлян на них посрамится, как в результате посрамятся и наши надежды на тварь.
2. Их ждет крах и опустошение.
(1) Прекратит свою деятельность правительство: не станет царя в Газе, не только ныне правящего царя, но и прервется преемственность, не будет наследника.
(2) Города лишатся своих жителей: Аскалон будет необитаем; полноправные собственники исчезнут: их либо убьют, либо уведут в плен.
(3) Их землей завладеют иноземцы, став хозяевами всего богатства филистимлян: незаконнорожденный будет жить в Азоте (англ. пер., ст. 6). Внебрачные дети пришельцев вступят во владение наследственными уделами местных жителей, на которые они имеют прав не больше, чем незаконнорожденные дети — на имущество детей, рожденных в браке. Именно таким образом Бог уничтожит высокомерие Филистимлян, всю их силу и богатство, которым они гордились и на котором зиждилась их самоуверенность и презрение к Израилю Божию. Данное пророчество о гибели филистимлян, Дамаска и Тира исполнилось очень скоро, когда Александр Великий, опустошивший вместе со своей победоносной армией все упомянутые земли, захватил города и основал в них колонии, согласно обстоятельному описанию завоеваний Александра Македонского, которое приводит историк Квинт Куртий. И существует мнение, что под незаконнорожденным, живущем в Азоте, подразумевается сам завоеватель, потому что мать Александра Олимпия признавала, что родила его вне брака, но заявляла, что отцом ребенка был Юпитер. Впоследствии земля филистимлян, сирийцев и других соседей досталась иудеям, которые завладели как сельской местностью, так и городами, что очевидно из исторических трудов Иосифа Флавия и Книг Маккавейских, причем это предсказывалось ранее (Соф 2:4; Авд 1:20).
3. Некоторые из них обратятся и придут к Богу благодаря Его Евангелию и благодати; во всяком случае, существует мнение, что седьмой стих следует понимать как обетование о том, что:
(1) Бог устранит грехи этих народов — их кровь и мерзости — жестокость и идолопоклонство. Господь отделит от народов эти грехи, которые они смаковали, как лакомый кусок, и не хотели с ними расставаться, как уста не желают отдавать пищу, которую крепко держат зубами. Но для Божьей благодати нет невозможного.
(2) Бог примет остаток этих народов как Своих: и он достанется Богу нашему. Бог сохранит остаток даже из этих народов и отделит для Себя, и таковой станет памятником Его милости и благодати; и отсутствие преимущества при рождении не станет для Бога помехой, чтобы их принять, но филистимляне будут угодны Богу на евангельских условиях так же, как и любой из иудеев, более того — как кто-либо из главенствующих, из начальников в Иудее; и Екрон будет, как Иевусей, или житель Иерусалима, обратившийся к Богу иевусей, как Орна Иевусеянин (2Цар 24:16). Во Христе нет различия между народами, но все в Нем становятся одним, все для Него одинаково желанны.
IV. Во всем этом Господь замыслил милость для Израиля; и, творя милость израильтянам, Он поступит с соседними народами, как описано выше, чтобы воздать за борьбу в прошлом и предостеречь на будущее.
1. Поэтому существует еще и такое толкование седьмого стиха:
(1) Бог избавит Свой народ от кровожадных противников, которые ненавидели израильтян и относились к ним с омерзением, причем это произойдет тогда, когда враги уже будут готовы поглотить свою добычу: исторгну кровь (то есть кровь Израиля) из уст филистимлян и из зубов их (см. также Ам 3:12), ибо в своей ненависти и враждебности по отношению к Израилю они с жадностью пожирали его.
(2) Такое положение вещей обеспечит израильтянам победу и власть над противниками: и он (то есть остаток Израиля) достанется Богу нашему, обретет Его благосклонность, признает Господа, и Господь признает его Своим, и будет как тысяченачалъник в Иуде; несмотря на долгое пребывание в рабстве, иудеи вернут себе былое достоинство и станут победителями, как Давид и другие правители Иудеи в прошлом; и Екрон (то есть филистимлянин) будет, как Иевусей и как остальные покоренные израильтянами народы.
2. Как бы там ни было, смысл восьмого стиха очевиден: Бог возьмет Свой народ под особую защиту, а посему ослабит его соседей, чтобы, те были не в силах причинить ему зло: расположу стан у дома Моего против войска. Следует заметить, что Божий дом находится посредине вражеской земли, и Его Церковь подобна лилии среди терния, а посему в особой защите Церкви надлежит видеть Божью силу и благость. Стан святых, будучи малым стадом по сравнению с ополчившимися на него многочисленными войсками сил тьмы, несомненно, претерпел бы поражение, если бы вокруг него не расположились Божьи ангелы, как они в свое время окружили Елисея (см. Откр 20:9; Пс 33:8). В особо опасные времена, когда целые армии продвигаются туда-сюда и дышат злобой на Сион, тогда Провидение с удвоенной силой защищает Церковь Божию против проходящих вперед и назад, чтобы ни победитель, ни побежденный не причинил ей вреда. Ей не навредят проходящие, мало того, даже и не будет более проходить притеснитель; у верующих не будет врага среди них, который правил бы ими с жестокостью и делал бы жизнь их горькою от тяжкой работы, как это было раньше в Египте. Это предсказание исполнилось, когда некоторое время спустя после борьбы Маккавеев Иудея стала свободной и процветающей страной, или, возможно, когда Александр Великий, испытав благоговение перед первосвященником Иадду, проявил благосклонность к иудеям и взял их под свою защиту, тогда как соседние страны он разорил. И вот какое обоснование Своим действиям приводит Бог: «ибо ныне Моими очами Я буду взирать на это; теперь я провожу четкое различие между Моим народом и другим народом, с которым Мои, казалось бы, имели общий жребий, а теперь стало очевидным, что Я знаю Своих». Это согласуется со словами: «Очи Господни обращены на праведников» (Пс 33:16). Теперь Божьи глаза, которые обозревают всю землю, остановятся на Его народе, чтобы Господу заботиться и поддерживать его (2Пар 16:9).
Стихи 9−11. Здесь начинается пророчество о Мессии и о Его царстве, и это очевидно на том основании, что слова девятого стиха исполнились в буквальном смысле, ибо имеют прямое отношение к триумфальному въезду Христа в Иерусалим (Мф 21:5; Ин 12:15).
I. Здесь дается уведомление о пришествии обетованного Мессии, которое служило поводом для великой радости Ветхозаветной Церкви: се Царь твой грядет к тебе, Христос — Царь, наделенный царской властью и прерогативами, суверенный правитель, абсолютный монарх, имеющий всю власть на небе и на земле. Он — Царь Сиона. Бог помазал Его над Сионом, святою горою Своею (Пс 2:6). На Сионе воссияет Его слава как Царя. Отсюда вышел Его закон и слово Господне. В Евангельской Церкви ведутся дела Его духовного царства; именно Он учреждает таинства Церкви и дает поручения служителям; кроме того, Церковь находится под Его защитой. Как Царь, Он сражается в ее битвах и отстаивает ее интересы. «Этого Царя ждали долго — и вот Он грядет; Он у дверей. Осталось всего несколько веков — и Имеющий прийти придет. Он грядет к тебе; Слово скоро станет плотью и будет обитать в твоих пределах; Он придет к Своим. А посему радуйся, ликуй и восклицай от радости; прими это как добрую весть и будь уверена, что это — правда; утешай себя мыслью о Его пришествии, ибо Он уже на пути к тебе. И будь готова выйти навстречу Ему, чтобы приветствовать Его радостными восклицаниями, ибо скрыть эту радость невозможно, она велика, и в ней не стыдно признаться, она обоснованна. Восклицай Ему Осанна». Церкви надлежит приветствовать Христа рукоплесканиями.
II. Здесь приводится такое описание Мессии, которое делает Его очень привлекательным в глазах всех любящих подданных, и Его пришествие к ним весьма желанно.
1. Он — праведный правитель; все Его действия как владыки в точности соответствуют принципам справедливости, ибо Он праведный.
2. Он — могущественный защитник всех искренне хранящих Ему верность и преданность, ибо Он — спасающий; спасение — в Его власти, и Он волен даровать таковое всем Своим подданным. Он — Бог спасения; в Нем — сокровища спасения. Он — servatus — спасающий Сам (существует такое чтение), восстающий из гроба собственной силой и доказывающий таким образом, что Он — наш Спаситель.
3. Он — кроткий, смиренный, любящий Отец для всех Своих подданных; Он — скромный (англ. пер., ст. 9). Он бедный и несчастный (дословно), что указывает на Его низкое положение, ведь когда Он уничижил Себя, то был презрен и умален пред людьми. Однако в устах евангелиста эти слова звучат как описание характера Мессии: Он щ кроток, не важничает и не обижается на обиды, но Он смирил Себя от начала и до конца, снисходя к людям низкого положения, сочувствуя несчастным; эта черта прекрасно сочеталась с Его служением пророка: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11:29). И тем не менее эта черта присуща Ему и как Царю. Доказательством служит то обстоятельство, что когда Христос совершал публичный въезд в Свой собственный город (и это — единственный эпизод в его жизни, когда Он явился перед миром столь торжественно), то сделал выбор не в пользу стройного коня, или колесницы (как обычно въезжают великие люди), но в пользу осла — по сути, служебного животного, слывущего глупым, презренным, ничтожным и медлительным, к тому же в те дни на ослах ездили люди самого низкого сословия; а именно это животное не было приспособлено для езды верхом, ведь речь идет о молодом осле — маленьком, неразумном и неуправляемом животном, которое, скорее, позорило своего всадника, нежели приносило ему честь; кроме того, осленок принадлежал не Ему, и не было на нем украшений, которые обычно надевают на жалкую лошадку, не было на нем ни седла, ни попоны, ни сбруи, ни другого снаряжения, но только брошенная сверху одежда учеников, ибо Христос уничижил Себя Самого, когда посетил нас в великом смирении.
III. Здесь царство Мессии представлено во всей его славе. У Этого Царя есть и будет царство не от мира сего, а от мира духовного — царство небесное.
1. Его утверждает и развивает не внешняя сила, не мышца плотская и не оружие брани. Но Господь истребит колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме (ст. 10), ибо они Ему не понадобятся, пока Он Сам восседает на осле. По милости к Своему народу Он истребит коней и колесницы, чтобы люди не отделились от Бога, полагаясь на таковых, тогда как уповать следует только на Божью силу. Господь Сам возьмется защищать их, Сам станет огненною стеною вокруг Иерусалима и даст Своим ангелам задание охранять город (ибо они — колесницы огненные и кони огненные), и тогда колесницы и кони, бывшие в распоряжении людей, им не понадобятся, и от таковых избавятся.
2. Царство Мессии будет умножаться и укрепляться благодаря проповеди Евангелия, возвещению мира народам; ибо Христос, придя, благовествовал мир дальним и близким; и таким образом укрепил Свое царство, возвещая на земле мир, а человекам — благоволение.
3. Поскольку Его царство будет овладевать умами людей и повлияет на них, то они станут миролюбивыми и покончат со всякой враждой. Господь сокрушит бранный лук и перекует мечи на орала. Он не только даст заповедь о мире, но и исполнит слово «мир».
4. Царство Мессии распространится во все уголки земли, вопреки оказанному ему сопротивлению. «Колесница и конь, которые выступили против Иерусалима, чтобы препятствовать продвижению Царя Сиона, будут истреблены; миру будет проповедано Евангелие, и его примут язычники, так что владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли, как предсказывал и Давид (Пс 71:8). Проповедники Евангелия будут нести его из страны в страну, от острова к острову, пока не просветятся и не покорятся ему самые удаленные уголки мира.
IV. Здесь приводится описание великого блага для человечества, о котором позаботился Мессия, а именно — искупление из крайне бедственного положения, прообразом которого служило освобождение иудеев из вавилонского пленения: «А что до тебя (тебя, дочерь Иерусалима, или Тебя, Царь Мессия), то ради крови завета твоего (ст. 11), в силу и благодаря завету, заключенному с Авраамом и скрепленному кровью обрезания, и завету, заключенному с Израилем у горы Синай и закрепленному кровью жертв, во исполнение данного завета Я теперь освобожу узников твоих из Вавилона, который был для них таким же неприятнейшим местом, как ров, в котором нет воды». Завет предусматривал, что если они в земле пленения своего взыщут Господа, то найдут Его (Лев 26:42,44−45; Втор 30:4). Именно ради крови завета, служившей прообразом Крови Христа, в Котором все Божьи заветы с человеком есть «да» и «аминь», узники освободились из пленения; и это освобождение было лишь тенью великого спасения, совершенного Царем твоим, дочерь Иерусалима! Следует заметить: состояние греха равнозначно рабству; это — духовная темница; это — ров или подземная тюрьма, в которой нет воды, да и не может быть никаких удобств. Мы по природе являемся узниками этого рва; Писание... заключило нас под грехом и предает нас Божьему правосудию. Богу же угодно распорядиться судьбой узников на новых условиях, заключить с ними другой завет, кровью которого является Кровь Христа; она не только выкупает нас, но и дает нам все блага завета; благодаря Этой Крови завета вступает в силу постановление, позволяющее освободить узников на удобных и почетных условиях, и тогда возвещается пленным освобождение и узникам открытие темницы, подобно тому как Кир провозгласил освобождение иудеев из Вавилона, благами которого придут и воспользуются все, чей дух возбудил Господь.
Стихи 12−17. Научив вернувшихся из пленения видеть в своем избавлении кровь завета и обетование о Мессии (ибо они получили столь дивную помощь именно благодаря пребывавшему на них благословению, хотя таковое все еще находилось в утробе их народа), пророк теперь начинает ободрять их перспективой радостного и удачного поселения и предстоящих славных временах. Они действительно какое-то время испытывали блаженство, причем немалое; однако этим обетованиям суждено исполниться в полной мере в духовных благословениях Евангелия, и речь идет о том блаженстве, которое мы имеем в Иисусе Христе.
I. Их приглашают обратиться к Христу и бежать к Нему, как в город-убежище: возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся (ст. 12). Иудеи, вернувшиеся на собственную землю, фактически оставались пленниками (мы ныне рабы, Неем 9:36), но пленниками надеющимися, или ожидающими, ибо Бог дал им ожить немного в рабстве их (Езд 9:8−9). Те, которые асе еще оставались в Вавилоне, потому что их задерживали дела, тем не менее жили надеждой однажды увидеть свою землю снова. Теперь пророк призывает как вернувшихся, так и оставшихся обратить свой взор на Мессию, представленного им в обетовании как их твердыня, чтобы укрыться в Нем и опираться на Него, ибо совершение милости, дарованной Его благодатью ради Него Самого, имеет столь славное начало. К Нему обратитесь, и будете спасены (Ис 45:22). Обетование о Мессии было твердыней верных еще задолго до Его пришествия. Они видели Его день на расстоянии и были рады, с верою ожидая избавления в Иерусалиме, и это упование долгое время было поддержкой и утешением Израилевым (Лк 2:25,38). Переживая опасность и невзгоды, они были готовы обратиться за помощью то к одной, то к другой твари, но пророк наставляет их по-прежнему обращаться к Христу и утешать себя радостными мыслями о том, что их Царь придет к ним со спасением. Освобождение из Вавилонского пленения служило прообразом искупления Христова (ст. 11), поэтому и приглашение к твердыне вторит языку евангельского призыва. Грешники — те же пленники, но они — пленники надеющиеся; их случай печален, но не безнадежен, и есть еще надежда для Израиля в этом деле. Христос — твердыня для них, крепкая башня, в которой они могут чувствовать себя спокойно и безопасно, не. боясь гнева Божия, проклятия закона и нападения духовных врагов. Именно к Нему они должны обратиться живой верой, к Нему бежать и уповать на имя Его.
II. Их заверяют в Божьей благосклонности: «...теперь, когда дела приняли наихудший оборот и вы думаете, что ваш случай крайне безнадежен, Я, тем не менее, возвещаю и торжественно обещаю, что воздам тебе вдвойне — тебе, Иерусалим, и каждому пленнику надеющемуся. Я дам вам утешений вдвое больше пережитых вами скорбей и благословений — вдвое больше когда-либо дарованных вашим отцам в наилучшие для них времена. Слава вашего нового состояния и вашего нового дома превзойдет, вдвое превзойдет славу прежнего». И это связано именно с пришествием Мессии, проповедью Евангелия и установлением Его царства; духовные благословения с небес вдвое превосходят любые блага периодов наибольшего процветания. В качестве залога исполнения обетования в полноте времени Бог обещает здесь иудеям победу, изобилие и радость на собственной земле, которые будут accto лишь тенью и образом более славных побед, богатств и радостей царства Христова.
1. Они восторжествуют над своими врагами. По возвращении иудеи были со всех сторон окружены врагами. Они напоминали разноцветную птицу; все птицы полевые были против них. Их земля располагалась между двумя могущественными государствами — Сирией и Египтом — частями Греческого царства, а какие опасности грозили находящимся между ними, предсказал другой пророк (Дан 11). Здесь же звучит обетование, что Господь избавит их от всех опасностей; и сначала это обетование исполнилось во времена Маккавеев, когда иудеи восстали против врагов, держались на плаву и после многих битв и пережитых трудностей одержали над врагами верх. Здесь обещается, что:
(1) Иудеи будут орудием в Божьей руке, которое поразит и внесет смятение в ряды их гонителей: «...как лук, лук из стали, Я натяну Себе Иуду; и этот лук Я наполню Ефремом, как стрелами, и натяну тетиву до предела до самого острия стрелы». Существует мнение, что именно такая мысль стоит за словами «наполню лук». Данное описание с его живыми образами весьма изящно. Сыны Иудины были научены луку (2Цар 1:18), славился таким мастерством и Ефрем (Пс 77:9). Но пусть не думают, что добились успеха собственными силами, ибо они не более чем лук и стрелы в руках Бога, они — орудия, которыми Господь распоряжается и использует, как Ему угодно. Он держит их, как лук, и направляет к цели, подобно стрелам. Наилучшие и наихрабрейшие из людей — лишь таковы, какими их создал Бог, и пригодны лишь к тому, на что Бог дает им силы. Проповедники Евангелия — это лук в руке Христа, с которым Он вышел и продолжает Свой путь как победоносный, и чтобы победить (Откр 6:2). Объяснением этому служат следующие слова: воздвигну и воодушевлю сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония! Это исполнилось, когда люди, чтущие своего Бога, усилились и действовали против Антиоха, одного из царей Греческой империи (Дан 11:32). И в руке всемогущего Бога они стали мечом ратоборца, перед которым никто не устоит. О нечестивых сказано, что они — меч Божий (англ. пер., Пс 17:13; в русск. пер. сказано иначе: избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим, Пс 16:13), но подчас и благочестивые становятся Божьим мечом, ибо Господь использует и тех и других, как Ему угодно.
(2) Сам Бог будет их командиром и военачальником в каждой oneрации и в каждом бою: и явится над ними Господь (ст. 14); и будет очевидно, что Он — главный в любом деле и что все движения людей подчинены Его руководству; подобным же образом Господь зримо, хотя и неосязаемо шел в столпе облачном и огненном, когда вел Израиля по пустыне.
[1] А если войско нужно поднять, или созвать, и вывести на поле битвы?! — Тогда возгремит Господь Бог трубою, чтобы собрать силы воедино, объявить войну, протрубить тревогу и дать указания, по какому пути идти и в каком направлении продвигаться; ибо если вострубит Господь, то звук будет четким и громким.
[2] А если армии нужно выйти на поле битвы и вступить в бой? — С какой бы операции ни начиналась кампания, во главе Своего войска в бурях полуденных (которым присуща невероятная сила и стремительность) пойдет Бог; и перед этими бурями твои сыны, Иония, будут как прах.
[3] А если войско уже вступило в бой? — Тогда, как молния (столь сильно, внезапно и неотразимо), вылетит стрела Божья. Господь блеснет молниею и растет врагов; пустит стрелы Свои и расстроит их. Здесь прослеживается связь с действиями Бога в древности, когда Он вывел Израиля из Египта и привел в Ханаан; и частично это исполнилось в небывалом успехе иудеев в борьбе с соседями, которые напали на них во времена Маккавеев, ибо Божье Провидение по-особому выступало на их стороне; полное же исполнение имело место в славных победах креста Христова и в слове о кресте, превозмогшем сатану и все силы тьмы, благодаря чему мы все преодолеваем.
[4] А если есть опасность, что враг превзойдет их по силам? — Тогда Господь Саваоф будет защищать их (ст. 15), так что враги их не одолеют и не затравят, как жертву. Бог станет не только их защитой, но и нападающей силой; Он не только щит, охраняющий их, но и меч славы их; и речь идет о Господе Саваофе, у Которого есть силы защитить их, и об их Боге, Который взял на Себя обязательство защищать их, к тому же они — Его собственность. Господь спасет их в тот день (в крайне опасный день), как овец, народ Свой, с такой же нежностью и заботой, как и пастырь спасает своих овец. Поистине в безопасности тот, кого спасает Бог.
[5] А если враги надеются истребить их? — Тогда это обернется против самих врагов, и народ Божий истребит их и будет попирать пращные камни за неимением лучшего оружия, подняв их на выступивших против него. Когда Богу угодно, тогда и гладкие камни из ручья послужат деянию, достойному мощной артиллерии; ибо даже звезды с путей своих будут сражаться на стороне Божьего народа. Так и Голиаф погиб от камня из пращи. Покорив врагов, иудеи будут истреблять и, образно говоря, будут пить кровь своих врагов и, по обыкновению победителей, станут шуметь как бы от вина. Завоеватели обычно возвещали о своей победе громкими криками «ура!» и восклицали «слава!» Мы читаем о крике побеждающих и о трубном царском звуке у Божьего народа. Будет много крови и добычи, чтобы наполнить все сосуды храма, как, бывало, наполняли кровью жертв жертвенные чаши, или углы жертвенника; ибо враги иудеев падут жертвами Божьего правосудия.
2. Иудеи возликуют в Боге. Они примут утешение и воздадут Господу славу за успех. Существует такое чтение стиха 15: они будут вкушать (то есть всецело насладятся) свои достижения; Бог даст им власть вкусить это после попирания пращных камней (то есть врагов, которые бросали в них камни из пращи), и тогда они будут пить и шуметь, шуметь от радости пред Господом — своим создателем и защитником, как бы от вина, как веселятся люди во время пира с вином. «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом», — будут они говорить, назидая самих себя и других псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Еф 5:18−19), как опьяненные поют пустые и неразумные песни. И в полноте своей радости они принесут множество жертв в честь Бога, так что наполнятся как жертвенные чаши, так ж углы жертвенника туком и кровью их жертв. И когда они будут таким образом ликовать успеху, то их радость обратится к Богу — к их Богу, Богу их спасения. Они будут радоваться:
(1) Любви, которую Господь имеет к ним, и отношению, которое они имеют к Господу, ибо они овцы, народ Его, а Он — их Пастырь, и они для Него — как весьма драгоценные камни в венце, которые строго охраняются. Никогда еще ни один царь не был доволен камнями своей короны, как Бог радуется и будет радоваться камням Своего венца — Своему народу, столь близкому и дорогому Ему, которым он гордится. Они — венец славы и царская диадема в Его руке (Ис 62:2−3). И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, в который Я создам Свои драгоценности (англ. пер., Мал 3:17). И они воссияют на земле Его, подобно царскому гербу, выставленному на всеобщее обозрение в знак радости и торжества. Божий народ — это Его слава; таковыми Ему было угодно их создать, таковыми Ему угодно их считать. Он водрузил их, как знамя, на Своей собственной земле, объявляя войну ненавидящим Его, для которых это знамя означает вызов, тогда как оно является центром единства все любящих Господа, всех детей Божьих, рассеянных по земле, но приглашенных прийти и встать под Его знамя (Ис 11:10,12).
(2) Заботе, которую Господь о них проявляет (ст. 15). Вот что стало предметом ликования иудеев: о, как велика благость Его и какая красота Его! (ст. 17) Это — суть и припев песен, которыми они шумели перед Господом. Здесь нас учат:
[1] Восхищаться и хвалить Бога за привлекательность: какая красота Его! Все совершенства Божьего естества как бы договорились сообща представить Господа безмерно миловидным в глазах всех знающих Его. Они для Него как камни в венце; а кем является Он для них? Наше дело в храме — созерцать красоту Господню (Пс 26:4) и восклицать: какая красота Его! Как она превосходит любую другую красоту! В особенности это касается благолепия Его святыни. Это может относиться и к Мессии, к царю Сиона, Который грядет. Смотрите на Царя в красоте Его (Ис 33:17), Который прекраснее сынов человеческих, лучше десяти тысяч других, и весь Он — любезность. Хотя в глазах мира Он не имеет ни вида, ни величия, глаза веры видят, какая красота Его.
[2] Восхищаться и благодарить Бога за дары Его милости и благодати, за Его щедрость, равно как и за красоту, ибо как велика благость Его! Как богат Он милостью! Как глубоки и как полны ее источники! Как разнообразны, изобильны и драгоценны ее потоки! Как много добра делает Бог! Как богат Он милостью! Здесь приводится пример благости Бога по отношению к Своему народу: хлеб одушевит язык у юношей и вино — у отроковиц! То есть Бог благословит Свой народ изобилием плодов земли. И если прежде их постигла такая нужда, что юноши и отроковицы теряли сознание и были готовы умереть от голода (Плач 2:12,21; Плач 4:7−8; Плач 5:10), то теперь у них будет более чем достаточно хлеба и будет не только вода, но и вино — молодое вино, которое помогает молодым людям расти и быть бодрыми, и (что некоторые толкователи считают следствием изобилия и дешевизны зерновых) бедные ободрятся и станут жениться и наполнять землю, когда у них найдется пропитание для семей. Следует заметить: мы должны энергично служить Богу всеми добрыми дарами, пожалованными Им; нам надлежит устремлять свои потоки к источнику, и, получая пополнение в виде хлеба и вина, мы должны восклицать: как велика благость Его!
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Захарии, 9 глава