В последних новостях об Амане сообщалось, что он сидит с кубком (Есф 3:15). В последних новостях о Есфири говорилось, что она в слезах, молитве и посте. А в этой главе мы узнаем:
(I) О радости Есфири, ибо царь отнесся к ней благосклонно и почтил своим присутствием пир с вином, устроенный царицей (ст. 1−8).
(II) О раздражении Амана из-за того, что Мардохей не снял перед ним шляпу и не преклонил колени. В сильном негодовании Аман готовит для него виселицу (ст. 9−14). Именно таким образом сеющие в слезах пожинают с радостью, а веселье беззаконных кратковременно.
Стихи 1−8. Здесь говорится:
I. О смелом приближении Есфири к царю (ст. 1). Когда назначенный пост завершился, царица, не теряя времени, обратилась к царю на третий день, пока свежи в памяти впечатления и она испытывает духовный подъем. Когда сердце расширяется от общения с Богом, оно исполняется отвагой на дела и страдания во имя Господа. Существует мнение, что под тремя днями поста подразумевался один день и две ночи, во время которых пищу не принимали вообще; и об этом промежутке времени говорится как о трех днях столько же и Христос находился в гробу. Это объяснение согласуется с информацией, что царица появилась во дворе на третий день. Решения, сопряженные с риском и трудностями, нужно осуществлять без промедления, чтобы они не охладились и не утратили свою силу. Что делаешь, делай скорее, если для этого деяния требуется смелость. Теперь Есфирь оделась по-царски, чтобы вернее снискать благосклонность царя, а одежды поста отложила в сторону. Она оделась красиво не ради собственного удовольствия, а ради мужа; в молитве Есфири, которая приводится в апокрифической части книги (Есф 14:16, в русск. пер. Есф 4:17б), она так взывает к Богу: «Ты знаешь необходимость мою, что я гнушаюсь знака гордости моей, который бывает на голове моей во дни появления моего...» Пусть этот пример станет поучительным для людей, которые по рангу обязаны носить дорогую одежду, пусть они гнушаются ею и не считают своим украшением. Есфирь стояла на внутреннем дворе... перед домом царя в ожидании своей участи с надеждой и страхом.
II. О благосклонной реакции царя. Когда он увидел Есфирь, она нашла милость в глазах его. Согласно апокрифам и Иосифу Флавию, царица взяла с собой двух служанок: на руку одной Есфирь опиралась, а вторая несла шлейф ее платья; лицо царицы выражало радость и было прекрасно, а сердце страдало, потому что когда царь обратил к ней лицо, сияющее величием, то сначала взгляд его был свирепым, отчего царица побледнела и ощутила слабость, преклонив голову на плечо шедшей рядом служанки; но затем Бог повлиял на дух царя, и тот в страхе поспешно встал с престола и обнял Есфирь, утешая ее любезными словами, пока она не пришла в себя. А здесь говорится лишь о том, что:
1. Царь защитил Есфирь от действия закона и заверил ее в безопасности, простерши к ней золотой скипетр (ст. 2), и царица с благодарностью коснулась конца скипетра, представ таким образом перед царем смиренной просительницей. Итак, она, подобно Иакову, боролась с Богом, а значит, одолеет и людей. Кто потеряет душу свою ради Господа, тот сбережет ее или найдет в лучшей жизни.
2. Царь ободрял Есфирь, чтобы она обратилась к нему: что тебе, царица Есфирь, и какая просьба твоя? (ст. 3). Он был настолько далек от того, чтобы считать ее нарушительницей, что выразил радость от встречи с ней и горел желанием оказать ей любезность. Тот, который развелся с одной женой за то, что она не явилась, когда ее звали, не пожелал проявлять суровость к другой за то, что она явилась, когда за ней не посылали. Бог может расположить к нам сердце человека, как Ему угодно, даже если речь идет о сердце великих и склонных к произволу. Есфирь опасалась, что рискует погибнуть, но вместо этого получила обещание, что ей будет дано все, что ни попросит, даже до полуцарства. Следует заметить: Бог в Своем провидении зачастую устраняет страхи и дает сверх того, на что Его люди уповали, особенно когда они принялись за Его дело. А мы в этой истории должны найти воодушевление всегда .молиться и не унывать, к этому же призывал и наш Спаситель, когда рассказал притчу о неправедном судье (Лк 18:6−8). Послушайте, что говорит этот высокомерный царь: «что тебе, царица Есфирь, и какая просьба твоя? Даже до полуцарства будет дано тебе», и скажите: Бог ли не услышит и не ответит на молитвы избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь? Есфирь пришла к гордому и властному человеку, а мы приходим к Богу любви и благодати. Ее не звали, а нас зовут: Дух говорит: приди, и невеста говорит: приди. Против Есфири был закон, а на нашей стороне обетование, причем не одно: просите, и дано будет вам. У нее не было друга, который привел бы ее к царю или ходатайствовал за нее, более того, ее врагом стал царский фаворит; а у нас есть ходатай перед Отцом, в Котором Его благоволение. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати.
3. Единственной просьбой Есфири к царю в этот раз было приглашение прийти на пир, который она для него приготовила, и взять с собой Амана (ст. 4−5). Таким образом (1) она намекнула царю, насколько дорожит его благосклонностью и обществом. Какой бы ни была ее просьба, его благосклонности она желает превыше всего и готова обрести ее любой ценой.
(2) Есфирь проверяла, насколько сильны его чувства к ней; так, откажись царь от приглашения, было бы пока бессмысленно обращаться к нему с другой просьбой.
(3) Есфирь старалась привести царя в доброе расположение духа и смягчить его сердце, чтобы он с большей чуткостью отнесся к жалобе, которую она должна ему представить.
(4) Есфирь решила угодить царю, оказав любезность его фавориту Аману и пригласив его прийти на пир, ибо знала, что царь любил его общество; кроме того, Аману следовало присутствовать при предъявлении жалобы, ибо царица будет говорить о нем лишь то, что осмелится сказать ему в глаза.
(5) Есфирь надеялась, что во время пира с вином у нее появится более благоприятная возможность обратиться с просьбой. Чтобы найти подход и повлиять на людей, с которыми трудно иметь дело, нужна мудрость.
4. Царь охотно пошел на пир и велел Аману идти вместе с ним (ст. 5), и это свидетельствует о том, что он сохранил к Есфири добрые чувства; если бы царь по-настоящему замышлял уничтожить царицу и ее народ, то отклонил бы приглашение. Придя на пир, он повторил вопрос: «какая просьба твоя?» и щедрое обещание об удовлетворении таковой: хотя бы до полуцарства, она будет исполнена (ст. 6); это образное выражение, которым царь заверял царицу, что не откажет ей ни в чем в пределах разумного. Такие же слова произносил и Ирод (Мк 6:23).
5. Тогда Есфирь сочла нужным просить лишь об обещании принять приглашение на второй пир, который она приготовит на следующий день в своих покоях; приглашен также и Аман (ст. 7−8); и царица намекнула, что о своем деле она поведает во время того пира. Отсрочку в обращении с просьбой можно объяснить:
(1) Благоразумием Есфири; таким образом она надеялась еще больше расположить к себе царя и снискать его благосклонность. Возможно, она хотела обратиться с просьбой сейчас, но ей не хватило духа, и Есфирь пожелала посвятить больше времени молитве, чтобы Бог дал ей уста и премудрость. И она знала, что царь, вероятно, воспримет отсрочку с обращением как проявление почтения к нему со стороны царицы и нежелание давить на него. На поспешную просьбу зачастую дается поспешный отказ; а то, о чем просят не сразу, заслуживает взвешенных раздумий.
(2) Божьим провидением, расположившим сердце Есфири к тому, чтобы не торопиться с просьбой, а обратиться с ней на день позже; она не знала причины, зато Бог знал, что должно произойти ночью, разделявшей эти два дня, причем это событие будет содействовать планам Есфири и подготовит ей путь к успеху; Он знал, что злость Амана на Мардохея достигнет наивысшей точки, и это ознаменует начало падения Амана перед ним. Наверно, иудеи обвиняли Есфирь в нерасторопности, а некоторые из них начали сомневаться в ее искренности или, по крайней мере, в усердии; но дальнейший ход событий развеял их подозрения и показал, что все было к лучшему.
Стихи 9−14. Сказанному здесь об Амане соответствуют слова Соломона: надменный злодей кощунник имя ему действует в пылу гордости (Притч 21:24). Аман, как никто другой, заслуживал этого имени, ибо в нем преобладали гордость и гнев. Мы видим, как:
I. Аман кичился тем, что удостоился чести быть приглашенным на пир Есфири. И вышел Аман в тот день веселый и благодушный по этой причине (ст. 9). Обратите внимание, с каким восторгом он говорит об этом (ст. 12), как гордится собой и считает свое состояние близким к наивысшему блаженству по той причине, что никого царица Есфирь не пригласила прийти вместе с царем к ней на пир, а только его всесильную персону; причем он думал, что причиной тому было ее чрезмерное восхищение им и желание наслаждаться его обществом, так что даже и на следующий день он приглашен вместе с царем; никто, кроме Амана, не достоин сопровождать царя. Следует заметить: самовлюбленные и льстящие себе люди на самом деле обманывают себя. Аман тешил себя мыслью, что царица решила почтить его, пригласив на пир во второй раз, тогда как в действительности она собиралась обвинить его и, приглашая на пир, фактически вызывала в суд. Поистине гордые люди смотрят на себя через увеличительное стекло! И как гордость сердца обольщает их (Авд 1:З)!
II. Пренебрежение со стороны Мардохея вызвало у Амана досаду и раздражение, так что он начал беспокоиться сам и беспокоить всех вокруг.
1. Мардохей, как всегда, проявил решительность: он не встал и с места не тронулся пред Аманом (ст. 9). В своем поведении Мардохей прислушивался к собственной совести и поэтому упорно не желал раболепствовать перед Аманом, причем даже тогда, когда у него появилась причина бояться его и сама царица Есфирь оказала Аману любезность. Мардохей знал, что Бог сможет и пожелает спасти его и Свой народ от гнева Амана, и для этого не обязательно прибегать к столь унизительным и угодливым приемам, чтобы задобрить его. Кто ходит в святой искренности, тот может ходить в святой уверенности и продолжать свое дело, не боясь коварных происков со стороны людей. Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно.
2. Аман, как всегда, разозлился; мало того, чем больший душевный подъем он испытывал, тем нетерпимее и яростнее воспринял пренебрежение к себе.
(1) Его дух пришел в смятение, и он сам причинил себе мучительное беспокойство. Исполнился Аман гневом (ст. 9), однако скрепился (ст. 10). Он бы с радостью достал меч и разрубил Мардохея надвое за такое оскорбление, но понадеялся, что вскоре увидит, как Мардохей падет вместе со всеми иудеями; и поэтому Аману с большим трудом удалось взять себя в руки и выдержать удар. Какая борьба происходила внутри между гневом, требующим немедленной смерти Мардохея: «о, если бы я съел его плоть, то и тогда не насытился бы?» (англ. пер., Иов 31:31), и коварством, решившим дождаться установленного срока всеобщего побоища! Вот какие терны и сети на пути коварного!
(2) Это свело на нет всю его радость. Мелкое оскорбление со стороны Мардохея стало мертвой мухой, которая испортила весь сосуд с драгоценным елеем; к вечному позору для гордой и мятежной души, он сам признался в присутствии собственной жены и друзей, что не найдет утешения в богатстве, высоком положении и в семье до тех пор пока Мардохей жив и занимает место у ворот царских (ст. 10−13). Он обратил внимание слушавших на свое богатство, почести, многочисленность семейства и высокие должности, которых достиг, упомянув, что является фаворитом правителя и кумиром при дворе; тем не менее всего этого не довольно, пока Мардохей не повешен. Кто имеет беспокойный нрав, у того всегда найдется та или иная причина для беспокойства. Что же касается гордых, то, хотя они имеют много, это ничто для них, если не владеют всем. Тысячная доля того, чем владел Аман, сделала бы смиренного и скромного человека самым счастливым в мире; тем не менее Аман жаловался столь эмоционально, как будто бы в полном забвении находился за чертой бедности.
III. Аман размышляет о мести и находит в этом поддержку со стороны жены и друзей (ст. 14). Они видели, что при определении времени истребления иудеев он на собственное решение не полагался, а бросал жребий и отложил побоище до установленного срока; поэтому ему посоветовали в качестве залога и предвкушения этого события срочно казнить Мардохея себе же в удовольствие. Пусть получит то, что доставит ему сиюминутную радость; и тогда, как он сам думал, можно удостовериться, что истребление всех иудеев произойдет в назначенное время, если не пренебречь сейчас казнью одного Мардохея.
1. Для ублажения фантазии Амана друзья советуют ему приготовить дерево и установить его напротив собственных дверей, чтобы совершить казнь без промедления, как только приговор будет подписан; нечего томить себя ожиданием, пока возведут виселицу. Аману это очень понравилось, и он сразу же позаботился о подготовке дерева; оно должно быть вышиною в пятьдесят локтей, чтобы как можно сильнее унизить Мардохея и выставить его напоказ всем прохожим. Причем виселица должна находиться у дверей Амана, чтобы все увидели, что Мардохей принесен в жертву идолу мести, и чтобы сам Аман мог услаждать свой взор этим зрелищем.
2. Для достижения этой цели друзья советуют Аману пойти рано утром к царю и раздобыть у него приказ о повешении Мардохея, который (в чем они ничуть не сомневались) будет охотно дан столь дорогому фавориту царя, тем более что Аман с такой легкостью добился указа об уничтожении всего иудейского народа. Никаких придуманных предлогов не требовалось достаточно поставить царя в известность, что Мардохей, пренебрегая повелением царя, отказывается кланяться Аману. А теперь мы расстаемся с Аманом, который отправляется спать, теша себя мыслями о том, как увидит Мардохея повешенным на следующий же день, а сам с радостью пойдет на пир; о том, что он собственноручно возвел виселицу для себя, Аман не думал.
толкование Мэтью Генри на книгу Есфирь, 5 глава